Уланова Галина Сергеевна — Советская балерина СССР — Народная артистка — Дважды Герой Социалистического Труда СССР (08.01.1910 — 21.03.1998)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР
Член партии: КПСС (19??).
Образование: Ленинградским хореографическим техникумом (1928).
Звания: Заслуженная артистка РСФСР (1939). Народная артистка РСФСР (1940). Народная артистка Казахской ССР (1943). Народная артистка СССР (1951). Дважды Герой Социалистического Труда (1974 и 1980).
Советская балерина, балетный педагог.
Биография
Уланова Галина Сергеевна — Родилась (26 декабря 1909 года) 08 января 1910 года, Санкт-Петербург, Российская империя, (ныне Ленинград, РСФСР в составе СССР), в семье артистов балета. Отец — Уланов Сергей Николаевич, артист балета, работавший в том числе с главным балетмейстером театра М. И. Петипа, впоследствии стал балетным режиссёром театра. Мать — Романова Мария Фёдоровна, позже стала балетным педагогом в хореографическом училище, а к 1930 году — педагогом-репетитором в театре им. С. М. Кирова.
Уланова Галя.
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1919 году — Галина была принята в Петроградское театральное училище (позднее — Ленинградским хореографическим техникумом, где сначала её основным педагогом была мать, Мария Романова, а три последних года — Агриппина Ваганова.
В 1928 году — окончила Ленинградский хореографический техникум по классу А. Вагановой.
16 мая 1928 года — На состоявшемся выпускном спектакле, она выступила в «Шопениане» (вальс и мазурка), в па-де-де из «Арлекинады» и из «Щелкунчика» (фея Драже и Принц).
В 1928 году — была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета, где дебютировала в роли Флорины в балете «Спящая красавица».
В 1929 году — она станцевала свою первую балеринскую партию — роль Одетты в «Лебедином озере» П. Чайковского.
С 1930 года по 1940 год — выступала вместе с Константином Сергеевым. Работала с такими выдающимися балетмейстерами, как:
- В. И. Вайнонен,
- Р. В. Захаров,
- Л. М. Лавровский,
- В. Ф. Лопухов,
- Л. В. Якобсон.
В годы Великой Отечественной Войны
В 1941 году — во время блокады была эвакуирована в Молотов.
В 1942 году — с разрешения театра выезжала на целый год в Алма-Ату к своему мужу.
Осенью 1943 года — вновь вернулась на Урал. Во время отпуска работала в труппе Казахского театра оперы и балета, где танцевала партии Марии и Жизели, а также выступала в концертных номерах.
В 1943 году — ей было присвоено почётное звание «Народный артист Казахской ССР». Во время войны она также выступала в госпиталях для раненных. Получала множество писем с фронта и после войны. Многие солдаты и медсёстры писали ей трогательные письма, благодарили за то, что её искусство давало им силы жить, спасало их от ужасов войны.
С 1944 года по 1960 год — солистка Большого театра.
Послевоенный период жизни
В июле 1945 года — после окончания войны, впервые выступала в Вене, исполнив миниатюру «Лебедь» К. Сен-Санса, «Вальс» А. Рубинштейна и Седьмой вальс из «Шопенианы» (партнёр — В. Преображенский).
В 1956 году — участвовала в первых зарубежных гастролях Большого театра в Лондоне, принёсших ей мировую известность. Она танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных специалистов, они не видели со времён Анны Павловой. Много гастролировала за рубежом в:
- Китае,
- Австрии,
- Италии,
- Франции,
- Англии,
- США и других странах.
В 1960 году — завершила свою артистическую карьеру. Её последним спектаклем стала «Шопениана».
С 1960 года — работала педагогом-репетитором в Большом театре. Первой и главной её ученицей стала Екатерина Максимова, а позже и Владимир Васильев (несмотря на то, что Уланова была «женским» педагогом, она участвовала в подготовке c Васильевым многих партий классического репертуара и партию Ивана Грозного), Светлана Адырхаева, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Марина Колпакчи, Ирина Прокофьева, Алла Михальченко, Надежда Грачёва. Работала также с солистами Парижской оперы, Гамбургского балета, Шведского королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии.
В 1962 году — официально прекратила свою сценическую деятельность.
В 1964 году — была председателем жюри I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария).
В 1969 — была председателем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве.
После 25 декабря 1991 года — перешла на сторону врагов народа СССР и принимала от них награды. Этическую и моральную сторону данного поступка автор биографии оценивать не будет, (все оценки по данному поводу оставляю нашим читателям).
21 марта 1998 года — Галина Сергеевна Уланова умерла на 89-ом году жизни в Москве после двух инсультов, перенесённых незадолго до смерти. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
Проживала в квартире на Котельнической набережной (Москва) — (Сталинская высотка).
Искусство Улановой совершенно, ему свойственна редкая гармоничность всех выразительных средств и элементов хореографии. Артистка обобщала конкретное, поэтизировала жизненное, возвышала обычное. В её исполнении присутствовала гармоничная слитность танцевальной техники, драматической игры, пластики.
Награды СССР
Высшие степени отличия СССР:
Герой Социалистического Труда -2 (16.05.1974, 01.01.1980) —
Ордена СССР:
Орден Ленина -4 (14.12.1953, 30.01.1970, 16.05.1974, 01.01.1980).
Орден Трудового Красного Знамени -4 (11.03.1939, 27.05.1951, 15.09.1959, 27.10.1967).
Орден Дружбы народов (22.08.1986).
Орден Знак Почёта (01.06.1940).
Медали СССР:
Медаль Герой Социалистического Труда -2 (1974, 1980).
Медаль За оборону Ленинграда.
Медаль За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг..
Медаль За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. (1970).
Медаль Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг..
Медаль Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг..
Медаль Ветеран труда.
Медаль В память 250-летия Ленинграда.
Другие награды:
Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (НБР) (1968).
Золотая медаль ВДНХ (1971).
Медаль «Для Финляндии» ордена Льва Финляндии (1958).
Премия и Золотая медаль ВДНХ (1971).
Премия Анны Павловой Парижской Академии танца (1958).
Премия Виотти (1959).
Премия Оскара Парселли «Жизнь ради танца» (1988).
Учёное звание:
?
Звания:
Заслуженная артистка РСФСР (11.03.1939).
Народная артистка РСФСР (01.06.1940).
Народная артистка Казахской ССР (1943).
Народная артистка СССР (1951).
Дважды Герой Социалистического Труда (1974 и 1980).
Премии:
Лауреат Сталинской премии первой степени (1941) — за выдающиеся достижения в области балетного искусства.
Лауреат Сталинской премии первой степени (1946) — за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Золушка» С. С. Прокофьева.
Лауреат Сталинской премии первой степени (1947) — за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева.
Лауреат Сталинской премии второй степени (1950) — за исполнение партии Тао-Хоа в балетном спектакле «Красный мак» Р. М. Глиэра.
Лауреат Ленинской премии (1957).
Лауреат премии ВДНХ (1971).
Член:
Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1959),
Почётный член Американской Академии искусств и наук (1961),
Почётный член зарубежной академий Финляндия (1958),
Почётный член зарубежной академий Бразилия (1986),
Почётный член зарубежной академий КНР (1989),
Почётный член зарубежной академий Венесуэла (1991).
Призы:
?
Семья
Первый гражданский муж (1929—1930) — Меликовский Исаак, концертмейстер.
Второй гражданский муж — Дубовской Евгений, дирижер Кировского театра.
Муж (1937—1977) — Завадский Юрий, режиссёр.
Третий гражданский муж — Берсенев Иван, Советский актёр, театральный режиссёр, Народный артист СССР.
Четвёртый гражданский муж — Рындин Вадим, Советский живописец, театральный художник, Народный художник СССР, лауреат Сталинской премии второй степени, был действительным членом Академии художеств СССР
Детей у неё не было.
Творчество
Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова
- 1929 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Одетта и Одиллия
- 1929 — Спящая красавица" П. И. Чайковского — Принцесса Аврора
- 1930 — Золотой век" Д. Д. Шостаковича — Комсомолка
- 1931, 1938 — «Раймонда» А. К. Глазунова — Раймонда
- 1931 — «Ледяная дева» на музыку Э. Грига — Сольвейг
- 1931 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена — Вальс и мазурка
- 1931 — «Жизель» А. Адана — Жизель
- 1931 — «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни — Царь-девица
- 1932 — «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева — Актриса
- 1933 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Лебедь и Одиллия
- 1934 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского — Маша
- 1934 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Мария
- 1935 — «Эсмеральда» Ц. Пуни — Диана
- 1936 — «Утраченные иллюзии» Б. В. Асафьева — Корали
- 1940 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Джульетта
- 1941 — «Баядерка» Л. Минкуса — Никия
- 1941 — «Пахита» Э. Дельдеве и Л. Минкуса — Гран па
Большой театр
- 1944 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Мария
- 1944 — «Жизель» А. Адана — Жизель
- 1945 — «Золушка» С. С. Прокофьева — Золушка
- 1946 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена — Вальс и прелюд
- 1946 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Джульетта
- 1948 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Одетта и Одиллия
- 1949 — «Медный всадник» Р. М. Глиэра — Параша
- 1949 — «Красный мак» Р. М. Глиэра — Тао Хоа
- 1954 — «Сказ о каменном цветке» С. С. Прокофьева — Катерина
Концертные номера
- Эрос на музыку Серенады для струнного оркестра П. И. Чайковского — Психея
- «Ноктюрн» на музыку Р. Шумана
- «Либестраум» на музыку Ф. Листа
- «Элегия» на музыку С. В. Рахманинова
- «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса
- «Вальс» на музыку А. Г. Рубинштейна
- «Русская» П. И. Чайковского
- «Слепая» на музыку М. Понсе и Я. Хейфеца
Фильмография
- 1941 — «Киноконцерт 1941 года» — балетный номер «Умирающий лебедь».
- 1947 — «Солистка балета» — балерина Синельникова.
- 1951 — «Большой концерт» — Джульетта, худож. фильм, СССР, Мосфильм, режиссёр В. Строева, цв, 102 мин. /Фильм схож с концертом и состоит, в основном, из оперных и балетных выступлений. Показаны фрагменты опер «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Иван Сусанин», балетов «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта», в которых мастера с мировым именем играют самих себя.
- 1952 — «Концерт мастеров искусств» — вальс Шопена, СССР, Ленфильм, режиссёры А. Ивановский, Г. Раппапорт, 83 мин. /Фильм-концерт с участием артистов оперы, балета и народного танца.
- 1953 — «Мастера русского балета» (фильм-спектакль) /Фрагменты балетов Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», а также балета «Лебединое озеро» П. Чайковского.
- 1954 — «Ромео и Джульетта» (фильм-спектакль) — Джульетта.
- 1956 — «Жизель» — Жизель /Cпектакль ГАБТа на музыку А. Адана в постановке Л. М. Лавровского, дирижёр Г. Н. Рождественский, запись The Bolshoi Ballet In The Royal Opera House, Covent Garden — London.
- 1956 — «О Москве и москвичах». Документальный фильм, ЦСДФ.
- 1957 — «Большой балет» /The Bolshoi Ballet, музыкальный фильм-спектакль, 1957, режиссёр П. Циннер /Paul Czinner, Великобритания, 100 мин. /Танцевальные номера в исп. артистов ГАБТ; балет «Жизель», солисты Г. Уланова, Р. Стручкова, Н. Фадеечев.
- 1964 — «Соберите Венеру», музыкальный фильм-спектакль, Мосфильм, по заказу Гостелерадио СССР, 1964 г., 37 мин., ч/б, режиссёр Ю. Сааков /Концертные номера звёзд цирка и балета.
Библиография
В хронологическом порядке по году первой публикации.
- Iris Morley. Soviet Ballet. — London: Collins, 1945. — 77 с.
- Сизова М. И. История одной девочки. — М.—Л.: Детгиз, 1946. — 112 с. — 30 000 экз., илл. К. Клементьевой; То же, дополн. — М.: Детгиз, 1959. — 176 с. — 100 000 экз., илл. А. Ермолаева; То же, дополн. — Киев: Дитвидав /Детгиз УССР, 1963. — 164 с., илл. А. Ермолаева
- Голубов (Потапов) В. И. Танец Галины Улановой. — Л.: ВТО, 1948. — 172 с. — 10 000 экз.
- Богданов-Березовский В. М. Галина Уланова. — М.: Искусство, 1949. — 192 с. — 10 000 экз.
- Галина Уланова. — М.: Искусство, 1953. — 16 с. — 10 000 экз.
- Львов-Анохин Б. А. Уланова. — М.: Искусство, 1954. — 32 с. — 10 000 экз.
- Clarke Mary. Six great dancers: Taglioni, Pavlova, Nijinsky, Karsavina, Ulanova, Fonteyn. — London: Hamish Hamilton, 1957. — 190 с. — ("Six Great" series).
- Львов-Анохин Б. А. Лауреат Ленинской премии Галина Уланова. — М.: Знание, 1958. — 32 с. — 94 000 экз.
- Богданов-Березовский В. М. Галина Сергеевна Уланова. — М.: Искусство, 1961. — 212 с. — 50 000 экз.
- Fühmann F. Galina Ulanowa. — Berlin: Henschelverlag, 1961. — 84 с.
- Albert E. Kahn. Days With Ulanova: A Unique Pictorial Portrait of the Great Russian Ballerina. — Dunfermline, UK: Simon & Schuster, 1962. — 235 с. — ISBN 10: 1125761059, 13: 9781125761052.; 2-е изд.: NY.: Simon and Schuster/Fireside, 1979. — 235 с. — ISBN 978-0-671-24294-7.; 3-е изд.: NY.: Kessinger Publishing, LLC, 2010. — 258 с. — ISBN 978-1-169-74940-5.
- Sizova M.I. Ulanova. Her Childhood and Scooldays. — London: Adam & Charles Black, 1962. — 176 с.
- Кан А. Дни с Улановой = Days With Ulanova. — М.: Изд-во иностр. лит., 1963. — 230 с.
- Ilupina Anna. Ballerina: The Life and Work of Galina Ulanova. — Philadelphia, USA: Provident Publishing, 1964, 1965. — 94 с.
- Львов-Анохин Б. А. Галина Уланова. — М.: Искусство, 1970. — 280 с. — (Жизнь в искусстве). — 50 000 экз.; 2-е изд.: М.: Искусство, 1984. — 350 с. — 50 000 экз.
- Чернова Н. Ю. От Гельцер до Улановой. — М.: Искусство, 1979. — 240 с. — 25 000 экз.
- "О прошлом память сохрани..." Сборник сценариев документальных телефильмов. — М.: Искусство, 1984. — 168 с. — 30 000 экз.
Память
- В 1936 году на центральной аллее ленинградского ЦПКиО им. С. М. Кирова была установлена скульптура работы Е. А. Янсон-Манизер, изображающая Галину Уланову.
- В 1981 году в Париже в рамках организованного ЮНЕСКО торжественного вечера состоялась премьера балета «В честь Улановой» (хореография Владимира Васильева).
- Парижский концертный зал «Плейель» 16 ноября 1981 года после реконструкции открывался торжественным вечером в её честь.
Мифы, события, факты
1. Уланова стала кумиром, символом Советского балета в мире. Имела миллионы поклонников во многих странах. Так, Эвелина Курнанд, собиравшаяся передать ей бесценную коллекцию произведений искусства, по просьбе Улановой передала её Советскому государству (переданные экспонаты хранятся в Третьяковской галерее и ГЦТМ им. А. А. Бахрушина).
2. Уланова была строга к себе. Ранним утром — целый час своя зарядка, в которую были включены и балетные па. И на склоне лет её вес оставался тем же, что в артистические годы — 49 кг. Она всегда была элегантна, отличалась лёгкой изящной походкой.
Материалы
Орлов Г. В. «Уланова Галина Сергеевна — Советская балерина СССР — Народная артистка — Дважды Герой Социалистического Труда СССР (08.01.1910 — 21.03.1998)» — (биография 22.12.2021).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0,
_%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%
B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0
https://stuki-druki.com/authors/Ulanova-Galina.php
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |