СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Военные [71]
Военные самолёты СССР
Пассажирские [58]
Гражданская авиация
Санитарные [7]
Санитарная авиация СССР
Учебные [8]
Учебные самолёты СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » САМОЛЁТЫ СССР » Пассажирские

Як-40 - Пассажирский самолёт для местных авиалиний - Первый полёт 21 октября 1966 года стр.-2

 Як-40 - Пассажирский самолёт для местных авиалиний - Первый полёт 21 октября 1966 года стр.-2 

 

 

Страница    [ 1 ]     [ 2 ] 

 

По словам Кардони, Як-40 прекрасно зарекомендовал себя в работе, за годы эксплуатации не было ни одной серьёзной поломки. Особенно популярен Як-40 на линии Милан — Перуджья. Путь в 600 км самолёт преодолевает всего за 45 мин, и свободных мест в салоне почти никогда не бывает. Вчерашние скептики расточают сегодня комплименты, а руководство авиакомпании «Эр Кадаба» решило приобрести ещё один Як-40 для авиалинии Милан — Флоренция.
Камбоджа
Согласно межправительственному соглашению между СССР и Камбоджей, для развития внутренних авиалиний в эту страну были направлены три самолёта Як-40, причём экипажи всех машин были советскими, а сами Як-40 имели опознавательные знаки и окраску Аэрофлота (рис. 12).
Сменные экипажи проработали в небе Камбоджи 5 лет. Интенсивность полётов была очень высокой, несмотря на изнуряющую жару и тропические ливни. Акклиматизация экипажей проходила очень трудно. Самолёты Як-40 выдержали нелёгкий экзамен по сути дела в экстремальных каждодневных условиях.
По окончании срока действия договора самолёты и экипажи вернулись в Советский Союз.
Куба
После Чехословакии и Польши самым крупным заказчиком самолётов Як-40 была Куба. Восемь самолётов эксплуатируется в авиакомпании «Кубана» (рис. 13), и девять машин принадлежат правительственному отряду ВВС.
«Кубана» — одна из старейших авиакомпаний мира. Основанная в 1929 г. авиакомпания «Компанья Кубана де авиасьон» была национализирована и стала называться «Эмпреса Кубана де авиасьон», или «Кубана». Несмотря на то что Куба — небольшое островное государство, воздушный флот «Кубаны» состоит из 54 самолётов: 10 Ил-62М, 2 Ил-76ТД, 2 Ил-18, 3 Ту-154, 20 Ан-26, 18 Ан-24, 8 Як-40.
Самолёты Як-40 «Кубаны» имеют 32-местную компоновку салона. Девять машин правительственного отряда имеют компоновку салона 1-го и 2-го классов и несут на борту опознавательные знаки ВВС.
Лаос
Сразу же после образования Лаосской Народно-Демократической Республики была организована национальная авиакомпания «Лао авиэйшн». В парке авиакомпании одинаково представлена авиатехника как западного, так и советского производства. Однако необходимо отметить, что основная нагрузка пассажиропотока лежит на «плечах» семи Ан-24 и двух Як-40 (рис. 14). Три лёгких самолёта «Провайдер» и вертолёт S-58 фирмы «Сикорский» выполняют вспомогательные транспортные функции.
Регулярные пассажирские рейсы осуществляются из вьентьянского аэропорта Ватай в Бангкок (Тайланд), Ханой (Вьетнам) и Пном-Пень (Камбоджа). И здесь Як-40 зарекомендовали себя отлично — за годы эксплуатации не было обнаружено ни одного конструктивного дефекта.
Мальгашская Республика
Начало 60-х годов были годами Африки, когда подавляющее большинство африканских государств обрели свою независимость. После получения независимости в Мальгашской Республике правительственным декретом от 1 января 1962 г. была организована национальная авиакомпания «Эр Мадагаскар», долевое участие в которой (17,2 %) приняли французские авиакомпании «Эр Франс» и «Компанья женераль маритим».
«Эр Мадагаскар» эксплуатирует исключительно западную авиатехнику, и было бы вполне резонно в правительственном авиаотряде использовать те же «Боинги». Тем не менее руководство страны после указанных демонстрационных полётов Як-40 по странам Африки остановило свой выбор именно на этой машине.
«Авиаэкспорт» поставил в Мальгашскую Республику два самолёта Як-40 в варианте салона 1-го класса.
Польша
Польша традиционно ориентируется на советскую авиационную технику. Старейшая в Европе авиакомпания ЛОТ широко использует самолёты Ил-62, Ту-134, Ту-154, Ан-12, Ан-14 и Ил-18. Полученные из СССР 19 машин Як-40 почти все вошли в правительственный отряд ВВС, а один Як-40 был передан в НИИ авиации. Самолёты имели стандартную камуфляжную окраску ВВС Польши и авиакомпании ЛОТ (рис. 15 и 16).
Сирия
Сирия имеет разнородный парк самолётов. Основанная в 1961 г. национальная авиакомпания «Сириэн араб эрлайнз» («Сириэнэр») решила не отдавать предпочтение только западной или только советской авиатехнике, приобретая лучшие образцы самолётов той и другой стороны. Поэтому парк авиакомпании включает два самолёта «Боинг-747СП», три «Боинг-727-200», три Ту-154М, два «Каравелла-10В», четыре Ил-76, шесть Ту-134, пять Ан-26, два «Фалькон-20» и семь Як-40 (рис. 17). Хотя самолёты Як-40 и имеют окраску авиакомпании «Сириэнэр», все они входят в спецотряд министерства обороны страны.
Чехословакия
Чехословакия была самым большим заказчиком самолётов Як-40: 26 машин используются в авиакомпании ЧСА, НИИ авиации, министерстве обороны, министерстве внутренних дел, в Государственной авиационной инспекции. Сюда же входят Як-40 специального назначения.
Авиакомпания ЧСА, организованная в 1923 г., является одной из старейших авиакомпаний мира и Европы. В послевоенный период Чехословакия ориентируется в основном на советскую авиационную технику. Самолёты Ил-62, Ту-154М, Ил-18, Ту-134 летают во все европейские столицы (за исключением Осло), на Ближний, Средний и Дальний Восток, Северную и Западную Африку, Северную и Центральную Америку.
Самолёты Як-40 эксплуатируются на местных воздушных линиях, соединяющих Прагу с Братиславой, Карловыми Варами, Кошице, Остравой, Пестанами и Татрами. В авиакомпании ЧСА восемь самолётов Як-40 (рис. 18) используются в обычном 32-местном пассажирском варианте. Авиационный научно-исследовательский институт использует один Як-40 (отличительная надпись на борту ОК-ЕХВ) в качестве летающей лаборатории для испытаний двигателя М-602.
Один Як-40 (рис. 19) находится в распоряжении Государственной авиационной инспекции (ОК-DHА). Он оборудован различными приборами системы контроля воздушного движения. Несколькими самолётами Як-40 владеют министерства обороны и внутренних дел (рис. 20 и 21).
ФРГ
Спустя 1,5 мес после того, как Як-40 получил сертификат лётной годности в Италии, в мае 1972 г. аналогичный сертификат получил самолёт и его пилотажно-навигационное оборудование в ФРГ.
Пять самолётов приобрела региональная авиакомпания ФРГ «Дженерал эр» (рис. 22). Две машины были поставлены в варианте салона 1-го и 2-го классов и три машины смешанного варианта на 20 чел. К сожалению, этим самолётам не суждено было оставить заметного следа в истории этой авиакомпании, поскольку спустя год после начала эксплуатации все Як-40 были возвращены в Советский Союз. И этот факт тоже уникален: «Дженерал эр» оказалась единственной авиакомпанией, прекратившей эксплуатацию Як-40. Пожалуй, дело тут было не столько в самолётах, сколько в том что компания была убыточной и Як-40 просто не смогли поправить дела «Дженерал эр», явно шедшего к финансовому краху, который вскоре не замедлил последовать.
Республика Экваториальная Гвинея
«Авиаэкспорт» поставил в Республику Экваториальная Гвинея два самолёта Як-40. Один используется в качестве президентского самолёта в варианте салона 1-го класса, а другой — в авиакомпании ЛАГЕ в 32-местном варианте. Самолётный парк этой авиакомпании включает несколько лёгких самолётов, один HS-748, четыре DC-3, один Ан-24 и один Як-40.
Эфиопия
Глава правительства Эфиопии Менгисту X. Мариам также предпочёл иметь в своем распоряжении Як-40 в варианте салона 1-го класса. Как показал опыт эксплуатации самолёта в Гвинее, Замбии и на Мадагаскаре, Як-40 прекрасно служит в разнообразных климатических зонах Африки. Поэтому выбор Як-40 был далеко не случайным. Следует отметить, что Эфиопская национальная авиакомпания «Эфиопиан эрлайнз» имеет довольно мощный парк самолётов из современных «Боингов», рейсы которых связывают страну с соседними государствами, Европой и Азией. Пассажиры летают на «Боингах», а президент предпочитает Як-40…
Югославия
Все шесть самолётов Як-40 находятся в правительственном спецавиаотряде ВВС Югославии. Примечательно, что только Ил-14 летал в государственной авиакомпании ЮАТ. Основной парк самолётов ЮАТ всегда состоял из машин западного производства (в основном американского и французского). Однако в правительственный спецавиаотряд непременно входили Ил-18, которые использовал Броз Тито для своих официальных визитов. И нынешние самолёты Як-40 выполняют ту же роль, что и Ил-18, только более локального характера. Все машины имеют вариант компоновки салона 1-го и 2-го классов.
* * *
В Советском Союзе самолёт Як-40 нашёл самое широкое применение. К середине 70-х годов он полностью вытеснил с местных воздушных линий ветеранов Ли-2, Ил-12 и Ил-14. Освоив полеты почти в 300 населённых пунктов, самолёты Як-40 к 1988 г. перевезли более 80 млн пассажиров.
История самолёта ещё не закончена. Опыт эксплуатации Як-40 в СССР и 18 зарубежных странах показал ошибочность принятия решения о снятии самолёта с производства. Замена двигателей АИ-25 современными, более экономичными двигателями позволила бы расширить выпуск самолётов и увеличить его экспорт. Как уже упоминалось, в настоящее время в КБ разработана документация и на Минском авиаремонтном заводе № 407 ГА производится перекомпоновка пассажирской кабины самолёта в вариант на 36 пассажирских мест. При этом взлётная масса возрастёт до 16 800 кг. Жизнь минилайнера продолжается…

 

 

Технические характеристики

Экипаж: три человека  + один бортпроводник ;

Пассажировместимость:   40, 36, 34, 31, 27 человек (зависимо  от варианта выполненной компоновки) ;

Грузоподъёмность: 3240 килограмм;

Длина: 20,36 метров;

Размах крыла: 25,0 метров;

Высота: 6,5 метротыв;Площадь крыла: 70,0 квадратных метров;

Масса снаряжённого: 17265 килограмм;

Масса пустого: 13750 килограмм;

Максимальная взлётная масса: 17200 килограмм;

Масса топлива во внутренних баках: 6000 килограмм;

Силовая устатновка: ТРДД АИ-25 (тр и экземпляра);

Номинальная яга: 3 × 1120 килограмм*сил ()

Силовая вспомогательная установка:  АИ-9 ГТД (один экземпляр).

 

Лётные свойства:

Предельная скорость: 546 километров в час (на высоте 6000 метров) ;

Крейсерская скорость: 510 километров в час (на высоте 6000 метров);

Перегоночная дальность: 2500 километров;

Практический потолок: с пассажирами 6000 метров; перегоночный 8000 метров;

Скороподъёмность: 7,0 метров в секунду (у земли);

Длина разбега: 850 метров;

Длина пробега: с реверсом 550 метров; без реверса 750 метров .

 

 

Модификации

Тип Описание Единиц построено
Модификации семейства самолётов Як-40
Як-40 (опытный) Опытная серия самолётов. Характерное визуальное отличие — прямой воздухозаборник среднего двигателя. 6
Як-40 (1-я серия) Первые серийные самолёты.  
Як-40 (2-я серия) На среднем двигателе начали устанавливать реверсивное устройство.  
Як-40 (3-я серия) Боковые двигатели в мотогондолах укороченного размера.  
Як-40-25 Серийная машина, переоборудованная в летающую лабораторию для испытания радиоэлектронных систем, для чего на месте носового радиопрозрачного обтекателя метеолокатора «Гроза» был смонтирован новый блок оборудования. 1
Як-40 «Аква» Самолёт-лаборатория, произведённый на Минском авиаремонтном заводе по заказу УкрНИИ Госкомгидромета для исследования атмосферы и облаков с использованием контактных и дистанционных методов измерений исследуемых параметров, проведения активных воздействий на конвективные облака с целью образования искусственно стимулируемых осадков и осуществление контроля загрязнения воздушной среды. На самолёты были установлены подкрыльевые контейнеры с пиротехническими патронами. В 1986 году применялся в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В начале 90-х годов был переделан в пассажирский самолёт, а 17 мая 2001 года потерпел катастрофу в Иране. 1
СССР-87937
Як-40 «Калибровщик» Самолёт-калибровщик для проверок работы аэродромных радиотехнических средств.  
Як-40 «Лирос» Самолёт Госкомгидромета СССР, предназначенный для исследования атмосферы и облаков. В 1986 году применялся в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 1
СССР-87536
Як-40 «Метео» Многоцелевая метеорологическая лаборатория. 1
СССР-87537
Як-40 РЭО Разработка Научно-производственного объединения «Взлёт», предназначенная для испытаний различного пилотажно-навигационного оборудования. 1
СССР-88238
Як-40 «Салон» Преимущественно экспортная модификация. В зависимости от компоновки различали 2 класса: 1-й на 11 мест с двумя салонами, туалетом и гардеробом между ними, а в хвосте кухня и ещё один туалет с гардеробом; 2-й класс на 16 или 20 мест в одном салоне. 83
Як-40 «Фобос» Летающая лаборатория для проведения научно-исследовательских работ, проводимых НПО имени С. А. Лавочкина. На самолёте проходили испытания разрабатываемых приборов и оборудования пилотируемых и беспилотных космических аппаратов, исследования природных ресурсов и окружающей среды, изучения подстилающей поверхности и атмосферных явлений, визуальной и приборной регистрации аномальных явлений естественного и искусственного происхождения. 1
СССР-87304
Як-40 «Шторм» Модификация для исследования атмосферных явлений и воздействия на них. Совместная разработка Высокогорного геофизического института и Минский авиаремонтный завод. 1
СССР-87992
Як-40Д Як-40, доработанный для полётов по международным авиалиниям.  
Як-40ДТС Десантно-транспортная и санитарная модификация, предназначенная для наземного и воздушного десантирования людей и грузов, а также для перевозки раненых с возможностью оказания им медицинской помощи.  
Як-40К Модификация для грузовых и грузопассажирских перевозок на базе серийных самолётов. Максимальная коммерческая нагрузка в грузовом варианте увеличена до 3200 кг. В смешанном — от 10 до 18 пассажиров и с грузом от 2150 до 1150 кг соответственно.  
Як-40П (проект) Проект самолёта с повышенной дальностью полёта, разрабатываемый в 1977 году. Предусматривалась установка дополнительных баков в обтекателях на консолях крыльев, ёмкостью 1000 литров каждый.  
Як-40Т (туристский) Вариант на 34 пассажирских места. Испытывался в 1970 г. Добавочный ряд кресел был установлен за счёт уменьшения пространства багажного отделения и гардероба. Модификация была признана нецелесообразной по условиям удобства пассажиров и не эксплуатировалась. 1
СССР-87673
Jak-40LL (чеш. Letajici labor — летающая лаборатория), заводской № 9431436. Переоборудован в Чехословакии для лётных испытаний турбовинтового авиадвигателя M601, предназначенного для чехословацкого самолёта Let L-410. Двигатель устанавливался на месте носового обтекателя. В дальнейшем испытывались и другие двигатели, а также воздушные винты. 1
OK-EEA, позже OK-020

 

 

 

 

 

Источник:

http://avia.pro/blog/yak-40

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA-40

http://www.fogrin.narod.ru/docmsk/yak-40_42/yak-40.htm

http://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%AF%D0%BA-40

Страница    [ 1 ]     [ 2 ] 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
Категория: Пассажирские | Добавил: soviet-union-ussr (12.09.2017) | Автор: Орлов-СССР E W
Просмотров: 792 | Теги: Пассажирский самолёт СССР, Nevolje jednog Bobana (1968) (TV), СССР, Як-40 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей