Советская лунная программа СССР (02.01.1959 — 1976)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Начало: 02.01.1959.
Завершение: 1976.
Задачи: Исследование Луны.
Стартовая площадка: Космодром Байконур.
Советская лунная программа — Ряд проектов и две параллельно выполнявшиеся в СССР программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевшие своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом советской космической программы и длительное время была важнейшим проектом по своему значению и приоритетности.
Повествование
Послевоенный период
02 января 1959 года — С космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток-Л» (8К72), она несла первую межпланетную станцию «Луна-1», в состав которой входили детектор микрометеоритов, счетчики Гейгера и магнитометр. Станция достигла второй космической скорости. Предполагалось, что станция «попадет» в Луну. Увы, попасть в спутник Земли не удалось.
04 января 1959 года — «Луна-1» пролетела в 4−6 тыс. км от поверхности планеты, после чего стал первым искусственным спутником Солнца, выйдя на гелиоцентрическую орбиту.
12 сентября 1959 года — С космодрома Байконур была запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-2».
14 сентября 1959 года — В 00:02:59 Советская станция «Луна-2» достигла лунной поверхности в районе Моря Дождей.
04 октября 1959 года — С космодрома Байконур на ракете-носителе «Восток-Л» была запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-3».
07 октября 1959 года — Советская станция «Луна-3» совершила облёт спутника Земли передала первые снимки обратной стороны Луны. Съемки проводились на специальный фотоаппарат. В результате фотосъемки на карте Луны появились Море Мечты, Море Москвы, а также кратеры Склодовская-Кюри, Менделеев, Джордано Бруно, Циолковский и многие другие.
23 июня 1960 года — Советская лунная программа стартует с Постановления № 715-296, в котором инициируется работа по подготовке экспедиций Академии наук на поверхность Луны. План экспедиций и предложения по дальнейшим работам должны были быть готовы к 1962.
13 мая 1961 года — Работы были прекращены по подготовке экспедиций Академии наук на поверхность Луны, вышедшим Постановлением № 420-174 в целях освобождения ресурсов для выполнения задач оборонного значения (необходимость усиления обороны была вызвана агрессией США против Кубы).
В 1963 году — разработка схем экспедиций к Луне и на Луну, начались ещё до принятия программы проектирование кораблей Л1 и Л3 и ракетных блоков Н-1. За два следующих года были выпущены рабочие чертежи ракеты Н-1 и появились первые эскизные проекты лунных кораблей.
В 1963 году — была фактически создана лунная группа Советского отряда гражданских космонавтов при ЦКБЭМ в Центре подготовки космонавтов.
03 августа 1964 года — Работы по лунной программе были возобновлены. Постановлением правительства была утверждена лунная пилотируемая программа СССР и развернулись реальные масштабные работы по двум параллельным пилотируемым программам:
- облёта Луны («Протон» — «Зонд/Л1»),
- посадке на неё (Н-1-Л3).
Расчёты, которые подавались в ЦК КПСС и
Совмин СССР, были занижены. Чиновники Госкомитета по оборонной технике, Совмина и
Госплана СССР дали ясно понять,
что в документах не следует устрашать Политбюро ЦК КПСС многими миллиардами. В проектной смете не должно быть никаких лишних затрат. Челомей и Янгель стали доказывать, что их проекты намного дешевле.
Чтобы разобраться в проектных противоречиях С.П. Королёва, Челомея и Янгеля, Д. Устинов поручил НИИ-88 произвести объективную сравнительную оценку возможностей освоения Луны вариантами носителей Н-1 (11А52), УР-500 (8К82) и Р-56 (8К68). По расчётам Мозжорина и его сотрудников, для безусловного обеспечения приоритета над США следует с помощью трёх Н-1 собрать на орбите у Земли ракетный комплекс в 200 тонн. Для этого будет нужно три ракеты Н-1 или двадцать ракет УР-500. В этом случае будет обеспечена посадка на Луну корабля массой в 21 тонну и возвращения к Земле корабля массой 5 тонн. Все экономические расчёты были в пользу Н-1. Таким образом, Н-1 стал главным перспективным носителем для реализации Советской лунной программы и, как оказалось позже, главной причиной её неудачи.
Постановлением 1964 года — были назначены основные главные конструкторы и организации, ответственные не только за носитель Н1, но и за весь комплекс Н1-Л3. Главными разработчиками частей, складывавших комплекс Н1-Л3, были назначены:
- ОКБ-1 — главная организация разработки системы в целом и разработки блоков «Г» и «Д», двигателей для блока «Д», лунного орбитального и лунного посадочного кораблей;
- ОКБ-276 (Н. Д. Кузнецов) — разработки двигателя блока «Г»;
- ОКБ-586 (М. К. Янгель) — разработки ракетного блока «Е» лунного корабля и двигателя для этого блока;
- ОКБ-2 (A.M. Исаев) — разработки двигательной установки (баки, пневмогидравлические системы и двигатель) блока «И» лунного орбитального корабля;
- НИИ-944 (В. И. Кузнецов) — разработки системы управления лунного комплекса;
- НИИАП (Н. А. Пилюгин) — разработки системы управления движением лунного посадочного и лунного орбитального кораблей;
- НИИ-885 (М. С. Рязанский) — радиоизмерительного комплекса;
- «Спецмаш» (В. П. Бармин) — комплекса наземного оборудования системы Л3;
- ОКБ МЭИ (А. Ф. Богомолов) — разработки системы взаимных измерений для сближения кораблей на орбите Луны.
С 1965 года — группа космонавтов была оформлена документально (как отдел подготовки космонавтов командиров и исследователей по лунной программе).
25 июля 1965 года — Автоматический спутник «Зонд-3» осуществил облёт обратной стороны Луны и сделал фотосъёмку. Было сделано 25 крупноформатных снимков высокого качества. На основании этих снимков был создан «Атлас обратной стороны Луны».
26 августа 1965 года — У главы ВПК Л.В. Смирнова собрано совещание по разбору вопросов:
- «О состоянии работ по исследованиям космического пространства, Луны и планет»;
- По результатам разбора было отмечено, что работа по реализации, в первую очередь, лунных программ;
- По системам связи, исследованиям Венеры и Марса выполняется неудовлетворительно, в результате чего возникает серьёзная угроза утраты приоритета Советского Союза в области освоения космоса. ОКБ-52 не разработаны и не представлены планы-графики создания комплекса для облёта Луны, не рассмотрена и не утверждена схема полёта корабля при облёте, отмечена слабая работа главных организаций ОКБ-1, ОКБ-52 и научно-технического совета Минобщемаша.
На 1965 год и по 1967 год — было предписано считать центральным заданием осуществление подготовки и дальнейшего облёта Луны пилотируемым кораблём. Минобщемашу было поручено:
- в недельный срок подать график изготовления и отработки ракеты УР-500;
- совместно с руководителями ОКБ-1 и ОКБ-52 С. П. Королёвым и В. М. Челомеем в двухнедельный срок рассмотреть и решить вопросы о возможности унификации разрабатывающихся пилотируемых кораблей для облёта Луны и высадки экспедиции на её поверхность;
- в месячный срок представить программу ЛКИ ракеты УР-500 и пилотируемого корабля.
Тем не менее, и ВПК, и Минобщемашем было признано целесообразным продолжить работы из расчёта использования комплекса «Союз» (7К, 9К, 11К) в качестве другого варианта для решения задач облёта Луны, а также поручено ОКБ-1 и ОКБ-52 проработать все вопросы использования ракеты-носителя УР-500К («Протон») в программе комплекса «Союз».
В течение сентября-октября 1965 года — для выполнения задания Министерства и выданных поручений была проведена всесторонняя оценка состояния работ в ОКБ-52 и ОКБ-1 по реализации задач облёта Луны с привлечением сотрудников НИИ-88 (ныне ЦНИИМАШ), НТС Министерства, руководителей Министерства, представителей правительства и ЦК КПСС.
В ходе рассмотрения выяснилось, что ОКБ-52 не в состоянии решить в установленные сроки все вопросы, связанные с созданием и отработкой ракеты УР-500, разгонного блока и корабля для облёта Луны ЛК-1. В ОКБ-1, наоборот, состояние разработки пилотируемого корабля типа 7К и разгонного блока Д для комплекса Н1-Л3 было более благополучно. Это создавало основу для переориентации с ОКБ-52 на ОКБ-1 работ по кораблю и разгонному блоку Д для облёта Луны с решением в том числе ряда задач по выполнению программы лунной экспедиции, осуществляемой комплексом Н1-Л3.
Согласно проекту Л1, космонавты должны были выполнить облёт Луны в специально разработанном только для этой цели корабле «Союз-7К-Л1» («лунный-первый»). Этот корабль был схож и в некоторой мере унифицирован с предназначенным для полётов по околоземной орбите кораблём «Союз-7К-ОК» («орбитальный корабль»), известным широкой публике просто как «Союз». Главные отличия корабля «Союз-7К-Л1» от «Союз-7К-ОК» — отсутствие орбитального отсека, усиленная теплозащита спускаемого аппарата для входа в атмосферу со второй космической скоростью, система навигации и ориентации по звёздам, система дальней связи с параболической остронаправленной антенной. Для запуска корабля использовалась трёхступенчатая РН «Протон», которая была создана ранее и, несмотря на значительное число неудачных запусков в начале эксплуатации, была сертифицирована как второй после РН «Восток»/«Союз» носитель СССР для пилотируемых полётов.
В программе было заложено изготовление 15 кораблей (из которых стартовало 14) 7К-Л1 и было предусмотрено как минимум два пилотируемых полёта после проведения трёх полностью успешных («зачётных») беспилотных отработочных полётов.
В мае 1966 года — группа космонавтов (ОПКиИпЛП) была утверждена Военно-промышленной комиссией.
31 января 1966 года — С космодрома Байконур была запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-9».
03 февраля 1966 года — Советская автоматическая станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на поверхность спутника Земли, и передала на Землю сделанные изображения.
31 марта 1966 года — Ракетой-носителем «Молния-М» была запущена Автоматическая станция «Луна-10». Аппарат должен был выйти на стационарную орбиту, чтобы исследовать окололунное пространство и химический состав поверхности на видимой и обратной стороне.
01 апреля 1966 года — была скорректирована траектория движения Автоматической станции «Луна-10».
03 апреля 1966 года — в 21:44 была выведена на окололунную орбиту Автоматическая станция «Луна-10».
29 мая 1966 года — Автоматическая станция «Луна-10» проработав 56 суток упала на поверхность Луны, С помощью спутника «Луна-10», ученые узнали:
- общий химический состав,
- тип пород на ее поверхности,
- обнаружили, что на некоторых участках спутника гравитация сильнее, чем на других.
План-график полётов кораблей 7К-Л1
|
Полёт |
Задача |
Дата |
2П |
Беспилотный полёт по высокоэллиптической орбите |
февраль-март 1967 |
3П |
Беспилотный полёт по высокоэллиптической орбите |
март 1967 |
4Л |
Беспилотный облёт Луны |
май 1967 |
5Л |
Беспилотный облёт Луны |
июнь 1967 |
6Л |
Первый в мире пилотируемый облёт Луны |
июнь-июль 1967 |
7Л |
Беспилотный или пилотируемый облёт Луны |
август 1967 |
8Л |
Беспилотный или пилотируемый облёт Луны |
август 1967 |
9Л |
Беспилотный или пилотируемый облёт Луны |
сентябрь 1967 |
10Л |
Беспилотный или пилотируемый облёт Луны |
сентябрь 1967 |
11Л |
Беспилотный или пилотируемый облёт Луны |
октябрь 1967 |
12Л |
Пилотируемый облёт Луны |
октябрь 1967 |
13Л |
Резерв |
|
Корабли «Союз-7К-Л1» совершили семь беспилотных испытательных полётов под названиями:
- «Космос-146»,
- «Космос-154»,
- «Зонд-4» — «Зонд-8».
В феврале 1967 году — группа космонавтов (ОПКиИпЛП) была сформирована окончательно:
А.А. Леонов — О. Макаров,
В. Быковский — Н. Рукавишников,
П. Попович — В. Севастьянов,
а также в группе были:
В. Волошин,
Г. Добровольский,
П. Климук,,
Ю. Артюхин,
А. Воронов,
Г. Гречко,
В. Ершов,
А. Николаев,
Е. Хрунов,
В. Горбатко,
Б. Волынов,
Г. Шонин,
А. Куклин,
А. Филипченко,
К.П. Феоктистов,
В. Кубасов,
В. Волков
и резервные по посадочной программе Л3 космонавты ЦКБЭМ:
С.Н. Анохин,
А. Н. Бобиков,
Г. Долгополов,
В. Бугров,
В. Никитский,
В. Пацаев,
В. Яздовский.
Официально созданную группу (отдел) возглавлял В.Ф. Быковский.
Группа долго и тщательно (вплоть до полной готовности к 1968 года) работала по лунно-облётной программе, а до и некоторое время после её закрытия — также и по лунно-посадочной программе. Для подготовки астронавигации по звёздам южного полушария группа командировывалась в Сомали. Для отработки высадки на Луну космонавты использовали тренажёры и вертолёты.
Также в ЦПК для этой программы был построен планетарий.
По предварительным назначениям, экипаж Быковский — Рукавишников должен был совершить первый облёт Луны, а Леонову предстояло стать первым космонавтом СССР (а при удачном стечении обстоятельств — и мира) на Луне.
15 сентября 1968 года — С космодрома Байконур была запущена Автоматическая межпланетная станция «Зонд-5» (беспилотный вариант корабля 7К-Л1), в рамках Советской лунной программы УР500К-Л1. На станции находились:
- две черепахи,
- насекомые (мухи-дрозофилы),
- растения.
18 сентября 1968 года — Автоматическая межпланетная станция «Зонд-5» облетела Луну на минимальном расстоянии от поверхности — примерно около 2 км и отправила обратно на Землю.
21 сентября 1968 года — Автоматическая межпланетная станция «Зонд-5» вошла в атмосферу Земли и приводнилась в Индийском океане.
10 ноября 1968 года — С космодрома Байконур был запущен «Зонд-6».
14 ноября 1968 года — «Зонд-6» благополучно долетел до Луны и сделал ряд фотоснимков поверхности обратной стороны Луны.
На 08 декабря 1968 года — В СССР планировался для обеспечения приоритета по первому в мире облётному пилотируемому полёту старт пилотируемого корабля «Зонд-7» в рамках реализации программы Л1, старт был отменён.
12 сентября 1970 года — Стартовала Межпланетная станция «Луна-16» мягко прилунилась, пробурила лунную поверхность на 35 см, взяла 101 грамм грунта (реголит), снова взлетела с помощью возвратной ракеты и доставила его на Землю. От взлёта с Земли до возвращения прошло 12 дней.
В октябре 1970 года — Состоялся беспилотный полёт корабля «Союз-7К-Л1» под названием «Зонд-8».
Основными частями ракетно-космической системы для высадки на Луну по проекту Н-1—Л3 были лунный орбитальный корабль «Союз-7К-ЛОК», лунный посадочный корабль ЛК и сверхтяжёлая ракета-носитель Н1.
Лунный орбитальный корабль был очень схож и значительно унифицирован с околоземным орбитальным кораблём «Союз-7К-ЛОК» и также состоял из спускаемого аппарата, бытового отсека, на котором был расположен специальный отсек с двигателями ориентации и причаливания и агрегатом системы стыковки, приборно-агрегатного и энергетического отсеков, в которых размещались ракетный блок «И» и агрегаты системы энергоснабжения на кислородно-водородных топливных элементах. Бытовой отсек служил одновременно шлюзовой камерой при переходе космонавта в лунный корабль через открытый космос (после надевания лунного скафандра «Кречет»).
Экипаж корабля «Союз-7К-ЛОК» состоял из двух человек. Один из них должен был перейти через открытый космос в лунный корабль и совершить посадку на Луну, а второй — ждать возвращения своего коллеги на окололунной орбите.
Лунный корабль ЛК состоял из герметичной кабины космонавта, отсека с двигателями ориентации с пассивным агрегатом стыковки, приборного отсека, лунного посадочного агрегата (ЛПА) и ракетного блока Е. Электроснабжение ЛК осуществлялось химическими аккумуляторами, установленными снаружи на раме ЛПА и в приборном отсеке. Система управления строилась на базе бортовой цифровой вычислительной машины и имела ручную систему управления, позволявшую космонавту самостоятельно выбирать место посадки визуально через специальный иллюминатор. Лунный посадочный модуль имел четыре ноги — опоры с сотовыми поглотителями излишней вертикальной скорости посадки.
В ноябре 1970 года и феврале, августе 1971 года — Лунный корабль ЛК Т2К трижды успешно испытывался на околоземной орбите в беспилотном режиме под названиями:
- «Космос-379»,
- «Космос-398»,
- «Космос-434».
На Советских кораблях все этапы полёта были почти полностью автоматизированы, в то время как на «Аполлонах» многие операции были предусмотрены только в ручном режиме. Кроме того, в более поздних проектах советских экспедиций на поверхность Луны предусматривалось (для повышения надёжности), что для каждой экспедиции сначала на поверхность Луны в автоматическом режиме доставляется беспилотный корабль ЛК-Р, который становится резервным для следующего вскоре пилотируемого ЛК. Также предполагалось, что космонавт будет пользоваться на Луне отдельно доставляемым заранее луноходом, дооборудованным для ручного управления. На луноход также возлагалась задача транспортирования космонавта до резервного лунного корабля в случае, если взлёт основного корабля будет невозможен из-за технической неисправности.
Для полёта на Луну по выбранной схеме нужен был сверхтяжёлый носитель. Проекты КБ Челомея УР-700 и КБ Янгеля Р-56 были отклонены как технологически более рискованные, менее наработанные и более долго реализуемые. Для реализации в программе Л3 была выбрана ракета Н-1 КБ Королёва. Из-за отказа В. Глушко разработать мощные ракетные двигатели для Н-1 — на её первой ступени было установлено 30 двигателей КБ Кузнецова.
10 ноября 1970 года — Стартовала автоматическая межпланетная станция «Луна-17» с «Луноходом-1».
15 ноября 1970 года — Автоматическая межпланетная станция «Луна-17» с «Луноходом-1» вышла на орбиту искусственного спутника Луны.
17 ноября 1970 года — В 06:46:50 по московскому времени станция благополучно прилунилась в Море Дождей в точке с координатами 38,25 ю. ш. и 325,00 в. д. с вертикальной скоростью около 2 м/с.
На поверхность Луны был доставлен:
- Пятиугольный вымпел с барельефом В. И. Ленина;
- Государственный флаг СССР;
-
Государственный герб СССР.
Пройденный Луноходом-1 путь по лунным дням
Лунный день |
Дата |
Расстояние, метров |
Примечание |
1-й |
17.11.1970 — 24.11.1970 |
197 |
На юго-восток, отход от лунной ночи |
2-й |
08.12.1970 — 23.12.1970 |
1522 |
На юго-восток |
3-й |
07.01.1971 — 21.01.1971 |
1936 |
На юго-восток, затем северо-запад с возвратом 18.01.1971 к месту посадки «Луна-17» |
4-й |
07.02.1971 — 20.02.1971 |
1573 |
На север, исследование кратера диаметром 540 м |
5-й |
07.03.1971 — 20.03.1971 |
2004 |
Исследование кратеров диаметром 540 и 240 м |
6-й |
06.04.1971 — 20.04.1971 |
1029 |
Исследование кратеров диаметром 540 и 240 м |
7-й |
06.05.1971 — 20.05.1971 |
197 |
Исследование кратера диаметром 240 м, движение на северо-запад, исследование небольшого кратера |
8-й |
04.06.1971 — 11.06.1971 |
1560 |
Сложный рельеф в межкратерной зоне |
9-й |
03.07.1971 — 17.07.1971 |
219 |
На северо-запад, затем северо-восток |
10-й |
02.08.1971 — 16.08.1971 |
215 |
На север, исследование кратера диаметром 200 м |
11-й |
31.08.1971 — 15.09.1971 |
88 |
Исследование кратера диаметром 200 м |
23 ноября 1972 года — Состоялся последний пуск ракеты Н-1.
08 января 1973 года — Советская автоматическая межпланетная станция «Луна-21» начала свой путь к Луне.
15 января 1973 года — Автоматическая межпланетная станция «Луна-21» прилунилась на Луну. Космический аппарат доставил туда «Луноход-2». «Луноход-2» прошёл расстояние в 37 км. За это время он передал на Землю 93 телефотометрические панорамы и около 89 тыс. снимков. Планетоход проработал по 10 мая 1973 года.
22 мая 1974 года — Академик В.П. Глушко, назначенный генеральным конструктором Советской космической программы вместо В.П. Мишина, своим приказом (с согласия Политбюро и Министерства общего машиностроения) прекратил в том же году все работы по носителю Н-1 и пилотируемым лунным программам (формально программа была закрыта в 1976 году).
Более поздний проект Советских пилотируемых полётов на Луну «Вулкан»—«ЛЭК» рассматривался, но также не был реализован.
09 августа 1976 года — С космодрома Байконур была запущена Автоматическая межпланетная станция «Луна-24». Это был последний запуск по Советской лунной программе.
18 августа 1976 года — Автоматическая межпланетная станция «Луна-24» произвела мягкую посадку в юго-восточном районе Моря Кризисов. После этого аппарат перешёл к бурению, глубина составила около 2 м.
19 августа 1976 года — Возвратная ракета станции «Луна-24» с образцами грунта стартовала к Земле.
Мифы, события, факты
1. Глава СССР Н.С. Хрущёв получил от президента США Д. Кеннеди предложение о совместной программе высадки на Луну (а также запуска более совершенных метеорологических спутников), но, подозревая попытку выведать секреты советской ракетной и космической техники, он отказался.
2. Станции от «Луны-4» до «Луны-8» отрабатывали методику мягкой посадки на Луну. Но совершить мягкую посадку на спутник Земли не удалось по разным обстоятельствам.
3. Интересной особенностью проекта был способ входа в атмосферу при возвращении на Землю. Планировался вход в атмосферу над южным полушарием Земли, при этом за счёт аэродинамических сил спускаемый аппарат снова поднимался в космос, а его скорость уменьшалась со второй космической до суборбитальной. Повторный вход в атмосферу проходил уже над территорией Советского Союза. Такая «двухнырковая» схема позволяла осуществить посадку в высоких широтах, на территории СССР (американские «Аполлоны», садившиеся с одного «нырка», приводнялись в низких широтах в океане).
Материалы
Орлов Г.В. «Советская лунная программа СССР (02.01.1959 — 1976)» — (повествование 31.01.2024).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/kosmos_sssr/0-70
https://ussr-cccp.moy.su/publ/kosmos_sssr/planetokhody_sssr/planetokhody_sssr/935-1-0-4369
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/kosmos_sssr/0-70 |