МС-1 — Указатель числа М
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Название: МС-1.
Тип: ?
Самолёт: Ил-18
Создан: ?
Завод: ?
Отрасль: Производство авиационной техники.
МС-1 — Указатель числа М с электрической сигнализацией типа МС -1 — Предназначен для измерения числа М в пределах от 0,5 до 1 М по визуальному отсчету и выдачи электрического сигнала при достижении заданного (критического) значения числа Маха Мкр.
Повествование
Основные технические данные
- Рабочий интервал температур окружающей среды от + 50 до -60°С.;
- Допустимые погрешности показаний прибора при нормальной температуре не должны превышать 0.02М;
- Прибор выдерживает перегрузочное давление, соответствующее 1,1 числа М;
- Напряжение питания постоянного тока 27 в 10%;
- Нагрузка по току на сигнальное устройство не более 0,03 а;
- Прибор выдерживает вибрационную нагрузку до 1,1 g в диапазоне частот от 20 до 80 Гц и амплитуду колебаний не более 0,5 мм;
- Погрешности показаний прибора при наклоне от нормального положения до 90°С не превышают допустимых значений при нормальной температуре;
- Масса прибора не более 0,75 кг.
Принцип указателя числа М с электрической сигнализацией типа МС -1 действия основан на использовании упругих свойств чувствительных элементов (манометрической и анероидной коробок). Давление (разрежение), действующее на коробку, деформирует ее мембраны. Это давление уравновешивается силами упругости мембран.
Рис. 1. Кинематическая схема МС-1.
1—винт; 2—компенсированная ось; 3, 5, 10—волоски; 4—переходная ось; 6—зажим; 7, 28—поводок; 8, 13, 15—вилки; 9—шпилька; 11—ось высотной компенсации; 12, 16, 23—тяга; 17—игла; 18—биметаллическая скоба; 19—подвижный центр анероидной коробки; 20—анероидная коробка; 21—гайка; 22—подвижный центр манометрической коробки; 24, 25, 27—поводок; 26—манометрическая коробка; 29—ось; 30—сектор; 31—трибка; 32—волосок; 33—циферблат; 34—стрелка; 35—сигнальная стрелка.
Под действием давления мембраны манометрической коробки 26 прогибаются и, перемещая подвижный центр 22, тягу 23, вилку 8, поворачивают переходную ось 4. На переходной оси 4 закреплён поводок 7, который через поводок 24 поворачивает поводок 25, закреплённый на компенсированной оси 2. На этой же оси закреплен поводок 27, который через поводок 28, укреплённый винтом 1, поворачивает ось 20. На оси 29 напрессован сектор 30, находящийся в зацеплении с трибкой 31, на конусный конец которой насажена стрелка 34. На трибке 31 смонтирован волосок 32, предназначенный для устранения люфтов.
С изменением высоты полёта статическое давление изменяется, мембраны анероидной коробки 20 прогибаются и, перемещая подвижный центр 19, тягу 16 и вилку 15, поворачивают ось высотной компенсации 11.
Ось 11 поворачивает тягу 12 и поводок 24, т.е. изменяется длина поводков 7 и 25 (изменяется передаточное число механизма). Для предотвращения перекосов тяга 12 крепится к двойной вилке 13, которая винтом крепится на оси высотной компенсации 11. На тяге 12 крепится противовес 14 для балансировки тяги.
На оси 11 смонтирован волосок 10 для устранения люфтов в шарнирных соединениях узла высотной компенсации.
Для устранения люфтов в механизме на компенсированной оси 2 и переходной оси 4 смонтированы волоски 3 и 5.
Температурная компенсация осуществляется биметаллической скобой 16, укрепленной на неподвижном центре анероидной коробки 20 двумя гайками 21. Нажим биметаллической скобы на подвижный центр 19 анероидной коробки 20 передаётся двумя иглами 17.
Сигнальное устройство замыкает или размыкает электрическую цепь, когда число М в полёте достигает величины, указанной на циферблате 33 сигнальной стрелкой 35 красного цвета.
Погрешности указателей воздушной скорости и числа М.
Методические погрешности определения индикаторной (приборной) скорости и числа М возникают вследствие:
неполного учета характеристик сжимаемости воздуха;
отклонения параметров атмосферы от стандартных значений;
искажения воздушного потока в местах установки приемников статического и полного давлений (аэродинамическая ошибка).
Методические погрешности измерения истинной воздушной скорости те же, что и у измерителей индикаторной скорости и еще добавляется погрешность, связанная с отклонением температуры наружного воздуха на высоте полета от значения температуры по стандартной атмосфере.
Инструментальные погрешности указателей скорости и числа М такие же, как у барометрических высотомеров, но не требуется биметаллической температурной компенсации второго рода, так как погрешности, вызванные изменениями модуля упругости материала манометрической коробки и материала анероидной коробки, взаимно компенсируются (если эти материалы одинаковы).
Погрешности измерений числа М.
Погрешности истинной скорости с увеличением высоты полёта возрастают от ±15 км/час на малых высотах до ±5% на высотах 20000 м. Погрешности измерений числа М с увеличением высоты полёта возрастают от ±2 до ±3%, а при М>1— от ±2 до ±8%. На самолётах, где имеется большое количество барометрических и манометрических приборов, получающих питание от системы приёма воздушных давлений, появляется динамическая погрешность. Причина появления погрешности заключается в том, что полости трубопроводов корпусов и манометрический коробок получаются большими, и поэтому становятся запаздывания показаний приборов и выдачи ими управляющих сигналов при изменении скорости и высоты полёта. Для уменьшения погрешностей на самолётах устанавливают несколько систем ПВД, каждая из них обеспечивает работу отдельной группы приборов.
Материалы
Орлов Г.В. «МС-1 — Указатель числа М» (повествование 09.12.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |