Авиагоризонты АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С — Библиотека СССР (1964) (стр. 26—38 из 88)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страницы [1—11] [12—25] [26—38] [39—52] [53—72] [73—81] [82—88]
26
АВИАГОРИЗОНТЫ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С
Следящая система приборов АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С состоит из:
1) следящей рамы 30 (см. фиг. 7 и 8), в которой подвешен на подшипниках узел кардана. Следящая рама 30 подвешена в корпусе прибора. Передняя её часть опирается на три подшипника, расположенные под углом 120º, задняя часть — на один подшипник;
2) привода, состоящего из мотора 6 (ДИД-0,5) и редуктора 5, имеющего передаточное отношение 1 : 303. Привод обеспечивает скорость отработки следящей рамы не ниже 180 град/сек.;
3) включателя 23 мотора следящей рамы, укреплённого на карданной раме 36, и контактов 24 включателя, жёстко связанных с гироузлом.
При отключении оси II—II от перпендикулярного положения к главной оси гироскопа (ось о) на 1—2 включатель мотора заставляет мотор 6 так отрабатывать следящую раму, чтобы ось II—II была перпендикулярна оси о (положение максимальной устойчивости гироскопа).
Для уменьшения искрообразования между ламелями включателя 23 мотора и контактами 24 параллельно элементам включателя введены два искрогасительных сопротивления 7 (3000—3600 ом; 0,5 вт);
4) коммутатора 33, укреплённого на оси II—II карданного узла, и узла щёток 34, связанного со следящей рамой 30.
Коммутатор переключает фазы мотора 6 в том случае, когда угол тангажа становится больше 90º (петля или полупетля Нестерова и т. п.), обеспечивая правильное направление обработки мотора при положении самолёта вверх колёсами.
Правильным направлением отработки мотора является такое, которое противоположно рассогласованию. Например, если угол между осью II—II и главной осью о стал 92º (рассогласование +2º), то при правильной (согласованной) отработке мотор 6 будет проворачивать следящую раму в сторону уменьшения этого угла до 90º; после установления этого угла мотор остановится. Если наоборот, этот угол станет равным 88º, мотор будет проворачивать следящую раму в сторону увеличения этого угла до 90º, после чего так же остановится.
При отсутствии в схеме коммутатора правильное направление отработки будет обеспечивается только при углах тангажа, меньших 90º. В том случае, когда самолёт повернётся вверх колёсами (углы тангажа больше 90º), направление станет неправильным — оно будет одного направления с рассогласованием, и следящая система не будет поддерживать перпендикулярность осей II—II и о и потеряет свой смысл.
Наличие в схеме коммутатора обеспечивает правильную отработку следящей системы при любом пространственном положении самолёта.
27
АВИАГОРИЗОНТЫ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С
Питание на неподвижную часть гиросистемы подаётся при помощи коллектора 9 следящей рамы и узла щёток 10, закреплённого на корпусе прибора.
Указывающая система
Показания крена и тангажа самолёта измеряются при помощи сферической шкалы 20, укреплённой фланцами 21 на оси гироузла, силуэта самолётика 25 и шкалы кренов 37 (см. фиг. 7, 8 и 9), связанных с корпусом прибора. Сферическая шкала имеет цветную окраску: верхнее полушарие с надписью «Спуск» окрашено в коричневый цвет, нижнее — с надписью «Подъём» — в голубой. При пикировании силуэт самолётика находит на коричневую. полусферу шкалы (самолёт летит к земле), при кабрировании — на голубую (самолёт летит в небо).
Шкала тангажа по всей сфере от 0 до 360º градуирована через 10º, углы 20, 40, и 60º — оцифрованы. Шкала кренов, расположенная на фланце корпуса, градуирована через 15º, деление 30 и 60º — оцифрованы.
Поскольку угол атаки самолёта при полёте по прямой зависит от скорости и высоты, в приборе предусмотрена ручка 28, расположенная с левой стороны передней части прибора, которая при помощи кулисного механизма 27 даёт возможность лётчику при длительном полёте по прямой совмещать силуэт самолётика 25 с индексом-горизонтом сферической шкалы 20.
Более подробно об определении углов крена и тангажа смотри в разд. III «Система показаний авиагоризонтов АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С».
Для определения наличия направления бокового скольжения самолётика на фланце прибора под шкалой кренов расположен указатель скольжения 39.
Все элементы указывающей системе на приборе закрыты стеклом 22, которое во избежание запотевания с внутренней стороны покрыто целлофаном.
Пусковая система
К авиагоризонтам, устанавливаемым на самолёты, предъявляются высокие требования к времени готовности — времени, в течение которого индекс-горизонт сферической шкалы совместится с силуэтом самолётика, а гиромотор наберёт полные обороты.
В описываемых авиа горизонтах применён более мощный гиромотор, время разгона которого в 2—2,5 раза меньше, чем у гиромотора авиагоризонта АГК-47Б.
Для того чтобы обеспечить быстрое приведение оси гиромотора к вертикальному положению (совмещение индекса-горизонта с силуэтом самолётика), в схеме прибора предусмотрено:
28
АВИАГОРИЗОНТЫ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С
1. Включение обмоток возбуждения продольного и поперечного коррекционных моторов последовательно в фазы питания гиромотора. При таком включении по обмоткам возбуждения во время пускового режима протекают пусковые токи гиромотора, что увеличивает момент коррекционных моторов в 2—3 раза и ускоряет восстановление оси гиромотора к вертикальному положению. Когда гиромотор достигнет рабочего числа оборотов, токи в фазах и моменты коррекционных моторов уменьшается до своих рабочих величин.
2. Балансировка гироузла с нижней маятниковой коррекцией относительно оси, который не позволяет к нему при нерабочем положении прибора отклоняться на большие углы от рабочего (вертикального) положения. Это уменьшает время восстановления оси гиромотора к вертикали.
3. Специальный пусковой маятник, расположенный на карданной раме (описание устройства пускового маятника см. в разделе «Конструкция АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С »).
Этот маятник при нерабочем положении прибора не даёт переворачиваться узлу кардана и поддерживает его около рабочего положения в секторе ±45º, что также позволяет сокращать пусковой период прибора, особенно в условиях холода.
4. Пусковая кнопка 19, расположенная с правой стороны передней части прибора. Она состоит из кнопки, коленчатой оси, подшипника и возвратной пружины.
Возвратная пружина держит весь узел пусковой кнопки в отведённом положении, при котором подшипник кнопки не касается торцевого кулачка 26 следящей рамы.
При нажатие кнопки коленчатая ось с подшипником подаётся вперёд, подшипник давит на торцевой кулачок 26 следящей рамы и ставит её в горизонтальное положение, которое наиболее выгодно сточки зрения сокращения времени пуска прибора.
5. В приборе АГИ-1 (2-й серии) предусмотрено биметаллическое реле 14 (см. фиг. 7), наличие которого в схеме при пуске прибора обеспечивает питание поперечного коррекционного мотора, помимо выключателя коррекции, т. е. независимо от наклона следящей раме относительно корпуса прибора.
П р и м е ч а н и е. В схеме авиагоризонта АГИ-1С (см. фиг. 8) биметаллическое реле отсутствует, так как поперечная коррекция выключается не собственным выключателем, как в авиагоризонте АГИ-1 (2-й серии), а выключателем ВК-53РБ, который отключает цепь коррекции по угловой скорости разворота самолёта независимо от колебания следящей рамы.
Питание прибора
Для подключения питания служит штепсельный разъём 11 с четырьмя клеммами. Клемма А присоединяется к клемме 3 преобразователя ПАГ-1Ф (или ПАГ-1ФП); клемма Б — к клемме 4 преобразователя; клемма В — к клемме 5.
29
АВИАГОРИЗОНТЫ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С
Фиг. 11. Принципиальная электрическая схема АГИ-1 (2-й серии).
1—статор гиромотора ГМ-4У, 3—жидкостный маятниковый переключатель, 4—статор продольного коррекционного мотора, 6—статор мотора отработки ДИД-0,5, 7—искрогасительное сопротивление (3000—3600 ом; 0,5 вт), 8—выключатель поперечной коррекции, 12—искрогасительное сопротивление (5100 ом; 0,5 вт), 13—балластное сопротивление (100—350 ом; 2 вт), 14—биметаллическое реле, 15—балластное сопротивление (270—910 ом; 1 вт), 23—включатель мотора отработки следящей рамы, 33—коммутатор, 35—статор поперечного коррекционного мотора.
Фиг. 12. Принципиальная электрическая схема АГИ-1C.
1—статор гиромотора ГМ-4У, 3—жидкостный маятниковый переключатель, 4—статор продольного коррекционного мотора, 6—статор мотора отработки ДИД-0,5, 7—искрогасительное сопротивление (3000—3600 ом; 0,5 вт), 12—искрогасительное сопротивление (5100 ом; 0,5 вт), 13—балластное сопротивление (100—350 ом; 2 вт), 15—балластное сопротивление (270—910 ом; 1 вт), 23—включатель мотора отработки следящей рамы, 33—коммутатор, 35—статор поперечного коррекционного мотора.
30
АВИАГОРИЗОНТЫ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С
Клемма Г в приборе АГИ-1 (2-й серии) служит для проверки прибора и при эксплуатации прибора остаётся свободной (неподключенной), в приборе АГИ-1С присоединяется к клеме 9 выключателя ВК-53РБ.
На (фиг. 11 и 12) показаны принципиальные электрические схемы приборов АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С.
V. Конструкция АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С
Основные узлы
Гиромотор (фиг. 13)
Гиромотором авиагоризонта является трёхфазный асинхронный двигатель с одной парой полюсов типа ГМ-4У. Статор 1 с обмоткой и втулками 2 и 5 жёстко укреплён на оси 6.
Фиг. 13. Гиромотор
1—статор, 2 и 5—втулки подшипников, 3 и 7—крышки ротора, 4—пружинная шайба, 6—ось, 8—резьбовая гайка, 9—ротор гиромотора, 10—обод ротора.
31
АВИАГОРИЗОНТЫ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С
Три конца обмотки статора выведены через полую часть оси 6. В гиромоторе применены подшипники магнетного типа С1006096Е с текстолитовым сепаратором. Размеры подшипников ∅ 15х∅ 6х5. Подшипники смазывают густой смазкой ОКБ-122-7. Внешнее кольца подшипников посажены во втулки 2 и 5, причём посадка кольца подшипника во втулке 2 — свободная, но без радиального люфта, а во втулке 5 — плотная. Внутренние кольца подшипников сидят на ступицах крышек 3 и 7. Крышку 3 винтами крепят к ободу ротора 10. Ротор гиромотора 9, представляющий собой пакет железа с короткозамкнутыми витками типа беличьего колеса, жёстко скрепляется с ободом ротора 10 и крышкой 7 при помощи резьбовой гайки 8. Таким образом, подвижная часть (ротор) гиромотора состоит из внутренних колец подшипников, крышек 3 и 7, обода ротора 10, ротора 9 и крепёжной резьбовой гайки 8. Продольный люфт в подшипниках гиромотора выбирается пружинной шайбой 4.
Гироузел (фиг. 14 и 15)
Фиг. 14. Гироузел.
1—гиромотор, 2—крышка гироузла, 3—корпус гироузла, 4 и 9—оси, 5—кронштейн, 6—балансировочный винт, 7—жидкостный маятниковый переключатель, 8—статор продольного коррекционного мотора, 10—балластное сопротивление (270—910 ом; 1 вт), 11—балансировочные гайки, 12—винт.
Гироузел состоит из гиромотора 1 (ГМ-4У), который укреплён в корпусе 3 с крышкой 2. на корпусе гироузла, на нижней его плоскости, расположен жидкостный маятниковый переключатель 7. На корпусе 3 гироузла жёстко укреплены оси 4 и 9, а также статор продольного коррекционного мотора 8.
32
АВИАГОРИЗОНТЫ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С
На крышке 2 гироузла расположен балансировочный винт 12 с двумя гайками 11, которые служат для статической балансировки гироузла вокруг оси его подвеса. Кроме того, на крышке гироузла 2 и на корпусе 3 закреплены контактная колодка 13 для распределения питания на гиромотор, жидкостный маятниковый переключатель, ротор продольного коррекционного мотора и балластное сопротивление 10, ограничивающее ток в управляющей обмотке статора продольного коррекционного мотора.
Фиг. 15. Гироузел (вид сверху).
13—контактная колодка, 14—трубка.
На корпусе гироузла закреплён кронштейн 5 с балансировочным винтом 6, который также необходим для статической балансировки гироузла. Электрическая проводка к гироузлу (пять проводов) подводится через трубку 14, которая крепится в корпус гироузла. Электромонтаж гироузла производят согласно общей электромонтажной схеме прибора, приведённой на (фиг. 16 и 17).
Жидкостный переключатель 083, который применяется в приборах АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С, в отличие от других переключателей, применяемый в изделиях АГБ-2, АГК-47Б, и др., имеет увеличенные диаметры рабочих контактов до 8,8 мм. (вместо 5,3 мм.).
Указанная конструкция обеспечила более надёжную работу переключателей:
1) уменьшилась плотность тока в контакте, в результате чего уменьшилось электроэрозионное срабатывание контактов;
2) уменьшилась температура перегрева переключателей (из-за увеличения его внешней поверхности);
3) уменьшилась начальная команда переключателей при пуске прибора прибора в условиях мороза ниже -30º.
33
АВИАГОРИЗОНТЫ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С
Фиг. 16. Полумонтажная схема АГИ-1 (2-й серии).
1—гиромотор ГМ-4У, 3—жидкостный маятниковый переключатель, 4—статор продольного коррекционного мотора, 6—мотор отработки ДИД-0,5, 7—искрогасительное сопротивление (3000—3600 ом; 0,5 вт), 8—выключатель поперечной коррекции, 9—шестиблочный коллектор следящей рамы, 11—вилка штепсельного разъёма, 12—искрогасительное сопротивление (5100 ом; 0,5 вт), 13—балластное сопротивление (100—350 ом; 2 вт), 14—биметаллическое реле, 15—балластное сопротивление (270—910 ом; 1 вт), 18—четырёхблочный коллектор карданного узла, 23—включатель мотора отработки следящей рамы, 31—узел гибких токоподводов, 33—коммутатор, 35—статор поперечного коррекционного мотора.
34
АВИАГОРИЗОНТЫ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С
Фиг. 17. Полумонтажная схема АГИ-1С
1—гиромотор ГМ-4У, 3—жидкостный маятниковый переключатель, 4—статор продольного коррекционного мотора, 6—мотор отработки ДИД-0,5, 7—искрогасительное сопротивление (3000—3600 ом; 0,5 вт), 9—шестиблочный коллектор следящей рамы, 11—вилка штепсельного разъёма, 12—искрогасительное сопротивление (5100 ом; 0,5 вт), 13—балластное сопротивление (100—350 ом; 2 вт), 15—балластное сопротивление (270—910 ом; 1 вт), 18—четырёхблочный коллектор карданного узла, 23—включатель мотора отработки следящей рамы, 31—узел гибких токоподводов, 33—коммутатор, 35—статор поперечного коррекционного мотора.
35
АВИАГОРИЗОНТЫ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С
К а р д а н н ы й у з е л (фиг. 18, 19 и 20).
Гироузел 1 на подшипниках А23УМ1 (размером (∅10х∅ 3х4) и А1000095УЗ (размером ∅ 13х∅ 5х4) подвешен в карданной раме 15 с фланцем 4 (с осевым люфтом 0,03—0,05 мм.).
Фиг. 18. Карданный узел (вид сбоку).
1—гироузел, 2—кронштейн для крепления балансировочного винта, 3, 13 и 14—балансировочные винты, 4—фланец рамы, 5—панель с ламелями, 6—токоподвод, 7—узел контактов, 8—гайка, 9—ротор продольного коррекционного мотора, 10—кронштейн, 11—пусковой маятник, 12—сферическая шкала, 15—карданная рама, 16—фланец для крепления сферической шкалы, 17—пружина, 18—кронштейн с упором.
На оси гироузла со стороны фланца расположен узел гибких токоподводов, состоящих из панели с ламелями 5,ленточных токоподводов 6 и узла контактов 7. Провода, выходящие из гироузла припаивают к ламелям узла контактов. Узел контактов 7, несущий на себе пружину 22 с контактами включателя отработки мотора,
36
АВИАГОРИЗОНТЫ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С
крепят на оси гироузла гайкой 8. С целью повышения надёжности включения следящей системы в приборе применена контактная пружина 22 с дублирующими контактами.
На торце фланца 4 расположен включатель мотора 23 отработки следящей рамы с двумя ламелями из серебра СрМ900.
Фиг. 19. Карданный узел (вид сверху).
19—ось карданной рамы, 20—статор продольного коррекционного мотора, 21—кольцо, 22—пружина с контактами переключателя мотора отработки следящей рамы, 23—включатель мотора отработки, 24—четырёхблочный коллектор карданного узла, 25—ось карданной рамы.
На карданной раме 15 закреплён при помощи фланца 4 ротор 9 продольного коррекционного мотора и при помощи кольца 21 — статор 20 поперечного коррекционного мотора. для статической балансировки рамы относительно оси подвеса служат балансировочные винты 3 и 13, расположенные на кронштейнах 2 и 18 и балансировочный винт 14, установленный в карданной раме. На кронштейне 10 подвешен пусковой маятник 11, не позволяющий карданной раме переворачиваться после выключения питания.
37
АВИАГОРИЗОНТЫ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С
На концах осей гироузла при помощи фланцев 16 и гаек жёстко крепят указывающий элемент прибора — сферическую шкалу 12 с нанесёнными на ней индексом-горизонтом (экватор), шкалой тангажа (меридиан) и полюсами.
Фиг. 20. Карданный узел без сферической шкалы (вид со стороны включателя мотора и узла гибких токоподводов).
5—панель с ламелями, 6—токоподвод, 7—узел контактов, 22—пружина с контактами включателя мотора отработки следящей рамы, 23—включатель мотора отработки.
Сферическая шкала состоит из двух половин: верхняя половина шкалы окрашена в коричневый цвет, нижняя половина — в голубой цвет. Гироузел и связанная с ним сферическая шкала может отклоняться в раме на угол ±26÷28º.
Упором, ограничивающим угол поворота гироузла в карданной раме, служит кронштейн 18 и пружина 17.
В карданной раме крепят оси 19 и 25. На оси 25 расположен коллектор 24, состоящий из четырёх контактных колец с дублирующими ламелями.
Электромонтаж карданного узла производят согласно электромонтажной схеме прибора, приведённой на (фиг. 16 и 17.).
38
АВИАГОРИЗОНТЫ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С
Фиг. 21. Узел следящей рамы.
1—карданный узел, 2—опорное кольцо, 3—узел контактов коммутатора, 4—коммутатор, 5 и 11—втулки, 6—ротор поперечного коррекционного мотора, 7—следящая рама, 8—шестерня, 9—ось следящей рамы, 10—узел щёток четырёхблочного коллектора, 12—колпачок.
[1—11] [12—25] [26—38] [39—52] [53—72] [73—80] [82—88]
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/biblioteka_sssr/0-19 |