ВК-53РБ (3-я серия) — Выключатель коррекции — Гироскопический датчик СССР
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Тип: ?
Самолёт: Ил-18
Создан: ?
Завод: ?
Отрасль: Производство авиационной техники.
ВК-53РБ (3-я серия) — Выключатель коррекции — гироскопический датчик угловой скорости (гиродатчик).
Повествование
Выключатель коррекции измеряет угловую скорость разворота самолета и при достижении самолетом скорости разворота 0,1—0,3 град/сек. отключает системы коррекции в различных приборах (авиагоризонты, гировертикали, дистанционные гиромагнитные компасы, гирополукомпасы и другие)
Выключатель коррекции (рис. 1) представляет собой гироскопический датчик угловой скорости (гиродатчик), снабженный пороговым устройством, устройством задержки времени и исполнительным устройством. Гиродатчик при появлении угловой скорости разворота или виража выдает сигнал на пороговое устройство, которое предназначено для выдачи сигнала на отключение коррекции при достижении угловой скорости вращения самолета, равной расчетной. Устройство задержки времени обеспечивает задержку отключения коррекции при появлении кратковременных угловых скоростей, превышающих заданный порог. Роль исполнительного устройства выполняет, как правило, электромагнитное реле, через контакты которого коммутируются электрические цепи систем коррекции. При поступлении на реле сигнала с устройства задержки времени оно срабатывает, контакты размыкаются, и происходит дистанционное отключение коррекции гироскопических приборов
Рис. 1. Схема выключателя коррекции
Основным элементом выключателя коррекции является гироскоп 1 с двумя степенями свободы (рис. 2), осью измерения которого является ось у. При развороте самолета вокруг оси y гироскоп прецессирует, и щетка 9 с помощью контактного устройства 8 подает напряжение на управляющую обмотку 7 двигателя, который поворачивает щетки потенциометра 5. Напряжение, снимаемое с потенциометра, поступает на вторую управляющую обмотку 6 того же двигателя. Управляющая обмотка 6 намотана встречно к обмотке 7, и поэтому магнитный поток, создаваемый обмоткой 6, противодействует магнитному потоку обмотки 7. Если скорость разворота самолета больше 0,1—0,3 град/с и су ществует некоторое время, то двигатель повернет контактное устройство 3 на такой угол, что напряжение поступит на реле 4, которые своими контактами выключат коррекцию в соответствующих приборах. Если действие угловой скорости кратковременно или самолет имеет рыскание по курсу, то двигатель не успеет повернуть контактное устройство 3 на угол переключения.
Таким образом, двигатель с двумя управляющими обмотками, намотанными встречно друг другу, и потенциометр в выключателе коррекции выполняют роль электромеханического реле времени, которое задерживает выключение коррекции при рыскании по курсу и позволяет выключать ее при продолжительном развороте самолета.
Рис. 2. Электромеханическая схема выключателя коррекции ВК-53РБ.
1—гироскоп с двумя степенями свободы; 2—пружины; 3 и 8—контактные устройства; 4—реле; 5—потенциометр; 6 и 7—управляющие обмотки двигателя; 9—щётка.
После окончания разворота гироскоп под действием пружин 2 возвращается в исходное положение и обесточивает реле 4. Схема выключателя коррекции готова к работе.
Если скорость разворота самолета меньше 0,1—0,3 град/сек., то гироскопический момент гироскопа 1 не может преодолеть момент противодействующих пружин и повернуть щетку 9 контактного устройства на угол, при котором подается питание на обмотку 7, и ВК-53РБ не сработает, т. е. не произведет коммутаций в обслуживаемых приборах.
Выключатель коррекции ВК-53РБ самостоятельного значения не имеет, он обычно входит в комплект той системы, которую обслуживает.
Рис. 3. Схема выключателя коррекции ВК-53РБ гироскопических устройств.
По управляющей обмотке W1 электродвигателя ДИД протекает переменный ток, ДИД через редуктор начинает поворачивать центральный контакт выключателя В и щётки потенциометра П.
Через 5-15 сек выключатель В замыкает цепь обмотки реле Р, через контакты которого затем выдается сигнал на отключение коррекции, (см. рис.3).
Поворот щеток потенциометра П приводит к подаче напряжения на обмотку W2 электродвигателя ДИД.
Так как магнитный поток обмотки W2 противоположен потоку обмотки W1, то при равенстве их абсолютных величин электродвигатель останавливается. Выключатель В остается в замкнутом состоянии.
При уменьшении угловой скорости разворота летательного аппарата контакты гироскопа размыкаются, обмотка W1 обесточивается. За счет действия магнитного потока обмотки W2 электродвигатель вращается в обратном направлении, пока щетки потенциометра П снова не окажутся в нейтрали. Контакты выключателя В при этом разомкнут цепь обмотки реле Р.
Основные технические данные |
Напряжение питания по переменному току, В |
36 |
Частота тока, Гц |
400 |
Время срабатывания (с) выключателя коррекции при угловой скорости больше 0,1 град/сек. |
5,7-15 |
Время включения коррекции при отсутствии угловой скорости, с 2-3 Скорость, при которой происходит отключение коррекции, град/сек. |
0,1—0,3 |
Материалы
Орлов Г.В. «ВК-53РБ (3-я серия) — Выключатель коррекции — Гироскопический датчик СССР» (повествование 23.11.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |