Поленов Василий Дмитриевич — Советский художник-живописец и пейзажист СССР (01.06.1844 — 18.07.1927) (стр.-1)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страница [01] [02]
Страна: СССР
Член партии: РКП(б) (19??).
Образование: Императорская Академия художеств (1870).
Учёное звание:
Жанр: Художник-живописец и пейзажист
Занимался исторической, пейзажной и жанровой живописью.
Биография
Поленов Василий Дмитриевич — Родился (20 мая) 01 июня 1844 года, Санкт-Петербург, Российская империя, (ныне Ленинград, РСФСР в составе СССР) в многодетной, культурной дворянской семье. Отец — Поленов Дмитрий Васильевич, сын академика русской словесности Василия Алексеевича Поленова, внук Алексея Яковлевича Поленова, юриста и правоведа XVIII века, был известным дипломатом, археологом и библиографом. Мать — Поленова Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью; в молодости она брала уроки у академика К.А. Молдавского, ученика Карла Брюллова. Дядя — Поленов М.В. (1823—1882), был сенатором, одним из реформаторов судебной системы Российской империи. Брат — Поленов Алексей Дмитриевич. Сестра-близнец — Поленова Вера Дмитриевна.
Поленов в детстве проводил лето в имении отца «Имоченицы» в Олонецкой губернии, (ныне, Лодейнопольский район, Ленинградской области) где полюбил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. С этими местами связаны его ранние пейзажные работы и этюды. Мечтал поселиться на лоне природы.
Ему и сестре Елене были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856—1861 годах. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.
С 1861 по 1863 год — Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске.
В 1863 году — окончил гимназию и поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Императорскую Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах, но и слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. В Академии его учителями были А.Т. Марков, П.В. Васин, П.М. Шамшин, А.Е. Бейдеман, К.Б. Вениг.
Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.
В 1867 году — окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи.
Летом 1867 года — Совершил первую зарубежную поездку, посетив Всемирную выставку в Париже. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу магистерской диссертации («О значении искусства и его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент»), которую Поленов защитил в университете. (Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 14).
С января 1868 года — возобновил занятия в университете, теперь — на юридическом факультете.
В 1869 году — за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль.
В 1870 году — окончил Императорскую Академию художеств.
В 1871 году — окончил университетский курс по юридическому факультету.
Летом 1874 года — работал в Нормандии (курортное местечко Вёль-ле-Роз), куда его пригласил И. Е. Репин, находившийся там также в качестве пенсионера Академии. Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи («Нормандский берег», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия»).
В 1874 году — его картина «Право господина» была выставлена на Весеннем Салоне в Париже.
В 1875 году — работал над картинами «Заговор гёзов» и «Блудный сын» (не закончены), «Семейное горе».
В 1876 году — возвратившись в Россию, вскоре отправился на сербско-черногоро-турецкую войну в армию генерала М.Г. Черняева. Под командованием полковника Андреева, в составе «летучего отряда», Поленов участвовал в сражениях, за что был награждён следующими наградами: сербской серебряной медалью «За храбрость», которую ему вручил черногорский воевода, делегат от Черногории в Верховном командовании Сербии и Черногории, Машо Врбица,
С 1877 по 1878 год — работал над этюдами к картине «Лассаль читает лекцию в рабочем клубе».сербским золотым орденом «Таковский крест» с надписью: «За веру, князя и Отечество», а также «Свидетельством о храбрости» за участие в боях 7, 8, 9 октября 1876 г., выданным художнику-добровольцу полковником Андреевым.
В 1877 году — в ходе русско-турецкой войны, состоял при штабе в Рущукском отряде под командованием наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III). Всё это время он сотрудничал с иллюстрированным журналом «Пчела», для которого посылал зарисовки и этюды. Среди них почти не встречаются зарисовки военных действий. Это — или видовые рисунки («Вид г. Парачина», «Белград с восточной стороны», «Долина Моравы перед Делиградом»), или бытовые («Сербские конники у водопоя», «На бивуаках за Дунаем», «Тыл сербской армии»).
В 1877 году — Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI Передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа».
С 1879 года — действительный член Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем приумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.
С 1881 по 1882 год — отправляется вместе с экспедицией князя С. С. Абамелек-Лазарева и А. В. Прахова в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма («Нил у Фиванского хребта», 1881; «Первый нильский порог», не датированный; «Нил, вдали пирамиды», 1881 и др.).
С 1882 по 1895 год — преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.
С 1883 по 1884 годах в Италии Поленов продолжает работу над картиной «Христос и грешница», которую 1887 году экспонирует на XV Выставке передвижников.
В 1888 году — пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».
В 1893 году — оформил спектакль «Алая роза» С. Мамонтова.
В 1894 году — выполнил декорацию к живой картине «Афродита», поставленной на Первом съезде художников.
В 1895 году — оформил спектакль оперы: «Уриэль Акоста» В. С. Серовой (Большой театр), и «Фауст» Ш. Гуно и «Фальстаф» Д. Верди (Русская частная опера С. Мамонтова).
С 1897 по 1898 год — эскизы декораций к опере «Орфей и Эвридика» К. Глюка в Русской частной опере.
С 1890 по 1900 год — создал духовные музыкальные сочинения: «Всенощная» и «Литургия».
В 1902 году — разработал программу стенных росписей для музея изящных искусств в Москве.
В 1890 году — приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме — художественные мастерские. Усадьба была названа Борок.
В настоящее время в усадьбе Борок (современное название — Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов (1886—1967).
В январе 1905 года — в связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» Поленов и Валентин Серов вышли из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович.
В 1906 году в Большом зале Московской консерватории была исполнена опера Поленова «Призраки Эллады».
В 1907 году — путешествует по Германии и Италии.
С 1910 по 1911 год — снова посещает Европу.
С 1910 по 1918 год — Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.
В 1915 году — художник организует Народный дом в Тарусе, который был открыт постановкой «Призраки Эллады» Для постановки Поленовым созданы декорации: Афродита на фоне неба неба и моря, портик храма Эрехнейтон.
В декабре 1915 года — на Медынке (ныне — Зоологическая, 13) был торжественно открыт «Поленовский Дом» — первое в мире учреждение, осуществлявшее помощь деревенским и фабричным театрам.
В 1915—1916 году для «Поленовского дома» был построен необычный особняк архитектором Осипом Шишковским (по эскизам и собственному оригинальному проекту Василия Поленова, на его же средства, при поддержке Саввы Мамонтова).
В здании располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций.
После победы Великой Октябрьской Революции
С 1918 по 1919 год —живёт в Борке, пишет картину «Разлив на Оке».
С 1920 по 1921 год — для светового театра-диорамы в Борке исполнил шестьдесят пять небольших картин о кругосветном путешествии.
В январе 1921 года — Подотдел РКТ был преобразован в Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом») для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. В это время в Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал «Народный театр».
Деятельность «Поленовского Дома» не прерывалась в самые трудные дни революционного лихолетья и гражданской войны. Любительские и профессиональные театры подчинили Наркомпросу как «Подотдел рабоче-крестьянского театра» ТЕО Наркомпроса.
В 1924 году — прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника.
С 1925 года — основным направлением ДТП им. В. Д. Поленова становится развитие сельской художественной самодеятельности.
18 июля 1927 года — Василий Дмитриевич Поленов умер в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды.
Один из реформаторов, принёсший понимание пленэрного этюда как самостоятельного произведения.
19 февраля 1930 года — «Поленовский Дом» получает новое название — Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н. К. Крупской (ЦДИСК). Затем решением Наркомпроса одобрен проект создания краевых и областных домов искусств. Первые девятнадцать ДИСКов стали основой вновь создаваемой методической службы народного творчества. Их организаторами были выпускники трёхгодичных мастерских Центрального Дома.
В 1936 году — ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н. К. Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР.
В этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза.
Послевоенный период
В 1958 году — дом ВДНТ был переименован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). А в 1978 году он получил новое здание в Сверчковом переулке.
В 1979 году — дом ЦДНТ стал Всероссийским научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы им. Н. К. Крупской. В новом здании в Сверчковом переулке Дом расширяет свою выставочную деятельность. В фойе второго этажа организуются небольшие камерные, но очень современные по своему наполнению экспозиции. Перед перестройкой ВНМЦ вступила в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV).
Награды СССР
Высшие степени отличия СССР:
?
Ордена СССР:
?
Медали СССР:
?
Звания:
?
Премии:
?
[01] [02]
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |