|
Каталог статей СССР
Черноморский флот ВМФ СССР ЧФ — КЧФ (16.12.1917 — 25.12.1991)
Ключевую роль в перебазировании флота и выполнении приказа о его потоплении сыграл командир эсминца «Керчь» Владимир Кукель. Оставшиеся в Севастополе корабли были захвачены германскими войсками, часть была введена в строй и использовалась немцами, как часть германских сил на Чёрном море (кроме того, в Севастополь пришли немецкие субмарины). После ухода немцев некоторое время часть боеспособных кораблей контролировали местные белогвардейские части, однако, после прихода флота Антанты, англичане и французы захватили наиболее мощные эсминцы, дредноут, тральщики и германские субмарины, многие эсминцы и подлодки были взорваны или затоплены, у броненосцев и крейсеров были взорваны машинные отделения. Белогвардейцы сумели заполучить в своё распоряжение только старый крейсер «Кагул», несколько изношенных эсминцев и тральщиков, и субмарину «Утка». Позже в их распоряжение попали несколько других кораблей, включая канонерские лодки. В мае 1919 года Советская власть в Крыму была восстановлена, но, вскоре, Крым был занят белогвардейскими войсками генерала А. И. Деникина. Во главе с генералом Слащёвым, при поддержке белого крейсера «Кагул» и боевых кораблей стран Антанты белогвардейцы получили в распоряжение несколько боевых кораблей бывшего Черноморского флота. В 1919 году в Новороссийске создается Белый Черноморский флот под командованием ВСЮР. В 1920 году Антанта вернула ВСЮР многие современные корабли, захваченные Антантой у немцев, однако подготовленных экипажей не хватало и корабли использовались периодически небольшими группами. Черноморский флот был перебазирован в Севастополь. К 1920 году он уже насчитывал свыше 130 кораблей. В конце 1920 года при эвакуации белогвардейских войск П. Н. Врангеля корабли и суда Черноморского флота и торговые суда (общим числом свыше 150) ушли в Константинополь, откуда часть флота, реорганизованная 21 ноября 1920 года в Русскую эскадру была переведена в порт Бизерту (Тунис). Торговые и вспомогательные корабли Черноморского флота и часть тральщиков и канонерок, несмотря на сопротивление части экипажей, были проданы частным итальянским и французским фирмам. Оставшиеся к 1924 году в Бизерте боевые корабли были в плохом состоянии, кроме того, за их возвращение французы требовали признания долгов Российской империи от Советской России. В результате, корабли отправили на слом. В мае 1920 года — в составе Рабоче-Крестьянского Красного Флота были образованы Морские силы Чёрного и Азовского морей, которые участвовали в боевых действиях против Белого Черноморского флота. В 1921 — было принято решение о восстановлении Черноморского флота на основе ВМС Черного и Азовского морей (с 1935 — вновь Черноморский флот). Так, в 1920-1921 годах были достроены заложенные во время первой мировой войны на николаевских верфях в качестве десантных транспортов канонерские лодки типа «Эльпидифор»: «Красная Абхазия», «Красный Аджаристан», «Красная Грузия» и «Красный Крым». В июне 1922 года — вступил в строй крейсер “Память Меркурия” (31 декабря 1922 года переименован в “Коминтерн”). Кроме этого было принято решение достроить на Черном море крейсеры “Нахимов” (26 декабря 1922 года крейсер получил новое имя — “Червона Украина”) и “Адмирал Лазарев” (14 декабря 1926 года получил наименование “Красный Кавказ”). Одновременно с восстановлением трех крейсеров в 1923-1927 годах в строй были введены пять эскадренных миноносцев типа “Новик”. ПовествованияК 07 ноября 1923 года капитально отремонтирован и вновь введен в боевой состав флота бронепалубный крейсер «Кагул», переименованный 31 декабря 1922 года в «Коминтерн». К 1927 году Морские силы Черного моря (с 11 января 1935 года были переименованы в Черноморский флот) оформились в самостоятельную силу, способную решать определенные (пусть и очень ограниченные) тактические задачи. В годы предвоенных пятилеток Черноморский флот получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы ВВС, береговая оборона и система ПВО Черноморского флота. К 1928 восстановление флота было в основном закончено, и началась его техническая реконструкция. Флот был усилен за счёт боевых кораблей, переведённых с Балтики. В 1929—1937 годах Черноморский флот получил свыше 500 новых боевых кораблей. Были созданы ВВС флота, береговая оборона, система ПВО. Великая Отечественная войнаК началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот в составе :
2 бригад торпедных катеров, нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны. В состав Черноморского флота входили Дунайская (до ноября 1941) и созданная в июле 1941 Азовская военная флотилии. Нападение фашистской Германии не застало Черноморский флот врасплох. Благодаря системе оперативных готовностей, отработанной в предвоенные месяцы, Черноморский флот организованно, в повышенной боевой готовности встретил первые удары вражеской авиации. В соответствии с приказом Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова 22 июня 1941 года в 1 ч. 15 мин. Черноморскому и другим флотам была объявлена оперативная готовность №1, и уже к 2 ч. 30 мин. флот находился в полной боевой готовности. В 3 ч. 15 мин. немецкие самолеты совершили налет на главную военно-морскую базу — Севастополь с тем, чтобы заблокировать Черноморский флот, сбросив на входном фарватере базы и в Северной бухте магнитные мины. Однако, в силу отсутствия внезапности, цели этой им достичь не удалось. Вражеские самолеты были обнаружены, и воздушный налет огнем зенитных средств ПВО военно-морской базы и кораблей был отражен без потерь в кораблях. В результате гитлеровцам не удалось реализовать одну из важнейших своих стратегических задач на данном направлении, предусматривавших ограничение свободы действий основных сил Черноморского флота. Корабли Черноморского флота не только не были заперты в бухтах, и уже в первые дни войны совершали дерзкие рейды на основные морские базы противника в Румынии. Германскому командованию также не удалось реализовать план по внезапному захвату Крыма, овладению которым придавалось огромное значение. Крым вместе с главной военно-морской базой в Севастополе представлял для агрессора большую угрозу. Боевой корабль от Севастополя мог за 10 часов достигнуть побережья союзницы Германии — Румынии, с ее нефтедобывающими предприятиями. Для обеспечения поставок нефти из Румынии необходимо было захватить Крым, но для этого нужно было сначала взять Одессу. Немецко-фашистское командование стремилось с ходу овладеть этим важным военно-стратегическим, промышленным и культурным центром. На город наступали 5 пехотных, 2 кавалерийские дивизии и моторизованная бригада 4-й румынской армии. Более двух месяцев продолжалась оборона Одессы, явившаяся ярким примером мужества и героизма советских людей. Ее защитники более чем на два месяца сковали у стен города до 18 дивизий, вывели из строя более 160 тыс. солдат и офицеров противника, около 200 самолетов и 100 танков. Оборона Одессы отличалась высокой активностью, хорошо организованным взаимодействием сухопутных войск и флота и способствовала срыву гитлеровского плана “молниеносной войны”. В ознаменование героической обороны Одессы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 была учреждена медаль “За оборону Одессы”, которой награждены свыше 30 тыс. воинов и граждан, участвовавших в обороне города. 01 мая 1945 года Одессе было присвоено почетное звание “Город-герой”. Более 8 месяцев (с 30 октября 1941 года по 04 июля 1942 года) продолжалась героическая оборона главной военно-морской базы Черноморского флота — Севастополя. После провала попытки овладеть Севастополем с ходу немецко-фашистское командование осуществило три наступления на город: 11 ноября 1941 года, 17 декабря 1941 года и 07 июня 1942 года. При этом немецко-фашистскому командованию пришлось сосредоточить под Севастополем свыше 11 пехотных, легких и горнострелковых дивизий, усиленных артиллерией резерва главного командования, танками и авиацией. К началу июньского штурма противник имел под Севастополем 208 батарей, т.е. в среднем примерно 24 ствола на 1 км фронта, не считая нескольких зенитно-артиллерийских полков. Тем не менее, Севастополь не сдавался. В конечном итоге гитлеровцы осознали, что пока советский военно-морской флот действует в районе города-крепости, штурм ее не мог закончиться успешно. Лишь массированные атаки немецкой авиации заставили советские корабли отойти, в результате чего город остался изолированным. Постепенное затухание артиллерийской поддержки, оказываемой кораблями эскадры Черноморского флота, и несомненное превосходство противника в воздухе сыграли решающую роль при третьем штурме Севастополя, который вряд ли удался бы противнику, если бы не было этих обстоятельств. За 8 месяцев обороны враг потерял у стен Севастополя до 300 тыс. солдат убитыми и ранеными. 22 декабря 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль “За оборону Севастополя”, которой были награждены ее участники. Чрезвычайно значима роль Черноморского флота и при проведении Новороссийской оборонительной операции в период с 19 августа 1942 года по 26 сентября 1942 года. Основной удар рвущихся к городу немецких частей приняли на себя бригады морской пехоты, оборонявшиеся до последнего. И только отсутствие боеприпасов заставило их оставить обороняемые рубежи. Но, овладев Новороссийском, немецко-фашистские войска не смогли воспользоваться результатами своего успеха, так как город и порт хорошо просматривались с рубежей, занятых нашими частями, и находились под воздействием артиллерийского огня, авиации и кораблей. Не смог противник использовать и порт Новороссийска в качестве своей военно-морской базы, так как восточная часть Цемесской бухты находилась в руках советских частей, которые полностью контролировали и бухту, и подходы к ней. В результате уже 29 сентября 1942 года немецко-фашистские войска вынуждены были прекратить наступление и перейти к обороне. Мужество и героизм моряки Черноморского флота проявили при обороне Туапсе (25 сентября 1942 года — 20 декабря 1942 года), в Керченско-Феодосийской десантной операции (25 декабря 1941 года — 2 января 1942 года), Новороссийско-Таманской наступательной операции (09 сентябряя 1943 года — 09 октября 1943 года), Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября 1943 года — 11 декабря 1943 года) и, наконец, в Крымской наступательной операции, ставшей заключительным этапом боевых действий флота на Черном море (08 апреля 1944 года — 12 мая 1944 года). После освобождения Крыма Черноморский флот продолжил участие в войне. Дунайская флотилия Черноморского флота с боями сопровождала советские войска на южном участке советско-германского фронта. Ее бронекатера и морская пехота участвовали в освобождении городов Югославии, во взятии Будапешта и Вены. Неоценимую роль сыграл Черноморский флот в содействии сухопутным войскам. Его корабли, главным образом торпедные катера и подводные лодки, наносили удары по кораблям и транспортам противника в портах и на коммуникациях. Только с 03 мая 1944 года по 13 мая 1944 года при эвакуации из Крыма морем погибло 42 тыс. солдат и офицеров противника. Торпедные катера Черноморского флота за время операции совершили 268 выходов в море для поиска и атак конвоев противника, а подводные лодки — 20 выходов для действий на морских сообщениях. В результате было потоплено 19 кораблей (36 повреждено) и 62 транспорта и судна (24 повреждено) противника. Кроме того, успешные действия Черноморского флота сорвали снабжение 17-й немецкой армии. Во всех крупнейших сражениях Великой Отечественной войны на черноморском направлении моряки флота продемонстрировали образцы стойкости, мужества и высокой морской выучки. Всего же за годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям Черноморского флота присвоено гвардейское звание, 59 награждены орденами, 44 частям и соединениям присвоены почетные наименования. Около 55 тыс. черноморцев награждены орденами и медалями, 228 – присвоено звание Героя Советского Союза. 01 мая 1945 года — Одессе было присвоено почетное звание “Город-герой”. Послевоенный периодВ ноябре 1948 года — командующим Черноморским флотом был назначен Николай Ефремович Басистый. В послевоенные годы Черноморский флот претерпел коренную реорганизацию, пополнился новыми кораблями, другим вооружением и военной техникой, реактивной авиацией. Корабли ЧФ участвовали во многих длительных морских и океанских походах, несли боевую службу в Средиземном море и на Атлантике. 07 мая 1965 года — Черноморский флот награжден орденом Красного Знамени.
Награды СССРорден Красного Знамени (07.05.1965)
За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям присвоено гвардейское звание (среди них — крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эскадренный миноносец «Сообразительный», тральщик Т-411 «Защитник», подводные лодки М-35, М-62, С-33, Щ-205, Щ-215, 1-я минно-торпедная авиадивизия, 1-й отдельный артдивизион береговой обороны). 59 награждены орденами Красного Знамени (среди них — Севастопольская бригада подводных лодок, Севастопольская бригада торпедных катеров, линейный корабль «Севастополь», крейсер «Ворошилов», эскадренные миноносцы «Беспощадный», «Бойкий», «Железняков», «Незаможник», подводные лодки Л-4, М-111, М-117, С-31, Щ-201, Щ-209, 11-я штурмовая авиадивизия, Таманская морская стрелковая бригада), 44 частям и соединениям присвоены почётные наименования. Тысячи черноморцев награждены орденами и медалями, свыше 200 удостоены звания Героя Советского Союза.
МатериалыОрлов Г.В. «Черноморский флот ВМФ СССР ЧФ — КЧФ (16.12.1917 — 25.12.1991)» — (повествование 15.03.2020).
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/vmf_sssr/0-15 Просмотров: 886
|
| |
|
|