СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Болота СССР [1]
Болота СССР
Водохранилища СССР [1]
Водохранилища СССР
Города СССР [118]
Города СССР
Заливы СССР [1]
Заливы СССР
Затоны СССР [1]
Затоны СССР
Каналы СССР [3]
Каналы СССР
Моря СССР [3]
Моря СССР - Азовское, Балтийское, Баренцево, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Каспийское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Японское
Набережные СССР [6]
Набережные СССР
Области СССР [55]
Области СССР
Озёра СССР [10]
Озёра СССР
Острова СССР [2]
Острова СССР
Парки СССР [2]
Парки СССР
Площади СССР [5]
Площади в СССР
Подземные воды СССР [1]
Подземные воды СССР
Посёлки СССР [3]
Посёлки СССР, посёлки городского типа СССР,
Проезды СССР [2]
Проезды в Союзе Советских Социалистических Республик
Проспекты СССР [3]
Проспекты СССР
Пруды СССР [1]
Пруды СССР
Реки СССР [6]
Реки СССР
Республики СССР [47]
Республики СССР
Ручьи СССР [1]
Ручьи СССР
Сёла СССР [1]
Сёла СССР,
Улицы СССР [7]
Улицы СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГЕОГРАФИЯ СССР » Города СССР

Котлас — Город СССР (1634) (предыстория - повествование)

 Котлас — Город СССР (1634) (предыстория - повествование)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страницы:       [01]     [02]    [03]


Страна:    СССР
Расположение:     РСФСР.
Председатель Исполкома:     ?
Основан:    ~  1634.

Площадь:    ~ 68 км².
Высота:     80 м.
Тип климата:     Умеренно континентальный.

Часовой пояс:    UTC+ 3, Мск.+1.
Статус города:     03.07.1917.
Население:
   ?  чел. 1991.
Плотность:    ~ 701 чел./км².
Официальный язык:    Русский.
Названия жителей:    Котлашане, котлашанин, котлашанка.
Телефонный код:    +?.
Почтовые индексы:    ?.

 

 

Котлас — Город СССР (1634)Котлас — Город СССР — Один из важнейших научных и культурных центров РСФСР. 

Котлас расположен в районе впадения Вычегды в Малую Северную Двину, в 600 км от Архангельска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предыстория

В 1634 году — на географических картах, напечатанных в Голландии, отмечен Котлас. Северная Двина в XVII веке была единственной водной артерией для иностранцев, чтобы попасть в Московию, и хорошо описана.

В 1674 году — Котлас попадает на карту Русского царства французского картографа Гийома Сансона и обозначается как «Kotlas». Факт сам по себе интересный для истории, несмотря на то, что карта изобилует географическими ошибками. До постройки железной дороги это место имело малое экономическое значение. Здесь не было пароходной пристани, которая находилась на противоположном берегу, у деревни Усть-Курья.

В 1677 году — в Амстердаме вышла в свет книга богатого нидерландского купца Бальтазара Койэтта, в которой описывается путь от Архангельска до Вологды по рекам Северной Двине и Сухоне. В ней упоминается Пырас.

В 1697 году — в Париже вышла более точная карта «Владений Царя, Гранд Дюка Белой Руси и Московии», где Котлас и его окрестности помечены уже весьма точно. Это уже не та старая карта Гийома Сансона, а гораздо более уточнённая её версия. Оригинал этой карты является частью частной коллекции, экспонированной впервые в 2019 году в Историческом музее Минска.

Утверждённым 13 мая 1895 года — Положением соединённого присутствия комитета Сибирской железной дороги и департамента государственной экономии Государственного совета постановлено соорудить ширококолейный железнодорожный путь от станции Пермь Уральской линии до пристани Котлас на Северной Двине. Дорога составлялась из двух участков «Пермь — Вятка» и «Вятка — Котлас», различного значения:

линия «Пермь — Вятка» являлась необходимым звеном в цепи железных дорог, соединяющих Великий Сибирский путь с Москвой и Петербургом;
линия «Вятка — Котлас» предназначалась для доставки на север России дешёвого хлеба.

В январе 1899 года — была завершена постройка Пермь-Котласской железной дороги («Пермь — Вятка — Котлас») длиной 812 вёрст. Берега Северной Двины были укреплены, а внизу около самой реки прямо к пристаням были проложены рельсы. Грузы, прибывшие в Котлас по железной дороге, дальше уже отправлялись к Архангельску на пароходах.

Во время Первой мировой войны было решено доставлять уголь из Дании через Архангельск водным путём, на баржах до Котласа с перегрузкой на железную дорогу в Котласе. На острове (теперь полуостров) Михейков построили Угольный причал.

В октябре 1905 года — котласские железнодорожники приняли участие во всероссийской политической стачке. Состоялись забастовка, митинг и демонстрация. Был создан забастовочный комитет во главе с врачом И.И. Рыковым.

В 1915 году — основан Лимендский судостроительно-судоремонтный завод СРП.

В 1915 году — в навигацию начались поставки угля. На острове были построены четыре барака и обнесены колючей проволокой. Для перегрузки использовался труд заключённых и военнопленных. Кроме угля, перегружались боеприпасы, колючая проволока, хлопок и другие стратегические грузы.

В 1915 году — через сооруженную земляную дамбу на Михейков остров была проложена железнодорожная ветка. Это положило начало созданию здесь судоремонтных механических мастерских и строительству поселка Лименда.

В марте 1917 года — в Котласе создается Временный исполнительный комитет во главе с юристом Д.П. Репиным. Исполком организовал народную милицию во главе с Н.В. Буевским.

В марте 1917 года — в Котласе создается организация РСДРП(б), которую возглавляет Д.П. Репин. Тогда же в Котласе появляется первый в Вологодской губернии Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, председателем которого стал А.М. Чирков. Первые мероприятия Совета: создание примирительной камеры, по разрешению трудовых конфликтов, организация бесплатной юридической помощи населению, создание ревтребунала и чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией.

Летом 1917 года — РСДРП(б) на выборах в городскую думу 8 из 20 мест получили большевики, и 4 — кадеты.

03 июля 1917 года — Временное правительство присвоило посёлку Котлас при станции Пермской железной дороги статус города.

В октябре 1917 года — РСДРП(б) становится полновластным органом революционной власти. Социалистическая революция победила в Котласе мирным путём.

 

Повествование

Великая Октябрьская Социалистическая Революция - 1917 года (повествование)

После победы Великой Октябрьской Революции

06 августа 1918 года — Заместитель председателя Архангельского губисполкома П.Ф. Виноградов прибыв в Котлас. Он возглавил организацию по защите города и приступил к формированию Северодвинской военной речной флотилии.

10 августа 1918 года — Был сформирован Котласский боевой район под командованием А.А. Медведева.

В ночь с 10 на 11 августа 1918 года — Первый бой Северодвинская военная речная флотилия дала интервентам в Двинском Березнике.

12 августа 1918 года — Глава Советского правительства В.И. Ленин телеграфирует командующему 6-й армией М.С. Кедрову: «Теперь вы должны… связаться с Котласом, послать туда летчиков немедленно и организовать защиту Котласа во что бы то ни стало».

Во время гражданской войны Архангельск был взят интервентами и они продвигались по Северной Двине к Котласу. При подготовке к обороне красными было установлено несколько линий минных заграждений Двины, в 120 км от Котласа был перегорожен фарватер Двины.

В ноябре 1918 году — красные сформировали 18 стрелковую дивизию, получившую название Котласской. Командующим назначен И.П. Уборевич.

К лету 1919 года — Северодвинская флотилия насчитывает:

  • 50 пароходов,
  • 9 канонерских лодок,
  • 5 плавучих батарей,
  • 11 тральщиков,
  • 5 сторожевых кораблей,
  • 43 вспомогательных судна,
  • десантно-разведывательный отряд,
  • гидроавиаотряд из 11 самолетов.

В 1919 году — в затоне Лименда оборудован бронепоезд «Красный моряк».

Осенью 1919 года — вторая рота, сформированная в Котласе, и военные моряки разбили отряд белогвардейского капитана Орлова, двигавшегося со стороны Яренска на Котлас.

 


После образования Союза Советских Социалистических Республик

В 1923 году — Котлас состоял из четырёх деревень и посёлка железнодорожников.

В 1924 году — в Лименде создана крупная лесоперевалочная база, где вычегодскую древесину грузили в вагоны.

В 1930 году — на станцию Котлас-Южный прибывало около 9 тыс. вагонов и порядка 11 тыс. вагонов отправлялось. Основные грузы — хлеб и лес. Перед Великой Отечественной войной грузооборот станции Котлас-Южный достигал 1 млн тонн в год.

В 1930 году — построена типография.

14 сентября 1930 года — Основана газета «Заря коммунизма». До 1937 года выходила газета — «За социалистический Север».

06 июня 1931 года — Был образован Котласский пересыльный пункт Усть-Вымского ИТЛ ОГПУ. Его профилем было хранение, транспортировка грузов в лагеря Коми АССР и переотправка этапов заключённых.

В 1931 году — образована Болтинская лесоперевалочная база.

28 декабря 1935 года — основан Котласский драматический театр.

В 1937 году — вступает в строй городская электростанция.

С 1938 года — Котласский пересыльный пункт являлся самостоятельным учреждением ГУЛАГа.

17 февраля 1940 года — Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Котлас был выделен в самостоятельную административную единицу областного подчинения.

С мая 1940 года — Котласский пересыльный пункт преобразован в Котласский отдел Главного управления лагерей железнодорожного строительства ГУЛЖДС.

 

Великая Отечественная война — СССР—Германия (22.06.1941 — 09.05.1945) (повествование)

В годы Великой Отечественной Войны

В 1941 году — введена в строй Северо-Печорская железная дорога.

В 1941—1942 годах в Котласе была сформирована 28-я стрелковая дивизия, получившая впоследствии название Невельской Краснознаменной.

28 декабря 1941 года — Из Воркуты был отправлен первый поезд по новой магистрали.

В середине лета 1942 года — Северо-Печорская магистраль была введена в постоянную эксплуатацию на участке «Воркута-Котлас-Коноша».

С 1942 года — Котласский порт использовался для приёма грузов поступающих по северному маршруту программы ленд-лиза.

В 1943 году — сдаётся в эксплуатацию лесопильный завод № 46.

За годы войны Котласским военкоматом были призваны в армию около 40 тысяч человек. Более 12 тысяч погибли, почти 4 тысячи пропали без вести. 12 героев Советского Союза дала котласская земля:

  1. Б.П. Бегоулев,
  2. З.И. Вяткин,
  3. И.П. Дементьев,
  4. А.И. Коровин,
  5. П.П. Кожин,
  6. А.П. Мелентьев,
  7. А.М. Меркушев,
  8. А.В. Пелевин,
  9. Ф.А. Харченко,
  10. В.И. Щелкунов,
  11. А.Д. Юдин,
  12. Н.Г. Кузнецов.

 

Послевоенный период

В 1949 году — рабочим посёлок Вычегодский  присоединился к городу.

В 1957 году — был построен новый железнодорожный вокзал.

В 1957 году — был установлен Памятник вождю мирового пролетариата
В.И. Ленину. 

В 1957 году — открылась Детская музыкальная школа №7.

31 октября 1959 года — открылся Дом культуры железнодорожников.

В 1961 году — дал первую продукцию Котласский целлюлозно-бумажный комбинат.

06 августа 1964 года — Основан Котласский историко-революционный музей.

В 1970 году — основан Котласский электромеханический завод.

В 1973 году — утвержден генеральный план застройки города, разработанный институтом «Ленгипрогор». Он предусматривал формирование шести микрорайонов.

В 1982 году — сдана автодорога Котлас-Коряжма, протяженностью 38 километров. 

В 1983 году — открыта стоматологическая поликлиника.

В 1986 году — закончено строительство крупного больничного комплекса областного значения.

11 марта 1987 года — На Котласском комбинате хлебопродуктов произошёл взрыв мучной пыли на четвёртой силосной башне. Тушение пожара продолжалось трое суток. В первом корпусе больничного городка выбило стёкла на восточном фасаде, и серьёзно повредило стены.

11 марта 1987 года — Установлен памятник бойцам Северо-Двинской военной речной флотилии.

09 октября 1987 года — Был утверждён Герб Котласа. Автор — котласский художник Юрий Иванович Чирков.

 

 

 

Награды

  • ?

 

>>>       [01]     >>>     [02]

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/geografija_sssr/goroda_sssr/goroda_sssr/249-1-0-896
Категория: Города СССР | Добавил: soviet-union-ussr (22.08.2024) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 62 | Теги: Город СССР (1634), Котлас, Орлов Геннадий Викторович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей