БСУ-ЗП — Бортовая система управления заходом на посадку
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страницы [01] [02]
Страна: СССР.
Название: БСУ-ЗП.
Тип: ?
Самолёт: Ил-18, Ту-124, Ту-134.
Создан: ?
Завод: ?
Отрасль: Производство авиационной техники.
БСУ-ЗП — Бортовая система управления заходом на посадку.
Предназначена для:
- а) стабилизация самолёта и его управления на всех эксплуатационных режимах полёта, начиная с высоты м;
- б) автоматического самолётовождения по траекториям, задаваемых радиотехнической системой ближней навигации VOR;
- в) автоматического и директорного управления заходом на посадку по сигналам радиотехнических систем (РТС) СП-50-М и ILS, соответствующих требованиям I категории ИКАО.
Повествование
П р и м е ч а н и е. Управление самолётом называется автоматическим, если самолётом управляет автопилот по командам системы «Путь-4МПА», и и директорным , если по этим командам управляет самолётом лётчик.
Система БСУ-ЗП состоит из следующих составных частей:
пилотажно-навигационной системы «Путь-4МПА»;
автопилота АП-6Е или АП-6ЕМ-ЗП;
автомата триммирования АТ-2.
Для контроля исправной работы каждая составная часть имеет элементы встроенного контроля, которые в составе БСУ-ЗП образуют систему автоматического контроля и сигнализации.
Система БСУ-ЗП имеет объединённый пульт управления, с помощью которого можно задавать режимы работы, а также управлять самолётом используя рукоятки «Разворот» и «Спуск—подъём». В зависимости от режима полёта работает или система БСУ-ЗП или отдельные составные её части.
Рис. 1. Объединённый пульт управления БСУ-ЗП.
1—бленкер поперечной стабилизации; 2—рукоятка «Разворот»; 3—бленкер продольной стабилизации; 4—кнопка-лампа «Глиссада»; 5—рукоятка «Спуск-подъём»; 6—кнопка-лампа «Включение КВ»; 7—тумблер включения продольной стабилизации; 8—рукоятка «Крен»; 9—тумблер включения поперечной стабилизации; 10—кнопка включения «АП»; 11—тумблер «Подготовка АП»; 12—кнопка-лампа «Курс»; 13—тумблер «СТУ»; 14—тумблер «Откл-осв».
БСУ-ЗП может работать в одном из следующих режимов:
полёт по маршруту в режиме стабилизации курса и заданной высоты;
полёт по сигналам радиомаяков системы VOR;
заход на посадку по сигналам маяков радиотехнических систем СП-50-М и ILS.
Система БСУ-ЗП устанавливается на самолёты Ил-18, Ту-124, Ту-134, поэтому её основные составные части выпускаются в трёх вариантах:
«Путь-4МПА-2» для самолёта Ил-18 + АП-6Е;
«Путь-4МПА-1» для самолёта Ил-124 + АП-6ЕМ-ЗП;
«Путь-4МПА-1к» для самолёта Ил-134 + АП-6ЕМ-ЗП;
Комплектность БСУ-ЗП для самолёта Ил-18 указана в (табл. 1).
Другие варианты имеют следующие отличия:
в комплект «Путь-4МПА-1» для самолёта Ил-124 и «Путь-4МПА-1к» для самолёта Ил-134 входят дополнительно соединительные коробки СК-29И, которые в «Путь-4МПА-2» заменены самолётными распределительными коробками;
в комплекте «Путь-4МПА-1к» используются приборы ПП-1ПМк (сер. 2) и НКП-4к (сер. 3), имеющие красный подсвет шкал;
во втором варианте АП-6ЕМ-ЗП используется БУ-16, ПУ-17, РМ-913 (вар. 1, 2), БГК-1 вместо соответствующих агрегатов первого варианта. Дополнительно в комплект второго варианта входит блок трансформаторов БТ, а платформа ПА-3 отсутствует;
в третьем варианте АП-6ЕМ-ЗП используется БУ-24, ПУ-16, РМ-913 (вар. 1, 2), ПА-4 БКГ-1 вместо соответствующих агрегатов первого варианта.
Все три варианта: первый АП-6Е, второй и третий АП-6ЕМ-ЗП имеют одинаковые принципиальные электрические схемы и отличаются только конструктивным оформлением блока управления, амортизационной платформы, блока контроля, пульта управления, рулевых машин.
Комплектность системы БСУ-ЗП
|
Наименование агрегатов и блоков |
Шифр блока |
Количество |
Условное обозначение в тексте и схемах |
Система «Путь-4МПА-2» |
Пилотажный прибор |
ПП-1ПМ, сер. 2 |
2 |
ПП-1ПМ |
Навигационный курсовой прибор |
НКП-4, сер. 3 |
2 |
НКП-4 |
Вычислитель |
В-12, сер. 1 |
2 |
В-12 |
Усилитель |
У-20Н |
2 |
У-20Н |
Блок реле |
БР-46А, сер. 1 |
2 |
БР-46 |
» комбинированный |
БК-5 |
1 |
БК-5 |
» » |
ВК-6 |
1 |
ВК-6 |
» связи с автопилотом |
БС-3 |
1 |
БС-3 |
Патрон |
П8 |
2 |
П8 |
Автопилот АП-6Е (вар. 1) |
Блок связи с курсовой системой |
БС-КС, сер. 02 |
1 |
БС-КС |
Центральная гировертикаль |
ЦГВ-4, сер. 02 |
2 |
ЦГВ-4 |
Корректоры высоты |
КВ-11 |
2 |
КВ-11 |
Блок демпфирующих гироскопов |
БДГ-10-1, сер. 02 |
1 |
БДГ |
» управления |
БУ-14, сер. 01 |
1 |
БУ |
Объединённый пульт управления |
ПУ-8 |
1 |
ПУ |
Усилитель рулевых машин |
У, сер. 02 |
1 |
У |
Рулевая машина |
РМ-913, вар. 1 |
3 |
РМ |
Кнопка быстрого отключения |
КБО |
2 |
КБО |
Амортизационная платформа |
ПА-3, сер. 01 |
1 |
ПА |
Блок контроля |
БК-4, сер. 01 |
1 |
БК-4 |
Датчик отключения руля |
ДОР-1 |
1 |
ДОР |
Блок контроля гировертикалей |
БКГ-2 |
1 |
БКГ |
Автомат триммирования АТ |
Блок управления триммером |
БУТ-3 |
1 |
БУТ-3 |
Датчик усилий дублированный |
ДДУ-4 |
1 |
ДДУ |
Указатель автомата триммирования |
УАТ-3 |
1 |
УАТ |
Электромеханизм |
УТ-15 |
1 |
УТ-15 |
Автоматы триммирования АТ-2 для всех вариантов БСУ-ЗП имеют одинаковую комплектацию и отличаются только датчиками усилий (ДДУ-1 — Ту-124, ДДУ-6 — Ту-134).
П р и м е ч а н и я. 1. Приборы ПП-1ПМ и ПП-1ПМк взаимозаменяемы с соответствующими приборами серии 2, а приборы НКП-4 и НКП-4к серии 2 взаимозаменяемы с соответствующими приборами серии 3.
2. На самолётах Ил-18 и Ту-134 аппаратура БУ, БК-4, У, БС-КС, ЦГВ-4, КВ-11 установлена на амортизационную платформу ПА-3 (ПА-4, которая одновременно является и распределительной коробкой автопилота).
Решаемые задачи. Все задачи, решаемые БСУ-ЗП, можно разделить на пять групп:
1. У п р а в л е н и е с п о м о щ ь ю а в т о п и л о т а. Автопилот АП-6Е обеспечивает:
стабилизацию трёх угловых координат самолёта относительно центра тяжести вокруг его осей устойчивости;
стабилизацию центра масс самолёта на заданной барометрической высоте;
выполнение координированных разворотов, набора высоты или снижения с помощью рукояток пульта управления.
2. У п р а в л е н и е с п о м о щ ь ю с и с т е м ы БСУ-ЗП. Система обеспечивает:
стабилизацию центра масс самолёта на траекториях, задаваемых радиомаяком системы ближней навигации VOR;
автоматическое и полуавтоматическое управление самолётом при заходе на посадку по сигналам РТС СП-50М и ILS, начиная с 4-го разворота и до высоты 50-60 м.
3. А в т о м а т и ч е с к о е т р и м м и р о в а н и е. Автомат триммирования АТ-2 обеспечивает:
автоматическое триммирование руля высоты при включённом продольном канале автопилота;
индикацию усилий в тягах управления рулём высоты;
сигнализацию о превышении допустимых усилий в тягах управления рулём высоты.
4. О б е с п е ч е н и е б е з о п а с н о с т и п о л ё т а. Система контроля и сигнализации БСУ-ЗП обеспечивает:
автоматический контроль исправной работы БСУ-ЗП на всех режимах полёта и своевременное отключение неисправного канала автопилота с выдачей лётчику световой и звуковой сигнализации;
автоматический перевод БСУ-ЗП при отказах РТС или системы «Путь-4МПА» с режима полёта по траектории, задаваемой системами СП-50М, ILS, VOR, на другой режим работы:
а) в боковом канале — на режим стабилизации курса, имевшего места в момент отказа;
б) в продольном канале — на режим стабилизации высоты (при отказах на высоте более 150 м) или режим «Продление глиссады» (при отказах на высоте менее 150 м);
возможность проверки исправности блока контроля БК-4 от кнопки «Тест-контроль».
5. И н д и к а ц и я о с н о в н ы х п а р а м е т р о в п о л о ж е н и я с а м о л ё т а в п р о с т р а н с т в е . Система БСУ-ЗП обеспечивает совмещённую индикацию по приборам ПП-1ПМ и НКП-4 следующих параметров:
уга крена самолёта —γ;
команды по крену —δz;
угла тангажа самолёта —ϑ;
команды по тангажу —δн;
отклонение по заданной линии пути — ε;
отключение от глиссады — ξ;
курса самолёта — ψ;
заданного курса — ψ3;
отклонение от заданного курса — ∆ψ.
курсового угла радиостанции — φ;
пеленга радиостанции — σρ;
скольжения — β.
Основные технические данные
1. |
Высотность, до м |
15000 |
2. |
Диапазон приборных скоростей, км/ч |
240—600 |
3. |
Температурный диапазон работы, от +°С до - °С |
50—60 |
4. |
Питание от сети постоянного тока, в
Питание от сети трёхфазного тока, в; Гц
|
27±2,7
36±1,8; 400±8 |
5. |
Потребляемая мощность от сети постоянного тока, не более вт
В том числе:
АП-6ЕМ-ЗП, вт
«Путь-4МПА», вт
АТ-2, вт
|
450
300
100
50
|
Потребляемая мощность от сети переменного тока, не более ВА
В том числе:
АП-6ЕМ-ЗП, ВА
«Путь-4МПА», ВА
АТ-2, ВА
|
500
250
200
50
|
6. |
Точность стабилизации самолёта автопилотом относительно центра масс:
по курсу (без погрешности КС)
по крену
по тангажу
по высоте, м
|
±0,5°
±1°
±0,5°
±25
|
7. |
Точность вывода самолёта на траекторию посадки системами СП-50М, ILS в районе БПРС:
по курсу, м
по глиссаде, м
|
±30
±7,5
|
8. |
Точность стабилизации самолёта на заданной траектории радиомаяков ближней навигации VOR при углах сноса до 25° и на удалениях 25—280 км от маяка, км |
±3 |
9. |
Масса комплекта БСУ-ЗП, кг
В том числе:
АП-6ЕМ-ЗП, кг
«Путь-4МПА», кг
АТ-2, ВА, кг
|
160
92
60
8
|
2. ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ БСУ-ЗП
В качестве датчиков сигналов в системе БСУ-ЗП используется (рис. 2 и 3):
две центральные гировертикали ЦГВ-4;
два корректора высоты КВ-11;
дистанционный авиагоризонт АГД-1;
блок демпфирующих гироскопов БДГ-10-1;
датчик отклонения руля ДОР-1;
рукоятки пульта управления ПУ-8;
дублированный датчик усилий ДДУ-4;
курсовая система КС-8 (КС-6);
пилотажно-навигационной системы «Путь-4МПА»;
радионавигационная система «Курс МП».
Левая центральная гировертикаль ЦГВ-4 выдаёт сигналы, пропорциональные углам крена γ и тангажа ϑ самолёта, в автопилот, систему «Путь-4МПА» (лев.) и БКГ. Правая ЦГВ-4 выдаёт такие же сигналы в БК-4, систему «Путь-4МПА» (прав.) и БКГ.
Первый корректор высоты КВ-11 выдаёт автопилот сигналы, пропорциональные отклонению ∆H самолёта от заданной высоты. Второй корректор высоты КВ-11 выдаёт такие же сигналы в блок контроля БК-4.
[01] [02]
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |