СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Болота СССР [1]
Болота СССР
Водохранилища СССР [1]
Водохранилища СССР
Города СССР [80]
Города СССР
Заливы СССР [1]
Заливы СССР
Затоны СССР [1]
Затоны СССР
Каналы СССР [3]
Каналы СССР
Набережные СССР [6]
Набережные СССР
Области СССР [54]
Области СССР
Озёра СССР [8]
Озёра СССР
Парки СССР [2]
Парки СССР
Площади СССР [5]
Площади в СССР
Подземные воды СССР [1]
Подземные воды СССР
Посёлки СССР [3]
Посёлки СССР, посёлки городского типа СССР,
Проезды СССР [2]
Проезды в Союзе Советских Социалистических Республик
Проспекты СССР [3]
Проспекты СССР
Пруды СССР [1]
Пруды СССР
Реки СССР [6]
Реки СССР
Республики СССР [47]
Республики СССР
Ручьи СССР [1]
Ручьи СССР
Сёла СССР [1]
Сёла СССР,
Улицы СССР [7]
Улицы СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГЕОГРАФИЯ СССР » Города СССР

Владивосток — Город и порт на Дальнем Востоке СССР — (02.07.1860) (стр.-5 (Флора и фауна и Архитектура и достопримечательности))

 Владивосток — Город и порт на Дальнем Востоке СССР — (02.07.1860) (стр.-5 (Флора и фауна и Архитектура и достопримечательности))

Автор биографии: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)

Страницы:     [01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [08]    [09]

 

Флора и фауна

В флоре и фауне Владивостокского городского округа можно найти представителей различных природных комплексов, так как город расположен на стыке нескольких природных зон. Флора города, расположенного в южной подзоне смешанных хвойно-широколиственных лесов, включает более 1000 видов сосудистых растений: субтропические элементы местной флоры составляют 3 % от общего числа видов, на маньчжурский дубравный комплекс приходится до 70 %, на таёжный — 13 %, на местные аркто-монтанные виды — 1 %.

В числе наиболее распространённых — ясень маньчжурский, ильм японский, берёза плосколистная, ясень носолистный, робиния ложноакациевая, пузыреплодник калинолистный. Местами сохранились древние чернопихтарниковые леса, но в настоящее время преобладают вторичные: дубово-кленово-липовые, на островах — дубово-кленово-берёзовые, в долинах рек — ивняки, ильмовые и ясеневые леса. В пригородных лесах произрастают кедровый орех, лещина, лесные ягоды, грибы, папоротник, черемша, лекарственные растения.

В насаждениях города встречаются редкие виды, занесённые в Красную книгу России и Красную книгу Приморского края. Среди них: калопанакс семилопастный, мелкоплодник ольхолистный, груша уссурийская, абрикос маньчжурский. Калопанакс представлен в естественных насаждениях парка Минного городка и аллеях улиц Русской и Кирова, Океанского проспекта. Уникальная роща из 700 деревьев мелкоплодника сохранилась в парке Минного городка. В зелёных насаждениях парков и садов можно встретить вишню сахалинскую и сливу ивовидную.

Из птиц в черте города обитают не менее 50 гнездящихся видов, среди них: голуби, воробьи, чернохвостые чайки, белопоясный стриж, сорока, камчатская трясогузка, белобрюхая синица. Из насекомоядных в лесах водятся: амурский ёж, уссурийский крот (могера), тундряная, крупнозубая и большая бурозубки. Из рукокрылых в летнее время и на пролётках отмечены: ночницы, бурый ушан, кожановидный нетопырь, двухцветный кожан, трубконосы. Из зайцеобразных — кустарниковый заяц. Из грызунов — летяга, белка обыкновенная, азиатский бурундук, полевая, лесная и домовая мыши, мышь-малютка, серая и чёрная крысы, ондатра, красно-серая и дальневосточная полёвки. Среди хищников — енотовидная собака, лисица, барсук, ласка, колонок, дальневосточный лесной кот.

Прибрежные воды Владивостока богаты морскими животными. Здесь водятся: сельдь, корюшка, навага, камбала, терпуг, краснопёрка, пеленгас, мидии, трепанги, гребешки, осьминоги и крабы.

 

Архитектура и достопримечательности

Планировка и застройка:

Владивосток расположен на сложном рельефе, затрудняющем его застройку и, вместе с тем, образующем «великолепный природный амфитеатр, эффектно раскрывающийся в сторону морских акваторий». Исторически первыми постройками города выступали сооружения военного поста, располагавшиеся на берегу бухты Золотой рог. Затем городская территория стала расширяться, занимая северные и западные берега до Амурского залива и вглубь полуострова. Центральная улица города — Светланская — повторяет очертания береговой линии, а перпендикулярные ей улицы поднимаются по склонам сопок. В 1880-е — 90-е годы город стал расширяться и занимать территории сопок, а также отдалённые низменные территории — Куперовскую падь и частично долину Первой речки.

Застройка Владивостока во времена Российской империи развивалась несколькими периодами: первый подъём строительства пришёлся на 1870-е — 80-е, когда в город был переведён главный порт на Тихом океане и состоялось назначение его центром Владивостокского генерал-губернаторства; второй — на период начала железнодорожного строительства; третий пришёлся на период после Русско-японской войны. Если в 1886 году во Владивостоке насчитывалось 68 строений, то к 1914 их стало уже 8484, при этом большинство были каменными.

В первую советскую пятилетку был принят «План существующего и проектируемого расположения города Владивостока» (1928 год). Реализация строительной программы повлияла на облик города: появилось больше многоэтажных зданий, исчезли одноэтажные деревянные постройки эпохи первых поселенцев. Группы крупных зданий появились на окраинах города, в результате чего стал укрупняться масштаб морской панорамы.

В 1960-е гг., после принятия решения об ускоренном развитии города, Владивосток пережил очередной строительный бум. Был принят новый генплан, предусматривавший «превращение Владивостока в город, удобный и благоустроенный для жизни его населения, красивый и выразительный по внешнему облику, что должно было соответствовать статусу Владивостока, как „форпосту социализма“ на Тихом океане».

Современный город имеет сложно расчленённую планировку, исторически сложившуюся в процессе его развития. В ней сохраняется ортогональная, лучевая и свободная планировка улиц, учитывающая ландшафт. Материковая часть Владивостока разделёна на шесть планировочных районов. «Центральный» включает территории от долины Первой Речки до бухты Золотой Рог и долины речки Объяснения. Это исторический центр города. Планировка здесь имеет перпендикулярную систему улиц. В последние годы облик района сильно изменился из-за строительства моста через бухту Золотой рог.

Планировочный район «Южный» занимает территорию полуострова Черкавского (Голдобин) и северные склоны долины речки Объяснения. Планировочный район «Западный» включает территорию полуострова Шкота (Эгершельд). На северо-западном побережье полуострова, на насыпной территории формируется рекреационная зона с пляжами. Планировочный район «Северный» занимает территорию от Академгородка ДВО РАН до долины Первой Речки. Планировочный район «Курортный» занимает территории санаторно-курортной зоны в районе Седанка — Океанская, курортной зоны Садгород, рекреационной зоны на побережье Уссурийского залива, территории, прилегающие к магистрали Океанская — Лазурная, территорию ДВО РАН. Здесь развита жилая малоэтажная и многоэтажная застройка вдоль побережья Амурского залива, малоэтажная застройка в долине Чёрной речки и в северной части района.

 

Архитектура:

Архитектура Владивостока, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XIX—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных комплексов Дальнего Востока СССР.

Исторически Владивосток развивался по канонам европейских архитектурных традиций. На сегодняшний день в городе насчитывается около 500 архитектурных памятников и более 100 фортификационных сооружений Владивостокской крепости.

Начало основания

02 июля 1860 года транспорт Сибирской флотилии «Манджур» под командованием капитан-лейтенанта Алексея Карловича Шефнера вошёл в бухту Port May впоследствии переименованную в Золотой Рог. В тот день на высоком флагштоке был поднят андреевский флаг, возвестивший об основании на этом месте русского военного поста Владивосток.

Таким образом на основании разведданных генерал-майора, графа Николая Павловича Игнатьева, Посланника Е. И. В. Александра II в Китае Генерал-губернатор Восточный Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский смог упредить действия военного флота Англии по расширению границ. До основания поста местность эта не была заселена, а берега бухты были покрыты густым лесом. Гарнизон нового поста высадился на берег там, где сегодня расположен сад Краевой физиотерапевтической больницы (ул. Светланская, 38).

1860—1866. Первые строения

Первоначально в месте высадки были поставлены несколько палаток, а позже возведено первое строение — деревянный домик, в котором поселился начальник поста Николай Комаров и расположились кухня, казармы и провиантский склад.

В августе 1860-го года, в бухту зашёл корвет «Гридень», доставивший пополнение гарнизона и необходимый для зимовки провиант. Корвет остался в бухте на зимовку и офицеры с матросами возвели ещё несколько зданий — офицерский дом, вторую казарму, склад. Прибывший на транспорте приказчик Амурской торговой компании открыл первую лавку. Все постройки были возведены из имевшегося на берегу бухты леса.

В следующем году пост посетили несколько кораблей, продолжилось строительство: была возведена деревянная пристань, несколько зданий и складов. У подножия Орлиной сопки был возведён первый госпиталь, недалеко от поста — церковь Успения Св. Богородицы, которая оставалась единственным православным храмом города до 1876 года. По описаниям писателя Всеволода Крестовского, церковь не имела ничего общего с общепринятым представлением о православном храме на тот момент и скорее напоминала «простой сарай… …если бы не главка с маленьким крестиком». От поста до церкви была прорублена просека, которая впоследствии стала главной улицей города.

С 1862 года Владивосток стал именоваться портом. Выгодное географическое положение привлекает в порт переселенцев, появляются гражданские строения.

В 1864 году из Николаевска во Владивосток переводят Управление южных гаваней, для которого строится первое здание адмиралтейства. В первое десятилетие, застраивалась только северная часть бухты Золотой Рог от подножия сопки Тигровой до оврага (у дома № 85 по ул. Стеланской).

К 1866 году во Владивостоке было отстроено 10 казенных и 34 частных дома, церковь, 12 лавок и магазинов, 15 китайских фанз и 9 нежилых строений поста.

1866—1880. Начало регулярной застройки:

Ещё в 1866 году землемером Любинским был составлен первый план застройки будущего города, однако он не был осуществлён, так как мешал интересам застройщиков. В 1868 году в порту насчитывалось уже около сотни зданий, а самым удалённым от центра строением стал новый морской госпиталь, возведённый в Гнилом Углу в 1869 году. Первый корпус госпиталя стал первым каменным строением Владивостока. Он был возведён из кирпича, привезённого кораблями из Китая.

В первой половине 1870-х, вследствие перевода главного порта из Николаевска, Владивосток начинает развиваться, становится торговым центром. К середине десятилетия застройка, прилегающая к портовой зоне, становится более плотной, к вершинам сопок протягиваются первые поперечные Светланской улицы — Китайская, Суйфунская, Прудовая. Осваивается новый район от Жариковского оврага до Гнилого Угла, в котором развивается селитебная часть города: Офицерская, или Экипажная, Матросская и Докторская слободки.

15 сентября 1874 года, приказом генерал-губернатора Восточной Сибири и Дальнего Востока, во Владивостоке образуется комиссия по устройству города. В следующем году была учреждена Дума города, при которой образован комитет по благоустройству и строительству. На первом заседании комитет принимает решение о систематической застройке района, отделённого от центра города оврагом на склонах горы Тигровой, а также решение о строительстве кафедрального собора (Успенский собор).

1880—1889. Развитие каменного строительства

В 1880 году было организовано регулярное морское сообщение между Владивостоком и Европейской частью России, что послужило к активному росту переселенчества и развитию города. В 1883 году начало свою деятельность Переселенческое управление, возглавляемое Фёдором Буссе. Одновременно с этим, наблюдался большой приток в город китайцев и корейцев. Последние основали на берегу Амурского залива собственное поселение — Корейскую слободку, получив вскоре подданство Российской империи.

В начале 80-х гг. отличительной чертой застройки Владивосток было отсутствие каменных строений, за исключением казарм, складов морского ведомства и морского госпиталя. Развитию каменного строительства мешали постоянные слухи о переводе порта в заливы Ольги или Посьет, в то время, как от него зависела вся жизнь поселения. Первый частный каменный дом был выстроен лишь в 1881 году на Светланской улице отставным лейтенантом Зотовым. Чтобы изменить положение, губернатор обратился к жителям с воззванием, в котором опроверг слухи, что положительно сказалось на развитии каменного строительства.

В первой половине 1880-х гг. крупные торговые фирмы «Кунст и Альберс» и «Диксан и К°» построили каменные здания своих управлений и магазинов, Джеймс Де Фриз возвёл гостиницу «Отель де Лувр», коммерсант и подрядчик Отто Рейн — лютеранскую церковь святого Павла и дом пастора рядом с ней. К концу десятилетия начинает более плотно застраиваться центр города, постройки усадебного типа уступают место городским домам. Светланская, Алеутская, Суйфунская, Пекинская, Китайская улицы застраиваются уже двух- и трехэтажными домами.

1889—1900. Расцвет градостроительства

В 1889 году начался новый этап в градостроительстве Владивостока, характеризовавшийся значительным строительством и физическим ростом. Период «расцвета девяностых годов» был отражением промышленного подъёма в России, активным строительством железных дорог (Уссурийская железная дорога, КВЖД) и возведением Владивостокского коммерческого порта. Владивосток был объявлен крепостью, а его порт получил право режима порто-франко.

В 1894 году был построен первый железнодорожный вокзал (арх. П. Е. Базилевский, инженер и подрядчик Фаддей Емельянович Никлевич). Никлевич проектировал и строил как железнодорожный вокзал, так и почтовую контору, коммерческое училище, гостиницу «Гранд-Отель». С железнодорожным строительством было тесно связано и строительство портовое.

В 1896 году состоялась торжественная закладка коммерческого порта, проект которого разработал инженер В. Е. Тимонов. Чуть позже вдоль берега полуострова Шкота началось строительство причальной линии и портовых сооружений. На Береговой улице было возведено здание управления порта.

Быстро росла селитебная часть города. В начале 90-х гг. возводятся административные здания (здание городской управы, резиденция губернатора, дом командующего флотом). Расширяют свою деятельность местные предприниматели; в городе строятся торговые склады и магазины, гостиницы и рестораны, меблированные комнаты и доходные дома. Фирма «Кунст и Альберс» возводит на Светланской главное здание своего магазина, при котором была сооружена первая в городе электростанция. Площадь Владивостока значительно увеличилась: в его черту вошли Тигровая батарея, Матросская и Докторская слободки. К концу десятилетия удобных для застройки участков в центре города уже не было. В эти годы происходит вытеснение полупатриархальных деревянных строений кирпичными. Некоторые из них сохранились до наших дней, как то: дом по ул. Уборевича, 13; гостиница «Сибирское подворье» купца Циммермана; здание казначейства по ул. Пушкинская, 21. Фасады, карнизы, оконные наличники и фронтоны этих зданий выделялись богатством пластики и художественной выразительности.

Между различными ведомствами велись споры и тяжбы из-за земель в городе. Чтобы ликвидировать трения, в 1895 году областное управление провело размежевание земель: земли по берегам бухты Золотой Рог, Улисс и Патрокл были отданы морскому ведомству, военное ведомство получило земли на полуострове Шкота, в Гнилом Углу и на полуострове Голдобина в районе мыса Чуркина. Остальные земли остались за городской управой, ведомством народного просвещения и духовным ведомством.

В эти годы активно застраивался центр города. Были возведены здания Русско-Китайского банка, гостиница «Централь», дома управляющих торговых фирм, здание штаба Владивостокской крепости, Собрание приказчиков. Открываются культурные и научные учреждения: кадетский корпус, Восточный институт, городской краеведческий музей, пастеровская станция, Народный дом имени А. С. Пушкина. Однако город при этом оставался грязным, пыльным, улицы были немощёные, единственный публичный сад находился в запущенном состоянии. Только в 1899 году была замощена часть улицы Светланской от здания управы до почтовой конторы. В тот же год были заложены скверы у памятника Невельскому, у Восточного института и у Вокзальной площади.

На рубеже XIX—XX веков произошёл ряд международных событий, отрицательно сказавшихся на развитии Владивостока.

В 1897 году Россия ввела войска в Порт-Артур и договорилась об аренде Ляодунского полуострова, куда вскоре была переведена эскадра Тихоокеанского флота. Режим порто-франко был отменён во Владивостоке, так как силы правительства были брошены на развитие новых территорий, куда отправлялись и большинство финансовых вливаний. В жизни Владивостока наступила стагнация: не велось крупное строительство, благоустроительные работы были заброшены. Завершился этот период после русско-японской войны 1904—1905 годов, ознаменовавшейся потерей Квантуна и южной части Китайско-Восточной железной дороги.

Владивосток вновь стал важнейшим экономическим и политическим центром Дальнего Востока. В 1904 году снова был введён режим порто-франко, а завершение строительства Транссибирской железнодорожной магистрали вернуло городу статус крупнейшего торгового порта. Владивосток снова активно застраивался, население его за десять лет увеличилось на сорок тысяч.

В декабре 1905 года городская управа принимает постановление, запрещающее возводить в центре города деревянные строения. В центре сносятся ряд старых зданий и возводятся новые, многоэтажные, в их числе: универсальный магазин фирмы «Чурин и К°», Женская гимназия, особняк и пароходство Бринера, Коммерческое училище, гостиницы «Версаль» и «Золотой рог», штаб крепости и другие.

За десятилетие 1905—1915 годов Владивосток значительно вырос. Характерной для этого времени становится застройка возвышенных горных участков. Ещё в 1903 году начинается застройка Голубиной пади, в 1905-м — Рабочей слободки, в 1904—1905 годах начинает застраиваться улица Ботаническая (Нахальная, позже Дежнёвская, слободка).

В 1906 году рассматривается план землемера Сторожилова о расширении селитебной части Владивостока. Улучшается благоустройство города: были замощены Светланская, Китайская и Алеутская улицы, через железнодорожный овраг перекинуты виадуки.

В 1907 году город получил телефонную сеть.

В 1912 году был составлен и утверждён первый план освоения территории.

В 1912-м — городскую электростанцию.

В 1913-м — трамвай.

В 1915 году во Владивостоке насчитывалось 1820 зданий, из них 31,3 % деревянные.

В 1915-м — основан комитет по благоустройству, первым членом которого стал губернатор Николай Гондатти. По его замыслу посёлок должен был превратиться в «цветущий культурный уголок дачного отдохновения для городских обывателей не только Владивостока, но и иных городов Приамурья и таким образом оправдать упрочившееся за ним название „Сад-Город“».

В 1916 году на станции Океанская Уссурийской железной дороги под Владивостоком был заложен Садгород, один из первых дачных посёлков на Дальнем Востоке. Посёлок был вариацией типичной российской идеи «города-сада» — дачно-курортным «посёлком-садом». Основателем Анютовского дачного предместья (первоначальное название будущего Садгорода) стало Министерство земледелия.

 

Советский период

1922—1934. Первые годы Советской власти:

В период гражданской войны и иностранной интервенции (1917—1922) во Владивостоке замерло строительство. За этот период не было построено почти ни одного крупного здания.

Советский этап в развитии Владивостока начался после освобождения города Народно-революционной армией в октябре 1922 года. За первые 8—9 лет центр города не поменялся. Застройка велась только на полуострове Голдобина, в районах Рабочих улиц и Первой речки.

В июне 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) принимает решение о принятии программы строительства новых и реконструкции старых городов Советского Союза. В рамках назначенной реконструкции во Владивостоке в 1934 году была составлена схема генерального плана города, а в 1936 году разработан сам план. Руководил разработкой плана архитектор Евгений Васильев. В итоге проект так и не был утверждён, но его использовали при застройке отдельных районов города.

В 1923—1933 годах в городе ведётся жилищное строительство: возводятся дома на Эгершельде, 2-й Флотской, Сухановской, Береговой улицах. В районе Первой речки возводят Клуб железнодорожников. Во всех зданиях чувствуется влияние конструктивизма.

Первыми в 1930-е годы стали возводить надстройки над старыми зданиями, выполняемые, как правило, без увязки с архитектурой нижний этажей. Исключением стал проект реконструкции Дома офицеров флота архитектора А. Л. Заседателева.

1934—1941. Сталинская архитектура:

В тридцатые годы заканчивается строительство Седанкинского водохранилища, прокладывается водопровод, строится городская электростанция, развивается трамвайная сеть, фактически заново создаётся телефонная связь. На Набережной от Спортивной гавани до мыса Бурного устраиваются бетонный парапет и видовые площадки. Облагораживается прибрежная зона Амурского залива: строятся водные станции спортивных обществ «Динамо», «Водник» и спортивного клуба ТОФ, создаются пляжи в виде деревянного настила. Расширился и реконструировался Дальзавод.

С 1934—1935 годов во Владивостоке началось строительство зданий в стиле сталинской архитектуры. Над проектами домов новой архитектуры работают Н. В. Сергиевский, Н. С. Рябов, А. Я. Медынский, М. С. Смирнов, И. И. Петренко, И. П. Козюлин. В городе строятся здания ВУЗов, общежитий, различных ведомств, многоэтажные жилые дома.

В Советские годы начинается освоение рекреационного потенциала пригородной зоны Владивостока. До революции и в первые годы советской власти в районе от 14 до 28 километра пригородной зоны строились в основном частные жилые дома дачного типа. Только в двадцатых годах на 26-м километре была построена грязелечебница, использовавшая лечебные грязи залива Угловой. На базе крупных дач в районе станции Океанской, 19-й километр и Лянчихе в тридцатые годы были основаны дома отдыха. 

С 1935—1936 годов начинается строительство санаториев. В районе 19-го километра были построены санатории Тихоокеанского флота, Красной армии и Профсоюза работников рыбной промышленности. В 1936—1938 году строится комплекс зданий санатория для работников Управления внутренних дел на станции Океанская. Между станциями Океанской и Седанка организуется Ботанический сад.

В период 1936—1941 годов строится много школ по типовым проектам. На улице Октября возводят два восьмиэтажных жилых дома по проекту архитекторов Порецкого и Бигачёва. Особенно интенсивно идёт строительство на окраинах города: на улицах Загородной, Ручевой, Героев Хасана было возведено около пятидесяти двухэтажных жилых домов, общежитий и домов гостиничного типа для рабочих Дальзавода. Застройка этого района была разработана на основе проекта Васильева. После войны в этом районе был построен целый городок из нескольких кварталов двухэтажных жилых домов, общежитий, клуба и детских учреждений. Параллельно начала застраиваться трёх- и четырёхэтажными домами южная сторона улицы Загородной. Район сильно разросся, что потребовало произвести благоустроительные работы: улица Загородная была заасфальтирована, построены тротуары, проложено уличное освещение, проведён трамвай, устроено озеленение.

1941—1950. Владивосток в период войны и в послевоенные годы:

Разворачивавшееся строительство во Владивостоке было остановлено начавшейся Великой отечественной войной. В годы войны объём гражданского строительства сократился, но оно всё же велось: достраивался ряд зданий, начатых до войны, а также надстройка здания крайкома КПСС. Основное внимание было переброшено на строительство индивидуальных домов в пригородной зоне и на окраинах города — в Стрелковой пади, в районе улицы Папанина (современная улица Приходько), долине реки Объяснения и на Второй речке.

Объём строительства в послевоенные годы был небольшим, но в 1945 году начинаются значительные работы по благоустройству и озеленению города. Были благоустроены городские сады — Жариковский, Гайдамакский и другие, построены стадионы — «Труд» и «Динамо». Продолжается малоэтажная застройка улиц Калининской, Киевской, Героев Хасана, Загородной, Ручейной и других. В центре города по повторному проекту архитектора В. А. Оныщука возводится здание Дома политического просвещения. Заканчивается строительство здания Дальрыбвтуза и театра юного зрителя.

В послевоенные годы широкое распространение получило индивидуальное жилищное строительство. Из-за невозможности обеспечить жителей жильём на государственном уровне, была принята программа, предоставлявшая возможность построить дом своими силами.

В августе 1946 года Совет Министров СССР принял постановление «О повышении заработной платы и строительстве жилищ для рабочих, инженерно-технических работников предприятий и строек, расположенных на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке», предоставлявший льготные кредиты на постройку дома. В Приморском крае индивидуальное строительство получило широкое распространение. Владивостокская газета «Красное знамя» развернула агитационно-пропагандистскую кампанию, убеждая жителей активно включаться в строительство.

В 1946 году во Владивостоке было выдано 1300 разрешений на строительство индивидуального дома.

1950—1959. Начало масштабного жилищного строительства:

С 1950-го по 1954 год во Владивостоке строительными конторами всего было построено 74 жилых дома общей площадью 42,6 тыс. м². С середины 50-х годов по СССР распространяется инициатива рабочих Горьковского автозавода по строительству домов своими силами, так называемые в дальнейшем народные стройки. Во Владивостоке своими силами строили жильё работники морского порта.

В 1956 году они возвели 23 дома. Инициативу подхватили железнодорожники станции Первая Речка и работники Дальневосточного морского пароходства. За вторую половину 50-х годов пароходству удалось построить 89 жилых домов.

В годы хрущёвской оттепели Владивосток получил особое внимание государственных властей. Впервые Никита Хрущёв посещает город в 1954 году, чтобы окончательно решить, закреплять ли за ним статус закрытой военно-морской базы. Отмечалось, что на тот период городская инфраструктура находилась в плачевном состоянии, не хватало жилья и школ, отсутствовала ливневая канализация. Проблемы пытались решить на уровне Совета Министров, но настоящее широкомасштабное жилищное строительство началось только в 1957 году. В конце 50-х годов Владивосток заявляет о себе, как о научном и культурном центре Дальнего Востока: воссоздаётся Дальневосточный государственный университет, открывается медицинский институт, строятся крупные кинотеатры; на базе Дальневосточного филиала АН СССР открываются три научно-исследовательских института.

В 1958 году открывается пассажирское авиасообщение с Москвой.

В 1958 году улица Спортивная была застроена многоэтажными домами по типовым проектам 1 — 447-й серий с малометражными квартирами. Эта стройка была первой, где по примеру Москвы дома сооружались поточным методом. Крупные жилые массивы возводят между Второй речкой и 6-м километром (Моргородок). Строятся кинотеатры «Маяк» и «Вымпел».

В 1959 году по улице Олега Кошевого возводится жилой район из многоэтажных секционных домов. В центре города за это время выстроено около тридцати новых зданий, многие подверглись реконструкции и надстройке. Большой размах получило строительство научно-исследовательских и учебных учреждений. В частности, на 13-м километре были возведены корпуса и жилые дома Дальневосточного филиала Сибирского отделения Академии Наук СССР.

1959—1991 Развитии города Владивостока:

В 1959 году Хрущёв повторно посещает город. Итогом становится решение об ускоренном развитии города, которое было оформлено постановлением Совета Министров СССР от 18 января 1960 года «О развитии города Владивостока». Был составлен амбициозный план о двукратном увеличении жилищного фонда города; основывается одна из крупнейших строительных организаций края Главвладивостокстрой. Принимается новый генплан города, рассчитанный до 1980-го года. В 60-е строится новая трамвайная линия, запускается троллейбус, город становится огромной строительной площадкой: на окраинах возводятся жилые микрорайоны, в центре — новые здания общественно-гражданского назначения. Во Владивостоке появились новые кинотеатры, гостиницы, цирк, морской вокзал, почтамт, Дом радио, драматический театр, Дом пионеров.

Постановлением «О развитии города Владивостока» были определены объёмы финансирования жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства, решены вопросы создания строительных организаций с собственной производственной базой, централизации средств при горисполкоме, привлечения крупных центральных проектных организаций, выделения необходимой техники и материалов. Для работ во Владивостоке привлекли тридцать крупных проектных организаций. Большую работу выполняли: Институт № 4, Примкрайпроект, Дальморепроект и др. Архитектурно-конструкторское бюро МНИИТЭП спроектировало для Владивостока ряд проектов. Был построен первый шестнадцатиэтажный дом (архитекторы Н. П. Розанов, В. И. Блюменталь, А. П. Мокроусов, И. Ю. Маркова, М. С. Уралова).

Всё шире внедрялось в практику крупнопанельное домостроение. Если в 1960 году в городе было построено два крупнопанельных дома, то в 1963 году — 41. Крупнопанельными домами застраивался новый большой микрорайон на севере Владивостока — Вторая Речка.

С февраля 1962 года здесь началось возведение домов скоростным, поточным методом. Работы вело стройуправление СУ-17, специально выделенное в структуре Главвладивостокстроя для ведения крупнопанельного домостроения.

В июле 1964 года во Владивостоке прошло Всесоюзное совещание строителей по проблемам крупнопанельного домостроения. Участники совещания обменялись опытом, ознакомились с технологией изготовления и монтажа крупнопанельных домов во Владивостоке.

В 1965 году во городе был построен первый на Дальнем Востоке девятиэтажный крупнопанельный дом, стала применяться новая технология в отделке панелей — пакетная керамика.

В 1970-е разработан проект Дворца пионеров и школьников — важного памятника дальневосточного модернизма.

В 1970 году доля крупнопанельного строительства во Владивостоке составила 70 % от общего числа жилой площади, построенной за год.

В 1980—1981 года Владивосток пространственно и планировочно приблизился к очертаниям, схожим с современными. Жилая застройка города растянулась вдоль побережья Амурского залива на 13 километров и сомкнулась на севере с курортно-санаторной зоной. На востоке же застройка почти вплотную подошла к вершиннопоясным лесам основного водораздела полуострова. Таким образом, к концу 80-х годов Владивосток стал одним из крупнейших городов Дальнего Востока, имевшим развитое многоотраслевое хозяйство. Наличие большого рынка труда привлекало население: за пять десятилетий оно выросло в 4,2 раза (со 132 тыс. в 1931 году до 576 тыс. человек в 1982 году).

Новый генплан, утверждённый в 1984 году, предполагал создание города-гиганта с 800- и даже 900-тысячным населением. Однако, пространственно-планировочная структура Владивостока пришла в противоречие с быстрым развитием экономической базы города, что вылилось в скорое исчерпание территориальных ресурсов. Уже в Генеральном плане 1989 года указывалось отсутствие альтернативных решений по территориальному развитию, кроме возможности двух направлений: соединения с островом Русский и создание искусственных намывных площадок в береговой мелководной части Амурского залива.

 

Памятники и сооружения

Во Владивостоке насчитывается более 50 монументальных памятников под охраной государства, в том числе памятник Борцам за власть Советов, Ростральная колонна в честь 100-летия Владивостока, Мемориальный комплекс на Корабельной набережной с кораблём-музеем «Красный вымпел» и подводной лодкой С-56 и др.

В черте города расположены укрепления морской крепости Владивосток. На сегодняшний день из всех сооружений сохранилось 16 фортов и более 100 других объектов долговременной фортификации — опорных пунктов, артиллерийских батарей, береговых капониров, пороховых погребов. 

Среди городских сооружений к достопримечательностям относят маяки Владивостока. Старейший — маяк на острове Скрыплёва, открытый 01 марта 1877 года. Напротив, образуя «морские ворота» города, находится Маяк Басаргина. Он располагается на территории военной части, поэтому недоступен для отдыхающих, но, вместе с тем, является одним из самых узнаваемых символов Владивостока, изображается на открытках, магнитах, марках и в кино. Маяк на Токаревской кошке также относят к списку наиболее известных достопримечательностей города.

На углу Светланской, 8 установлен арт-объект, посвящённый Штирлицу. Он представляет собой панно из цельного листа металла, на котором прорезан силуэт разведчика.

 

[01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [08]    [09]

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37
Категория: Города СССР | Добавил: soviet-union-ussr (08.03.2020) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 419 | Теги: Sedam Hamleta (1967) (#1.2), Орлов Г.В., Архитектура и достопримечательности, (Флора и фауна, владивосток | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей