СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиадвигатели СССР [4]
Авиадвигатели СССР - поршневые, реактивные.
Авиационные полки [17]
Авиационные полки, Истребительные авиационные полки, Гвардейские Авиационные полки,
Аэродромы СССР [35]
Аэродромы СССР,
Аэропорты СССР [4]
Аэропорты Союза Советских Социалистических Республик
ВВС СССР [1]
РККФ, ВВС СССР, Военная авиация СССР,
Воздушные армии СССР [1]
Воздушные армии СССР
Оборудование самолётов СССР [261]
Оборудование установленное на самолётах СССР
ЦКБ-КБ-ОКБ-СКБ [17]
ЦКБ-Центральное Конструкторское Бюро, КБ-Конструкторское Бюро. ОКБ-Опытное (Особое) Конструкторское Бюро. СКБ—Специальное Конструкторское Бюро.

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВИАЦИЯ СССР » Оборудование самолётов СССР

АРК-11 — Автоматический радиокомпас (стр.2)

 АРК-11 — Автоматический радиокомпас (стр.2)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страницы:     [01]     [02]

 

Органы управления радиокомпасом расположены на его пульте управления.

Переключатель режимов имеет положения, соответствующие режимам работы радиокомпаса, а также положение «ВЫКЛ.» 1 (см. рис. 1) для выключения радиокомпаса.

Девять кнопок с номерами от 1 до 9 относятся к запоминающему устройству 5, обеспечивающему предварительную настройку радиокомпаса. На каждой кнопке фиксируется одна частота настройки.

Кнопка «П» 4 служит для включения радиокомпаса в режим плавной настройки (без фиксации частоты).

Ручка галетного переключателя «ДИАПАЗОН» 9 предназначена для переключения частотных поддиапазонов радиокомпаса. При ее установке в одно из восьми фиксированных положений в приёмнике и антенном блоке включаются электродвигатели, которые подключают контуры, соответствующие установленному поддиапазону. На шкале ручки 9 указаны начальные частоты поддиапазонов:

  1. 120.
  2. 280.
  3. 420.
  4. 580.
  5. 720.
  6. 880.
  7. 1020.
  8. 1180 кГц.

Фиксатор (рычажок) ручки от­носится к запоминающему устройству, его можно поднимать только при нажатой номерной кнопке. Когда нажата кнопка «П», ручка должна быть зафиксированной (рычажок опущен).

Ручка «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16 с аналогичным рассмотренному фиксатором служит для ускоренной ориентировочной установки шкалы частот в нужное положение в пределах выбранного поддиапазона.

Ручка «НАСТР. ПЛАВН.» 19 используется для точной установки частоты по шкале. Она вводится в зацепление с механизмом на­стройки только после её нажатия. При включённом радиокомпасе ручка удерживается в нажатом положении с помощью электромагнита. Если требуется рассоединить ручку с механизмом настройки, следует, пересилив электромагнит, потянуть её на себя. Когда нажата номерная кнопка 5, подстройку с помощью ручки «НАСТР. ПЛАВН.» 19 можно производить только при расфиксированной ручке «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16 (поднятом её фиксаторе). Если ручка «НАСТР. ПЛАВН.» 19 находится в нажатом положении, то ручка «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16 не поворачивается, так как тормозится редуктором, с которым связаны обе ручки. В момент переключения кнопок настройки электромагнит ручки «НАСТР. ПЛАВН.» 19 обесточивается, и если ручка была нажата, то под действием пружины она рассоединяется с редуктором механизма настройки.

Шкала частот 20 имеет деления от 0 до 160 кГц, оцифровку через 2 кГц и цену деления 0,5 кГц. Частота настройки радиокомпаса равна сумме показаний шкалы ручки «ДИАПАЗОН» и шкалы частот 20. Такой отсчет устанавливаемой частоты осуществляется в связи с тем, что плавная (без переключения поддиапазонов) перестройка по частоте обеспечивается только в пределах каждого поддиапазона, охватывающего полосу частот в 160 кГц.

Передача углов поворота шкалы (ручек настройки) роторам блоков переменных конденсаторов приёмника и антенного блока осуществляется при помощи сельсинной системы, работающей в трансформаторном режиме.

Ручка «РЕГ. ГРОМК.» 10 укреплена на общей оси двух переменных сопротивлений. При помощи одного из них регулируется усиление сигналов приёмником в режимах «АНТ.» и «РАМ.». Другое сопротивление служит для регулировки громкости, т. е. подаваемого на телефоны напряжения звуковых частот при работе в режимах «КОМП. I» и «КОМП. II» 1. Регулировка как усиления, так и громкости обеспечивает изменение громко­сти принимаемых сигналов в телефонах.

Переключатель «ТЛГ—ТЛФ» 15 служит для включения третьего гетеродина приёмника при приёме на слух радиотелеграфных незатухающих (тонально не модулированных) сигналов.

Переключатель «УЗК. —ШИР.» 14 обеспечивает включение соответствующей полосы пропускания частот приёмником.

Нажимный переключатель «РАМКА Л—П» 13 предназначен для управления системой дистанционного ручного вращения рамок. При его нажатии на обмотку электродвигателя ДИД-0,5 от блока питания подается напряжение соответствующей фазы, чем обеспечивается вращение рамок электродвигателем в одном или другом направлении. С помощью переключателя «РАМКА Л—П» рамки (стрелки указателей) можно вращать при работе радиокомпаса в любом режиме, но в режимах «КОМП. I» и «КОМП. II» 1 — быстро, а в режимах «АНТ.» и «РАМ.» 1. — медленно.

     П р и м е ч а н и е.   Ручка «Подсв.» («Подсвет») устанавливается только на пультах, не имеющих встроенного подсвета красным светом и служит для регулировки яркости подсвета шкалы частот.

Кнопка «ПЕРЕКЛ. ПУЛЬТ.» 12 подключена и используется, когда в состав радиокомпаса входят два пульта управления. В этом случае в комплекте радиокомпаса имеется переключатель пультов, который представляет собой коробку реле и обеспечивает переключение управления радиокомпасом на один или другой пульт при помощи указанных кнопок.

При наличии на самолёте в составе АРК № I двух пультов управления один из них является пультом лётчика. Внешне пульт лётчика отличается от рассмотренного пульта штурмана только отсутствием фиксаторов на ручках «ДИАПАЗОН» 9 и «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16. Это значит, что пульт лётчика не обеспечивает предварительную настройку радиокомпаса с фиксацией частоты на номерных кнопках, но при помощи имеющихся на этом пульте таких кнопок можно включить соответствующие частоты, настроенные с пульта штурмана.

На пульте управления имеется таблица для записи основных данных радиостанций, частоты которых зафиксированы на кнопках настройки, а также таблица для записи частот, на которые предполагается настройка радиокомпаса в полёте.

Включение и настройка. При настройке и работе с радиокомпасом необходимо помнить следующее:

  • нельзя включать электропитание радиокомпаса или нажимать номерную кнопку настройки при расфиксированных ручках «ДИАПАЗОН» 9 и «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16, (см. рис. 1) так как это приводит к выходу из строя системы фиксированной настройки;
  • система подогрева термостата приёмника питается от бортовой сети постоянного тока непосредственно через АЗС-10 «Приёмник» независимо от положения переключателя режимов на пульте управления и потребляет ток около 8 А, поэтому нельзя включать указанный автомат защиты сети АЗС-10 при питании сети от бортовых аккумуляторных батарей;
  • электродвигатели переключения поддиапазонов и частот фиксированной настройки рассчитаны на кратковременные циклы работы и во избежание выхода их из строя нельзя переключать номерные кнопки или поддиапазоны более 3 раз в минуту;
  • если после нажатия какой-либо номерной кнопки ручка «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16 безостановочно вращается вкруговую, следует нажать другую номерную кнопку и только после остановки механизма опять включить нужную кнопку 5;
  • если какая-либо из ручек при небольшом приложенном к ней усилии не поворачивается, нужно проверить правильность положения органов настройки радиокомпаса и после этого продолжить настройку.

Перед включением электропитания радиокомпаса убедиться, что ручки (см. рис. 1«ДИАПАЗОН» 9 и «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16 зафиксированы (фиксаторы на ручках опущены), после чего включить АЗС-10 «Пульт» и «Приёмник» на щите АЗС. Если предполагается настройка или работа с включением узкой полосы пропускания частот радиоприёмником, подогрев термостата (АЗС-10 «Приёмник») необходимо включить за 10—15 мин до включения узкой полосы частот.

Для включения радиокомпаса переключатель режимов на пульте управления установить в положение «АНТ.» 1.

Перед настройкой радиокомпаса подключиться к нему на абонентском аппарате СПУ, органы управления и настройки, расположенные на пульте управления, установить в исходное положение:

  • ручку «РЕГ. ГРОМК.» — вправо до упора;
  • переключатель «ТЛГ—ТЛФ» — в положение «ТЛФ»;
  • переключатель «УЗК. —ШИР.» — в положение «ШИР.»;
  • отрегулировать нужный подсвет шкалы частот.

Настройка радиокомпаса может осуществляться фиксированная (с фиксацией частоты на номерную кнопку) или плавная (при нажатой кнопке «П» 4). При фиксированной настройке частоту дальней приводной радиостанции данного аэродрома рекомендуется настраивать на кнопке с нечетным номером, а ближней — на кнопке с четным номером, которая смежна с кнопкой настройки дальней радиостанции (в сторону увеличения номеров).

Для осуществления фиксированной настройки необходимо:

  1. Нажать номерную кнопку, на которой будет производиться настройка.
  2. После отработки механизма настройки (остановки ручки «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16) расфиксировать ручку «ДИАПАЗОН», установить её на нужный поддиапазон и зафиксировать.
  3. Расфиксировать ручку «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16 и с её помощью установить шкалу частот приближенно в соответствующее заданной частоте положение.
  4. Нажать ручку «НАСТР. ПЛАВН.» 19 и её поворотом установить нужные показания шкалы частот. Если радиостанция не работает или находится на большом расстоянии и её сигналы не принимаются, то после точной установки частоты зафиксировать ручку «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16. Когда настройка осуществляется на частоту радиостанции, сигналы которой принимаются, следует произвести точную подстройку частоты по индикатору настройки. Для этого ручку «РЕГ. ГРОМК.» 10 установить в такое положение, чтобы показания индикатора не превышали 0,5 (5 делений его шкалы), после чего включить узкую полосу пропускания частот, подстройкой в пределах ±3—4 кГц добиться максимальных показаний индикатора, а затем зафиксировать ручку «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16. Прослушиванием позывных убедиться в настройке на нужную радиостанцию (если станция работает незатухающими колебаниями, то на время ее прослушивания переключатель «ТЛГ—ТЛФ» 15 установить в положение «ТЛГ»).
  5. При необходимости нажать другую номерную кнопку и произвести настройку в указанном порядке на другую частоту.
  6. Записать данные настройки в таблицу, имеющуюся на пуль­те управления.

Для осуществления плавной настройки необходимо включить радиокомпас и установить органы управления в исходное положение, как перед фиксированной настройкой, после чего нажать кнопку «П» 4. В дальнейшем плавная настройка производится в том же порядке, что и фиксированная, за исключением следующего, — ручки (см. рис. 1«ДИАПАЗОН» 9 и «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16 расфиксировать нельзя, т. е. переключение поддиапазонов и установка частоты по шкале осуществляются при зафиксированных этих ручках.

Проверка работоспособности радиокомпаса производится после его настройки перед полётом. Перед проверкой нужно предварительно настроить радиокомпас на частоту станции, сигналы которой заведомо должны приниматься.

В процессе проверки необходимо убедиться в нормальном функционировании органов управления и системы автоматического вращения рамок.

Установить переключатель «УЗК. —ШИР.» 14 в положение «УЗК.» — включение узкой полосы должно приводить к уменьшению громкости шумов и сигналов радиостанции в телефонах. После проверки включить широкую полосу пропускания частот.

Переключатель «ТЛГ—ТЛФ» 15 установить на некоторое время в положение «ТЛГ» — в телефонах должен появиться тон звуковой частоты, который не прослушивается в телефонном режиме.

Проверить регулировку яркости подсвета шкалы частот при помощи ручки «Подсвет», (смотрите примечание).

В процессе дальнейшей проверки радиокомпаса при включении всех режимов его работы медленным вращением ручки «РЕГ. ГРОМК.» убедиться в плавной регулировке громкости сигналов в телефонах.

Устанавливая переключатель режимов поочередно в положения «КОМП. I», «АНТ.», «РАМ.» и «КОМП. II» 1, убедиться в наличии сигналов радиостанции в телефонах и в отклонении стрелки индикатора настройки, что свидетельствует о включении радиокомпаса во всех режимах. Одновременно проверить работоспособность системы ручного управления рамками во всех режимах и системы автоматического управления — в компасных режимах.

Для проверки ручного управления в режимах «АНТ.» и «РАМ.» 1 убедиться, что стрелки указателей при нажатии переключателя «РАМКА Л—П» 13 вращаются плавно.

Включив режим «КОМП. I», после остановки стрелок указателей отсчитать курсовой угол радиостанции. Затем нажатием переключателя «РАМКА Л—П» повернуть стрелки на угол около 120° и отпустить переключатель — стрелки должны плавным вращением установиться в ранее занимаемое ими положение. Проверить таким способом отработку системы автоматического управления рамкой при отвороте стрелок влево и вправо от положения пеленга.

В режиме «КОМП. II» 1 аналогично проверить работу автоматической системы вращения рамок. Кроме того, убедиться в двузначности пеленгования радиостанции:

  • после отворота рамок вручную на угол менее 90° от положения пеленга стрелки указателей должны устанавливаться в первоначальное положение;
  • при отвороте на угол более 90° — в положение, отличающееся от первоначального на 180°.

Следует иметь в виду, что при настройке на мощную радиостанцию в компасных режимах стрелки указателей с помощью переключателя «РАМКА Л—П» 13 на отдельных участках шкалы могут вращаться замедленно вплоть до их остановки. Это не является неисправностью радиокомпаса.

В полёте настройка радиокомпаса производится в таком же порядке, как и на земле. При плавной настройке ручку «НАСТР. ПЛАВН.» нужно оставлять в нажатом положении. Это делается с той целью, чтобы тормозился механизм настройки и за счёт вибраций самопроизвольно не изменилась установленная по шкале частота.

Если при включении зафиксированной частоты выяснится, что требуется более точная настройка на частоту радиостанции, необходимо в режиме 1 «АНТ.» расфиксировать ручку «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16 и с помощью ручки «НАСТР. ПЛАВН.» 19 подстроить радиокомпас по максимальному отклонению стрелки индикатора, после чего зафиксировать ручку «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» 16.

Когда по какой-либо неисправности переключение на кнопку «П» 4 невозможно, следует нажать одну из номерных кнопок и произвести фиксированную настройку на нужную частоту в обычном порядке.

При помехах от близких по частоте радиостанций или атмосферных помехах включить узкую полосу пропускания частот приёмником. Если при наличии электростатических помех и включенной узкой полосе пропускания частот стрелки указателей ведут себя неустойчиво, нужно перейти на работу в режиме «КОМП. II» 1.

Дальность действия радиокомпасов уменьшается в ночное время и при полётах в горах.

Во время работы коротковолновой радиостанции на передачу показаниями радиокомпасов пользоваться нельзя, так как они ошибочны. При работе передатчика горят две сигнальные лампочки «Работает ПРД KB», установленные на левой и правой панелях приборной доски возле указателей радиокомпасов.

В случае отказа радиокомпаса нужно заменить соответствующий предохранитель СП-1 на панели переменного тока. Если этим работу радиокомпаса восстановить не удалось, следует при возможности заменить предохранитель СП-2 на блоке питания.

 

Материалы

Орлов Г.В. «АРК-11 — Автоматический радиокомпас» (повествование 19.01.2023).

 

 [01]     [02]

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
Категория: Оборудование самолётов СССР | Добавил: soviet-union-ussr (22.01.2023) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 107 | Теги: Автоматический радиокомпас, (стр.2), Орлов Геннадий Викторович, АРК-11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей