СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Мосты в СССР [3]
Мосты в СССР
Предприятия [0]
Строительные предприятия
Сооружения СССР [5]
Сооружения СССР,
Строительная техника СССР [5]
Строительная техника СССР - Башенные краны, Автокраны, Бетоно-мешалки,
Стройматериалы СССР [9]
Стройматериалы в СССР
Технологические процессы СССР [4]
Технологические процессы СССР
Управления [1]
Строительные управления

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » СТРОИТЕЛЬСТВО СССР » Сооружения СССР

Сооружения гидротехнического и водохозяйственного строительства в СССР (стр.-1)

 Сооружения гидротехнического и водохозяйственного строительства в СССР (стр.-1) 

Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист (08.11.1965)

Страницы:     [01]     [02]

Страна:   СССР.
Часовые пояса:    +2 - +12
Интернет-домен:    .su
Телефонный код:    +7 ... ...
 

Повествование

ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ (значение)

Сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов (рек, озёр, морей, грунтовых вод) или для борьбы с разрушительным действием водной стихии. В зависимости от места расположения Г. с. могут быть морскими, речными, озёрными, прудовыми. Различают также наземные и подземные Г. с. В соответствии с обслуживаемыми отраслями водного хозяйства Г. с. бывают: водноэнергетические, мелиоративные, воднотранспортные, лесосплавные, рыбохозяйственные, для водоснабжения и канализации, для использования водных недр, для благоустройства городов, спортивных целей и др.

Различают Г. с. общие, применяемые почти для всех видов использования вод, и специальные, возводимые для какой-либо одной отрасли водного хозяйства. К общим Г. с. относятся: водоподпорные, водопроводящие, регуляционные, водозаборные и водосбросные. Водоподпорные сооружения создают напор или разность уровней воды перед сооружением и за ним. К ним относятся: плотины (важнейший и наиболее распространённый тип Г. с.), перегораживающие речные русла, и речные долины, поднимающие уровень воды, накапливаемой в верхнем бьефе, дамбы (или валы), отгораживающие прибрежную территорию и предотвращающие её затопление при паводках и половодье на реках, при приливах и штормах на морях и озёрах.

Водопроводящие сооружения (водоводы) служат для переброски воды в заданные пункты: каналы , гидротехнические туннели , лотки , трубопроводы . Некоторые из них, например каналы, из-за природных условий их расположения, необходимости пересечения путей сообщения и обеспечения безопасности эксплуатации требуют устройства других Г. с., объединяемых в особую группу сооружений на каналах ( акведуки , дюкеры , мосты, паромные переправы, заградит, ворота, водосбросы , шугосбросы и др.).

Регуляционные (выправительные) Г. с. предназначены для изменения и улучшения естественных условий протекания водотоков и защиты русел и берегов рек от размывов, отложения наносов, воздействия льда и др. При регулировании рек используют струенаправляющие устройства ( полузапруды , щиты, дамбы и др.), берегоукрепительные сооружения , ледонаправляющие и ледозадерживающие сооружения.

Водозаборные (водоприёмные) сооружения устраивают для забора воды из водоисточника и направления её в водовод. Кроме обеспечения бесперебойного снабжения потребителей водой в нужном количестве и в требуемое время, они защищают водопроводящие сооружения от попадания льда, шуги, наносов и др.

Водосбросные сооружения служат для пропуска излишков воды из водохранилищ, каналов, напорных бассейнов и пр. Они могут быть русловыми и береговыми, поверхностными и глубинными, позволяющими частично или полностью опорожнять водоёмы. Для регулирования количества выпускаемой (сбрасываемой) воды водосбросные сооружения снабжают гидротехническими затворами . При небольших сбросах воды применяют также водосбросы-автоматы, автоматически включающиеся при подъёме уровня верхнего бьефа выше заданного. К ним относятся открытые водосливы (без затворов), водосбросы с автоматическими затворами, сифонные водосбросы.

Специальные Г. с. - сооружения для использования водной энергии - здания гидроэлектрических станций , напорные бассейны и др.; сооружения водного транспорта - судоходные шлюзы , судоподъёмники , маяки , и др.. сооружения по обстановке судового хода, плотоходы, бревноспуски и пр.; портовые сооружения - молы , волноломы , пирсы , причалы, доки , эллинги , слипы и др.; мелиоративные - магистральные и распределительные каналы, шлюзы-регуляторы на оросительных и осушительных системах; рыбохозяйственные - рыбоходы, рыбоподъёмники, рыбоводные пруды и т.п.

В ряде случаев общие и специальные сооружения совмещают в одном комплексе, например водосброс и здание гидроэлектростанции (т. н. совмещенная ГЭС) или др. сооружения для выполнения нескольких функций одновременно. При осуществлении водохозяйственных мероприятий Г. с., объединённые общей целью и располагаемые в одном месте, составляют комплексы, называемые узлами Г. с. или гидроузлами . Несколько гидроузлов образуют водохозяйственные системы, например энергетические, транспортные, ирригационные и т.п.

В соответствии с их значением для народного хозяйства Г. с. (объекты гидротехнического строительства) в СССР делятся по капитальности на 5 классов. К 1-му классу относятся основные постоянные Г. с. гидроэлектрических станций мощностью более 1 млн. квт; ко 2-му - сооружения ГЭС мощностью 301 тыс. - 1 млн. квт , сооружения на сверхмагистральных внутренних водных путях (например, на р. Волге, Волго-Донском канале им. В. И. Ленина и др.) и сооружения речных портов с навигационным грузооборотом более 3 млн. условных т ; к 3-му и 4-му классам - сооружения ГЭС мощностью300 тыс. квт и менее, сооружения на магистральных внутренних водных путях и путях местного значения, сооружения речных портов с грузооборотом 3 млн. условных т и менее. К 5-му классу относятся временные Г. с. Объекты мелиоративного строительства также делятся по капитальности на 5 классов. В зависимости от класса в проектах назначают степень надёжности Г. с., т. е. запасы их прочности и устойчивости, устанавливают расчётные максимальные расходы воды, качество стройматериалов и т.п. Кроме того, по классу капитальности Г. с. определяется объём и состав изыскательских, проектных и исследовательских работ.

Характерные особенности Г. с. связаны с воздействием на Г. с. водного потока, льда, наносов и др. факторов. Это воздействие может быть механическим (статические и гидродинамические нагрузки, суффозия грунтов и др.), физико-химическим (истирание поверхностей, коррозия металлов, выщелачивание бетона), биологическим (гниение деревянных конструкций, истачивание дерева живыми организмами и пр.). Условия возведения Г. с. осложняются необходимостью пропуска через сооружения в период их постройки (обычно в течение нескольких лет) т. н. строительных расходов реки, льда, сплавляемого леса, судов и пр. Для возведения Г. с. необходима широкая механизация строительных работ. Используются преимущественно монолитные и сборно-монолитные конструкции, реже сборные и типовые, что обусловливается различными неповторяющимися сочетаниями природных условий - топографических, геологических, гидрологических и гидрогеологических. Влияние Г. с., особенно водоподпорных, распространяется на обширную территорию, в пределах которой происходит затопление отдельных земельных площадей, подъём уровня грунтовых вод, обрушение берегов и т.п. Поэтому строительство таких сооружений требует высокого качества работ и обеспечения большой надёжности конструкций, т.к. аварии Г. с. вызывают тяжёлые последствия - человеческие жертвы и потери материальных ценностей (например, аварии плотины Мальпассе во Франции и водохранилища Вайонт в Италии привели к человеческим жертвам, разрушению городов, мостов и промышленных сооружений).

Совершенствование Г. с. связано с дальнейшим развитием гидротехники , особенно теоретических и экспериментальных исследований воздействия воды на сооружения и их основания (гидравлика потоков и сооружений, фильтрация), с изучением поведения скальных и нескальных грунтов в качестве основания и как материала сооружений ( механика грунтов , инженерная геология ) с разработкой новых типов и конструкций Г. с. (облегчённые высоконапорные плотины, приливные ГЭС и др.), требующих меньших затрат времени и средств на их возведение.

Строительство крупных гидроэлектростанций и комплексное использование водных ресурсов с гидроэнергетикой во главе широко развернулось после Великой Октябрьской социалистической революции.

В. И. ЛенинВ 1920—1921 гг. по инициативе В. И. Ленина был составлен План электрификации России (план ГОЭЛРО), по которому намечалось использование водных ресурсов для гидроэнергетики, речного транспорта, а в южных районах страны для орошения. План ГОЭЛРО, по существу, предусматривал комплексное использование водных ресурсов. Особенно большое значение придавалось в нем гидроэнергетике. По плану ГОЭЛРО были построены как транспортно-энергетические крупнейшие гидроузлы: Днепровский, Верхне-Свирский, Нижне-Свирский, Волховский. При каждом из них имелись гидроэлектростанция и судоходный шлюз. За счет подпора плотинами на этих реках был создан глубоководный судоходный путь и пере-крыты пороги на Днепре и Волхове.

Объект исключительной государственной важности
Первые строительные работы по сооружению станции начали в январе 1919 года, однако тяжелое экономическое положение и гражданская война не позволяли вести строительство достойными темпами.
Когда же был разработан план ГЭЛРО, предусматривающий строительство ряда гидроэлектростанций и утвержденный 21 декабря 1921 года Постановлением «О плане электрификации РСФСР», Волховская ГЭС вошла в него первоочередным объектом ввиду исключительной государственной важности работ по электрификации Петрограда.
По большому счету, тогда и началось настоящее строительство. К берегам Волхова на возведение объекта государственной важности прибывали целые артели плотников, каменщиков, землекопов со всей России от Карелии до Череповца. Из Петрограда приезжали слесари, механики, электромонтеры, студенты и выпускники институтов. Численность работающих доходила до 15 тысяч человек. По сути, Волховстрой стал первой школой советского гидроэнергетического строительства: здесь впервые решались сложные инженерные и технические задачи, обсуждались различные аспекты проектирования и строительства плотины, здания станции, линий электропередачи, электроподстанций, монтажа и наладки оборудования. Именно на строительстве Волховской ГЭС нарабатывался бесценный опыт, который лёг в основу школы советской гидроэнергетики и гидротехники.

Хроника строительства Волховской ГЭС

Весна 1922 года Начались работы по сборке железобетонных кессонов под основанием здания.
Лето 1923 года Возведение перемычки вокруг здания ГЭС.
Осень 1923 года Установлены 10 кессонов плотины и начато ее сооружение.
Весной 1924 года Начало поступать оборудование.
31 июля 1925 года Доствлены первые баржи с рабочими колесами турбин.
Июль 1926 года Завершено бетонирование шлюза.
Декабрь 1926 года Завершен монтаж четырех гидроагрегатов.

В общей сложности при возведении ГЭС вынуто 900 000 м3 грунта, уложено 230 000 м3 бетона и железобетона, смонтировано 3 000 тонн металлических конструкций.
Первый пробный пуск турбины электростанции состоялся 5 декабря 1926 года, испытание кабелей к понижающим подстанциям прошло блестяще. А 19 декабря 1926 года состоялась церемония торжественного ввода в эксплуатацию Волховской ГЭС. Вырабатываемый станцией ток стал на регулярной основе поступать в Ленинград по линиям электропередачи 110 кВ протяженностью 130 км – крупнейшим на тот момент в стране и по напряжению, и по длине. Электроэнергию получили многие ленинградские предприятия, в числе которых фабрика «Советская звезда», «Северная верфь», завод «Электросила», вагоностроительный завод им. Егорова, «Скороход», а позже и первый в стране алюминиевый завод – Волховский. К началу войны мощность ГЭС составляла 66 МВт.

В 1922 г. продолжались работы по составлению кадастра водных сил РСФСР. В этом году исследовались районы: Западный, Рдовско-Черноморский, Байкальский, Амуро-Уссурийский, Сибирский, Туркестанский и СаяноАлтайский.

С 13 сентября по октябрь 1924 года К. Ф. Маляревским в дельте реки Волги проводились почвенно-геологические исследования на территории, с севера ограниченной линией село Чулпан – Оранжерейный промысел, с запада рекой Бахтемир, с юга Каспийским морем и с востока рекой Чулпан. Была выполнена рекогносцировочно-маршрутная поездка по маршруту с. Житное – ильмень Дапхур .

Первым источником, свидетельствующим о значительном внимании центральных ведомств к проблеме хозяйственного использования Волги, являются протоколы заседаний секции водного хозяйства Госплана СССР за 1925–1927 гг. Так, на заседании 01.09.1925 года выступил Г. А. Чернилов с докладом «О разработке транспортной проблемы реки Волги». В итоге члены секции постановили одобрить предложенную программу работ с некоторыми дополнениями и просить секцию районирования включить расходы на работы по Волге в общую программу и смету по пересмотру плана ГОЭЛРО на 1925–1926 гг. В принятую
программу входили такие вопросы, как выбор наиболее выгодной осадки и размеров судов для разных грузов, сплав, шлюзование, перспективы использования водных сил и т.д.

В работе отдела энергетики начиная с 1925 года наметилась тенденция к расширению исследований: «В связи с поставленным Отделу в текущем году более широкими задачами освещения энергетических ресурсов страны, не только водных сил, но и других видов энергии, было Президиумом КЕПС предположено Отделу разработать вопрос о запасах энергии в масштабе всей страны. Такая работа была исполнена сотрудником Отдела Н. А. Копыловым, под руководством заведывающего Отделом В. Г. Глушкова. Она была исполнена в составе двух крупных карт для Европейской и Азиатской части СССР, дающих запасы энергии ветра, водных сил, каменного угля, нефти, горючих сланцев, древесины, торфа и соломы с таблицей порайонного распределения в согласии с делением страны на районы Госпланом…». В. Г. Глушков разработал программы для составления общего и эскизного проектов гидроэлектрических станций, а Н. А. Копылов – программу для производства изысканий по гидросиловым станциям.

Сотрудники отдела энергетики участвовали в экспедиционных работах других учреждений. Так, В. Г. Глушков руководил исследованиями в дельте р. Волги, а также ряда портов Азовского и Чёрного морей, производимых за счёт Комиссариата путей сообщения.

На протяжении 1925–1927 гг. сотрудниками отдела проводилась разработка кадастра водных сил Урала, Алтая и Туркестана, исследовался вопрос об использовании в СССР синего угля, изучалась энергия ветра в Казахстане, составлялась изоаэродинамическая карта Казахстана, Туркменистана, Уральской области, Среднего и Нижнего Поволжья и Донецкого бассейна. В отчёте 1928 года особо отмечалось, что «независимо от исполнения… плановой работы сотрудники отдела принимали участие в работах Центрального Электротехнического Совета Главэлектро ВСНХ и Наблюдательного Комитета по сооружению Свирской Гидроэлектрической станции …»
.
По заданию Главного Геодезического Комитета в 1929 году была составлена предварительная карта водных и ветровых ресурсов для «Атласа промышленности СССР». По примеру прошлых лет отмечалось постоянное участие сотрудников в деятельности Центрального Электротехнического Совета Главэнерго по рассмотрению проектов утилизации водной и тепловой энергии.
В результате изучения делопроизводственных документов КЕПС можно сделать вывод о том, что родоначальником отдела энергетики являлся её гидрологический отдел, из которого возник Гидрологический институт. При этом с 1919 года в ведении отдела белого угля оставалось составление кадастра водных сил и работ по учёту водно-силовых ресурсов страны и их использование.

Некоторые показатели социально-экономического развития Средневолжского края в 1926–1929 гг.

Показатель По краю По СССР
1. Электромощность на 1000 чел. в 1928–1929 гг., кВт 1,3 5,4
2. Удельный вес электромощности от всех механических установок 10,9 % 44,1 %
3. Товарная продукция сельского хозяйства в 1927–1928 гг. на 1 чел. в рублях 10,9 % 16,8 %
4. Основной фонд цензовой промышленности за 1928–1929 гг. на 1 чел. в рублях 20,7 64
5. Валовая продукция за 1928–1929 гг. на 1 чел. в рублях 30,1 92,8
6. Процент грамотности по переписи 1926 год 36,4 44,1

 

Страницы:     [01]     [02]



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/stroitelstvo_sssr/0-44
Категория: Сооружения СССР | Добавил: soviet-union-ussr (24.04.2019) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 490 | Теги: Гидротехнического и водохозяйственн, водохозяйственного строительства в , Гидротехнического, Орлов Г.В., СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей