СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиадвигатели СССР [4]
Авиадвигатели СССР - поршневые, реактивные.
Авиационные полки [17]
Авиационные полки, Истребительные авиационные полки, Гвардейские Авиационные полки,
Аэродромы СССР [35]
Аэродромы СССР,
Аэропорты СССР [4]
Аэропорты Союза Советских Социалистических Республик
ВВС СССР [1]
РККФ, ВВС СССР, Военная авиация СССР,
Воздушные армии СССР [1]
Воздушные армии СССР
Оборудование самолётов СССР [261]
Оборудование установленное на самолётах СССР
ЦКБ-КБ-ОКБ-СКБ [17]
ЦКБ-Центральное Конструкторское Бюро, КБ-Конструкторское Бюро. ОКБ-Опытное (Особое) Конструкторское Бюро. СКБ—Специальное Конструкторское Бюро.

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВИАЦИЯ СССР » Аэродромы СССР

Полтава-4 — Аэродром тяжелой стратегической авиации СССР (1936)

 Полтава-4 — Аэродром тяжелой стратегической авиации СССР (1936)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

 

Страна:   СССР.
Расположение:    Полтавская область, УССР.
Дата открытия:    (02.07.1941)
Тип:     Военный.
Эксплуатант:     ?.
Высота НУМ:    155 м.
Часовой пояс:    UTC+2
ИАТА:     VKO.
ИКАО:     UUWW.
Внутр. код:     .
Время работы:    Круглосуточно.
Координаты:   

 

Полтава-4 — Аэродром тяжелой стратегической авиации СССР (1936)Полтава-4 — Аэродром тяжелой стратегической авиации СССР. Расположен в Полтаве, Украинская ССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предыстория

Великая Октябрьская Социалистическая Революция - 1917 года (повествование)После победы Великой Октябрьской Революции

Полтава — Город СССР (повествование)В 1923 году — в Полтаве организованы первые в СССР высшие штурманские курсы.

В 1936 году — Полтавский аэродром стал базой 16-й тяжелой бомбардировочной авиабригады и 8-го ТБАП 1-й ВА особого назначения.

На аэродроме располагались такие типы самолетов, как Р-1, Р-5, ТБ -1, ТБ -3, По-2, К-6 и другие. Как-то сразу значение полтавского аэродрома определилось как база авиации дальнего действия.

 

 


Повествование

Великая Отечественная война — СССР—Германия (22.06.1941 — 09.05.1945) (повествование)В годы Великой Отечественной Войны

В сентябрь 1943 — после освобождения Полтавы на аэродроме базировались транспортные самолеты, истребители и части ПВО СССР.

На территории СССР  была создана 169-я авиабаза особого назначения (АБОН) под командованием генерал-майора авиации Перминова Александра Романовича.Начальником штаба был уроженец Полтавщины полковник С.К.Ковалев. Начальником оперативного отдела назначили майора Н.Ф.Щепанкова.  

Воздушное прикрытие полтавского аэродромного узла входило в задачу 310-й авиадивизии ПВО (командир -полковник А.Т.Костенко) и зенитных частей 6-го корпуса ПВО (командир корпуса -генерал-майор П.А.Кривко). Прикрытие "Крепостей" над линией фронта возложили на 329-ю АД полковника Осипова , а доставку для них грузов по воздуху выполняли летчики 2-й транспортной АД генерал-майора Грачева. Местом расположения базы был  избран Полтавский аэродромный узел, куда входили аэродромы Полтава, Миргород и Пирятин.

02 июня 1944 года — утром с аэродрома в южной Италии поднялась в воздух  армада из 129 американских стратегических бомбардировщиков  Б-17 или, как их называли «летающих крепостей». Разбомбив в Венгрии железнодорожный узел и военный завод,  в 14.30 все самолёты благополучно приземлились на заранее подготовленном аэродроме в Полтаве. Теперь здесь   располагалась секретная 559-я база американской авиации, которой командовал полковник Давид Ланкастер.

Встречали американцев радостно, что называется, всем миром. Накануне работники «смерша»   инструктировали наших военнослужащих и вольнонаемный персонал чтобы с американцами «держали ухо востро». Они хотя и союзники, но это представители буржуазного государства и враждебной нам идеологии.

06 июня 1944 года — 129 самолётов были готовы к вылету. В тот день американские бомбардировщики совместно с Советской авиацией нанесли сокрушительный удар по аэродрому  Галац в Румынии. Так началась совместная боевая работа. Все разговоры и контакты наших людей с американцами работники «смерша»  держали под контролем. Среди вольнонаемных и военнослужащих на аэродроме было много женщин, и как не усердствовал «смерш», некоторые из них не смогли устоять перед стройными галантными представителями союзников.

Американские лётчики впервые не с воздуха, а вблизи увидели страшные последствия войны.  Полтава была разрушена полностью, но горожане, жившие в то время в подвалах разрушенных домов и в землянках, ежедневно восстанавливали город. Работали некоторые предприятия. Американцы восхищались упорством, переживших оккупацию, полтавчан. Очень трогательно они относились к детям. Часто  угощали  жвачками и шоколадками ребятишек, которые всегда стайкой сопровождали летчиков,  когда те выходили осматривать развалины города.

Операция «Фрэнтик Джо» (Неистовый Джо) развивалась успешно, что серьёзно встревожило  германское командование. Несмотря на личное указание Геринга усилить агентурную и воздушную разведку, немцам так и не удалось разведать местонахождение секретной авиабазы американцев. Помог им роковой случай. 

Американцы подвели итоги первых успешных ударов по территории противника. Отчет об этом с фотоснимками и статистикой необходимо было отправить самолётом на американскую авиабазу, находящуюся в Италии.  

11 июня 1944 года — Рано утром, взлетев с аэродрома Полтава, группа «летающих крепостей», отбомбившись на территории противника, уже взяла курс на Италию, как неожиданно была атакована немецкими истребителями.  Подбитая с первой атаки одна из «летающих крепостей» рухнула вниз. Это был тот самый самолёт, на котором  везли секретный отчет.  Все данные попали к немцам.  Местонахождение американской авиабазы перестало быть  секретом, и немцы начали  готовить  операцию по её уничтожению. Проведение операции Геринг поручил, базирующейся под Варшавой, элитной части немецких Люфтваффе, 4-ому  корпусу легиона «Кондор», который был укомплектован бомбардировщиками «Хенкель-111».

21 июня 1944 года — С побережья Англии, как обычно, вылетела группа американских бомбардировщиков и, отбомбившись,  направилась на Полтаву. Её сопровождали  истребители прикрытия. Они заметили, как за группой увязались два немецких самолёта-разведчика, но уничтожить их не смогли, так как разведчики уходили в облака.
     Как только последний бомбардировщик группы сел в Полтаве, немецкий самолёт-разведчик передал в эфир закодированную фразу: «Птички в гнездышке». С этого момента операция немцев по уничтожению американской авиабазы вступила в завершающую фазу.

Узнав, что группу засекли немецкие самолёты-разведчики, генерал Перминов, командовавший авиабазой особого назначения, предложил американцам рассредоточить самолёты по запасным аэродромам, но те не согласились. «Летающие крепости" так и остались стоять вдоль, собранной из металлических пластин, взлетно-посадочной полосы.

Когда американские лётчики в Полтаве направлялись на ужин,  на  аэродроме под Варшавой немецкие штурманы делали последние уточнения расчётов выхода на цель. Время начала атаки было назначено на полночь.

После ужина с традиционной рюмкой виски, лётчики посмотрели концерт художественной самодеятельности, потанцевали с обаятельными полтавчанками, и направились  отдыхать в палаточный городок, который находился на окраине лётного поля.

Ровно в полночь сто двадцать немецких самолётов «Хенкель-111»  появились в темном небе над Полтавой. Командир группы бомбардировщиков передал в эфир закодированную  фразу: «Факельное шествие!» и самолёты сбросили осветительные бомбы, которые спускались на парашютах. Аэродром, с расположенными на нем самолётами и объектами, был виден как днём. Ночных истребителей на аэродроме не было, а зенитки никакого вреда  немецким самолетам не нанесли, поскольку бомбометание  они вели с высот 4-5 тысяч метров. 

 Потери от налета немецкой авиации были ощутимы:  

  • 44 американских бомбардировщика были уничтожены,
  • 25 американских бомбардировщика были повреждены.
  • 25 Советских истребителей сгорело
  • 1 склад ГСМ сгорел,  
  • 1 склад боеприпасов уничтожен.
  • 3  американских пилотов погибло - Джозеф Люкасек, Раймонд Естли и Дональд Симпсон.  
  • 15 американцев получили ранения.
  • 30 Советских военных
  • 80 человек наших было ранено.

