|
Каталог статей СССР
Военно-Морской Флот СССР (ВМФ СССР) (1918—1925)
Истоки Первое трёхмачтовое судно, построенное в России по европейскому стандарту, было спущено на воду в Балахне в 1636 году во время правления царя Михаила Фёдоровича. Корабль был построен кораблестроителями из Гольштейна, был назван «Фредерик» и ходил под флагом Гольштейна. В своё первое плавание «Фредерик» отправился 09 августа 1636 года из Нижнего Новгорода вниз по Волге, держа путь в Персию. 06 ноября 1636 года «Фредерик» вышел в Каспийское море, а 22 ноября 1636года он попал в мощный шторм, продолжавшийся три дня. Корабль был сильно поврежден и посажен на мель, чтобы спасти груз и команду. В дальнейшем он был вытащен на берег в десяти милях от Дербента и разграблен местными жителями. 01 августа 1656 года русская гребная флотилия воеводы Петра Ивановича Потёмкина разбила эскадру шведских кораблей близ острова Котлин и захватила 6-пушечную галеру. Сражение у острова Котлин рассматривается историками как первая документированная русская победа на море в новое время. Ранее, 10 июля 1656 года, эта же флотилия воеводы Потёмкина участвовала во взятии шведской крепости Ниеншанц (Канцы), расположенной в устье реки Охты при впадении Охты. Во время русско-шведской войны 1656—1658 годов, русские войска захватили шведские крепости Дюнамюнде и Кокенгаузен (переименован в Царевичев-Дмитриев) на Западной Двине. Боярин Афанасий Ордин-Нащокин основал судостроительную верфь в Царевичеве-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море. По окончании войны Россия и Швеция заключили Кардисский мирный договор в 1661 году, по результатам которого Россия возвратила Швеции все завоёванные территории и была вынуждена уничтожить все корабли, заложенные в Царевичеве-Дмитриеве. Боярин Ордин-Нащокин не потерял своих надежд на строительство флота и повернулся к реке Волге и Каспийскому морю. Получив царское разрешение, боярин Афанасий Лаврентьевич пригласил датских кораблестроителей в село Дединово, расположенное на реке Оке. Строительство кораблей началось зимой 1667 года. В течение двух лет они закончили строительство четырёх кораблей: фрегата «Орёл», и трёх меньших судов. «Орёл» закончил своё плавание так же плачевно, как и «Фредерик» — он был захвачен в Астрахани взбунтовавшимися казаками Степана Разина. Казаки ограбили и затем, предположительно, сожгли этот корабль. В XVII веке русские купцы и казаки переплыли через Белое море на кочах, достигли устьев рек Лена, Колыма и Индигирка, и основали поселения в регионе верхнего Амура. Самым известным из этих первооткрывателей является Семён Иванович Дежнёв — в 1648 году он проплыл по Северному Ледовитому океану всю длину современной России, обогнул Чукотский полуостров, пересёк Берингово море и вышел в Тихий океан. Во время Второго Азовского похода 1696 года против Турции первый раз русские выдвинули 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После завоевания крепости Азов боярская дума обсудила рапорт Петра I об этом походе и решила начать строительство военно-морского флота 30 октября 1696 года. Эта дата считается официальным днем рождения регулярного Военно-морского флота России, корабли которого были построены на верфях Воронежского адмиралтейства. В 1703—1723 годах главная база балтийского флота находилась в Санкт-Петербурге, а после этого — в Кронштадте. Новые базы были созданы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Вначале владимирский приказ управлял судостроительными делами, позднее эта функция была передана адмиралтейскому приказу. В 1725 году русский флот имел 130 парусных кораблей, включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 бандер и 77 вспомогательных судов. Гребной флот состоял из 396 кораблей, включая в себя 253 галеры и скампавеи и 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани. В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России. Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий были написаны в морском уставе 1720 года — документе, основанном на опыте зарубежных стран. Пётр Первый, Федор Апраксин, Алексей Сенявин, Наум Сенявин, Михаил Голицын и другие считаются основателями искусства морского боя в России. Принципы военно-морского дела были дальше развиты Григорием Спиридовым, Фёдором Ушаковым и Дмитрием Сенявиным. После смерти Петра I дела в кораблестроении резко ухудшились. В 1726 году был заложен всего один 54-пушечный корабль, а в период с 1727 по 1730 годы не было заложено ни одного корабля. В 1727 году в составе корабельного флота насчитывалось 15 боеспособных линейных кораблей и 4 боеспособных фрегата. В 1728 году шведский посланник в России доносил своему правительству: « «Несмотря на ежегодную постройку галер, русский галерный флот, сравнительно с прежним, сильно уменьшается; корабельный же приходит в прямое разорение, потому, что старые корабли все гнилы, так что более четырех или пяти линейных кораблей вывести в море нельзя, а постройка новых ослабела. В адмиралтействах же такое несмотрение, что флот и в три года нельзя привести в прежнее состояние, но об этом никто не думает». » В правление Петра II резко снизилась интенсивность боевой подготовки экипажей флота. В апреле 1728 года император на заседании Верховного тайного совета приказал, чтобы из всего флота выходили в море только четыре фрегата и два флейта, а ещё пять фрегатов были готовы к крейсированию. Остальные корабли должны были оставаться в портах для «сбережения казны». На доводы флагманов, что необходимо постоянно держать флот на море, император ответил: «Когда нужда потребует употребить корабли, то я пойду в море; но я не намерен гулять по нем, как дедушка». Плохое состояние казны и нерегулярные выплаты жалования вели к оттоку офицеров, что вызывало падение дисциплины среди солдат и матросов. По восшествии на престол и упразднении Верховного тайного совета императрица Анна Иоанновна первыми своими указами обратилась к проблеме восстановления флота. 01 августа 1730 года императрица издала именной указ «О содержании галерного и корабельного флотов по регламентам и уставам», в котором «наикрепчайше подтверждалось Адмиралтейств-коллегии, чтобы корабельный и галерный флот содержаны были по уставам, регламентам и указам, не ослабевая и не уповая на нынешнее благополучное мирное время». Во второй половине XVIII века русский флот был усилен из-за более активной внешней политики России и русско-турецких войн за господство на Чёрном море. Первый раз в своей истории Россия послала военно-морские эскадры из Балтийского моря в удалённый театр боевых действий (см. Архипелагские экспедиции русского флота, Первая Архипелагская экспедиция). Во время Чесменского сражения 1770 года эскадра адмирала Спиридова разгромила турецкую флотилию и добилась господства в Эгейском море. В 1771 году русская армия завоевала побережье Керченского пролива и захватила крепости Керчь и Ени-Кале. В конце XVIII — начале XIX веков, русский флот стал третьим по величине в мире после Великобритании и Франции [источник не указан]. Черноморский флот имел в своём составе 5 линейных кораблей и 19 фрегатов (1787 год), Балтийский флот имел 23 линейных корабля и 130 фрегатов (1788 год). В начале XIX века Российский императорский флот состоял из Черноморского и Балтийского флотов, Каспийской флотилии, Беломорской флотилии и Охотской флотилии. В 1802 году было создано Министерство морских сил (переименовано в Морское министерство в 1815 году). Русский флот продолжал расширяться в конце XIX века, особенно во время царствования императора Николая II, весьма симпатизировавшего доктрине американского военно-морского теоретика адмирала Альфреда Мэхэна. Несмотря на то, что русская промышленность развивалась высокими темпами, она не могла полностью удовлетворить постоянно растущие потребности флота, и некоторые боевые корабли были заказаны во Франции, Германии, США и Дании. Французские военные инженеры-судостроители оказали наибольшее влияние на конструкции российских кораблей. В ночь 08 февраля 1904 года японский флот под командой адмирала Хэйхатиро Того начал военные действия против Российской империи. В результате внезапной атаки на Порт-Артур два российских эскадренных броненосца были серьёзно повреждены торпедами. Эта атака развилась в полномасштабную битву следующим утром. Несколько попыток японского флота атаковать российские корабли провалились из-за огня береговой артиллерии и нежелания российского флота покинуть гавань для сражения в открытом море, особенно после гибели адмирала С. О. Макарова 13 апреля 1904 года. После фиаско в Русско-японской войне флот Российской империи отодвинулся с третьего места в мире на шестое. 19 марта 1906 года указом императора Николая II в составе русского флота был создан новый род сил — подводные, имевших на вооружении подводные лодки, в строй вошли 10 субмарин, которые до этого числились как миноносцы. С тех пор 19 марта отмечается в России как профессиональный праздник — День подводника. К середине 1914 года была одобрена и утверждена «Программа нового усиления Черноморского флота», предусматривающая строительство четвертого линкора из серии «Императрица Мария» - Император Николай I, 2-х лёгких крейсеров типа «Светлана» («Адмирал Истомин», «Адмирал Нахимов»), 8-ми эскадренных миноносцев типа «Новик», а также 6-ти подводных лодок, в дополнении к предыдущим программам ————————————————————————————— Рабоче-Крестьянский Красный флот Советский флот был учреждён в 1918 году специальным декретом правительства как Рабоче-Крестьянский Красный флот. В Балтийском море оставались лишь 3 линкора, 2 крейсера, около 10 эсминцев и несколько подводных лодок. Несмотря на это, Балтийский флот, Черноморский флот и около 30 небольших речных флотилий оставались боеспособными и смогли стать фундаментом нового флота. Истоком Военно-Морского Флота СССР были Морские силы РККА. Гражданская война в России привела к резкому сокращению корабельного состава Морских сил Республики. Общая деградация затронула и другие рода сил флота. Так, число батарей береговой артиллерии на Балтике сократилось в три раза, на Чёрном море — в два раза, а на Русском севере система береговой обороны перестала вообще существовать. Авиационные части МС РККА были ликвидированы в 1920 году, и в оперативном подчинении флотских командиров остались лишь немногочисленные воздушные отряды, в составе которых к началу 1921 года было всего 36 устаревших самолётов с высокой степенью физического износа. Из-за огромной убыли боевых кораблей (потопленных, захваченных противником, интернированных Антантой, или полностью утративших боеспособность) общее водоизмещение кораблей МС РККА на начало 1921 года составляло всего лишь 16,2 % от суммарного водоизмещения Российского императорского флота.
Потери противоминных кораблей и катеров были наименее чувствительными, а наиболее тяжёлыми — в классе крейсеров. Взятый Советским Правительством курс на сокращение флота привёл к тому, что с марта 1921 по декабрь 1922 года численность личного состава Морских сил РККА была сокращена с 86 580 до 36 929 человек, а объём ассигнований на военное судостроение и судоремонт — сокращены примерно в 3,3 раза.
12 апреля 1924 года — Начальник ВМС РККА Э. С. Панцержанский представил доклад в Военно-морскую инспекцию ЦКК РКП(б) о стратегических планах Морского ведомства и о срочном разрешении вопроса дальнейшего военно-морского строительства. 25 апреля 1924 года — Военный комиссар и помощник начальника Штаба РККА СССР М. Н. Тухачевский,
09 июля 1924 года — Совет труда и обороны СССР (председатель Л. Б. Каменев) постановил приобрести за границей тральщики для разминирования акваторий Чёрного и Азовского морей от имеющихся там минных заграждений. 12 сентября 1924 года — СНК СССР выработал план по вопросу о судостроении: Путём обследования заводов, выявить целесообразность включения в программу и военного судостроения как по Северу, так и по Югу, так как к достройке военных кораблей возможно приступить немедленно. 29 октября 1924 года — Совет труда и обороны СССР постановил приступить к восстановлению 7 единиц корабельного состава ВМС РККА, бывших на хранении в военных портах:
10 января 1925 года — Управляющий Военно-морской инспекцией ЦКК РКП(б) С. И. Гусев в докладе Президиуму ЦКК РКП(б) отметил: ★Главное управление военной промышленности (ГУВП) не в состоянии организовать правильное руководство заводами и надлежащую постановку производства на них даже в мирное время.
02 февраля 1925 года — Уполномоченный РВС СССР, член правления ГУВП Р. И. Берзин (Берзиньш) в докладной записке Председателю РВС СССР — Наркомвоенмору М. В. Фрунзе писал: "Перед военной промышленностью в отношении к военному ведомству стоят две основные задачи: 1. Подготовить заводы к исполнению мобилизационных планов военного ведомства на случай войны. 25 мая 1925 года — директивой Народного комиссара по военным и морским делам СССР — Председателем РВС СССР М. В. Фрунзе (с 06.11.1925 года К. Е. Ворошилов) и начальника ВМС РККА, члена РВС СССР В. И. Зофа введён первый Устав корабельной службы ВМС РККА. Устав корабельной службы ВМС РККА регламентировал порядок службы на корабле и обязанности начальствующего, старшинского и рядового состава, а также разделял личный состав корабля по специальностям. 09 июня 1925 года — На заседании РВС СССР был заслушан представленный Начальником ВМС РККА В. И. Зофом и начальником Оперативного управления Штаба ВМС РККА А. А. Тошаковым пятилетний план строительства морских сил. 15 июня 1925 года — Председатель РВС СССР — Наркомвоенмор М. В. Фрунзе заслушал доклад начальника ВМС СССР В. И. Зофа о состоянии и перспективах развития РККФ. 02 июля 1925 года — Докладная записка начальника Оперативного управления Штаба РККА С. М. Белицкого начальнику Штаба РККА С. С. Каменеву о 5-летней программе строительства Морских Сил РККФ. 09 июля 1925 года — Председатель СНК СССР А. И. Рыков заслушал план пятилетней программы строительства морских сил представленный начальником Оперативного управления Штаба РККФ А. А. Тошаковым и начальником Технического отдела РККФ Н. И. Власьевым.
Страницы [01] [02] [03] [04] [05] [06] [07] [07а] [08] [08а] [09]
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/vmf_sssr/0-15 Просмотров: 2500
|
| |
|
|