СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Болота СССР [1]
Болота СССР
Водохранилища СССР [1]
Водохранилища СССР
Города СССР [80]
Города СССР
Заливы СССР [1]
Заливы СССР
Затоны СССР [1]
Затоны СССР
Каналы СССР [3]
Каналы СССР
Набережные СССР [6]
Набережные СССР
Области СССР [54]
Области СССР
Озёра СССР [8]
Озёра СССР
Парки СССР [2]
Парки СССР
Площади СССР [5]
Площади в СССР
Подземные воды СССР [1]
Подземные воды СССР
Посёлки СССР [3]
Посёлки СССР, посёлки городского типа СССР,
Проезды СССР [2]
Проезды в Союзе Советских Социалистических Республик
Проспекты СССР [3]
Проспекты СССР
Пруды СССР [1]
Пруды СССР
Реки СССР [6]
Реки СССР
Республики СССР [47]
Республики СССР
Ручьи СССР [1]
Ручьи СССР
Сёла СССР [1]
Сёла СССР,
Улицы СССР [7]
Улицы СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГЕОГРАФИЯ СССР » Города СССР

Владивосток — Город и порт на Дальнем Востоке СССР — (02.07.1860) (стр.-7 (архитектурные стили -модерн -город-сад -Советский монументализм))

 Владивосток — Город и порт на Дальнем Востоке СССР — (02.07.1860) (стр.-7 (архитектурные стили -модерн -город-сад -Советский монументализм))

Автор биографии: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)

Страницы:     [01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [08]    [09]

 

Архитектурные стили во Владивостоке

Модерн:

Временные рамки Характерные материалы Архитекторы
1900-е — 1920-е кирпич, камень, художественная ковка, штукатурка, глазурованная плитка С. Венсан, Г. Л. Фаерман, В. К. Гольденштедт,
Г. Р. Юнгхендель, Ф. Ф. Постников, А. И. Булгаков

Преобладавшая в застройке Владивостока в конце XIX века эклектика, в начале века XX сменяется стилем модерн, появившемся на Дальнем Востоке почти одновременно с его возникновением во всех крупных городах центральной России. Уже в 1900-е годы размах градостроительной деятельности стимулировал активное распространение нового архитектурного стиля, истоком которого стала Маньчжурия (города Харбин, Дальний и Порт-Артур), где столичные архитекторы взяли его как основной программный стиль при застройке. Для дальневосточного модерна было характерно присутствие черт северного модерна, так как большая часть архитекторов региона прошла профессиональную подготовку в учебных заведениях Санкт-Петербурга. Схожесть выражалась в приверженности к криволинейным формам, ясности объёмной структуры, сочетании различных фактур материалов, декоративных вариантах фахверка, разнообразии окон, высоких кровлях. Сходство с северным модерном ярко проступило в архитектуре Владивостока.

В оформлении фасадов активно использовались накладные украшения в виде лепных флореальных рисунков, маскароны, шахматные узоры, создаваемые майоликовой плиткой. Характерным явлением для дальневосточного модерна была его эклектическая смесь с мотивами неоренессанса, элементами барокко и неоклассицизма. Модерн применялся при строительстве различных типов зданий: городских особняков, промышленных зданий, гостиниц, банков, клубов, кинотеатров, конторских зданий. Однако, наиболее ярко новый стиль воплотился в архитектуре доходных домов и торговых зданий. Быстрый рост города обозначил проблему нехватки жилья, решением которой стало активное строительство доходных домов, высотой в 3—5 этажей, которые становятся архитектурными акцентами городской застройки. В стиле модерн были выстроены доходный дом Демби (1909—1910, арх. А. К. Гольденштедт), доходный дом А. Б. Филипченко (1910), доходный дом М. И. Жуклевича (1911, арх. Г. Л. Фаерман).

В стиле модерн работал известный в начале XX века владивостокский архитектор Владимир Гольденштедт. В 1906—1907 гг. он построил на улице Светланской здание отеля «Централь», до революции часто именовавшееся «Дом Гольденштедта», выстроенное в стиле рационального модерна. Дальнейшие его проекты также были выполнены в стиле модерн.

 

В 1907 году по проекту Юнгхенделя строится одно из наиболее ценных сооружений стиля модерн в Приморском крае — здание универсального магазина торгового дома «Кунст и Альберс» на улице Светланской (Владивостокский ГУМ).

В 1908 году строится здание отеля «Немецкий» на Океанском проспекте, в том же году, архитектор получает от крупного магната Леонтия Скидельского заказ на строительство двух корпусов доходного дома на Китайской улице (сегодня Океанский проспект, 30). Ещё одним проектом 1908 года для Гольденштедта стало здание театра-кабаре «Лотос», в оформлении которого были использованы восточные мотивы и характерные черты стиля «ориентальный модерн».

В 1910—1913 гг. в стиле рационалистического модерна было построено здание Владивостокского коммерческого училища. Победителем конкурса на лучший проект учреждения стал петербургский архитектор Сергей Венсан. При участии Венсана, по проекту архитектора Фёдора Постникова, в 1906—1908 гг. в рационалистическом модерне было выстроено здание женской гимназии имени цесаревича Алексея.

С 1912 года архитектор был занят строительством комплекса Железнодорожного собрания (клуба служащих Уссурийского отделения КВЖД), в оформлении фасадов которого использовал характерные черты модерна.

В стиле модерн работал ещё один известный архитектор Владивостока — Георгий Юнгхендель. Административное здание торгового дома «Кунст и Альберс», построенное по его проекту в 1903 году, было выполнено в стиле романтический модерн, а в 1912—1915 гг. по его проекту возвели четыре каменных строения из ансамбля деловых и жилых зданий торгового дома братьев Синкевич. В целом весь ансамбль является наиболее представительным для Владивостока архитектурным комплексом стиля романтический модерн. Фасады зданий имеют выразительные силуэты и пластику, основанную на выявлении крупных форм в виде балконов, эркеров, полубашен, ризалитов, куполов, выполненных в характерных для стиля модерн формах. Фасады зданий декорированы горизонтальными и вертикальными тягами, лепниной, узорными стальными решётками. Хорошо сохранились интерьеры, камин, мебель, первоначальные двери и окна, кованые ограждения лестниц и мощение полов.

Из примеров более позднего модерна 1920-х гг. наиболее яркими являются: здание грязелечебницы курорта Садгород (1924—1926, арх. А. И. Булгаков), здание кинотеатра «Приморье» (1918—1924, арх. А. И. Булгаков).

Город-сад

Середина 1890-х годов в отечественной историографии считается началом социального общеевропейского «движения за идеальный город» в России. Впервые подобное новаторское предложение было выдвинуто петербургским архитектором Д. А. Лебедевым при разработке концепции градоосвоения Сибири и Дальнего Востока в районе тяготения Великого сибирского пути.

В 1910-е годы, на момент строительства Амурской железной дороги, теория города-сада уже получила большое распространение в стране. В рамках теории, идеалом нового типа города виделось поселение, где жизнь приближена к природе, и при этом обеспечена инженерным благоустройством и удобствами города. Идея города-сада зародилась в контексте культуры модерна и по сути выступала его градостроительной версией, «пронизанной свойственным модерну панэстетизмом».

Активно реализовавшаяся в начале XX века при строительстве дальневосточных городов теория города-сада, во Владивостоке позже трансформировалась в идею дачно-курортного посёлка-сада Садгород. Уникальный дачный посёлок был заложен в 1916 году в районе станции Океанская Уссурийской железной дороги и первоначально именовался Анютинским дачным предместьем. Воплощал идею генерал-губернатор Николай Львович Гондатти, активный сторонник теории города-сада. Официально основано дачное предместье было Министерством земледелия на берегу зал. Угловой в районе пионерских частных заимок. В 1912 году был составлен и утверждён первый план и осуществлена разбивка территории в районе 26-й версты Уссурийской железной дороги. Планировка представляла собой обычную регулярную сетку прямоугольных кварталов из 52 участков.

Устроители Анютинского дачного предместья сознательно формировали его в виде «небольшого городка определенных размеров с широким сохранением растительности по типу устраиваемых в Западной Европе и Америке так называемых сад-городов». Член комитета благоустройства предместья и дачевладелец архитектор А. И. Булгаков в 1914—1915 годах составил проект генерального плана Садгорода (он же в 1926 году спроектировал первую грязелечебницу Садгородского курорта). План был разработан на основе новых принципов организации пространства, главным из которых стала связь с природным окружением. Величина, форма кварталов и вся композиционно-планировочная схема посёлка были соотнесены с рельефом, границы застройки подчинены линии морского побережья, ленте реки Лянчихэ и ветке железной дороги. Чтобы местность не утратила естественный природный ландшафт, в плане было обозначено множество крупных и небольших парков и скверов. Массивы природной зелени сохранялись в первозданном виде. По проекту ограничивалась площадь застройки участков: под жилые и нежилые помещения можно было отводить не более 1/3 участка. Планировалось большое количество общественных сооружений и полная обеспеченность инженерным комфортом городского уровня.

В настоящее время Садгород признан памятником природы регионального значения. Он сохранил планировочную структуру, однако полностью утратил архитектурную составляющую: на его территории до революции располагались деревянные дачи, имелись своя площадь и церковь, публичный сад «Аттракцион», рынок и вокзал станции «26-я верста».

Конструктивизм:

Временные рамки Характерные материалы Архитекторы
1920-е — 1930-е кирпич, бетон, железо, стекло А. Л. Заседателев, Н. С. Рябов, А. Л. Медынский

Авангардистское направление конструктивизма, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР, фактически не получило большого развития в Приморском крае. В 1920-е во Владивостоке всё ещё строились здания в стилях эклектики и модерна, мода на конструктивизм дошла до города с опозданием, а в 1930-е годы получил развитие уже советский монументализм. Немногочисленные конструктивистские здания, построенные в городе в 30-х годах, позже перестраивались, теряя первоначальный исторический облик. В настоящее время во Владивостоке сохранилось несколько памятников архитектуры периода конструктивизма: некоторые в первоначальном виде, другие — так или иначе реконструированные.

Практически в неизменном виде сохранилось здание дома-коммуны на Светланской улице. Полностью реконструирован Дом офицеров флота. Первоначально здание, выстроенное в 1892—1895 годах по проекту инженера-полковника В. Г. Мооро, служило резиденцией командира Владивостокского порта.

В 1928—1930 было полностью перестроено в стиле конструктивизм по проекту архитектора А. Л. Заседателева. В здании разместился «Клуб водников» (с 1933 — Дом офицеров Краснознаменного Тихоокеанского флота). В 1970-е годы здание было снова реконструировано и приобрело современный вид.

В 1934 — 1936 годах в стиле конструктивизма по проекту архитектора Н. С. Рябова был выстроен жилой дом по улице Фонтанной, 47. Здание являлось осуществлённой частью проекта «Большой Владивосток», разработанного под руководством архитектора Е. А. Васильева.

В 1935 году, по проекту Петра Николаева, был возведён Дворец культуры железнодорожников. В настоящее время здание реконструировано, частично перестроено, изменены фасады.

В 1935 — 1938 годах было построено здание Главсевморпути — центр арктических операций в 30-х годах, штаб по спасению челюскинцев. Архитектурный стиль — конструктивизм 1930-х годов. Автором проекта выступил архитектор А. Л. Медынский. Памятник архитектуры, расположенный на углу треугольного квартала между улицами Алеутской, Фонтанной и Мордовцева, стал архитектурным акцентом перекрёстка.

Советский монументализм:

Временные рамки Характерные материалы Архитекторы
1930-е — 1950-е кирпич, камень, железобетон, мрамор, бронза А. И. Порецков, В. А. Оныщук, Л. Х. Рабинович, Н. С. Рябов

Примерно с 1932 года новаторский конструктивизм, как теоретически и идейно обусловленный стиль, исчезает с архитектурной арены. Правда, большое количество зданий и этого, и более позднего периода можно условно отнести к конструктивистским. Другие же здания того времени, в которых прослеживается определённая стилистика, создавали красивую витрину нового социально-экономического строя, называемую сейчас «Сталинской архитектурой», «монументальным классицизмом», «Сталинским ампиром», «Сталинским неоренессансом» и т. д. Однако этот стиль сложно отнести к очередной инкарнации классицизма или Возрождения, хотя бы потому, что во многих зданиях отсутствовали такие характерные признаки классики, как ордера. Часто этот стиль называют «эклектизмом», в отличие от более ранней эклектики, и датируют довольно чётко: между 1932 и 1955 годами, с перерывом на Великую Отечественную войну.

Период 1930-х — 1950-х годов является ярким эпизодом в истории архитектуры Владивостока XX века. Проектированием города в советские время занимались архитекторы, получившие академическое архитектурное образование как в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете, так и в ВУЗах Москвы[90]. Советская архитектура Владивостока являлась органичным развитием дореволюционного ретроромантизма. Приморская советская неоклассика имитировала исторически отсутствующий классицизм николаевской эпохи. Характерной чертой владивостокского монументализма являлась жизнерадостная полихромность: здания силовых ведомств и ВУЗов окрашивались в пастельные тона, детали декора покрывали позолотой или серебрянкой.

В 1934—1936 годах архитектором Евгением Александровичем Васильевым был разработан генплан «Большой Владивосток» — одна из наиболее масштабных работ городской застройки города периода сталинской архитектуры. Васильев прибыл во Владивосток 12 августа 1931 года в составе Дальневосточной группы ГИПРОГОРа (государственного института проектирования городов) созданного в Москве. Группа во главе с архитектором Д. Е. Бабежковым прибыла для исследования и дальнейшего проектирования городов Дальнего Востока. Васильев вскоре был откомандирован в распоряжение Владивостокского Городского Совета и назначен на должность Главного архитектора города. При нём на должности Главного архитектора была создана архитектурно-планировочная мастерская. В составе мастерской был архитектор-художник М. Ф. Афанасьев (закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Решением Совнаркома проект «Большой Владивосток» должен был превратить столицу Приморского края в «форпост на Тихом океане». Первая редакция проекта была окончена в 1936 году, а полностью Генплан был выполнен и одобрен в 1938 году. По материалам первой редакции проекта Васильев написал и в том же году издал книгу «Большой Владивосток», которая сыграла большую роль в популяризации советского градостроительства.

Проект «Большой Владивосток» в основной части остался нереализованным, но частично воплотился в жизнь в качестве генплана города в проектах архитекторов Александра Порецкова, Николая Бигачёва и Льва Рабиновича.

Первыми в 1934 году по проекту Порецкова, при участии Н. С. Рябова, были построены жилые «дома специалистов» по улице Суханова № 6, 6а и 6б. Богато декорированные здания украшены барельефами и декоративным панно авторства скульптора Ольги Таёжной.

Примечательным было здание жилого дома лейтенантского состава Тихоокеанского флота, построенное в 1935 году в стиле переходном от конструктивизма к советскому неоклассицизму по проекту архитектора И. П. Козюлина, демонстрировавшее интересные приёмы переосмысления классических форм, со строго симметричным фасадом, выходящим на улицу Светланскую, широким ризалитом и рельефными изображениями солнца, встающего из-за горизонта, и кораблей.

Ещё одним из первых реализованных проектов «Большого Владивостока» стало строительство двух восьмиэтажных домов по улице Алеутской (т. н. ансамбль жилых домов «Большой Владивосток»). Первый дом под номером 17 был предназначен для военных железнодорожников и получил прозвище «железнодорожного» дома. Изначально здание было розового цвета из-за использования крошки мрамора в штукатурке. Во время Великой отечественной войны было перекрашено в серый цвет в целях маскировки, что, вероятно, послужило поводом для изменения его именования — «Серая лошадь». Дом № 19 изначально был выстроен для офицеров и служащих НКВД, погранвойск и милиции, и в народе получил прозвище «милицейский дом». В декоративной обработке фасадов зданий широкое применение нашли декоративные детали, характерные для неоклассики.

В 1948 году по проекту архитектора Порецкова на улице Пушкинской был выстроен ансамбль жилых домов комбината «Приморскуголь». В ходе проектирования архитектор убедил заказчика, что необходимо сохранить визуальную связь улицы с бухтой Золотой Рог, в следствие чего вместо одного протяжённого здания были построены три: два двухэтажных, и одно одноэтажное, с фасадами в стиле советского неоклассицизма. Ещё одно здание, реализующее Генплан Васильева, — художественное училище, построенное в 1947—1948 годах по проекту Порецкова. Оно активно декорировано балюстрадой, кованой оградой балконов, обрамлением окон с орнаментальным замковым камнем. Ещё одна часть воплощённого в жизнь проекта «Большой Владивосток» — здание Совнархоза по улице Суханова, 3, архитектора Льва Рабиновича. Дом украшен советской символикой — щит с серпом, молотом и колосьями пшеницы, дубовыми и лавровыми листьями по бокам щита, и пятиконечной звездой над ними.

Советский модернизм и минимализм:

Временные рамки Характерные материалы Архитекторы
1960-е — 1980-е железобетон, стекло, пакетная керамика, мрамор, песчаник, ракушечник П. И. Бронников, Ю. А. Траутман, В. Н. Карепов, А. Михе

В рамках реализации постановления Совета Министров СССР от 18 января 1960 года «О развитии г. Владивостока» было развёрнуто широкое строительство. В городе начинают активно возводить многоэтажные дома панельных серий, немногочисленное кирпичное жильё повышенной комфортности и дома башенного типа. В противовес аскетичному, без украшений, жилому фонду, административные здания в 60—80-х гг. оформлялись монументальным декором. В это время в городе выработался уникальный дальневосточный стиль Советского модернизма.

Наиболее яркие его примеры:

  • Морской вокзал (1965),
  • кинотеатр «Океан» (1969),
  • новый Цирк (1973),
  • Дворец пионеров (1980)
  • Дом Советов (1983).

В 1965—1966 годах над проектированием жилых районов для Владивостока работал немецкий и советский архитектор-авангардист Филипп Тольцинер, выпускник знаменитой немецкой архитектурной школы Баухаус. Работавший в то время в ЦНИИП градостроительства, он разработал проект жилого района Вторая Речка и построил общественно-торговый центр микрорайона № 2. На первый взгляд, район Вторая Речка не отличается от типичной для того времени советской массовой застройки, необычное расположение которого можно объяснить сложным рельефом, однако, искусствовед Татьяна Эфрусси указывает, что здания района образуют ансамбль, состоящий из «жилых девятиэтажек, расставленных по периметру склона, непрерывной цепочки одноэтажных магазинов и соединённых между собой пятиэтажных панельных домов, разделённых арочными проходами».

В 1969 году было возведено здание кинотеатра «Океан», представлявшее собой уникальное сооружение, построенное по индивидуальному проекту, разработанному для Владивостока Московским проектным институтом Гипротеатр. Авторы проекта — главный архитектор Г. К. Мачульский, архитектор Б. И. Левшин, конструктор Г. Рабинович. Кинотеатр стал первым зданием в стране, в котором эллиптическая часть была перекрыта вантами (стальными канатами).

Среди новостроек 1980-х выделялось здание Дворца пионеров и школьников, ставшего ярким примером ансамбля монументально-декоративного искусства и архитектуры. Проект Дворца разработал в 1972 году московский архитектор испанского происхождения Антонио Михе вместе с коллективом института ЦНИИЭП учебных зданий. Реализация проекта растянулась почти на девять лет (1974—1983), стала событием для Владивостока и широко освещалась в прессе. Над оформлением Дворца работали лучшие художники города: П. К. Федотов, В. А. Санников, А. И. Кротов, Н. М. Шайморданова, В. Ф. Косенко, А. В. Кацук. Дворец был украшен мозаичными панно и декоративными объектами (горны, часы с фигурками, комната сказок). Перед входом был установлен круглый бассейн-фонтан, украшенный мозаикой на тему «Жизнь моря», авторства художника Веналия Артёмовича Санникова. Декоративные часы «Знаки зодиака», расположенные над главным входом, были созданы художником Павлом Кирилловичем Федотовым.

 

[01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [08]    [09]

 

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37
Категория: Города СССР | Добавил: soviet-union-ussr (08.03.2020) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 470 | Теги: Орлов Г.В., Модерн, Sedm pater pro tisнc prбnн (1976) (, Советский монументализм)), город-сад | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей