Северный флот ВМФ СССР (СФ) — (1694—1940)
Страницы [01] [02] [03] [04] [05] [06] [07] [08] [09] [10] [11]
Страна: СССР.
Подчинение: Министерство обороны СССР.
Основание: 1694 год.
Создание: 01 июня 1933 года.
Тип: Военно-морские силы СССР.
Функция: Защита национальных интересов СССР на арктическом направлении и в других районах Мирового океана в установленных границах ответственности
Дислокация: г. Североморск
Девиз: Северный флот… Не подведёт!
Повествование:
Краснознамённый Северный флот (СФ, КСФ) оперативно-стратегическое объединение Вооружённых Сил СССР, самый «молодой» из всех военных флотов СССР. Образован 01 июня 1933 года как Северная военная флотилия. 11 мая 1937 года флотилия преобразована в Северный флот.
Основное место базирования — г. Североморск.
Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли.
★поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания;
★защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности;
★обеспечение безопасности судоходства;
★выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.)
Первые корабли на Севере стал строить Пётр I.
В 1694 году 24-пушечный фрегат «Святой Павел», 44-пушечный корабль «Святое пророчество», купленный в Голландии, и яхта «Святой Пётр» во главе с Петром I вышли в море, сопровождая восемь английских купеческих судов. Однако затем эти корабли были переведены на Балтику.
В последующем Петр I рассматривал Архангельск и Двинские верфи как важнейший пункт кораблестроения северо-западного региона России, где всегда в наличии были опытные корабельные мастера и работные люди.
В связи с этим в 1701 г. в Архангельске было образовано адмиралтейство для строительства военных судов. Главной задачей северного кораблестроения являлись постройка и поставка боевых кораблей для Балтийского флота. При этом собственных морских сил при Архангельском адмиралтействе и порте не было. Существовали лишь защитные береговые укрепления и Новодвинская крепость на берегу реки Малая Двинка, основанная по указу Петра I от 28 декабря 1700 года.
У стен этой крепости 06 июля 1701 года была достигнута первая в Северной войне победа над морскими силами Швеции и взяты в качестве приза два шведских военных корабля, пытавшихся захватить Архангельский порт.
В 1702 — 1725 гг. шло интенсивное строительство военных кораблей и перевод их на Балтику либо водным путем, либо по «Осударевой дороге» от Нюхоцкой пристани Поморского берега Онежской губы до Повенца. Всего за этот период было построено 126 судов двенадцати типов. В дореволюционных энциклопедиях и словарях есть упоминания об Архангельских эскадрах периода 1707 — 1715 гг. Однако эти эскадры, не имевшие утвержденной оргштатной структуры и самостоятельных боевых задач, формировались из строившихся в Архангельске судов для перехода на Балтику.
После вступления на российский престол императрицы Анны Иоанновны реформу флота возглавил генерал-адмирал граф А.И. Остерман. По его представлению, 04 февраля 1732 года был издан высочайший указ «о приведении флота в надлежащий добрый и надежный порядок» для «лучшей пользы и безопасности государства». На основании указа, по аналогии с Военной комиссией, была образована так называемая «Воинская морская комиссия о рассмотрении флотов», непосредственно занявшаяся ревизией всех флотских дел. По результатам работы комиссии в начале 1733 г. были составлены и утверждены новые штаты флоту, упорядочены дела в лесном хозяйстве, и 26 марта 1733 года создан Архангельский военный порт. Первым командиром Архангельского военного порта был назначен вице-адмирал П.П. Бредаль.
Кроме того, Комиссия определила «из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать». Эта эскадра явилась первым штатным соединением военных кораблей на русском Севере. В зону действия Архангельской эскадры входили Беломорье и побережье Кольского полуострова, где строились пункты базирования (в т.ч. в Екатерининской гавани), береговые батареи и устанавливалось навигационное оборудование («огненная сигнализация»). Для охраны Кольского залива и Двинского устья выделялись специальные отряды судов, в море учреждалось крейсерство.
Первая боевая задача перед Архангельской эскадрой была поставлена во время Русско-шведской войны 1741 — 1743 гг.
Весной 1742 г. главному командиру Архангельского порта вице-адмиралу П.П. Бредалю было поручено подготовить к 5-месячному плаванию 4 линейных корабля, 4 фрегата и гукор, находящихся в Архангельске, а также 3 линейных корабля и фрегат, зимовавших в Екатерининской гавани Кольского залива ( будущий г. Мурманск ).
В 1765 — 1766 гг. капитан-командор В.Я. Чичагов, являвшийся помощником главного командира Архангельского порта, дважды на трех небольших судах совершал из Колы «секретную экспедицию» для отыскания «морского прохода Северным океаном в Камчатку». Русские моряки достигли 80 градусов 26 минут северной широты, побив рекорд Г. Гудзона, но сплошные льды не позволили продвинуться далее.
В период борьбы Северо-американских колоний за свою независимость, на основании указа Екатерины II от 06 февраля 1779 года, для обеспечения свободы судоходства в Северном море из Архангельска туда был отправлен отряд русских военных судов в составе 2 линейных кораблей и 2 фрегатов. В указе, который, по существу, можно считать боевой инструкцией, по этому поводу говорилось: «Сим повелеваем... определяемому на них командиру: 1-е, чтоб он, по открытии весною навигации, вышел в Северное море и чрез все лето крейсировал там от Белого моря до Кап Норда и в окружности оного, составляя из эскадры своей такую цель, дабы без ведома его ни одно судно прокрасться не могло. 2-е, чтоб он, таким образом, стережа и карауля, доколе время дозволять будет, безопасность общей навигации, если встретит какой либо иностранный капер с патентом своего Правительства, пристойно объявив офицерам и экипажу оного, что пребывание их в тамошних водах ни дозволяемо, ни терпимо быть не может, чтоб они поэтому ехали назад, куда им угодно... В случае безрассудного их упорства, а наипаче действительного в ремесле своем покушения, не возможет он обойтиться без употребления противу их самой силы, оставляя уже на их собственный счет все из того неприятные последствия».
Кроме того, определенную роль беломорские эскадры сыграли в военных действиях на море при отражении нашествия Наполеона на Россию и в ходе Заграничных походов русской армии 1813–1814 гг.
После того как 18 июля 1812 года в шведском городе Эребру был подписан англо-русский мирный договор, эскадра в составе 8 линейных кораблей под командованием вице-адмирала Р.В. Кроуна начала переход из Архангельска в Балтийское море и далее в Англию. Действуя совместно с британским флотом, русские моряки участвовали в блокаде побережья Голландии и в нападениях на приморские крепости противника.
Во время Восточной (Крымской) войны 1853–1855 гг. корабли, находившиеся в Архангельске, обеспечивали оборону русского Севера.
Русская эскадра в Архангельске продолжала активно действовать до середины XIX в., когда в связи с внедрением на флоте судов с паровым двигателем и металлическим корпусом, 17 марта 1862 года Архангельский военный порт был закрыт.
В сентябре 1906 года контр-адмирал И.Ф.Бострема получил миссию изучения местности Северного простора и его прибрежья, для закладки и строительства будущей базы северного флота. Получив в своё распоряжение пару броненосцев. «Цесаревич» и «Слава», он проложил маршрут из Балтийского моря, огибая Скандинавию, на север, наметив изучить и посетить Екатерининскую гавань, Печенгскую бухту и Териберку.
Летом 1907 года, остро нуждаясь в действиях по созданию флота, была срочно сформирована специальная комиссия под командованием капитана 2 ранга А.Г.Бутакова. Цель комиссии заключалось в более тщательном изучении и подбора места для будущего базирования флота. Для этой задачи был выбран крейсер «Алмаз». Завершив свою миссию в сентябре 1907 года, комиссия пришла к ряду трудностей и сложностей в решении этого вопроса, и комиссии не удалось существенно приблизиться к цели. В частности Северный морской путь был тяжёл в освоении, и для его изучения на то время не выделялось никаких денег. Только энтузиасты и редкие научные деятели проявляли к этому интерес, который был не достаточен для полной картины, постройки базы на Севере.
К созданию флота на Севере подтолкнула Первая мировая война, начавшаяся 19 июля 1914 года, крупнейшие державы лидеры, в борьбе за новые территории, посягнули на целостность России, существенно на поле боя появилась новая техника, которая ранее не выступала в сражениях, это авиация и подводные лодки. У России на тот момент были хорошо развиты Балтийский и Черноморский флот, но морские пути сообщения на этих морях были небезопасны, так как на Балтийском море Россия вела борьбу с флотом Германии, а на Чёрном море, Турция союзник Кайзера, не ослаблял хватку.Так же у России имелся Дальневосточный флот, но был неудобен тем что находился на огромном расстоянии, и конвои этим путём шли бы очень долго. И на тот момент самым удобным и безопасным выступал Северный флот с его портом Архангельск.
Но новые вооружения и сражения давно перешли границы суши, и они полно масштабно разворачивались на воде, немцы имели в своем распоряжении подводные лодки, корабли, выставляли минные заграждения, для противоборства и ведения удачной военной компании остро встал вопрос, о создании сильного флота на Севере, со своими базами, и обороной берега. До этого на Севере не было ни одного военного корабля, только торговые судна.
В начале 1916 года сформирован первый на Севере специальный отряд обороны (переоборудованные из торговых и промысловых судов.)
★Крейсер «Колгуев»;
★Крейсер «Василий Великий»;
★Тральщик «Восток»;
★Гидрографическое судно «Харитон Лаптев»;
★Минный заградитель «Уссури».
С введением в войну минной угрозы для судов и кораблей, между Кольским заливом и Архангельском понадобилось создание промежуточной базы Северного флота, для базирования кораблей и тралов разминирования. Иоканьгская бухта, была идеальным местом для этого, находясь на подходах к горлу Белого моря. По этому поводу командованием был разработан план по осуществлению строительства базы в жатые сроки, но ввиду тяжёлой обстановки войны, этот план до конца так и не осуществился, и бухта использовалась лишь для временных стоянок. Не воспринимая реальную угрозу, и из-за бездействия, летом 1915 года, на немецких минах начинают подрываться торговые суда. Оперативно отреагировав на ситуацию командование создаёт постоянный отряд траления, который базировался в Архангельском порту, для более быстрого реагирования, их переоборудовали из торговых и рыболовецких судов.
02 июля 1916 года официально, приказом по морскому ведомству было объявлено о сформировании флотилии Северного Ледовитого океана. Первоначально ее подчинили вице-адмиралу А. П. Угрюмову, главнокомандующему городом Архангельск и районом Белого моря.
В октябре 1916 года была введена должность командующего флотилией, совмещенная с должностью главнокомандующего, которую занял вице-адмирал Л.Ф.Коровин (Кербер).
На Северном морском театре после изгнания интервентов и белогвардейцев из числа оставшихся кораблей и береговых частей 01 марта 1920 года была сформирована Беломорская флотилия. 25 апреля она переименовывается в Морские силы Северного моря.
Основное ядро этих сил составили:
★2 миноносца «Капитан Юрасовский» , «Лейтенант Сергеев».
★Отряд моторных катеров-истребителей.
★12 тральщиков.
Основные задачи Морских сил Северного моря заключались в охране территориальных вод, побережья и рыбных промыслов, тралении мин, подъеме затонувших судов, обеспечении безопасности кораблевождения на Севере, проведении гидрографических исследований. Однако сохранить военный флот на Севере Советской республике не удалось. Невероятно трудное экономическое положение страны вынудило партию и правительство ради экономии средств пойти на существенное сокращение.
В мае 1922 года было принято решение о расформировании Морских сил Северного моря. Часть кораблей вместе с личным составом перешла в сохраненную морскую пограничную охрану и продолжала нести боевую службу на Севере.
01 июня 1933 года сформирована Северная военная флотилия в составе:
★Командования и штаба флотилии.
★Политического отдела флотилии.
★Мурманского военного порта.
★Командования и штаба дивизиона подводных лодок.
★Подводных лодок (2 ранга) «Декабрист» и «Народоволец»,
★Эскадренных миноносцев (2 ранга) «Урицкий» и «Куйбышев».
★Сторожевых кораблей (2 ранга) «Ураган» и «Смерч».
Официальной датой формирования ВВС СФ считается 18 августа 1936 года. Тогда НК ВМФ подписал приказ о перебазировании первого авиационного подразделения на Север - 7 отдельное морское разведывательное авиационное звено, из 105-й авиабригады ВВС БФ.
17 сентября 1936 года в заполярный город Мурманск из Ленинграда уходил эшелон, который был загружен в разобранном виде тремя гидросамолетами МБР-2 и запасными частями к ним.
Командовал авиационным звеном старший лейтенант Г.В. Степанов, комиссаром был молодой летчик лейтенант В.И. Соловьев. Подразделение передали в состав Северного флота, и стало началом формирования авиации Северного флота. Авиаторы в первую зиму усваивали метеорологию Заполярья, привыкали к новой обстановке, занимались теоретической учебой. На морской аэродром авиационное звено перебазировалось в мае 1937 года, а в июне, после сборки своих трех самолетов, командир авиационного звена старший лейтенант Г. Степанов совершил первый вылет.
Управления Мурманского сектора и отдельного артдивизиона береговой обороны. Постоянное базирование флотилии установлено в Мурманске — Кольский залив В соответствии с приказом Народного комиссара обороны от 11 мая 1937 года Народный комиссар обороны издал приказ о преобразовании Северной военной флотилией в Северный флот СССР. Флагман 1 ранга Константин Иванович Душенов был назначен командующим северным флотом.
В 1937 году флотилия была преобразована в Северный флот. В то время на Севере активно строились базы и аэродромы, создавались береговая охрана и судостроительная база.
01 сентября 1937 года командующий Северного флота преобразовал 7-ое авиационное звено в 29-ю морскую разведывательную авиационную эскадрилью, переименованную весной 1938 года в 45-ю разведывательную морскую авиационную эскадрилью.
В 1938 году подводная лодка «Д-1» провела в море 120 суток, пройдя более 11 тысяч миль.
В 1938 году подводная лодка «Д-3» впервые в истории Военно-морского флота осуществила подлёдное плавание, 30 минут шла подо льдами.
Авиация Северного флота в ноябре 1939 года вошла в Военно-воздушные силы. Генерал-майор авиации А.А. Кузнецов был назначен первым командующим ВВС СФ.
26 ноября 1939 года правительство СССР направило ноту протеста правительству Финляндии по поводу артиллерийского обстрела, который, по заявлению советской стороны, был совершён с финляндской территории. Ответственность за начало военных действий была полностью возложена на Финляндию. По мнению ряда историков, эта наступательная операция СССР против Финляндии относится ко Второй мировой войне. Начало военных действий привело к тому, что в декабре 1939 года СССР как агрессор был исключён из Лиги Наций.
1939 год — Общие задачи Северного флота в войне у Финляндии не было флота. Северному флоту были поставлены главные задачи:
1. Полная огневая поддержка, сухопутной 14-й армии, стоять на страже в Кольском и Мотовском заливах, и не допускать прорыва противника в этих морских направлениях;
2. Пресекать и уничтожать десант противника, при попытке подмоги или высадки, в частности оберегать целостность морских границ на мурманском направлении.
Был получен приказ о захвате и удержании полуостровов «Средний» и «Рыбачий», для этого командованием для молниеносного и стремительного захвата был создан план наступления, где армия делилась на две части:
★Первая группа войск - главная задача, наступление на полуостров Средний, которой был выделен эскадренный миноносец «Карл Либкнехт», для подавления огнем морских и наземных целей;
★Вторая группа войск - основная и ударная группа войск, которая должна будет совершить наступление на полуостров Рыбачий, в поддержку выделено корабль «Гроза», два пограничных сторожевика и три судна для траления, а так же для эффективности и смятения врага, в распоряжении имелась авиация и отряды подводных лодок;
14-я армия получила приказ перейти в наступление и овладеть западной частью полуостровов Средний и Рыбачий, которые находились на фланге фронта и контролировали вход в Кольский залив и Печенгскую губу.
Начало боевых действия обозначил миноносец «Карл Либкнехт» обстреляв становище Пумманки и Мааттивуоно на полуострове Средний, выполнив начальную стадию боя, по плану вышел в Мотовский залив и занял назначенную позицию, для поддержки группы наземных войск, и защиты с моря. Морская поддержка второй группы, развернула свои корабли вдоль полуостровов, для блокирования подмоги с моря и обеспечения поддержки на суше.
В 8 часов 30 минут 30 ноября 1939 года, корабли Северного флота открыли подавляющий огонь из всех орудий, по заранее разведанным укреплениям противника, и войска 14-й армии начали масштабное наступление на полуострова Средний и Рыбачий. Благодаря превосходной сплоченности флота и сухопутной армии к концу первого дня задачи по захвату полуостровов были выполнены.И командование принялось разрабатывать удар по порту Петсамо.
104 дивизия 14-й армии, уже вели бой, когда корабли флота подошли к 14 часам на подмогу, к вечеру порты были захвачены. Красной армии, в марте удалось загнать противника на Карельский перешеек, где были разгромлены основные силы, что и заставило капитулировать Финляндию.
Составляя мирный договор с Финляндией полуостровов Средний и Рыбачий отходит к территории СССР, на что она в ответ обязывалась вывести войска из страны и в частности из порта Петсамо, по договору 1920 года.
Из Белорусского Особого военного округа в декабре 1939 года прибыли на Север две истребительные эскадрильи, в состав которой входили самолетов И-153, И-16, И-15-бис и эскадрилья скоростных бомбардировщиков самолетов СБ-2. Из них был основан 72-й смешанный авиационный полк СФ.
В июле 1940 г. по решению Народного Комиссара Военно-Морского Флота (ВМФ) из активных участников художественной самодеятельности на базе Дома Красной Армии и Флота в Полярном был организован ансамбль краснофлотской песни и танца.
Первый состав ансамбля насчитывал всего 8 человек. 07 ноября 1940 года была показана первая концертная программа молодого коллектива, посвященная 23-й годовщине Октябрьской революции. Так началась история ансамбля.
Страницы [01] [02] [03] [04] [05] [06] [07] [08] [09] [10] [11]
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/vmf_sssr/0-15 |