Именно тогда погиб известный военный журналист Петр Лидов, первым написавший о Зое Космодемьянской.

До октября 1944 года — продолжались челночные рейсы. Из-за политических разногласий военного руководства СССР и союзников по дальнейшему определению судьбы Польши их интенсивность уменьшилась.

С мая по ноябрь 1944 года — на аэродромах 169-й АБОН побывали 8916 американцев. Теперь численность американского персонала баз подверглась резкому сокращению.

Всего  с июня по октябрь 1944 года — с Полтавского аэродромного узла семь оперативных групп провели 18 воздушных операций. В них участвовало 1030 самолётов, в том числе 529 «летающих крепостей»  Б-17. 

В ходе 18 рейдов эти машины совершили:

  • 2207 вылетов;
  • 1955 т бомб сбросили на врага;
  • 12 важных объектов подверглись ударам в тылу противника;
  • 100 немецких самолетов было уничтожено в воздушных боях;
  • 60 немецких самолетов было уничтожено на земле.

Самолеты-разведчики выполнили 117 боевых вылетов и сфотографировали 174 цели. Наконец, определенная помощь была оказана повстанцам Варшавы.

Вскоре Полтавский аэродромный узел оказался  в 800 км от фронта, и его эксплуатация с военной точки зрения потеряла практический смысл.

В начале октября 1944 год — основная часть личного  состава покидала авиабазу.  Взлетевшие самолеты, сделав прощальный круг над Полтавой, уходили на запад.  

05 октября 1944 года — Первый состав из Полтавы ушел через Ростов и Баку в Каир, откуда военнослужащие США отправились в Ливерпуль.

12  октября 1944 года — Остальные военнослужащие и техперсонал погрузились в специальный эшелон. Около двухсот военнослужащих все же оставались на базе, которая  уже успела приобрести самостоятельное значение, не связанное с собственно "челночными" операциями.

 

Послевоенный период

22 июня 1945 года — Проходила эвакуация под управлением бригадного генерала Вильяма Ритчи (Ritchie), который последним покинул Полтаву . "Фрэнтик" официально закрыли. В соответствии с союзническими обязательствами 169-я АБОН начала передислокацию на Дальний Восток, однако организовать там базы стратегической авиации США было не суждено.

На территории авиабазы Полтава дислоцировался 185-ый Гвардейский ТБАП и управление 13-ой Гвардейской Днепропетровско-Будапештской ордена Суворова 2-й степени ТБАД. Дивизия входила в состав 46-й воздушной армии РГК со штабом в Смоленске.

В 1946 году — из Люблина в Полтаву перебазировалась дивизия .

С 1949 года — на вооружении полка стояли самолёты Ту-4. Дивизия получила их первыми в СССР, а лидерным полком по переобучению являлся 185-й ТБАП. Обучение производилось в Казани на базе 890-го ДБАП, превращенного в учебный.

Ту-104 — Советский первый пассажирский самолёт на реактивной тяге СССР (17. 07.1955) (повествование)05 ноября 1955 года — первый серийный самолёт Ту-104 приземлился на аэродром тяжелой стратегической авиации,

 

 

 

Харьков — Город СССР (повествование)который вылетел из Харькова, экипаж: лётчики-испытатели В. Ф. Ковалев, Г. Я. Коробко и ведущий инженер А. Е. Тайцлин, построенный на Харьковском авиазаводе (УССР).

 

 

Ту-16 — Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт СССР (27.04.1952) (повествование)С 1955 года — на вооружении полка стояли самолёты Ту-16,

В 1957 году — дивизия первой в СССР стала осваивать дозаправки в воздухе.

С 1974 года — на вооружении полка стояли самолёты Ту-22М3 с авиаракетным комплексом Х-22М.

 

 

Материалы

Орлов Г.В. «Полтава-4 — Аэродром тяжелой стратегической авиации СССР (1936)» — (повествование 26.08.2023).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10

https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/aehrodromy_sssr/aehrodromy_sssr/227-1-0-687

 

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/aehrodromy_sssr/aehrodromy_sssr/227-1-0-687
Категория: Аэродромы СССР | Добавил: soviet-union-ussr (26.08.2023) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 116 | Теги: Аэродром тяжелой стратегической ави, Полтава (1936), Орлов Геннадий Викторович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей