Киев — Город СССР — Столица УССР (стр.-4 (География — Районы — Транспорт — Мосты)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страницы [01] [02] [03] [04] [05] [06]
География
Расстояние от Киева до ближайших крупных городов.
Север
Гомель ~ 225 км
Смоленск ~ 500 км
Ленинград ~ 1050 км
Северо-запад
Пинск ~ 360 км
Минск ~ 430 км
Варшава ~ 680 км
Северо-восток
Чернигов ~ 125 км
Брянск ~ 410 км
Москва ~ 750 км
Юг
Кривой Рог ~ 420 км
Кишинёв ~ 395 км
Николаев ~ 480 км
Одесса ~ 435 км
Юго-запад
Винница ~ 200 км
Хмельницкий ~ 275 км
Ивано-Франковск ~ 550 км
Юго-восток
Кременчуг ~ 260 км
Днепропетровск ~470 км
Запорожье ~510 км
Запад
Житомир ~ 135 км
Ровно ~ 305 км
Луцк ~ 370 км
Тернополь ~ 430 км
Львов ~ 540 км
Братислава ~ 1320 км
Вена ~ 1330 км
Берлин ~ 1340 км
Восток
Сумы ~ 315 км
Полтава ~ 335 км
Харьков ~ 405 км
Белгород ~ 435 км
Воронеж ~ 705 км
Уральск ~ 1652 км
Районы Киева
В марте 1921 года в Киеве было создано 6 районов:
- Демиевский,
- Городской,
- Печерский,
- Подольский,
- Соломенский,
- Шулявский.
В 1946 году в Киеве насчитывалось девять районов:
- Дарницкий, в 1969 году из Дарницкого района был выделен Днепровский район.
- Жовтневый,
- Зализничный,
- Кагановичский,
- Ленинский,
- Молотовский,
- Печерский,
- Подольский,
- Сталинский.
Город состоит из 14 районов на правом и левом берегах Днепра.
|
Районы 1991 года |
Год основания |
Названия |
Примечание |
1 |
Ватутинский |
1988 |
|
Левый берег Днепра |
2 |
Дарницкий |
1935 |
В 1921 левобережная часть Киева фигурировала как Слободской район, позже — часть Печерского и Подольского районов |
Левый берег Днепра |
3 |
Днепровский |
1969 |
|
Левый берег Днепра |
4 |
Октябрьский |
1927 |
1917-23 — Шулявский район; 1923-27 — Раковский район (или район имени Раковского) |
Левый берег Днепра |
5 |
Железнодорожный |
1938 |
В 1917 фигурировал как Соломенский район. В 1919. В 1925-38 — часть Сталинского района |
Правый берег Днепра |
6 |
Ленинградский |
1973 |
|
Правый берег Днепра |
7 |
Ленинский |
1924 |
1917-24 существовал под названиями Городской, Центральный, Старокиевский. 1924-92 — Ленинский район (в 1936 его печерская часть названа Кировским районом) |
Правый берег Днепра |
8 |
Минский |
1975 |
|
Правый берег Днепра |
9 |
Московский |
1957 |
1917 — упоминается как Новостроенский район и часть Городского района, 1921 — как Демиевский район. 1924-33 — часть Ленинского района. В 1925-33 Демиевка, Голосеево, Корчеватое — часть Сталинского района. 1933-57 — Кагановичский район |
Правый берег Днепра |
10 |
Печерский |
1921 |
Под названием Печерский упоминается с 1917, повторное решение про основание — 1921, в этот же год слился с Центральным районом. В 1924-33 — часть Ленинского района. 1936-44 — Кировский район |
Правый берег Днепра |
11 |
Подольский |
1921 |
Под названием Подольский упоминается с 1917, повторное решение про основание — 1921. В 1934-41 — Петровский район. |
Правый берег Днепра |
12 |
Советский |
1933 |
С конца 30-х годов до 1961 — Сталинский район. |
Правый берег Днепра |
13 |
Харьковский |
1988 |
|
Левый берег Днепра |
14 |
Шевченковский |
1937 |
До 1957 имел название Молотовский район. |
Правый берег Днепра |
Транспорт
Воздушный
Киев — крупный транспортный узел (железные и шоссейные дороги, речной порт, аэропорты). С 1960 года действует метрополитен. Развиты автобусная, троллейбусная и трамвайные сети, работает фуникулёр.
Первым крупным пассажирским аэропортом (а также военным аэродромом) Киева был Броварский, уничтоженный 25 июня 1941 года.
В Киеве существует три аэропорта:
- Международный аэропорт «Борисполь», находится юго-восточнее Киева, в городе Борисполе Киевской области.
- Международный аэропорт «Жуляны», 8 км юго-западнее центра Киев.
- Международный аэропорт «Гостомель», расположенный в 25 километрах северо-западнее Киева, в 2 километрах от посёлка городского типа Гостомель.
В черте города расположен также испытательный аэродром Киевского авиазавода «Авиант).
В окрестностях города также расположены военные аэродромы в городах Васильков, Узин, Белая Церковь. Неоднократно обсуждались планы использования аэродромов Васильков и Белая Церковь как пассажирских аэропортов.
Железнодорожный
Киев — крупный железнодорожный узел Центральная железнодорожная станция — Киев-Пассажирский.
В Киеве сходится пять магистральных линий в направлениях Фастова, Коростеня, Нежина, Гребёнки, Мироновки.
Также по Киеву проходит «Северное кольцо», которое проходит от ст. Борщаговка и ст. Святошин через ст. Почайна и Киев-Московский до ст. Дарница.
Все магистральные линии электрифицированы.
Существует ведомственная неэлектрифицированная железнодорожная ветка от ст. Почайна до Вышгорода.
- Киев-Пассажирский (Включает в себя также Южный вокзал, Пригородный вокзал и Северные платформы).
- Киев-Товарный
- Караваевы Дачи
- Дарницкий железнодорожный вокзал
- Киев-Московский
Автомобильный
Киев — крупный узел автомобильных дорог Украины.
Через Киев проходит несколько автодорог международного значения.
В западном направлении из Киева ведёт дорога к Житомиру, (магистраль М 17).
В западном направлении выше магистрали М 17, проходит дорога на Любомль (автодорога А 255).
В северном направлении из Киева ведёт дорога к Гомелю, (магистраль М 20).
В восточном направлении из Киева ведёт дорога к Харькову, (магистраль М 19).
В восточном направлении из Киева ведёт дорога на Сумы, через Прилуки.
В южном направлении из Киева ведёт дорога к Одессе (магистраль М 20).
В южном направлении из Киева ведёт дорога к Знаменке, (автодорога А 285)
Речной
Главный речной порт Киева — расположенный на правом берегу Днепра на Подоле, исторической части города.
Причалы порта тянутся от Гавани до станции метро «Днепр».
С древних времён Подол был торговым центром города, товары на который доставлялись преимущественно по воде. В XIX веке началось движение судов по течению Днепра, и ряды пристаней раскинулись по правому берегу.
В июле 1897 года — был построен Киевской речной порт.
В 1953—1961 годах на Почтовой площади было построено новое здание вокзала по проекту архитекторов В. Гопкало, В. Ладного, В. Скугарева и других. Башня здания напоминает мачты парусных судов. Выполнить отделку интерьеров пригласили художников Эрнеста Коткова, Валерия Ламаха и Ивана Литовченко. Они украсили вокзал мозаичными композициями, выполненные в конструктивистском и монументальном стиле с использованием керамической плитки и цветных цементов
Метро
Строительство метрополитена в Киеве начато в 1949 году.
06 ноября 1960 года первый участок открыт.
Схемы линий Киевского метрополитена имени В.И. Ленина (34 станциями - 1989):
Святошино-Броварская
- СВЯТОШИНО,
- НИВКИ,
- ОКТЯБРЬСКАЯ,
- ЗАВОД «БОЛЬШЕВИК»,
- ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ,
- ВОКЗАЛЬНАЯ,
- УНИВЕРСИТЕТ,
- ЛЕНИНСКАЯ,
- КРЕЩАТИК,
- АРСЕНАЛЬНАЯ,
- ДНЕПР,
- ГИДРОПАРК,
- ЛЕВОБЕРЕЖНАЯ,
- ДАРНИЦА,
- КОМСОМОЛЬСКАЯ,
- ПИОНЕРСКАЯ.
Куреневско-Красноармейская
- ГЕРОЕВ ДНЕПРА,
- МИНСКАЯ,
- ПРОСПЕКТ КОРНЕЙЧУКА,
- ПЕТРОВКА,
- ТАРАСА ШЕВЧЕНКО,
- КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ,
- ПОЧТОВАЯ ПЛОЩАДЬ,
- ПЛОЩАДЬ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ,
- ДВОРЕЦ СПОРТА,
- РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СТАДИОН,
- КРАСНОАРМЕЙСКАЯ,
- ДЗЕРЖИНСКАЯ.
Сырецко-Печерская
- ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА,
- ПЛОЩАДЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО,
- МЕЧНИКОВА,
- ПЕЧЕРСКАЯ,
- ДРУЖБЫ НАРОДОВ,
- НАДДНЕПРЯНСКАЯ.
Трамвай
(01) 13 июня 1892 года — в Киеве была открыта первая линия длиной 1,5 км — по спуску Ливера и улице Жданова.
30 декабря 1978 года — в Киеве открыли первую в СССР линию скоростного трамвая от площади Победы до жилого массива Борщаговка, построенную по инициативе Владимира Веклича и Василия Дьяконова.
Маршруты на 01 января 1985 года:
1 ул. Булгакова — Дворец спорта
2 Львовская пл. — Вокзал
3 Кольцевая дорога — пл. Победы (скоростной маршрут)
4 ул. Лайоша Гавро — просп. Корнейчука
5 Дворец спорта — Зализничный массив
8 Университет — Зализничный массив
9 Красная пл. — Московская пл.
10 Вокзал — Московская пл.
11 Красная пл. — ул. Лайоша Гавро
12 Красная пл. — Пуща-Водица (14 линия)
13 Красная пл. — Вокзал
14 Красная пл. — просп. Чубаря (Автогенный завод)
15 Львовская пл. — просп. Чубаря
16 ул. Скляренко — просп. Корнейчука
19 Красная пл. — пл. Т. Шевченко
21 Красная пл. — ул. Кибальчича (Воскресенский массив)
22 бульв. Перова — ул. Бориспольская (ЗЖБИ)
27 Дворец спорта — бульв. А. Перова
29 станция метро «Пионерская» — Красный Хутор
30 Вокзал — Печерский мост
31 Красная пл. — ул. Бориспольская (ЗЖБИ)
32 Красная пл. — ул. Рогозовская (ДВРЗ)
33 ул. Рогозовская (ДВРЗ) — ул. Кибальчича
34 ул. Энтузиастов (ранее — «Быткомбинат» Березняки) — Красная пл.
35 Быткомбинат (Березняки) — Вокзал.
Фуникулёр
Фуникулёр был построен как эффективный способ сократить путь с Верхнего города на Подол.
Верхняя станция Киевского фуникулёра имеет выход на верхнюю террасу Владимирской горки.
Нижняя станция фуникулёра на нынешнем месте была открыта в 1929 году при его продлении. Рядом находится станция метро Почтовая площадь и Речной вокзал.
Он введён в эксплуатацию в мае 1905 года.
Длина его пути составила 193 м.
Он был реконструирован в 1928 (удлинён на 41 м), 1958 и 1984 годах.
Троллейбус
В 1934 году — в Киеве были начаты работы по организации троллейбусного движения — с возвратом Киеву статуса столицы. Первой троллейбусной трассой стала Красноармейская улица.
12 июня 1966 года — Киевский изобретатель Владимир Веклич создал первый в мировой практике троллейбусный поезд.
К 1983 году — в 296 троллейбусных поездах по системе Владимира Веклича работали более половины парка киевских троллейбусов, что позволило высвободить более 800 водителей. Успешный опыт киевлян был перенят более чем в 20 городах СССР.
Маршруты на 01 января 1990 года
- 1 пл. Ленинского комсомола — Маршальская ул.
- 1к Станция метро «Дзержинская» — Маршальская ул.
- 2 пл. Богдана Хмельницкого — Вокзал
- 3 просп. Свободы — Чернобыльская ул.
- 4 Станция метро «Дзержинская» — ул. Юрия Смолича
- 5 ул. Франко — ПО «Кристалл»
- 6 Воздухофлотский просп. — ул. Стеценко
- 7 Станция метро «завод „Большевик“» — Чернобыльская ул.
- 8 ул. Крещатик — Смелянская ул.
- 9 пл. Ленинского Комсомола — Аэропорт Жуляны
- 10 Вокзал — пл. Героев ВОВ
- 11 пл. Ленинского комсомола — ВДНХ УССР
- 12 пл. Б. Хмельницкого — ул. Юрия Смолича
- 13 ул. Димитрова — пл. Героев ВОВ
- 14 Бессарабская пл. — Ботанический сад АН УССР
- 15 Бессарабская пл. — Железнодорожное шоссе
- 16 пл. Октябрьской Революции — ул. Щусева
- 17 ул. Крещатик — пл. Космонавтов
- 18 пл. Октябрьской Революции — пл. Т. Шевченко
- 19 ул. Демьяна Бедного — пл. Космонавтов
- 20 пл. Льва Толстого — Музей ВОВ
- 21 ул. Демьяна Бедного — Индустриальный путепровод
- 22 ул. Щусева — аэропорт Жуляны
- 23 Лукьяновская пл. — ул. Академика Туполева
- 24 пл. Героев ВОВ — Ледовой стадион
- 25 просп. Свободы — станция метро «Петровка»
- 26 Станция метро «Нивки» — просп. Свободы
- 27 Домостроительный комбинат № 3 — Станция метро «Петровка»
- 28 просп. Свободы — Лукьяновская пл.
- 29 ул. Серова — ж.-д. станция «Зенит»
- 30 Станция метро «Петровка» — ул. Данькевича
- 31 ул. Александра Сабурова — Индустриальный путепровод
Автобус
В 1913 году — в Киеве пытались впервые запустить регулярное автобусное движение, тогда на единственном маршруте работало 2 автобуса.
10 декабря 1925 года — Началась полноценная работа автобусов.
В июне 1946 года — был открыт существующий до сих пор 1-й автобусный парк.
В 1959 году — был открыт 2-й автобусный парк.
В 1975 году — автобусом в Киеве было перевезено 365 млн чел., больше, чем любым другим видом городского транспорта (троллейбусом — 339,3 млн чел., трамваем — 339,1 млн чел., метрополитеном — 204,6 млн чел.), себестоимость перевозки одного пассажира составила 3,9 коп.
В период расцвета городского автобусного сообщения во второй половине 1980-х годов на 110 маршрутах работало более 1000 автобусов в час пик.
Маршрутное такси
В 1960-х годах — Маршрутное такси впервые появилось в Киеве.
На линиях использовали автобусы особо малого класса РАФ-977 «Латвия».
Маршрутное такси или в просторечье «маршрутка» быстро набрало популярность, несмотря на значительно более высокую стоимость проезда (15 коп.).
Во второй половине 1970-х годов — на линии маршрутного такси стали поступать новые микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия».
К 1987 году — в городе действовало 28 таксомоторных маршрутов, протяженность которых составляла свыше 100 км. На линиях работали 62 микроавтобуса РАФ-2203 «Латвия» Стоимость проезда составляла 15 копеек.
Мосты Киева
В городе Киеве построены семь мостов через Днепр. Кроме этого, в городе есть некоторое количество небольших мостов, построенных над притоками Днепра.
В 1115 году — был сооружён Первый наплавной мост.
Автомобильные мосты:
- Московский мост — построен в 1976 году.
- Русановский метромост через Русановский пролив — открыт 05 ноября 1965 года.
- Мост имени Е. О. Патона — построен 05 ноября 1953 года.
- Южный мост — строительство начато в 1983 году, введён в эксплуатацию в декабре 1990 года.
Железнодорожные
- Мост имени 12-летия Октября — построен в 1929 году.
- Дарницкий железнодорожный мост — построен в 1949 году.
Пешеходные
- Парковый мост (Чёртов мост, Мост влюблённых) через Петровскую аллею — сооружён в 1910 году по проекту Е. О. Патона.
- Парковый пешеходный мост на Труханов остров — построен в 1957 году.
- Рыбальский вантовый мост — мост через гавань Днепра на Рыбальский остров, сооружен в 1963 году.
- Мосты через Русановский канал — сооружены в 1960-х годах.
- Венецианский мост — сооружён в 1966 году.
[01] [02] [03] [04] [05] [06]
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37 |