Аксёнов Владимир Викторович — Лётчик-космонавт СССР — Дважды Герой Советского Союза — Инженер-полковник СССР — Мастер спорта СССР (01.02.1935)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: КПСС (1959).
Воинское звание: Инженер-полковник (?).
Образование: Всесоюзный заочный политехнический институт (ВЗПИ) (1963).
Специальность: Лётчик-космонавт.
Время в космосе: 1023060 с.
36-й лётчик-космонавт СССР / 79-й космонавт в мире.
Биография
Аксёнов Владимир Викторович — Родился 01 февраля 1935 года, село Гиблицы, Касимовский район, Московская область, РСФСР в составе СССР (ныне Рязанская область, РСФСР в составе СССР). Отец — Живоглядов Виктор Степанович, погиб в 1944 году. Мать — Аксенова Александра Ивановна, (1907 - 1949), бухгалтер сельхозкооперации. Брат — Аксенов Валентин Андреевич, (1940), начальник группы ЦНИИмаш.
После победы Великой Октябрьской Революции
?
В годы Великой Отечественной Войны
В 1942 году — Владимир пошёл в сельскую школу.
Послевоенный период жизни
В 1946 году — в школе за четвертый класс ему была вручена «Похвальная грамота».
В 1947 году — в школе за пятый класс ему была вручена «Похвальная грамота».
В 1949 году — в школе за седьмой класс ему была вручена «Похвальная грамота».
В 1949 году — окончил семь классов в школе села Гиблицы.
В 1949 году — вступил в комсомол (ВЛКСМ).
В 1949 году поступил в индустриальный техникум в Касимове.
В 1950 году — по решению старших в семье переехал жить в Калининград Московской области к сестре матери — Зинаиде Ивановне Симакиной, которая работала школьным учителем.
Учебу продолжил в Мытищинском машиностроительном техникуме. Практику учащиеся проходили на больших предприятиях — Мытищинском машиностроительном заводе и Московском автозаводе им. И. В. Сталина, где получали специальности токаря, слесаря, фрезеровщика, сборщика. Впоследствии эти профессиональные навыки очень пригодились в повседневной жизни, в работе конструктора, испытателя и космонавта.
В 1951 году — Владимир Викторович успешно окончил школу бального танца при Дворце культуры автозавода, что впоследствии позволило чувствовать себя уверенно на всех официальных мероприятиях и приемах, в том числе за рубежом.
В 1953 году — окончил Мытищинский машиностроительный техникум.
С 1953 года — в рядах Советской Армии.
С 1953 года по 1955 год — по рекомендации местного горкома комсомола был послан на учёбу в 10-й Военной авиационной школе первоначального обучения лётчиков (ВАШПОЛ) в Кременчуге.
С 1955 года по 1956 год — стал курсантом Чугуевского Высшего военного авиационного училища лётчиков (ВВАУЛ).
В декабре 1956 года — демобилизован в связи с сокращением ВС СССР.
13 января 1957 года — Аксенов возвратился в Калининград.
С 30 января 1957 года — Работал конструктором 3-й категории в 5-м отделе ОКБ-1.
18 августа 1957 года — был переведен в 18-й отдел, работал конструктором 3-й категории.
09 октября 1957 года — В 18-й отделе, получил 2-ю категорию конструктора.
11 ноября 1959 года — В 18-й отделе, получил 1-ю категорию конструктора.
С 1959 года — член КПСС.
Принимал участие в разработке и испытаниях космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», станций «Салют». В качестве технического руководителя испытаний и испытателя занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков КК, отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации. Разрабатывал методики работы космонавтов и занимался их обучением по выполнению программы полётов.
01 июля 1959 года — В 18-й отделе, стал старшим инженером-конструктором.
14 марта 1960 года — первая группа слушателей приступила к теоретическим занятиям.
01 февраля 1962 года — В 18-й отделе, стал инженером-конструктором.
В 1963 году — окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», инженер-механик.
В 1964 годы — Аксёнов Владимир Викторович был одним из Руководителей летно-испытательной лабораторией, созданной на самолете Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости. Занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков КК. Отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации. На самолете-тренажере он совершил 250 полетов, 1250 раз находился в условиях искусственной невесомости (около 10 час) и 150 раз - в условиях лунной гравитации (около 40 мин).
С 16 октября 1964 года — Владимир Викторович работал старшим инженером в 90-м отделе.
С 02 августа 1966 года — Работал начальником группы 732-го отдела ЦКБЭМ (ОКБ-1).
С 07 августа 1967 года — Работал начальником группы в 731-м отделе ЦКБЭМ (ОКБ-1).
С 02 августа 1968 года — Владимир Викторович стал ведущим инженером 731-м отдела ЦКБЭМ (ОКБ-1).
С 23 февраля 1970 года — Владимир Викторович стал начальником лаборатории летных испытаний 731-м отдела ЦКБЭМ (ОКБ-1).
24 февраля 1972 года — Прошел медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) только со второго раза. После этого проходил ежегодную медкомиссию, так как заключение медкомиссии о годности давалась всего на один год и получил очередное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК) о годности к спецтренировкам.
21 марта 1973 года — Был назначен на должность космонавта-испытателя 291-го отдела ЦКБЭМ.
27 марта 1973 года — Владимир Викторович был рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.
11 октября 1973 года — Был переведен на должность космонавта-испытателя 71-го отдела.
С января 1974 года по январь 1976 год — проходил подготовку к полёту на транспортном корабле 7К-С (11Ф732) в экипаже вместе с Л.Кизимом. Одновременно возглавлял группу гражданских бортинженеров, готовившихся по этой программе. Первоначально 7К-С разрабатывался в качестве корабля для проведения военно-технических исследований и экспериментов в автономном полете, затем, с 1974 года — для доставки экипажей на орбитальные станции ДОС (под обозначением 7К-СТ - или «Союз Т»).
С 01 марта 1975 года — Был переведен на должность космонавта-испытателя 111-м отдела.
С января 1976 года — готовился в качестве бортинженера первого экипажа по программе испытания многозональной фотокамеры МКФ-6 (ГДР) вместе с В.Ф. Быковским.
15—23 сентября 1976 года — Совместно с В.Ф. Быковским совершил свой первый полёт в качестве бортинженера на КК «Союз-22» продолжительностью 07 суток 21 час 52 мин 17 сек (позывной — Ястреб-2). Полёт производился по программе сотрудничества социалистических стран в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
23 сентября 1976 года — За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм В. В. Аксёнову было присвоено звание Героя Советского Союза и вручена медаль «Золотая Звезда» (№ 11278).
С 1976 года по 1978 год — продолжил подготовку в группе по программе 7К-С и 7К-СТ («Союз Т»).
С 1977 года — заместитель председателя Правления Советского фонда мира.
с 01 февраля 1977 года — Был назначен на должность космонавта-испытателя в 110-м отделе.
С 1978 года — проходил подготовку в качестве бортинженера по программе первого пилотируемого испытательного полёта КК «Союз Т» вместе с Ю.В. Малышевым.
05—09 июня 1980 года — Владимир Викторович совершил свой второй космический полёт совместно с Ю.В. Малышевым в качестве бортинженера на КК «Союз Т-2» (позывной — Юпитер-2). Была осуществлена стыковка с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Салют-6» — «Союз-36», на котором работал экипаж основной экспедиции в составе: (Л.И. Попова и В.В. Рюмина). Продолжительность полёта — 03 сут 22 час 19 мин 30 сек. Основная задача — произвести первые испытания в пилотируемом режиме нового, усовершенствованного транспортного КК типа «Союз Т», предназначенного для замены космических кораблей типа «Союз».
Во время этого полета была осуществлена первая в мире стыковка в ручном режиме, из-за отказа бортового вычислителя, за 10 минут до вход в тень.
С 01 марта 1980 года — Владимир Викторович вновь назначен на должность космонавта-испытателя 291-го отдела ЦКБЭМ.
09 июня 1980 года — Владимир Викторович за успешное проведение испытания усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм награждён второй медалью «Золотая Звезда».
30 декабря 1981 года — Владимир Викторович защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук, в Институте космических исследований.
С 16 октября 1984 года — работал инструктором-космонавтом-испытателем 2-го класса, заместителем руководителя комплекса №3 НПО «Энергия». Занимался разработкой систем управления, стыковки и спуска КК и ОС.
17 октября 1988 года — отчислен из отряда космонавтов в связи с уходом на пенсию и переходом на другую работу.
С октября 1988 — директор Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов (ГосНИИЦИПР) Госгидромета СССР, который занимался проектированием автоматических космических аппаратов по дистанционному зондированию Земли.
С 1990 года — генеральный директор НПО «Планета», объединившего ГосНИИЦИПР и ряд предприятий.
С 1990 года — зам. председателя совета директоров Мосбизнесбанка.
Статистика полётов
|
# |
Стартовый корабль |
Старт |
Корабль посадки |
Посадка |
Налёт |
1 |
Союз-22 |
15.09.1976, 09:48 UTC |
Союз-22 |
23.09.1976, 07:40 UTC |
7 суток 21 час 52 минуты |
2 |
Союз Т-2 |
05.06.1980, 14:19 UTC |
Союз Т-2 |
09.06.1980, 12:38 UTC |
3 суток 22 часа 19 минут |
Суммарный налёт |
11 суток 20 часов 11 минут |
Награды СССР
Высшая степень отличия в СССР:
Дважды Герой Советского Союза (28.09.1976 № 11278, 16.06.1980).
Ордена СССР:
- Орден Ленина -2 (1976, 1980).
Медали СССР:
- Медаль Герой Советского Союза (28.09.1976 № 11278, 16.06.1980).
- Медаль «Ветеран труда» (?).
и другие медали.
Премии:
Учёное звание:
Учёная степень:
- Кандидата технических наук (30.12.1981).
Нагрудные знаки:
- Инструктор-космонавт-испытатель 3-го класса (28.10.1976).
- Инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса (17.07.1980).
- Лётчик-космонавт СССР (1976).
- Мастер спорта СССР (1976).
Воинские звания:
- Лейтенант ().
- старший лейтенант ().
- инженер-капитан ().
- инженер-подполковник ().
- инженер-полковник ().
Почётные звания:
- Дважды Герой Советского Союза (28.09.1976 № 11278, 16.06.1980).
- Заслуженный мастер спорта СССР (1976).
- Лётчик-космонавт СССР (28.09.1976).
Спортивные достижения:
Имеет 2-й разряд по шахматам.
Память
?
Фильмография
Почтовые марки:
Семья
Жена — Аксенова (Федорова) Марина Васильевна, (1937), начальник сектора НПО «Энергия».
- Сын — Аксенов Валерий Владимирович, (1964), сотрудник МИДа.
- Сын — Аксенов Сергей Владимирович, (1970), врач.
- Внук — Александр.
- Внучка — Ксения.
Библиография
?
Мифы, события, факты
1. «Вдруг открылась дверь и в зал вошел Королев. Он сделал несколько шагов и шум мгновенно стих, в зале – полная тишина. Королев поднялся на подиум и говорит: «Ну, с кого сегодня голову снимать будем? Ладно, сегодня, ради праздника (День Октябрьской революции, 07 ноября — прим. ТАСС) никого не будем вызывать на разбор», — по рассказам Аксенова.
2. В 1965 году Королев предложил всем инженерам ОКБ-1, у кого был достаточный стаж и хорошее здоровье, написать заявления на зачислении в отряд космонавтов. Написал и Аксенов, его направили в создаваемую на предприятии летно-испытательную службу. Он отмечает, что в отряд космонавтов в тот период брали не только летчиков, но и инженеров конструкторских бюро и даже подводников. Руководил летно-испытательной службой летчик-испытатель Сергей Анохин.
Материалы
Орлов Г.В. «Аксёнов Владимир Викторович — Лётчик-космонавт СССР — Дважды Герой Советского Союза — Инженер-полковник СССР — Мастер спорта СССР (01.02.1935)» — (биография 10.01.2024).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/ljotchiki_kosmonavty_sssr/ljotchiki_kosmonavty_sssr/210-1-0-558
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/ljotchiki_kosmonavty_sssr/ljotchiki_kosmonavty_sssr/210-1-0-558 |