СССР      

   СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК  

Категории раздела

Балтийский флот СССР [63]
Балтийский флот СССР
Каспийский флот СССР [63]
Каспийский флот СССР
Надводные корабли СССР [28]
Надводные корабли СССР, Авианосцы, Линкоры, Крейсера, Большие противолодочные корабли, Сторожевые корабли, Малые артиллерийские корабли, Малые ракетные корабли, Малые противолодочные корабли, Эскадренные миноносцы, Эсминцы.
Подводный флот СССР [6]
Подводный флот СССР, Дизельные подводные лодки, Атомные подводные лодки, подводные лодки.
Северный флот СССР [74]
Северный флот СССР
Тихоокеанский флот [76]
Тихоокеанский флот СССР, события, факты, новости.
Училище ВМФ СССР [63]
Училище ВМФ СССР, Училище ВВМУ, ВМУ.
Черноморский флот СССР [63]
Черноморский флот СССР

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ВМФ - СССР » Балтийский флот СССР

Военно-Морской Флот СССР (ВМФ СССР) (1918—1925)

 Военно-Морской Флот СССР (ВМФ СССР) (1918—1925) 

 

Страницы     [01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [07а]     [08]     [08а]     [09]

 

 

Страна:   СССР
Основание:   30 октября 1696 года
Создание:   1918
Годы существования:    1918 — 1991
Входит в:    ВС РСФСР (1918—1922) → ВС СССР (1922—1991)
Подчинение:    Народный комиссариат военно-морского флота → Министерство обороны СССР
Дислокация:    СССР, пункты базирования за рубежом
Тип:    Военно-морские силы СССР.
 

Повествование:

Название «Военно-Морской Флот СССР» окончательно закрепилось в официальных документах с 1938 года, после подписания Постановления ЦИК и СНК СССР от 30 декабря 1937 года «Об образовании Народного комиссариата Военно-Морского Флота СССР». До этого момента ВМФ СССР носил название «Морские силы Рабоче-Крестьянской Красной Армии Союза ССР» и «Военно-Морские Силы РККА СССР».

 

 

 

 

Военно-Морской Флот СССР с момента образования Союза Советских Социалистических Республик  30 декабря 1922 года, до 25 декабря 1991 года охранял и защищал морские границы Советского Союза, и перестал существовать в связи с предательством врагов и предателей СССР: Бориса Ельцина, Леонида Кравчука, Станислава Шушкевичва и Михаила Горбачёва.

Название Советского флота в разное время
Название Период
Морских сил Рабоче-Крестьянский Красной Армиия (МС РККА) 1918—1922
Рабоче-Крестьянский Красный флот (РККФ) 1922—1924
Военно-Морские Силы Рабоче-Крестьянский Красной Армиия (ВМС РККА) 1924—1937
Военно-Морской Флот СССР (ВМФ СССР) 30 декабря 1937—25 декабря 1991
   
   

Истоки

Первое трёхмачтовое судно, построенное в России по европейскому стандарту, было спущено на воду в Балахне в 1636 году во время правления царя Михаила Фёдоровича. Корабль был построен кораблестроителями из Гольштейна, был назван «Фредерик» и ходил под флагом Гольштейна. В своё первое плавание «Фредерик» отправился 09 августа 1636 года из Нижнего Новгорода вниз по Волге, держа путь в Персию.

06 ноября 1636 года «Фредерик» вышел в Каспийское море, а 22 ноября 1636года он попал в мощный шторм, продолжавшийся три дня. Корабль был сильно поврежден и посажен на мель, чтобы спасти груз и команду. В дальнейшем он был вытащен на берег в десяти милях от Дербента и разграблен местными жителями.

01 августа 1656 года русская гребная флотилия воеводы Петра Ивановича Потёмкина разбила эскадру шведских кораблей близ острова Котлин и захватила 6-пушечную галеру. Сражение у острова Котлин рассматривается историками как первая документированная русская победа на море в новое время. Ранее, 10 июля 1656 года, эта же флотилия воеводы Потёмкина участвовала во взятии шведской крепости Ниеншанц (Канцы), расположенной в устье реки Охты при впадении Охты.

Во время русско-шведской войны 1656—1658 годов, русские войска захватили шведские крепости Дюнамюнде и Кокенгаузен (переименован в Царевичев-Дмитриев) на Западной Двине. Боярин Афанасий Ордин-Нащокин основал судостроительную верфь в Царевичеве-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море. По окончании войны Россия и Швеция заключили Кардисский мирный договор в 1661 году, по результатам которого Россия возвратила Швеции все завоёванные территории и была вынуждена уничтожить все корабли, заложенные в Царевичеве-Дмитриеве.

Боярин Ордин-Нащокин не потерял своих надежд на строительство флота и повернулся к реке Волге и Каспийскому морю. Получив царское разрешение, боярин Афанасий Лаврентьевич пригласил датских кораблестроителей в село Дединово, расположенное на реке Оке. Строительство кораблей началось зимой 1667 года. В течение двух лет они закончили строительство четырёх кораблей: фрегата «Орёл», и трёх меньших судов. «Орёл» закончил своё плавание так же плачевно, как и «Фредерик» — он был захвачен в Астрахани взбунтовавшимися казаками Степана Разина. Казаки ограбили и затем, предположительно, сожгли этот корабль.

В XVII веке русские купцы и казаки переплыли через Белое море на кочах, достигли устьев рек Лена, Колыма и Индигирка, и основали поселения в регионе верхнего Амура. Самым известным из этих первооткрывателей является Семён Иванович Дежнёв — в 1648 году он проплыл по Северному Ледовитому океану всю длину современной России, обогнул Чукотский полуостров, пересёк Берингово море и вышел в Тихий океан.

Во время Второго Азовского похода 1696 года против Турции первый раз русские выдвинули 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После завоевания крепости Азов боярская дума обсудила рапорт Петра I об этом походе и решила начать строительство военно-морского флота 30 октября 1696 года. Эта дата считается официальным днем рождения регулярного Военно-морского флота России, корабли которого были построены на верфях Воронежского адмиралтейства.

В 1703—1723 годах главная база балтийского флота находилась в Санкт-Петербурге, а после этого — в Кронштадте. Новые базы были созданы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Вначале владимирский приказ управлял судостроительными делами, позднее эта функция была передана адмиралтейскому приказу.

В 1725 году русский флот имел 130 парусных кораблей, включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 бандер и 77 вспомогательных судов. Гребной флот состоял из 396 кораблей, включая в себя 253 галеры и скампавеи и 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани.

В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России.

Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий были написаны в морском уставе 1720 года — документе, основанном на опыте зарубежных стран. Пётр Первый, Федор Апраксин, Алексей Сенявин, Наум Сенявин, Михаил Голицын и другие считаются основателями искусства морского боя в России. Принципы военно-морского дела были дальше развиты Григорием Спиридовым, Фёдором Ушаковым и Дмитрием Сенявиным.

После смерти Петра I дела в кораблестроении резко ухудшились. В 1726 году был заложен всего один 54-пушечный корабль, а в период с 1727 по 1730 годы не было заложено ни одного корабля.

В 1727 году в составе корабельного флота насчитывалось 15 боеспособных линейных кораблей и 4 боеспособных фрегата.

В 1728 году шведский посланник в России доносил своему правительству:

«    «Несмотря на ежегодную постройку галер, русский галерный флот, сравнительно с прежним, сильно уменьшается; корабельный же приходит в прямое разорение, потому, что старые корабли все гнилы, так что более четырех или пяти линейных кораблей вывести в море нельзя, а постройка новых ослабела. В адмиралтействах же такое несмотрение, что флот и в три года нельзя привести в прежнее состояние, но об этом никто не думает».    »

В правление Петра II резко снизилась интенсивность боевой подготовки экипажей флота. В апреле 1728 года император на заседании Верховного тайного совета приказал, чтобы из всего флота выходили в море только четыре фрегата и два флейта, а ещё пять фрегатов были готовы к крейсированию. Остальные корабли должны были оставаться в портах для «сбережения казны». На доводы флагманов, что необходимо постоянно держать флот на море, император ответил: «Когда нужда потребует употребить корабли, то я пойду в море; но я не намерен гулять по нем, как дедушка». Плохое состояние казны и нерегулярные выплаты жалования вели к оттоку офицеров, что вызывало падение дисциплины среди солдат и матросов.

По восшествии на престол и упразднении Верховного тайного совета императрица Анна Иоанновна первыми своими указами обратилась к проблеме восстановления флота. 01 августа 1730 года императрица издала именной указ «О содержании галерного и корабельного флотов по регламентам и уставам», в котором «наикрепчайше подтверждалось Адмиралтейств-коллегии, чтобы корабельный и галерный флот содержаны были по уставам, регламентам и указам, не ослабевая и не уповая на нынешнее благополучное мирное время».

Во второй половине XVIII века русский флот был усилен из-за более активной внешней политики России и русско-турецких войн за господство на Чёрном море. Первый раз в своей истории Россия послала военно-морские эскадры из Балтийского моря в удалённый театр боевых действий (см. Архипелагские экспедиции русского флота, Первая Архипелагская экспедиция). Во время Чесменского сражения 1770 года эскадра адмирала Спиридова разгромила турецкую флотилию и добилась господства в Эгейском море. В 1771 году русская армия завоевала побережье Керченского пролива и захватила крепости Керчь и Ени-Кале.

В конце XVIII — начале XIX веков, русский флот стал третьим по величине в мире после Великобритании и Франции [источник не указан]. Черноморский флот имел в своём составе 5 линейных кораблей и 19 фрегатов (1787 год), Балтийский флот имел 23 линейных корабля и 130 фрегатов (1788 год).

В начале XIX века Российский императорский флот состоял из Черноморского и Балтийского флотов, Каспийской флотилии, Беломорской флотилии и Охотской флотилии. В 1802 году было создано Министерство морских сил (переименовано в Морское министерство в 1815 году).

Русский флот продолжал расширяться в конце XIX века, особенно во время царствования императора Николая II, весьма симпатизировавшего доктрине американского военно-морского теоретика адмирала Альфреда Мэхэна. Несмотря на то, что русская промышленность развивалась высокими темпами, она не могла полностью удовлетворить постоянно растущие потребности флота, и некоторые боевые корабли были заказаны во Франции, Германии, США и Дании. Французские военные инженеры-судостроители оказали наибольшее влияние на конструкции российских кораблей.

В ночь 08 февраля 1904 года японский флот под командой адмирала Хэйхатиро Того начал военные действия против Российской империи. В результате внезапной атаки на Порт-Артур два российских эскадренных броненосца были серьёзно повреждены торпедами. Эта атака развилась в полномасштабную битву следующим утром. Несколько попыток японского флота атаковать российские корабли провалились из-за огня береговой артиллерии и нежелания российского флота покинуть гавань для сражения в открытом море, особенно после гибели адмирала С. О. Макарова 13 апреля 1904 года.

После фиаско в Русско-японской войне флот Российской империи отодвинулся с третьего места в мире на шестое. 19 марта 1906 года указом императора Николая II в составе русского флота был создан новый род сил — подводные, имевших на вооружении подводные лодки, в строй вошли 10 субмарин, которые до этого числились как миноносцы. С тех пор 19 марта отмечается в России как профессиональный праздник — День подводника.

К середине 1914 года была одобрена и утверждена «Программа нового усиления Черноморского флота», предусматривающая строительство четвертого линкора из серии «Императрица Мария» - Император Николай I, 2-х лёгких крейсеров типа «Светлана» («Адмирал Истомин», «Адмирал Нахимов»), 8-ми эскадренных миноносцев типа «Новик», а также 6-ти подводных лодок, в дополнении к предыдущим программам

—————————————————————————————

Рабоче-Крестьянский Красный флот

Советский флот был учреждён в 1918 году специальным декретом правительства как Рабоче-Крестьянский Красный флот.

В Балтийском море оставались лишь 3 линкора, 2 крейсера, около 10 эсминцев и несколько подводных лодок. Несмотря на это, Балтийский флот, Черноморский флот и около 30 небольших речных флотилий оставались боеспособными и смогли стать фундаментом нового флота.

Истоком Военно-Морского Флота СССР были Морские силы РККА. Гражданская война в России привела к резкому сокращению корабельного состава Морских сил Республики.

Общая деградация затронула и другие рода сил флота. Так, число батарей береговой артиллерии на Балтике сократилось в три раза, на Чёрном море — в два раза, а на Русском севере система береговой обороны перестала вообще существовать. Авиационные части МС РККА были ликвидированы в 1920 году, и в оперативном подчинении флотских командиров остались лишь немногочисленные воздушные отряды, в составе которых к началу 1921 года было всего 36 устаревших самолётов с высокой степенью физического износа.

Из-за огромной убыли боевых кораблей (потопленных, захваченных противником, интернированных Антантой, или полностью утративших боеспособность) общее водоизмещение кораблей МС РККА на начало 1921 года составляло всего лишь 16,2 % от суммарного водоизмещения Российского императорского флота.

В 1921 году по сравнению с 1917 годом в боевом составе флота оставалось всего
% Корабельный состав
4,9 Канонерских лодок
0 % Крейсеров
5,5 Линейных кораблей
10 Миноносцев эскадренных
2,7 Минных и сетевых заградителей
5,8 Подводных лодок
7,2 Сторожевых и посыльных судов

Потери противоминных кораблей и катеров были наименее чувствительными, а наиболее тяжёлыми — в классе крейсеров.

Взятый Советским Правительством курс на сокращение флота привёл к тому, что с марта 1921 по декабрь 1922 года численность личного состава Морских сил РККА была сокращена с 86 580 до 36 929 человек, а объём ассигнований на военное судостроение и судоремонт — сокращены примерно в 3,3 раза.


1924 год


28 марта 1924 года — Было организовано Управление Военно-морских сил (УВМС) РККА. Возглавил управление Начальник ВМС РККА Э. С. Панцержанский, подчинявшийся непосредственно Наркому по военным и морским делам СССР Л. Д. Троцкому. Управление ВМС предназначалось для руководства эксплуатационно-восстановительной, кадровой, административно-хозяйственной, учебной, технической, гидрографической и научной деятельностью Военно-морских сил страны.

Управление ВМС должно было осуществлять
Описание Должность Фамилия Имя Отчество
Учёт военных и мобилизационных возможностей Морских сил Балтийского моря Начальник Викторов М. В.
Учёт военных и мобилизационных возможностей Морских сил Чёрного моря Начальник Векман А. К.
Учёт военных и мобилизационных возможностей Морских сил Каспийского озера Начальник Михайлов П. П.
Учёт военных и мобилизационных возможностей Морских сил Владивостокского морского отряда Начальник Кожанов И. К.
Учёт военных и мобилизационных возможностей Морских сил Амурской военной флотилии Начальник Хвицкий С. А.
Учёт требований для восстановления и постройки военных судов, находящихся на хранении    
Перспективное планирование военного восстановления и строительства типов и классов кораблей    
Координацию действий ведомств, для обеспечения выполнения, поставленных директивами задач и проверку их точного исполнения    
Установление норм и порядка содержания имущества и корабельного состава в кампании, вооруженном резерве и на хранении    
Подбор и обучение начальствующего и другого состава для ВМС    
Создание и материально-техническое обеспечение учебных заведений для ВМС    
Установление мероприятий по обеспечению безопасности плавания в морях СССР    


02 апреля 1924 года — Штаб РККА (начальник М. В. Фрунзе) подготовил сводную ведомость об удовлетворении потребности военного флота СССР в части специального снабжения и специальных материалов, которые не могут быть изготовлены на заводах внутри республики по ряду причин.

12 апреля 1924 года — Начальник ВМС РККА Э. С. Панцержанский представил доклад в Военно-морскую инспекцию ЦКК РКП(б) о стратегических планах Морского ведомства и о срочном разрешении вопроса дальнейшего военно-морского строительства.

25 апреля 1924 года — Военный комиссар и помощник начальника Штаба РККА СССР М. Н. Тухачевский,

Во исполнение решения Военно-морской инспекции ЦКК РКП(б), составил и разослал
Фамилия Имя Отчество Должность
Панцержанскому Э. С. Начальнику ВМС РККА , циркулярное письмо
Розенгольцу А. П. Начальник ВВС РККА
Садлуцкому В. К. начальник Артиллерийского управления РККА
Уншлихту И. С. Начальник снабжения РККА
Шейдеману Ю.М. Инспектор артиллерии РККА
Шапошникову Б. М. Помощнику начальника Штаба РККА

«Прошу подготовить материалы:

Выяснить возможности в развитии нашего производства в области артиллерии и авиации, как в нашей промышленности, так и путём заказов за границей;
Выяснить возможность постройки новых заводов для осуществления намеченной программы;
Все эти возможности должны быть намечены в пятилетнюю программу;
В связи с намеченной строительной программой должен быть проработан вопрос подготовки личного состава, а также обеспечение всеми видами снабжения.
Первое заседание назначается на 15 часов 30 апреля, на каковое прошу прислать Ваших представителей со всеми материалами. Весьма желательно Ваше личное участие».

 

09 июля 1924 года — Совет труда и обороны СССР (председатель Л. Б. Каменев) постановил приобрести за границей тральщики для разминирования акваторий Чёрного и Азовского морей от имеющихся там минных заграждений.

12 сентября 1924 года — СНК СССР выработал план по вопросу о судостроении:

Путём обследования заводов, выявить целесообразность включения в программу и военного судостроения как по Северу, так и по Югу, так как к достройке военных кораблей возможно приступить немедленно.
Обратить на военное судостроение в 1924/25 годах 2,6 млн руб. из 5 млн чрезвычайного фонда, ассигнованного СНК на судостроение.
Отпустить 1 млн руб. из госфондов на судостроительную военную программу, вырученных от продажи негодных судов морведа за границу.

29 октября 1924 года — Совет труда и обороны СССР постановил приступить к восстановлению 7 единиц корабельного состава ВМС РККА, бывших на хранении в военных портах:

Военный порт на Тип Наименование
Балтике

Крейсер

«Светлана»
Эсминцы

«Прямислав»
«Капитан Белли»
«Капитан Керн»

Подводные лодки «Форель»
Чёрном море Крейсер «Червона Украина»
Эсминец «Корфу»

 

10 января 1925 года — Управляющий Военно-морской инспекцией ЦКК РКП(б) С. И. Гусев в докладе Президиуму ЦКК РКП(б) отметил:

★Главное управление военной промышленности (ГУВП) не в состоянии организовать правильное руководство заводами и надлежащую постановку производства на них даже в мирное время.

1 Управление заводами характеризуется бессистемностью, программы заводов меняются по несколько раз в год, заводы часто производят работы без всяких программ из Центра, бывают случаи сдачи заказов без чертежей, материалов и технических условий.
2 Отсутствует контроль и совершенствование специальных производств на отдельных заводах.
3 Систематический недодел по военной программе.
4 Высокие цены на изготовляемую продукцию и в большом проценте неудовлетворительное качество изделий.
5 Высокий процент обслуживающего персонала на заводах и низкая производительность труда.
6 Высокие накладные расходы и неудовлетворительная постановка калькуляции, счетоводства и отчетности.
7 Нецелесообразное расходование средств, отпускаемых на оздоровление заводов (дотаций).


★Кредиты, отпускаемые на вооружение в размере сметного назначения, не учитывают, выполнена ли военная программа за истекший период и отвечают ли техническим условиям изготовленные изделия. Такой порядок финансирования дает возможность ГУВП отчитаться в полученных деньгах по самым высоким ценам за свою продукцию, а Военвед вынужден по этим ценам продукцию ГУВП принимать.
★Необходимо изменить порядок финансирования ГУВП, установив отпуск кредитов на вооружение военному ведомству, с тем, чтобы финансирование ГУВП и расплата по заказам производились на основе договора, заключаемого между военным ведомством и ГУВП.
★Благодаря тому, что военные заводы не могут быть полностью загружены военными заказами, на многих из них было установлено производство мирной продукции. Недостаточное знание требований рынка приводит к тому, что вырабатываются такие ассортименты товаров, к которым рынок предъявляет спрос весьма слабый, что приводит к убыточности мирного производства ГУВП. Согласно, доклада на конференции ГУВП в марте 1925 года из 10 млн руб. выработанной мирной продукции имеется предметов на 3,5 млн руб., которые могут быть проданы только за 500—900 тыс. руб. Таким образом, получается, что убыточность мирного производства ГУВП покрывает за счет средств, отпускаемых ей по военной смете.

02 февраля 1925 года — Уполномоченный РВС СССР, член правления ГУВП Р. И. Берзин (Берзиньш) в докладной записке Председателю РВС СССР — Наркомвоенмору М. В. Фрунзе писал:

"Перед военной промышленностью в отношении к военному ведомству стоят две основные задачи:

1. Подготовить заводы к исполнению мобилизационных планов военного ведомства на случай войны.
2. Исполнение ежегодных заданий военного ведомства в условиях мирного времени.

 

25 мая 1925 года — директивой Народного комиссара по военным и морским делам СССР — Председателем РВС СССР М. В. Фрунзе (с 06.11.1925 года К. Е. Ворошилов) и начальника ВМС РККА, члена РВС СССР В. И. Зофа введён первый Устав корабельной службы ВМС РККА. Устав корабельной службы ВМС РККА регламентировал порядок службы на корабле и обязанности начальствующего, старшинского и рядового состава, а также разделял личный состав корабля по специальностям.

09 июня 1925 года — На заседании РВС СССР был заслушан представленный Начальником ВМС РККА В. И. Зофом и начальником Оперативного управления Штаба ВМС РККА А. А. Тошаковым пятилетний план строительства морских сил.

15 июня 1925 года — Председатель РВС СССР — Наркомвоенмор М. В. Фрунзе заслушал доклад начальника ВМС СССР В. И. Зофа о состоянии и перспективах развития РККФ.

02 июля 1925 года — Докладная записка начальника Оперативного управления Штаба РККА С. М. Белицкого начальнику Штаба РККА С. С. Каменеву о 5-летней программе строительства Морских Сил РККФ.

09 июля 1925 года — Председатель СНК СССР А. И. Рыков заслушал план пятилетней программы строительства морских сил представленный начальником Оперативного управления Штаба РККФ А. А. Тошаковым и начальником Технического отдела РККФ Н. И. Власьевым.

 

Страницы     [01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [07а]     [08]     [08а]     [09]

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/vmf_sssr/0-15
Категория: Балтийский флот СССР | Добавил: soviet-union-ussr (23.08.2018) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 36 | Теги: Флот СССР, Флотилия СССР, ссср, Военно-Морской Флот СССР, военно, военно-морской, Морской | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск



ВАША ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Favicon.ru - создание фавиконов,
    1

    © 2017-2018 ussr-cccp.moy.su 

    Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
     
    Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей