Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова (ТАПОиЧ) (1972—25.12.1991)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Республика: УзССР.
Город: Ташкент.
Название: РЗ-84
Адрес: ?.
Основание: 1932.
Заложен: 20.11.1941
Создан: 1972.
Тип: ПО.
Отрасль: Авиационная техники.
Первый самолёт: 19.
Площадь, м2: ?.
Численность рабочих, чел.: ?
Часовой пояс:
Телефонный код: ?
Почтовые индексы: ?
Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова (ТАПОиЧ) — по выпуску авиационной техники.
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
15 февраля 1928 году — был утверждён первый пятилетний план. В этом плане было высказано желание главного управления в ускорении развития отечественной авиации, и переход на 100 % внутреннее авиапроизводство.
Рост авиации, востребованный планом I пятилетки (1928—1932), требовал устойчивого и простого в конструкции самолёта. В то время американский «Достон» имел большой спрос на мировом рынке.
В 1932 году — основан ремонтный завода № 84 ГВФ в городе Химки Московской области.
Уже к концу I пятилетки было построено несколько Советских моделей.
В течение II пятилетки (1933—1937), новому заводу было поставлена задача
техобслуживания и переоборудования самолёта АНТ-9.
В 1935 году — завод получил заказ на переоборудование пассажирского самолёта АНТ-9 в агитационный самолёт журнала «Крокодил».
В 1936 году — началась подготовка к выпуску лицензионного самолёта ДС-3. Сам самолёт приобрёл новое обозначение ДС-3 2М-62ИР.
B 1936 году — на базе бригады № 2 ЦКБ авиазавода № 39 было создано ОКБ-84 во главе с Н. Н. Поликарповым, в котором проводились работы по истребителям И-15, И-16, И-17, пикирующим бомбардировщикам ВИТ-1, ВИТ-2. ОКБ Поликарпова работало на заводе до февраля 1938 года.
В 1937 году — на заводе были построены катера на воздушной подушке В. И. Левкова.
В 1939 году — испытания самолёта ДС-3 2М-62ИР были проведены успешно и самолёт получил новое обозначение ПС-84 (Пассажирский самолет завода № 84).
В 1939 году — под руководством конструктора В. Ф. Болховитинова был построен бомбардировщик ББС-1.
В 1940 году — на заводе было модернизировано оборудование для увеличения производства.
Великая Отечественная война
С приближением фронта к Москве на заводе производился ремонт повреждённых на фронте самолётов Ил-2.
В ноябре-декабре 1941 года — было организовано перебазирование из города Химки Московской области в Ташкент. Груз и люди были распределены в 17 эшелонах.
20 ноября 1941 года — В результате перебазирования создан Ремонтный завод №84 — РЗ-№84 в Ташкенте, Узбекской ССР.
С 1942 года — организовано производство нового самолёта Ли-2.
В 1942 году — персонал завода участвовал в строительстве Северного Ташкентского канала.
Завод оказал помощь в выделении персонала на постройку Саларской ГЭС.
Послевоенный период
В 1945 году — завод был награжден орденом Ленина — за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолётов.
В 1945 году — был построен коллективом завода первый пионерский лагерь, «Акташ».
В 1947 году — был открыт дом отдыха «Чигатай».
С 1954 года по 1958 год включительно — завод выпускал транспортные самолёты Ил-14.
С 1958 года — начался выпуск самолётов Ан-8, который продолжался по 1961 года.
В 1960 году — изготовлен первый экземпляр винтокрыла Ка-22.
В 1960 году — начал функционирование пансионат «Золотые пески», расположенный на берегу озера Иссык-Куль близ села Бозтери, с пропускной способностью 1200 ч/г.
С 1961 года — начат выпуск транспортных самолётов Ан-12. Производство по 1972 год.
В 1962 году — сформирован информационно-вычислительный центр (ИВЦ).
В 1962 году — завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени — за успешное выполнение заданий правительства по выпуску новой техники.
С 1966 года — начата постройка тяжёлых транспортных самолётов «Антей». Всего до 1975 года было построено 66 самолётов Ан-22.
В 1966 году — в Ташкенте произошло землетрясение, после которого часть заводских средств и персонала были направлены на устранение последствий катастрофы.
Повествование
В 1972 году — на базе завода образовано ПО (Производственное объединение) в который вошли Ташкентский, Андижанский и Ферганский механические заводы. Внедрена на Ташкентском производительном предприятии автоматизированная система управления (АСУП).
С 1972 года — завод стал называться Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова.
В 1973 году — объединение было награждено орденом Октябрьской Революции — за успешное выполнение VIII пятилетнего плана (1966—1970) и организацию производства новой техники.
С 1973 года — завод выпускал средний транспортно-десантный самолет Ил-76, а также его версию воздушного топливозаправщика Ил-78 и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50 .
Oфициально заказ на производство самолёта был выдан в плане X пятилетки, 1976—1980. Всего на предприятии было выпущено 950 машин.
В 1982 году — коллектив завода был награждён вторым орденом Ленина, во время визита Л. И. Брежнева.
В 1983 году — было начато строительство 2-й ветки Ташкентского метро. Станция «Чкаловская» была построена на средства завода.
В связи с плановой экономической системой УзССР, помимо производства самолётов, на завод были возложены задачи, не связанные с основным производством. Заводом были построены такие объекты Соцкультбыта как:
Детские лагеря.
- «Акташ».
- «Гулистан»
- «Лайнер»
Открыты курортные зоны.
- «Кристалл»
- «Сокол»
- «Кумышкан»
Медицинские центры
- Медсанчасть при ТАПОиЧ
- Больница при ТАПОиЧ
Спортивные комплексы
Развлекательные комплексы
- Кинотеатр имени Б. П. Лисунова.
- Дворец культуры и техники авиастроителей им. В. Н. Сивца.
Награды СССР
Ордена СССР
Орден Ленина -2 (1945; 1982).
Орден Октябрьской Революции (1973)
Орден Трудового Красного Знамени (1962).
Мифы, события, факты
1. 23 марта 1982 года — во время внепланового посещения ТАПОиЧа делегацией во главе с Леонидом Брежневым и Шарафом Рашидовым, произошло обрушение технологической стремянки. В результате Л. И. Брежнев получил травмы и сломал ключицу.
Материалы
Орлов Г.В. «Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова (1972—25.12.1991)» (повествование 17.07.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/promyshlennost_sssr/0-43
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/promyshlennost_sssr/0-43 |