СССР      

   СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК  

Категории раздела

Балтийский флот СССР [63]
Балтийский флот СССР
Каспийский флот СССР [63]
Каспийский флот СССР
Надводные корабли СССР [28]
Надводные корабли СССР, Авианосцы, Линкоры, Крейсера, Большие противолодочные корабли, Сторожевые корабли, Малые артиллерийские корабли, Малые ракетные корабли, Малые противолодочные корабли, Эскадренные миноносцы, Эсминцы.
Подводный флот СССР [6]
Подводный флот СССР, Дизельные подводные лодки, Атомные подводные лодки, подводные лодки.
Северный флот СССР [74]
Северный флот СССР
Тихоокеанский флот [76]
Тихоокеанский флот СССР, события, факты, новости.
Училище ВМФ СССР [63]
Училище ВМФ СССР, Училище ВВМУ, ВМУ.
Черноморский флот СССР [63]
Черноморский флот СССР

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ВМФ - СССР » Северный флот СССР

Северный флот ВМФ СССР (СФ) — (в Великой Отечественной войне 1941—1945 (Стр.-2))

 Северный флот ВМФ СССР (СФ) — (в Великой Отечественной войне 1941—1945 (Стр.-2))  

 

Страницы     [01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [08]     [09]     [10]     [11]

 

 

Северный флот ВМФ СССР (СФ) в Великой Отечественной войне.

 

 

 

 

В отличие от других флотов, Северный флот в течение войны увеличил свои силы. Так, к началу Великой Отечественной он располагал: 

★15 подводными лодками, сведенными в одну бригаду.
★8 эскадренными миноносцами, 
★7 сторожевыми кораблями, (практически все сторожевики являлись мобилизованными на период войны гражданскими судами). 
★Аавиация насчитывала всего 116 боевых самолётов, в основном устаревших типов.

Создание морской пехоты на Северном флоте в 1941 году.

Тяжелая обстановка на сухопутном фронте вынудила командование Северного флота срочно создавать новые части и соединения морской пехоты. В течение 1941 года им были сформированы отдельная бригада, несколько полков и батальонов общей численностью 10 тысяч человек.

Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии, ведя тяжелые бои, остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии оказали подразделения морской пехоты Северного флота. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.

Одним из первых североморцев пошел на сухопутный фронт комсомолец старший сержант В. П. Кисляков. В одном из боев в июле 1941 года он заменил убитого командира взвода, и бойцы под его командованием в течение нескольких часов успешно отражали яростные атаки превосходящих сил противника. В этой схватке советские воины во главе с Кисляковым уничтожили десятки вражеских солдат. За героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР присвоил Василию Павловичу Кислякову высокое звание Героя Советского Союза.

Навсегда останется в памяти советских людей легендарный подвиг североморца И. М. Сивко. 02 августа 1941 года, прикрывая отход своих товарищей, бесстрашный воин стойко оборонял важную высоту. Когда у Сивко кончились патроны, фашисты попытались взять его в плен. Подпустив их совсем близко, краснофлотец встал во весь рост и с возгласом "Русские в плен не сдаются" взорвал последнюю гранату. Уничтожив врагов, североморец погиб и сам. Ивану Михайловичу Сивко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Во время Великой Отечественной войны через моря Северного Ледовитого океана пролегали важнейшие внешние и внутренние коммуникации нашей Родины. Обеспечение охраны конвоев, следующих из Англии и США, было возложено на Северный флот. Первый союзный конвой PQ-0 в составе шести транспортов пришел в Архангельск 31 августа 1941 года. Всего за 1941 г из Англии и Исландии в порты Белого моря прибыло семь союзных конвоев. В 1941 г союзные суда практически не встречали противодействия немцев.

Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий – стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури. 08 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне.

12 сентября 1941 года большая подводная лодка К-2 (командир капитан 3 ранга В.П. Уткин) впервые на Севере успешно применила для атаки артиллерийское оружие. На борту К-2 находился командир дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга М.И. Гаджиев – опытный подводник, инициативный и храбрый офицер. Поставив минное заграждение у входа в один из фьордов, К-2 осталась на позиции для обнаружения и уничтожения транспортов противника. 12 сентября 1941 года подводная лодка обнаружила транспорт водоизмещением 5-6 тыс. тонн. Убедившись в невозможности атаки торпедами, Гаджиев предложил командиру атаковать судно артиллерией. Всплыв в надводное положение, лодка с дистанции 45 каб. открыла по судну огонь из 100-мм орудия. Атака была предпринята в непосредственной близости от вражеского берега (50-60 каб.) в видимости его наблюдательных постов. Но риск был обоснованным – береговых батарей в этом районе не замечено, боевых кораблей поблизости не было. Получив несколько прямых попаданий, транспорт потерял управление и, погружаясь кормой в воду, резко повернул в сторону берега. В то же время появился гидросамолет, идущий курсом на подводную лодку. Через минуту, когда она была уже на перископной глубине, около нее раздался взрыв бомб, сброшенных, по-видимому, самолетом, но никаких повреждений лодка не получила. Когда К-2 входила в базу, капитан 2 ранга Гаджиев одобрил предложение командира минно-артиллерийской боевой части лодки лейтенанта З.М. Арванова произвести холостой выстрел из орудия – салют в честь этой победы. Так было положено начало традиции подводников Северного флота при входе в базу количеством орудийных выстрелов извещать о числе потопленных транспортов и кораблей.

23 сентября 1941 года нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.

Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров.

В боях Северный флот потерял:

★3 эсминца — «Стремительный», «Сокрушительный», «Деятельный».
★23 подводные лодки.
★16 сторожевых кораблей.
★13 тральщиков. 
★12 торпедных катеров.
★3 катера типа «большой морской охотник».
★7 катеров «малый морской охотник».
★9 сторожевых катеров. 
★Потери в личном составе — 10 905 человек.

Итоги отечественной войны для Северного флота:

Силами Северного флота были уничтожены свыше: 

★214 боевых кораблей и вспомогательных судов.
★Более 413 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн.
★Около 1300 самолётов врага. 

Была обеспечена проводка:

★76 союзных конвоев с 1463 транспортами. 
★1152 кораблями охранения. 
★По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев. 

Было восстановлено и отремонтировано:  

★Было отремонтировано около 1500 артиллерийских установок, 
★3000 торпед и много других боевых и технических средств;
★Судоремонтные предприятия Мурманска и Архангельска отремонтировали 2653 боевых корабля и судна;
★Медики флота добились высоких результатов в лечении раненых и больных, возвратив в строй 68,5 % раненых и 92,9 % больных;
★Вспомогательные суда перевезли 1,7 млн. т различных грузов и выполнили много других заданий;
★Мужественные    спасатели своевременно пришли на помощь 59 аварийным боевым кораблям и транспортным судам, подняли со дна моря 196 кораблей и транспортов, извлекли с затонувших судов 22 тысячи т ценных грузов;
★Объем воинских перевозок составил более 1 млн. человек и более 1,6 млн. т грузов, транспортным флотом было перевезено около 2 млн. т народнохозяйственных грузов;

Подвиги североморцев в Великой Отечественной войне яркими страницами вошли в героическую историю Вооружённых Сил.

Командный состав Северного флота ВМФ СССР (1941—1945)

, с сентября 1941 года вице-адмирал, с марта 1944 года адмирал А. Г. (июнь 1941 г. — до конца войны).

Командующий 
Фамилия Имя Отчество Должность/Звание Период руководства
Головко А. Г. Адмирал 1941 — 1945
Члены Военного совета
Николаев А. А. Вице-адмирал 1941 — 1945
Старостин М. И. Секретарь Мурманского обкома ВКП(б)/Генерал-майор июнь 1941 — сентябрь 1944
Начальники штаба
Кучеров С. Г. Контр-адмирал июнь 1941 — март 1943
Федоров М. И. Контр-адмирал март 1943 — май 1944
Платонов В. И. Вице-адмирал 1944 — 1945

Мурманский порт стал воротами, через которые непрерывно поступали танки, самолеты, автомобили, локомотивы и другие материалы, необходимые стране для борьбы с фашизмом. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны в Мурманском порту было разгружено около 300 судов, переработано свыше 1,2 млн. тонн импортных грузов. Огромная нагрузка легла на Мурманский железнодорожный узел, ведь грузы, поступившие в порт, следовало отправить по назначению вглубь страны.

По настоянию Советского правительства 26 апреля 1942 года из Исландии вышел конвой PQ-15, состоявший из 25 транспортов. Три из них были потоплены авиацией противника. Из встречного конвоя QP-11, состоявшего из 13 транспортов, вражеские надводные корабли потопили один транспорт. Крейсер «Эдинбург», на борту которого находилось значительное количество золота, получил попадание двух торпед. 02 мая 1942 года английские тральщики экипаж сняли, а крейсер затопили. Командующий Северным флотом контр-адмирал А.Г. Головко считал, что крейсер нужно было буксировать в Кольский залив.

30 мая 1942 года, прикрывая конвой, в воздушном бою погиб один из прославленных летчиков Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов. В этот день Сафонов лично сбил три вражеских бомбардировщика. На его боевом счету было 33 сбитых фашистских самолета.

Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня 1942 года на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий. Всего же с 1941 г. по 1944 г. год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб.

14 января 1943 года в районе Вардё был обнаружен вражеский конвой в составе пяти транспортов и нескольких кораблей охранения. В воздух поднялись самолеты, ведомые капитанами В.Н. Киселевым и А.А. Баштырковым. У Баштыркова это был 106-й вылет. Обнаружив конвой, самолеты легли на боевой курс. Когда до транспортов оставалось 400-500 м, торпеды отделились от самолетов и устремились к цели. В этот момент машина Баштыркова загорелась. Предвидя неизбежную смерть, он сообщил по радио: «Самолет горит, пикирую на транспорт». В результате атаки гитлеровцы потеряли два транспорта. Капитану А.А. Баштыркову и стрелку-радисту сержанту В.Н. Гаврилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В конце 1943 г. военно-воздушные силы Северного флота окончательно завоевали господство в воздухе. Это дало возможность командованию флота одновременно с защитой своих морских сообщений выделить значительные силы авиации для постоянных действий на морских сообщениях противника. В отдельные периоды (полярный день) действия авиации на коммуникациях противника занимали ведущее место.

В 1943 году авиация Северного флота потопила и повредила:

★61 транспорт общим тоннажем 186 тыс. тонн, 
★2 вспомогательных судна 
★5 боевых кораблей (2 сторожевых корабля, тральщик, минный заградитель и сторожевой катер).

15 июля 1944 года па подходах к порту Варде был обнаружен вражеский конвой в составе  транспортов. В составе конвоя тили эскадренные миноносцы, эскортные и сторожевые катера. Ввиду трудных метеорологических условий бомбардировочная авиация не могла принять участие в операции.
Восемь катеров под командованием капитана 2-го ранга Алексеева (ныне Герой Советского Союза), прикрываемые четырьмя истребителями, вышли навстречу вражескому конвою. Лейтенант Юрченко, шедший на своем катере отдельно от отряда, обнаружил крупный дрифтербот и атаковал его. Торпеды прошли мимо цели. Тогда отважный командир взял на абордаж транспорт, заложил подрывные патроны и отошел. Дрифтербот взорвался.
Обнаружив врага, катера Алексеева один за другим стали выходить в атаку; искусно используя дымовую завесу, маневрируя., катера стремительно ударили одновременно по различным целям.

К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.

Утром 07 октября 1944 года войска Карельского фронта перешли в наступление. При наступлении были разгромлены части 2-й горно-стрелковой немецкой дивизии. Одновременно наши войска совершили глубокий обход открытого правого фланга обороны противника по труднопроходимой местности и вышли в район южнее Луостари. Вечером 9 октября со стороны Мотовского залива была произведена высадка десанта. Десант овладел намеченным участком побережья и начал быстро продвигаться в южном направлении. Утром 10 октября части бригады вышли во фланг и тыл обороны противника. После того как определился успех десанта в губе Малая Волоковая, начался прорыв обороны противника на перешейке полуострова Средний. Опасаясь окружения, немцы в ночь на 11 октября 1944 года начали отход с перешейка полуострова Средний. Для замедления продвижения наших частей противник устраивал каменные завалы (россыпи) на дорогах, минировал их, разрушал мосты. Днем, чтобы затруднить ориентировку и наблюдение, на отдельных рубежах противник ставил дымовые завесы.

Отряд морских разведчиков под командованием старшего лейтенанта Леонова высадился на мыс Крестозый в тыл вражеским батареям, прикрывавшим вход з Печенгский залив.
Их нужно было захватить или уничтожить. В ночь на 12 октября 1944 года отряд успешно атаковал SS-миллиметровую зенитную батарею, захватил материальную часть и пленных.
После этого отряду Леонова пришлось отбить атаку немцез. прибывших на выручку из Лнннахамарн.
Используя орудия захваченной батареи, отважные разведчики разбили противника.
На очереди была вторая батарея. Действуя совместно с отрядом капитана Барченко, преодолевая проволоку и другие оборонительные сооружения, под сильным артиллерийским и пулеметным огнем разведчики-лсоновцы, .прорвавшись к вражеской батарее, захватили ее и взяли пленных.

Вечером 12 октября 1944 года два торпедных катера под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга А.О. Шабалина и лейтенанта Е.А. Успенского вышли в море. За ними с интервалом 7 минут вышли еще две группы катеров с десантом на борту под командованием капитана 2 ранга С.Г. Коршуновича и капитана 3 ранга С.Д. Зюзина. При подходе к Петсамской губе на расстояние 20-30 каб. катера были обнаружены противником. Вспыхнули прожекторы, осветительные снаряды, береговые батареи открыли интенсивный огонь. Увеличив ход, катера прорвались через огневую завесу и вошли в губу, прижимаясь к западному высокому берегу и стараясь использовать не простреливаемое пространство, несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь, высадили на причалы 52 десантника. Для захвата Линахамари был сформирован десантный отряд моряков в составе 660 человек под общим командованием майора И.А. Тимофеева. Высаженный же в порту десант, не дожидаясь рассвета, пошел в наступление. Основные силы отряда под командованием майора И.А. Тимофеева наступали на сильно укрепленный опорный пункт. На рассвете 13 октября 1944 года противник двумя ротами пехоты контратаковал группу Тимофеева. Бой перешел в рукопашную схватку, в результате которой гитлеровцы были отброшены. К 12 часам опорный пункт и батарея были заняты.

15 октября 1944 года войска Карельского фронта и части Северного флота штурмом овладели г. Петсамо. В дальнейшем наступление сухопутных войск развивалось в направлении Никель, Наутси и по дороге Петсамо – Киркенес. 

18 октября 1944 года немцы были выброшены за государственную границу с Норвегией. Они понесли на севере колоссальные потери в живой силе и технике. Только за -период наступательных боёв по освобождению Печенги было .потоплено около 130 их кораблей.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии.

К 24 октября 1944 года 14-я армия вышла на подступы к Киркенесу. Для содействия сухопутным войскам в овладении городом было решено высадить десант в заливе Хольменгро-фьорд.

Утром 25 октября 1944 года отряд высадки в составе:
★12 торпедных катеров.
★2 малых.
★1 большого охотника за подводными лодками под командованием командира бригады торпедных катеров капитана 1 ранга А.В. Кузьмина высадил 2 батальона морской пехоты. Двигаясь вдоль Бек-фьорда на Якобснес, десант помог войскам армии овладеть г. Киркенес. Побережье от Линахамари до Бек-фьорда было очищено от противника.

01 ноября 1944 года, завершили полное освобождение Печенгской области от немецких захватчиков.

Высоко оценив заслуги личного состава Северного флота, Военно-Воздушных Сил, частей Красной Армии, моряков торгового и промыслового флотов, работников Северного морского пути и арктических станций, всех трудящихся северных районов нашей страны в защите Отечества от немецко-фашистских захватчиков, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 05 декабря 1944 года учредил медаль «За оборону Советского Заполярья», которой был награжден весь личный состав Северного флота, принимавший участие в боевых действиях.

К 1945 году в составе СФ были:

★Линейный корабль «Архангельск», 
★Крейсер «Мурманск», 
★17 эскадренных миноносцев 
★9 Эсминцев были поставлены союзниками в счет раздела итальянского флота после выхода Италии из войны, позднее возвращены в США и Великобританию), 
★51 сторожевой катер (часть поставлена по ленд-лизу), 
★45 охотников за подводными лодками (ленд-лиз), 
★43 тральщика (20 тральщиков английской постройки тип MMS), 
★56 торпедных катеров (Г-5, Д-3, Хиггис, Воспер (заменены торпедные аппараты), 
★42 подводные лодки (3 переданы в счёт раздела итальянского флота, одна погибла на переходе), 
★718 самолётов различных классов (истребители «Аэрокобра», «Спитфайр», гидросамолёты «Каталина», бомбардировщики и торпедоносцы «Бостон» переданы по ленд-лизу), 
★256 орудий береговой артиллерии.
★Более двадцати пяти тысяч морских пехотинцев.

Подвиги

Известными образцами мужества и отваги, проявленными моряками Северного флота, стали:

★Подвиг команды сторожевого корабля «Туман» (СКР-12) (бывший траулер), принявшего 10 августа 1941 года неравный бой с тремя эсминцами кригсмарине, прикрывая вход в Кольский залив.
★Подвиг экипажа ледокольного парохода «Александр Сибиряков», принявшего неравный бой 25 августа 1942 года с «карманным линкором» «Адмирал Шеер», этот бой спас конвой и порт Диксон, операция «Вундерланд» фактически была сорвана
★Потопление сторожевым кораблем «Бриз» (бывший траулер «Мурманрыбы») подводной лодки.
★Подвиг гарнизона п-ова Рыбачий, оборона 1273 дня
★Подвиг моряков 1-го и 2-го добровольческих отрядов СФ на хребте Муста-Тунтури
★Подвиги и боевая служба экипажа гвардейского эскадренного миноносца проекта 7 «Гремящий»

За образцовое выполнение заданий командования в годы войны десятки соединений, кораблей и частей флота были награждены:

★Орденами Красного Знамени, 
★Красной Звезды 
★Ушакова 1-й степени, 
★12 кораблей, частей и соединений флота — преобразованы в гвардейские, 
★47 — награждены орденами, 
★14 — присвоены почётные наименования. 
24 июня 1945 года в Параде Победы в составе сводного полка ВМФ приняли участие 200 североморцев.

 

Страницы     [01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [08]     [09]     [10]     [11]

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/vmf_sssr/0-15
Категория: Северный флот СССР | Добавил: soviet-union-ussr (20.08.2018) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 35 | Теги: северный флот, СФ, ссср, ВМФ СССР, Великой Отечественной войне, Северный флот ВМФ СССР (СФ) — (в Ве | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск



ВАША ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Favicon.ru - создание фавиконов,
    1

    © 2017-2018 ussr-cccp.moy.su 

    Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
     
    Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей