Сооружения гидротехнического и водохозяйственного строительства в СССР (стр.-1)
Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист (08.11.1965)
Страницы: [01] [02]
Страна: СССР.
Часовые пояса: +2 - +12
Интернет-домен: .su
Телефонный код: +7 ... ...
Повествование
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ (значение)
Сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов (рек, озёр, морей, грунтовых вод) или для борьбы с разрушительным действием водной стихии. В зависимости от места расположения Г. с. могут быть морскими, речными, озёрными, прудовыми. Различают также наземные и подземные Г. с. В соответствии с обслуживаемыми отраслями водного хозяйства Г. с. бывают: водноэнергетические, мелиоративные, воднотранспортные, лесосплавные, рыбохозяйственные, для водоснабжения и канализации, для использования водных недр, для благоустройства городов, спортивных целей и др.
Различают Г. с. общие, применяемые почти для всех видов использования вод, и специальные, возводимые для какой-либо одной отрасли водного хозяйства. К общим Г. с. относятся: водоподпорные, водопроводящие, регуляционные, водозаборные и водосбросные. Водоподпорные сооружения создают напор или разность уровней воды перед сооружением и за ним. К ним относятся: плотины (важнейший и наиболее распространённый тип Г. с.), перегораживающие речные русла, и речные долины, поднимающие уровень воды, накапливаемой в верхнем бьефе, дамбы (или валы), отгораживающие прибрежную территорию и предотвращающие её затопление при паводках и половодье на реках, при приливах и штормах на морях и озёрах.
Водопроводящие сооружения (водоводы) служат для переброски воды в заданные пункты: каналы , гидротехнические туннели , лотки , трубопроводы . Некоторые из них, например каналы, из-за природных условий их расположения, необходимости пересечения путей сообщения и обеспечения безопасности эксплуатации требуют устройства других Г. с., объединяемых в особую группу сооружений на каналах ( акведуки , дюкеры , мосты, паромные переправы, заградит, ворота, водосбросы , шугосбросы и др.).
Регуляционные (выправительные) Г. с. предназначены для изменения и улучшения естественных условий протекания водотоков и защиты русел и берегов рек от размывов, отложения наносов, воздействия льда и др. При регулировании рек используют струенаправляющие устройства ( полузапруды , щиты, дамбы и др.), берегоукрепительные сооружения , ледонаправляющие и ледозадерживающие сооружения.
Водозаборные (водоприёмные) сооружения устраивают для забора воды из водоисточника и направления её в водовод. Кроме обеспечения бесперебойного снабжения потребителей водой в нужном количестве и в требуемое время, они защищают водопроводящие сооружения от попадания льда, шуги, наносов и др.
Водосбросные сооружения служат для пропуска излишков воды из водохранилищ, каналов, напорных бассейнов и пр. Они могут быть русловыми и береговыми, поверхностными и глубинными, позволяющими частично или полностью опорожнять водоёмы. Для регулирования количества выпускаемой (сбрасываемой) воды водосбросные сооружения снабжают гидротехническими затворами . При небольших сбросах воды применяют также водосбросы-автоматы, автоматически включающиеся при подъёме уровня верхнего бьефа выше заданного. К ним относятся открытые водосливы (без затворов), водосбросы с автоматическими затворами, сифонные водосбросы.
Специальные Г. с. - сооружения для использования водной энергии - здания гидроэлектрических станций , напорные бассейны и др.; сооружения водного транспорта - судоходные шлюзы , судоподъёмники , маяки , и др.. сооружения по обстановке судового хода, плотоходы, бревноспуски и пр.; портовые сооружения - молы , волноломы , пирсы , причалы, доки , эллинги , слипы и др.; мелиоративные - магистральные и распределительные каналы, шлюзы-регуляторы на оросительных и осушительных системах; рыбохозяйственные - рыбоходы, рыбоподъёмники, рыбоводные пруды и т.п.
В ряде случаев общие и специальные сооружения совмещают в одном комплексе, например водосброс и здание гидроэлектростанции (т. н. совмещенная ГЭС) или др. сооружения для выполнения нескольких функций одновременно. При осуществлении водохозяйственных мероприятий Г. с., объединённые общей целью и располагаемые в одном месте, составляют комплексы, называемые узлами Г. с. или гидроузлами . Несколько гидроузлов образуют водохозяйственные системы, например энергетические, транспортные, ирригационные и т.п.
В соответствии с их значением для народного хозяйства Г. с. (объекты гидротехнического строительства) в СССР делятся по капитальности на 5 классов. К 1-му классу относятся основные постоянные Г. с. гидроэлектрических станций мощностью более 1 млн. квт; ко 2-му - сооружения ГЭС мощностью 301 тыс. - 1 млн. квт , сооружения на сверхмагистральных внутренних водных путях (например, на р. Волге, Волго-Донском канале им. В. И. Ленина и др.) и сооружения речных портов с навигационным грузооборотом более 3 млн. условных т ; к 3-му и 4-му классам - сооружения ГЭС мощностью300 тыс. квт и менее, сооружения на магистральных внутренних водных путях и путях местного значения, сооружения речных портов с грузооборотом 3 млн. условных т и менее. К 5-му классу относятся временные Г. с. Объекты мелиоративного строительства также делятся по капитальности на 5 классов. В зависимости от класса в проектах назначают степень надёжности Г. с., т. е. запасы их прочности и устойчивости, устанавливают расчётные максимальные расходы воды, качество стройматериалов и т.п. Кроме того, по классу капитальности Г. с. определяется объём и состав изыскательских, проектных и исследовательских работ.
Характерные особенности Г. с. связаны с воздействием на Г. с. водного потока, льда, наносов и др. факторов. Это воздействие может быть механическим (статические и гидродинамические нагрузки, суффозия грунтов и др.), физико-химическим (истирание поверхностей, коррозия металлов, выщелачивание бетона), биологическим (гниение деревянных конструкций, истачивание дерева живыми организмами и пр.). Условия возведения Г. с. осложняются необходимостью пропуска через сооружения в период их постройки (обычно в течение нескольких лет) т. н. строительных расходов реки, льда, сплавляемого леса, судов и пр. Для возведения Г. с. необходима широкая механизация строительных работ. Используются преимущественно монолитные и сборно-монолитные конструкции, реже сборные и типовые, что обусловливается различными неповторяющимися сочетаниями природных условий - топографических, геологических, гидрологических и гидрогеологических. Влияние Г. с., особенно водоподпорных, распространяется на обширную территорию, в пределах которой происходит затопление отдельных земельных площадей, подъём уровня грунтовых вод, обрушение берегов и т.п. Поэтому строительство таких сооружений требует высокого качества работ и обеспечения большой надёжности конструкций, т.к. аварии Г. с. вызывают тяжёлые последствия - человеческие жертвы и потери материальных ценностей (например, аварии плотины Мальпассе во Франции и водохранилища Вайонт в Италии привели к человеческим жертвам, разрушению городов, мостов и промышленных сооружений).
Совершенствование Г. с. связано с дальнейшим развитием гидротехники , особенно теоретических и экспериментальных исследований воздействия воды на сооружения и их основания (гидравлика потоков и сооружений, фильтрация), с изучением поведения скальных и нескальных грунтов в качестве основания и как материала сооружений ( механика грунтов , инженерная геология ) с разработкой новых типов и конструкций Г. с. (облегчённые высоконапорные плотины, приливные ГЭС и др.), требующих меньших затрат времени и средств на их возведение.
Строительство крупных гидроэлектростанций и комплексное использование водных ресурсов с гидроэнергетикой во главе широко развернулось после Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1920—1921 гг. по инициативе В. И. Ленина был составлен План электрификации России (план ГОЭЛРО), по которому намечалось использование водных ресурсов для гидроэнергетики, речного транспорта, а в южных районах страны для орошения. План ГОЭЛРО, по существу, предусматривал комплексное использование водных ресурсов. Особенно большое значение придавалось в нем гидроэнергетике. По плану ГОЭЛРО были построены как транспортно-энергетические крупнейшие гидроузлы: Днепровский, Верхне-Свирский, Нижне-Свирский, Волховский. При каждом из них имелись гидроэлектростанция и судоходный шлюз. За счет подпора плотинами на этих реках был создан глубоководный судоходный путь и пере-крыты пороги на Днепре и Волхове.
Объект исключительной государственной важности
Первые строительные работы по сооружению станции начали в январе 1919 года, однако тяжелое экономическое положение и гражданская война не позволяли вести строительство достойными темпами.
Когда же был разработан план ГЭЛРО, предусматривающий строительство ряда гидроэлектростанций и утвержденный 21 декабря 1921 года Постановлением «О плане электрификации РСФСР», Волховская ГЭС вошла в него первоочередным объектом ввиду исключительной государственной важности работ по электрификации Петрограда.
По большому счету, тогда и началось настоящее строительство. К берегам Волхова на возведение объекта государственной важности прибывали целые артели плотников, каменщиков, землекопов со всей России от Карелии до Череповца. Из Петрограда приезжали слесари, механики, электромонтеры, студенты и выпускники институтов. Численность работающих доходила до 15 тысяч человек. По сути, Волховстрой стал первой школой советского гидроэнергетического строительства: здесь впервые решались сложные инженерные и технические задачи, обсуждались различные аспекты проектирования и строительства плотины, здания станции, линий электропередачи, электроподстанций, монтажа и наладки оборудования. Именно на строительстве Волховской ГЭС нарабатывался бесценный опыт, который лёг в основу школы советской гидроэнергетики и гидротехники.
Хроника строительства Волховской ГЭС
Весна 1922 года |
Начались работы по сборке железобетонных кессонов под основанием здания. |
Лето 1923 года |
Возведение перемычки вокруг здания ГЭС. |
Осень 1923 года |
Установлены 10 кессонов плотины и начато ее сооружение. |
Весной 1924 года |
Начало поступать оборудование. |
31 июля 1925 года |
Доствлены первые баржи с рабочими колесами турбин. |
Июль 1926 года |
Завершено бетонирование шлюза. |
Декабрь 1926 года |
Завершен монтаж четырех гидроагрегатов. |
В общей сложности при возведении ГЭС вынуто 900 000 м3 грунта, уложено 230 000 м3 бетона и железобетона, смонтировано 3 000 тонн металлических конструкций.
Первый пробный пуск турбины электростанции состоялся 5 декабря 1926 года, испытание кабелей к понижающим подстанциям прошло блестяще. А 19 декабря 1926 года состоялась церемония торжественного ввода в эксплуатацию Волховской ГЭС. Вырабатываемый станцией ток стал на регулярной основе поступать в Ленинград по линиям электропередачи 110 кВ протяженностью 130 км – крупнейшим на тот момент в стране и по напряжению, и по длине. Электроэнергию получили многие ленинградские предприятия, в числе которых фабрика «Советская звезда», «Северная верфь», завод «Электросила», вагоностроительный завод им. Егорова, «Скороход», а позже и первый в стране алюминиевый завод – Волховский. К началу войны мощность ГЭС составляла 66 МВт.
В 1922 г. продолжались работы по составлению кадастра водных сил РСФСР. В этом году исследовались районы: Западный, Рдовско-Черноморский, Байкальский, Амуро-Уссурийский, Сибирский, Туркестанский и СаяноАлтайский.
С 13 сентября по октябрь 1924 года К. Ф. Маляревским в дельте реки Волги проводились почвенно-геологические исследования на территории, с севера ограниченной линией село Чулпан – Оранжерейный промысел, с запада рекой Бахтемир, с юга Каспийским морем и с востока рекой Чулпан. Была выполнена рекогносцировочно-маршрутная поездка по маршруту с. Житное – ильмень Дапхур .
Первым источником, свидетельствующим о значительном внимании центральных ведомств к проблеме хозяйственного использования Волги, являются протоколы заседаний секции водного хозяйства Госплана СССР за 1925–1927 гг. Так, на заседании 01.09.1925 года выступил Г. А. Чернилов с докладом «О разработке транспортной проблемы реки Волги». В итоге члены секции постановили одобрить предложенную программу работ с некоторыми дополнениями и просить секцию районирования включить расходы на работы по Волге в общую программу и смету по пересмотру плана ГОЭЛРО на 1925–1926 гг. В принятую
программу входили такие вопросы, как выбор наиболее выгодной осадки и размеров судов для разных грузов, сплав, шлюзование, перспективы использования водных сил и т.д.
В работе отдела энергетики начиная с 1925 года наметилась тенденция к расширению исследований: «В связи с поставленным Отделу в текущем году более широкими задачами освещения энергетических ресурсов страны, не только водных сил, но и других видов энергии, было Президиумом КЕПС предположено Отделу разработать вопрос о запасах энергии в масштабе всей страны. Такая работа была исполнена сотрудником Отдела Н. А. Копыловым, под руководством заведывающего Отделом В. Г. Глушкова. Она была исполнена в составе двух крупных карт для Европейской и Азиатской части СССР, дающих запасы энергии ветра, водных сил, каменного угля, нефти, горючих сланцев, древесины, торфа и соломы с таблицей порайонного распределения в согласии с делением страны на районы Госпланом…». В. Г. Глушков разработал программы для составления общего и эскизного проектов гидроэлектрических станций, а Н. А. Копылов – программу для производства изысканий по гидросиловым станциям.
Сотрудники отдела энергетики участвовали в экспедиционных работах других учреждений. Так, В. Г. Глушков руководил исследованиями в дельте р. Волги, а также ряда портов Азовского и Чёрного морей, производимых за счёт Комиссариата путей сообщения.
На протяжении 1925–1927 гг. сотрудниками отдела проводилась разработка кадастра водных сил Урала, Алтая и Туркестана, исследовался вопрос об использовании в СССР синего угля, изучалась энергия ветра в Казахстане, составлялась изоаэродинамическая карта Казахстана, Туркменистана, Уральской области, Среднего и Нижнего Поволжья и Донецкого бассейна. В отчёте 1928 года особо отмечалось, что «независимо от исполнения… плановой работы сотрудники отдела принимали участие в работах Центрального Электротехнического Совета Главэлектро ВСНХ и Наблюдательного Комитета по сооружению Свирской Гидроэлектрической станции …»
.
По заданию Главного Геодезического Комитета в 1929 году была составлена предварительная карта водных и ветровых ресурсов для «Атласа промышленности СССР». По примеру прошлых лет отмечалось постоянное участие сотрудников в деятельности Центрального Электротехнического Совета Главэнерго по рассмотрению проектов утилизации водной и тепловой энергии.
В результате изучения делопроизводственных документов КЕПС можно сделать вывод о том, что родоначальником отдела энергетики являлся её гидрологический отдел, из которого возник Гидрологический институт. При этом с 1919 года в ведении отдела белого угля оставалось составление кадастра водных сил и работ по учёту водно-силовых ресурсов страны и их использование.
Некоторые показатели социально-экономического развития Средневолжского края в 1926–1929 гг.
Показатель |
По краю |
По СССР |
1. Электромощность на 1000 чел. в 1928–1929 гг., кВт |
1,3 |
5,4 |
2. Удельный вес электромощности от всех механических установок |
10,9 % |
44,1 % |
3. Товарная продукция сельского хозяйства в 1927–1928 гг. на 1 чел. в рублях |
10,9 % |
16,8 % |
4. Основной фонд цензовой промышленности за 1928–1929 гг. на 1 чел. в рублях |
20,7 |
64 |
5. Валовая продукция за 1928–1929 гг. на 1 чел. в рублях |
30,1 |
92,8 |
6. Процент грамотности по переписи 1926 год |
36,4 |
44,1 |
Страницы: [01] [02]
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/stroitelstvo_sssr/0-44 |