СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиадвигатели СССР [4]
Авиадвигатели СССР - поршневые, реактивные.
Авиационные полки [17]
Авиационные полки, Истребительные авиационные полки, Гвардейские Авиационные полки,
Аэродромы СССР [35]
Аэродромы СССР,
Аэропорты СССР [4]
Аэропорты Союза Советских Социалистических Республик
ВВС СССР [1]
РККФ, ВВС СССР, Военная авиация СССР,
Воздушные армии СССР [1]
Воздушные армии СССР
Оборудование самолётов СССР [261]
Оборудование установленное на самолётах СССР
ЦКБ-КБ-ОКБ-СКБ [17]
ЦКБ-Центральное Конструкторское Бюро, КБ-Конструкторское Бюро. ОКБ-Опытное (Особое) Конструкторское Бюро. СКБ—Специальное Конструкторское Бюро.

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВИАЦИЯ СССР » Оборудование самолётов СССР

ДГМК-7 — Дистанционный гиромагнитный компас СССР

 ДГМК-7 — Дистанционный гиромагнитный компас СССР

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

 

Страна:    СССР.
Название:    ДГМК-7.
Тип:    ?
Самолёт:   Ту-104
Создан:    ?
Завод:    ?
Отрасль:    Производство авиационной техники.

 

ДГМК-7 — Дистанционный гиромагнитный компас СССРДГМК-7 — ДГМК-7 предназначен для измерения магнитного курса и углов разворота самолёта. Дистанционный гиромагнитный компас ДГМК-7 представляет собой сочетание дистанционного магнитного компаса с гирополукомпасом.

 

 

 

 

 

Повествование

ДГМК-7 состоит из следующих основных агрегатов: датчика магнитного курса ПДК-3, предназначенного для определения и выдачи курса на гироагрегат для его осреднения:

  1. гироагрегата, представляющего собой гирополукомпас, предназначенного для осреднения измеренного магнитным датчиком курса и выдачи его на указатель штурмана;
  2. указателя штурмана, предназначенного для указания магнитного курса, устранения остаточной девиации п ввода склонения и выдачи истинного курса на указатель курса лётчику и в другие потребители;
  3. усилителя У;
  4. двух кнопок ускоренного согласования; выключателя коррекции ВК-53РБ.

Для рассмотрения принципа работы ДГМК-7 воспользуемся его принципиальной схемой.

Магнитный датчик представляет собой свободно подвешенную пару магнитов, на оси вращения которой укреплены две диаметрально расположенные щётки кругового потенциометр. Сам потенциометр жёстко связан с корпусом датчика и электрически соединен с круговым потенциометром гироагрегата. Круговой потенциометр гироагрегата жестко укреплен на оси внешней рамки гирополукомпаса и запитывается переменным током 27 в частотой 400 гц, а щётки его соединены через редуктор и двигатель отработки и укреплены на корпусе гироагрегата.

Круговые потенциометры датчика и гироагрегата ориентированы друг относительно друга так, что при их согласованном состоянии напряжение на щётках потенциометра магнитного датчика равно нулю.

При изменении курса самолёта щётки будут перемещаться относительно потенциометров на одинаковые углы, в результате чего потенциометры останутся согласованными, но в их соединительных проводах произойдет перераспределение токов. Это приведёт к тому, что электромагнитный поток, создаваемый этими токами, в статорной обмотке сельсина указателя штурмана повернется на угол, равный изменению курса, и станет наводить э. д. с. в обмотке ротора сельсина. Снятый с обмотки ротора сельсина электрический сигнал после усиления поступает на управляющую обмотку двигателя отработки, который, отрабатывая ротор сельсина до исчезновения на его обмотке сигнала, развернет стрелку указателя штурмана на угол, равный изменению курса. Таким образом, при изменении курса самолёта стрелка указателя штурмана все время будет показывать текущий курс самолёта.

Гироскоп гирополукомпаса в азимуте не корректируется. Поэтому при его уходе потенциометр гироагрегата будет рассогласовываться с потенциометром магнитного датчика, на щётках которого появится разность напряжений. Эта разность напряжений усиленная в усилителе поступает на управляющую обмотку двигателя согласования потенциометров, который начнёт вращать через редуктор щётки потенциометра гироагрегата до тех нор, пока потенциометры магнитного датчика и гироагрегата не согласуются. При этом перераспределения токов в соединительных проводах не произойдет, т. е. показания курса будут неизменными. Здесь происходит отработка ухода оси гироскопа гироагрегата в азимуте, т. е. учет его видимого движения в горизонтальной плоскости.

Дистанционный гиромагнитный компас ДГМК-7

 

Кинематическая схема указателя штурмана УШМ.

1 — стрелка; 2—кремальера; 3 — зубчатый сектор; 4. 5. 6, 9, 15 —оси; 7 — рычаг: 8 — ролик; 10— магнесин-датчик; 11 — потенциометрический датчик; 12—сельсин-приёмник; 13, 14, 17. 18, 19 — шестерни; 15 — малоинерционный двигатель ДИД; 20 — каретка; 21 — планка; 22—поводок; 23, 24 — тяги; 25 — лекальная лента; 26 — девиационные винты, 27 — шкала неисправленного курса

 

В полёте магниты магнитного датчика могут колебаться. Это будет приводить к колебаниям стрелок указателей курса (будет наблюдаться нестабильность показаний). Для устранения этого недостатка, т. е. для сглаживания показаний курса, передаточное отношение редуктора гироагрегата выбирается очень большим (порядка 79 000—12 000). Благодаря этому колебания магнитов датчика, т. е. периодические рассогласования потенциометров, отрабатываться будут с очень малой скоростью, достаточной лишь для согласования потенциометров при уходе гироскопа в азимуте, и колебания стрелок указателей курса наблюдаться не будут. В этом и заключается сущность сглаживания (осреднения) измеряемого магнитным датчиком курса самолёта.

При таком большом передаточном отношении редуктора гироагрегата рассогласование потенциометров, которое может достигать в момент запуска компаса значительной величины, отрабатываться будет очень долго. Поэтому в компасе предусмотрены меры ускоренного согласования. При нажатии кнопки К ускоренного согласования, срабатывает соленоид С и переводит редуктор с большого передаточного отношения на малое и скорость согласования с 1,5—4,5 град /мин переключается на скорость не менее 16 град. сек.

Указатель штурмана указывает истинный курс и углы разворота самолёта, кроме того, он позволяет определить неисправленный курс. Наряду с этим указатель штурмана содержит датчики истинного курса и углов разворота для повторителей и других потребителей на самолёте.

Напряжение рассогласования между потенциометром гироагрегата и сельсин-приёмником 12, возникшее на роторной обмотке последнего, после усиления приводит во вращение ось малоинерционного двигателя (ДИД) 15. Через шестерни 17, 18 и 19 вращение передаётся каретке 20, которая посредством тяги 23 вращает стрелку 1, а посредством тяги 24 и зубчатого сектора 3 — шкалу неисправленного курса 27. Вращение, кроме того, передается на ротор магнесин-датчика 10, щетки потенциометрического датчика 11 (по средством шестерни 19), рычаг 7 с роликом 8 (посредством поводка 22) и ротор сельсин-приёмника 12 (посредством зубчатого сектора 3, шестерен 13 и 14).

После отработки ДИД 15 ротора сельсин-приёмника в нулевое положение на этот же угол будут повернуты стрелки 1 и шкала 27. Против стрелки 1 по наружной шкале отсчитывается истинный курс самолёта, а против индекса в окошечке по шкале 27 — неисправленный магнитный курс.

Исправление его производится на девиацию и магнитное склонение.

Рассмотрим более подробно метод устранения остаточной девиации инструментальных погрешностей и ввод поправки на магнитное склонение.

Остаточная девиация и инструментальные погрешности устраняются в указателе штурмана на 24 курсах 0,15, 30, 45° и т. д. с помощью лекального устройства.

Лекальное устройство состоит из тонкой гибкой ленты 25, укрепленной в хомутиках на винтах 26, выведенных на лицевую часть указателя штурмана. Винты расположены против делений шкалы курсов соответственно 0,15, 30° и т. д. По ленте при изменении курса самолёта катится ролик 8, связанный кинематически с ротором сельсина и шкалой компасных курсов (видна в окошечке шкалы).

Установив самолёт на один из заданных курсов, сверяют показания компаса и, если они не равны заданному курсу, то с помощью отвертки поворачивают винт лекального устройства, расположенный против стрелки курсов, до тех пор, пока показания компаса не станут равны заданному курсу. Так поступают последовательно на каждом курсе 0,15, 30° и т. д.

При вращении винтов 26 лекального устройства происходит изгиб ленты 25, воспроизводящей график поправок на остаточную девиацию и инструментальные погрешности. При изменении самолётом курса ролик, катясь по ленте, будет повторять ее изгиб. 212

При этом его движения относительно фланца будут передаваться на ротор и шкалу компасных курсов. В результате поворота ротора сельсина в его обмотке будет наводиться э. д. с., которая после усиления, поступит на управляющую обмотку двигателя отработки; двигатель отработки начнет отрабатывать этот сигнал рассогласования, одновременно вводя поправку в показания курса и возвращая в исходное положение шкалу компасных курсов. Выдача магнитных курсов на повторители и к потребителям производится с помощью магнесинного датчика 10 и кругового потенциометра 11.

Ввод поправки на магнитное склонение производится кремальерой 2 по шкале магнитных склонений, нанесённой на фланце указателя штурмана. При вращении кремальеры поворачивается относительно стрелки шкала магнитных курсов, статор датчика магнесина и щётки кругового потенциометра на величину магнитного склонения, в результате по шкале прочтём истинный курс, а датчики курса выдадут на повторители и к потребителям также истинный курс.

Выключение коррекции на виражах производится выключателем коррекции ВК-53РБ. При установившейся угловой скорости разворота, большей чем 0,3 град/мин, ВК-53РБ подаёт сигнал на реле, расположенные в гироагрегате, которое, срабатывая, разрывает цепь согласования потенциометров и цепь горизонтальной коррекции гироскопа. При этом ДГМК-7 переходит в режим работы ГПК.

Основными техническими характеристиками ДГМК-7 являются: погрешность в определении истинного курса:

а) по указателю штурмана ±1°;

б) по повторителям ±4°;

виражная погрешность в процессе разворота с креном 30° и угловой скоростью 1—1,5 град/сек не более 10°; время готовности компаса не более 3 мин; скорость согласования магнитного датчика с указателями курса;

при нормальном согласовании 1,5—4,5 град/мин; при ускоренном согласовании—12—16 град/сек; потребляемая мощность;

а) по постоянному току 250 вт;

б) по переменному току 110 во; общий вес агрегатов компаса 17,5 кг.

 

Материалы

Орлов Г.В. «ДГМК-7 — Дистанционный гиромагнитный компас СССР» (повествование 19.03.2024).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10

https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_

sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/218-1-0-585

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/218-1-0-585
Категория: Оборудование самолётов СССР | Добавил: soviet-union-ussr (19.03.2024) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 33 | Теги: Дистанционный гиромагнитный компас , ДГМК-7, Орлов Геннадий Викторович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей