Аэропорт Ашхабад — Междугородный аэропорт Туркменской Советской Социалистической Республики (1932)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Расположение: Ашхабад (ТССР)
Дата открытия: (1932)
Тип: Гражданский.
Эксплуатант: Аэрофлот.
Высота НУМ: 211 м.
Часовой пояс: UTC+4
ИАТА: нет.
ИКАО: нет.
Внутр. код: .
Время работы: Круглосуточно.
Координаты:
Аэропорт Ашхабад — Междугородный аэропорт города Ашхабада, столицы Туркменской Советской Социалистической Республики (ТССР). Аэропорт использовался исключительно для обслуживания авиарейсов внутри СССР.
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1927 году — можно считать началом туркменской гражданской авиации, в это время начала работать авиасообщения, между Чарджоу и Ташаузом, перелётом через населённые пункты Турткуль и Ново-Ургенч. Для этого авиасообщения использовались самолёты для пассажиров «Юнкерс» Ю-13 для четырёх человек, которые закупались в Германии, а также пассажирские Советские самолёты К-4. 8 самолётов обслуживали эту авиалинию.
В 1932 году — были приобретены Советские самолёты для перевозки пассажиров. Самолёты К-5 имели шесть мест, а также самолёты АНТ-9, которые имели двенадцать мест. С
1932 год — в аэропорту Чарджоу образовалось авиаподразделение, непосредственно обслуживающий маршрут Чарджоу-Ташауз, без пересадок в другие населённые пункты.
Повествование
В 1932 году — открылся междугородный аэропорт города Ашхабада.
В конце 1934 года — в нём было сформировано два авиаподразделения: одно было укомплектовано самолетами По-2 (для применения в сельском хозяйстве), а другое состояло из самолетов ТБ-3 (для перевозки грузов).
Четырёхместные самолеты ТБ-3 летали в пустыню Каракумы и обслуживали серные рудники Дарвазы, доставляя рабочим продукты, воду, оборудование и вывозя комовую серу.
Самолёт Т-2, впервые применённый в Туркменской Советской Социалистической Республики (ТССР), перевозил за один перелёт до пяти тонн груза.
В 1938 году — заняло первое место среди подразделений гражданской авиации — как СССР, так и всего мира, по объёму грузовых перевозок самолётами Т-2.
В 1935 году — была открыта новая воздушная линия Ашхабад —Ташауз, связавшая населенные пункты Дарган-Ата, Серный Завод, Дарваза, Ленинск, Куня-Ургенч, Ташауз.
В декабре 1935 года — в ТССР было организовано Управление гражданского воздушного флота, протяженность воздушных линий которого составила свыше 2-х тысяч километров. Тогда же, в Ташаузе и Красноводске появились легкие самолеты По-2, совершавшие полеты в самые отдаленные районы и поселки республики.
В годы Великой Отечественной Войны
В 1944 году — авиапарк Туркменской ССР пополнился первыми самолетами Ли-2, на которых перевозили пассажиров и почту из Ашхабада в Москву через Баку, Астрахань и Волгоград.
Послевоенный период
С 1946 — года на воздушных линиях СССР и Туркменской ССР начинают использоваться новые Советские самолеты Ил-12, Ил-14, Ан-2, Як-12.
В сентябре 1956 года — первые регулярные рейсы совершил первенец реактивной гражданской авиации — пассажирский самолет Ту-104, а затем, на авиалиниях республики появились самолеты Ту-114, Ил-18, Ан-24. Мощные лайнеры позволили связать ТССР воздушными линиями с крупнейшими административными и культурными центрами СССР, столицами союзных республик, курортными и другими городами.
С начала 50-х годов — в народном хозяйстве республики широко применяются вертолеты. Авиация используется в сельском хозяйстве при обработке садов и виноградников, дефоляции хлопчатника.
С 1961 года по 1981 год — объемы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом республики в период увеличились примерно в 2,1 раза, автомобильным — в 3,4 раза, то воздушным — в 3,6 раза.
К концу 60-х годов — гражданская авиация в Туркменистане приобретает решающее значение в перевозках пассажиров на дальние расстояния, так как пассажировместимость и грузоподъёмность самолетного парка возросли, резко увеличилась коммерческая скорость авиатранспорта. Став массовым видом транспорта, гражданский воздушный флот обеспечивает высокие темпы роста перевозок.
В 1981 году — самолеты гражданской авиации ТССР обработали 1,36 миллион гектаров посевов сельскохозяйственных культур (против 0,2 миллион гектаров в 1960), их налет по обслуживанию нужд народного хозяйства составил более 314 тысяч часов (против 36 тысяч часов в 1960 году).
В 1981 году — общая протяженность воздушных трасс союзного значения достигла 24,1 тысячи километров, а линий республиканского значения — 3,35 тысячи километров.
Гражданская авиация Туркменской ССР имела новейшие самолеты Ту-154, Як-40, Як-42, Ан-24, Ан-26, современную радиотехническую и радиолокационную аппаратуру, позволяющую принимать самолеты в любое время суток и при неблагоприятных метеорологических условиях. В результате оснащения аэропортов новыми средствами радионавигации повысились частота и регулярность полетов. Были построены новые и реконструированы аэровокзалы в Чарджоу, Ташаузе, Челекене, Бекдаше, Небит-Даге.
Показатели деятельности
Пассажиропоток, млн пассажиров |
1970-е |
0,200—0,300 |
1980-е |
0,400—0,500 |
1990 |
0,700 |
1991 |
0,600 |
Взлётно-посадочные полосы |
Номер |
Размеры (м) |
Покрытие |
12R/30L |
2989 |
Бетон |
11/29 |
1800 |
Армобетон |
Материалы
Орлов Г.В. «Аэропорт Ашхабад — Междугородный аэропорт Туркменской Советской Социалистической Республики (1932)» — (повествование 19.05.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ашхабад_(аэропорт)
https://ashgabatairport.gov.tm/istoriya-aeroporta
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |