1-я морская бригада траления и заграждения — МСДВ СССР (04.05.1932 — 28.08.1939)
Автор биографии: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)
Страна: СССР
Награды:
Почётные наименования:
Род сил: Бригада траления и заграждения ТОФ
Часовой пояс: UTC +12
1-я морская бригада траления и заграждения была образована 04 мая 1932 года.
командиром бригады был назначен А.В. Васильев,
начальником штаба бригады Н.Е. Басистый, военкомом — В.Г. Григорьев (биография не найдена).
Первым кораблём 1-й морской бригады траления и заграждения, стала паровая яхта «Адмирал Завойко», переименованная в сторожевой корабль «Красный вымпел», ныне – мемориальный корабль Тихоокеанского флота.
Парусно-паровая яхта"Адмирал Завойко"
Построена и спущена на воду в 1910году на Охтинской верфи Петербурга. Двухмачтовая яхта водоизмещением 650 т имела машину мощностью 600 л. с., позволявшую развивать скорость хода 9 узлов. Запас угля в 180 т обеспечивал дальность плавания до 2 500 миль. Беспроволочный телеграф позволял поддерживать связь с Петропавловском и находящимися в море пароходами. На судне имелись моторный катер и три шлюпки. «Адмирал Завойко» был вооружен двумя 57-миллиметровые пушки и двумя пулеметами.
После приемки от Наркомвода, переоборудования из товаропассажирских пароходов, построенных еще перед первой мировой войной, и вооружения, в бригаду вошли минные заградители «Ставрополь», «Томск», «Эривань»
Минный заградитель «Ставрополь»
Водоизмещение 2300 т. Размерения 63.5 х 10 х 4.6 м. ГЭУ котломашинная, 750 л.с. Скорость 10.5/6 узлов, дальность 4000 миль. Вооружение: 4 х 76.2 мм, 2 х 4 х 7.62 мм пулемета, 268 мин. Экипаж 155 ч.
Бывший грузопассажирский пароход Доброфлота. Построен в 1907 году Мобилизован 16.04.1923 года, вооружен и включен в состав Морских сил Дальнего Востока в качестве вспомогательного крейсера. 06.07.1923 года разоружен и возвращен Главоду. 24.12.1931 года принят от Совторгфлота и зачислен в состав отряда судов Убеко Дальнего Востока в качестве ГИСУ. 03.05.1932 года переведен в Морские силы Дальнего Востока, переоборудован и переклассифицирован в минный заградитель. С июля по декабрь 1934 г. числился минным блокшивом. С 11.01.1935 года входил в составе ТОФ. Во время Великой Отечественной войны использовался как минный заградитель, штабной корабль, самоходная плавбаза и плавказарма. Погиб 30.10.1950 года от взрыва при выгрузке мин в б. Нови к 30.10.1950 года выгружая мины у причала минного склада на о. Русском б.Новик, матросы уронили мину АМД-1000, и ЗМ разнесло на куски
Минный заградитель «Томск»
Водоизмещение 4446 т. Размерения 92 х 12.3 х 5.2 м. ГЭУ котломашинная, 1200 л.с. Скорость 9/7 узлов, дальность 3150 миль. Вооружение: 9 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, 420 мин, тихоходный охранитель от мин ТОК-1. Экипаж 164 чел.
Бывший грузопассажирский пароход Доброфлота "Владивосток" типа "Астрахань". Построен в 1912 - 1913 годах. Мобилизован 28.11.1922 года , вооружен и включен в состав Морских сил Дальнего Востока в качестве военного транспорта. В январе 1923 года разоружен и возвращен Главоду. В августе 1932 года принят от Наркомвода, переоборудован и переклассифицирован в минный заградитель и включен в состав Морских сил Дальнего Востока. С 11.01.1935 года входил в состав ТОФ. С 05.11.1940 года по 02.07.1941 года использовался как минный блокшив. 17.04.1945 года переклассифицирован в самоходную плавбазу.
Минный заградитель «Эривань»
Водоизмещение 4690 т. Размерения 87.2 х 12.2 х 5.1 м. ГЭУ котломашинная, 1200 л.с. Скорость 9/6.3 узла, дальность 5600 миль. Вооружение: 2 х 102 мм, 2 х 75 мм, 1 х 37 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, 500 мин. Экипаж 121 чел.
Бывший грузопассажирский пароход Доброфлота типа "Астрахань". Построен в 1912 году. Принят от Совторгфлота в апреле 1932 года , переоборудован и переклассифицирован в минный заградитель и 15.08.1932 года вошел в состав Морских сил Дальнего Востока. С 11.01.1935 года входил в состав ТОФ. В феврале 1937 года разоружен и переформирован в военный транспорт, 20.04.1939 года - в минный блокшив, а 17.06.1940 года - в самоходную плавбазу. Во время Великой Отечественной войны использовался как минный заградитель, штабной корабль, самоходная плавбаза и плавказарма.
Переоборудованные из траулеров тральщики «Ара», «Гагара», «Баклан», «Пластун».
Бывшие рыболовные траулера треста "Главдальвостокрыбпром". Построены в 1929 - 1930 годах Мобилизованы 14.02.1934 года, переоборудованы в тральщик и 07.06.1934 года вошли в состав Морских сил Дальнего Востока. С 11.01.1935 года входил в состав ТОФ. Участвовал в боях у оз. Хасан в августе 1938 году (перевозка войск).
Водоизмещение до1260 т Размерения 54.8 х 9.4 х 5 м. ПМ 650 л.с. Скорость 8.5/6.5 узла, дальность 2850 миль. Вооружение: 1 х 102 мм , 2 х 45 мм, 5 х 7.62 мм пулеметов, тралы Шульца, змейковый. Экипаж 59 чел.
В августе 1932 года — пароход был вновь отдан Морским силам Дальнего Востока и до 1940 года использовался как минный заградитель, затем – как минный блокшив и с апреля 1945 года – как самоходная плавбаза. Минный заградитель «Эривань» был построен тоже как грузопассажирский пароход в 1912 года, в 1932 году был вооружен и переоборудован для военных целей, после чего использовался как минный заградитель. Вслед за переоборудованными торгово-пассажирскими пароходами, в состав ТОФа были включены бывшие рыболовные траулера «Ара», «Гагара», «Баклан» и «Пластун», которые были переоборудованы в минные тральщики. Также в состав бригады вошли тральщики «Диомид», «Славянка», «Босфор», «Скрыплев» и «Воевода» которые прежде несли службу в качестве буксиров Наркомата водного транспорта СССР. Флагманским кораблем бригады стал минный заградитель «Томск».
Кстати, на флагманском корабле бригады в качестве штурмана одно время нес службу С.Г. Горшков – будущий Адмирал Флота Советского Союза, главнокомандующий Военно-морским флотом СССР. Позже Горшков был повышен и стал флагманским штурманом бригады.
18 ноября 1934 года в состав Морских сил Дальнего Востока вошли сторожевые корабли «Вьюга» и «Метель» - первые на Дальнем Востоке надводные корабли специальной постройки.
Сторожевые корабли пр.4 «Метель» и «Вьюга»
Заложены в декабре 1931 года, полное водоизмещение 619 тонн, нормальное водоизмещение — 530 тонн; длина 71,5 метров, ширина 7,4 метров, осадка 2,6 метра; мощность двигателей 6290 лошадиных сил; максимальная скорость 23 узлов, экономическая скорость— 14 узлов; дальность плавания до 1200 миль. Вооружение: 2х 102-мм и 3 х37-мм орудия, 3 х12,7-мм пулемета, 1 трехтрубный торпедный аппарат, 2 бомбомета и 2 паравана. Экипаж 108 человек.
Корабли бригады приняли самое активное участие в Хасанских событиях 1938 года. Особо отличились экипажи сторожевых кораблей «Буран», «Терек», «Пластун» и «Сокол» Они обеспечивали действующие части продовольствием, боеприпасами, вооружением, перевозили раненых, несли боевой дозор, охраняли коммуникации. Большинство участников Хасанских событий было награждено знаками «Участник Хасанских боёв».
С 06 апреля 1937 года по 17 мая 1939 года был совершен межфлотский переход отряда базовых тральщиков в составе «Т-5» («Параван»), «Т-6» («Капсюль»), «Т-7» «Веха») и «Т-8» («Чека») под общим командованием капитана 3 ранга П. П. Михайлова (военный комиссар А. Л. Раскин) по маршруту Севастополь – Порт-Саид – Суэцкий канал – Аден – Коломбо – Манила – Владивосток. Под руководством известного гидрографа и штурмана Н. Ю. Рыбалтовского на переходе производились исследования точности счисления пути и астрономические наблюдения в море.
Водоизмещение 490 т. Размерения 62 х 7.2 х 2.26 м (по другим данным 62.9 х 7.62 х 2.37 м). ГЭУ дизельная двухвальная, 2800 л.с. Скорость 18.9/14.2 узла, дальность 3400 миль. Вооружение: 1 х 100/56 мм, 1 х 45 мм, 1 х 20 мм, 2 х 2 х 12.7 мм пулемета Кольта-Браунинга и 2 х 1 х 12.7 мм пулемета ДШК, 28 мин обр. 1926 года, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 69 чел. Недостаточная остойчивость, свойственная тральщикам пр. 3, у кораблей пр. 53 устранялась укладкой твердого балласта.
С 15 июня 1939 года по 24 августа 1939 года был совершен межфлотский переход отряда базовых тральщиков в составе «Т-1» («Стрела»), «Т-2» («Трос»), «Т-3» («Проводник»), «Т-4» («Подсекатель») по маршруту Кронштадт – Плимут – Норфолк – Панамский канал – Сан-Франциско – Петропавловск-Камчатский – Владивосток.
19 июля 1939 года нарком ВМФ СССР флагман флота 2 ранга Н.Г. Кузнецов отдал приказ о создании на базе бригады соединения Охраны водного района главной базы Тихоокеанского флота (ОВР ТОФ).
Переименована
28 августа 1939 года, в соответствии с приказом Военного Совета Тихоокеанского флота, соединение Охраны водного района было выделено из состава Владивостокского укрепленного района и сформировало самостоятельное соединение, подчиненное непосредственно Военному Совету ТОФ.
Командиром соединения был назначен капитан 3 ранга Владимир Александрович Андреев (1904-1994)
– выпускник военно-морского училища им. М.В. Фрунзе, до назначения командиром соединения Охраны водного района Тихоокеанского флота служивший начальником штаба бригады заграждения и траления Тихоокеанского флота (на ТОФ Владимир Александрович попал спустя пять лет после окончания военно-морского училища – в 1932 году). Владимир Андреев был опытным и талантливым офицером, что впоследствии отметило командование – он дослужился до адмирала, командовал Северной Тихоокеанской флотилией во время Советско-японской войны, затем – Сахалинской флотилией, а в отставку вышел в 1967 году с должности начальника тыла Военно-морского флота СССР.
В 1939 году соединение имело 26 кораблей и катеров. Среди них сторожевые корабли «Метель», «Буран», «Вьюга», «Терек», тральщики: «Веха», «Чека», «Параван», «Сокол», «Трос», «Капсюль», «Стрела», «Подсекатель» и морские охотники.
Моряки соединения в готовности встретили начало Великой Отечественной войны.
В состав соединения входили более 100 кораблей и катеров, в том числе сторожевые корабли, тральщики и морские охотники, образовывавшие 14 дивизионов. В этом составе Охрана водного района встретила начало Великой Отечественной войны.
Материалы
Орлов Г.В. «1-я морская бригада траления и заграждения — МСДВ СССР (04.05.1932)» — (повествование 13.03.2020).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/publ/vmf_sssr/tikhookeanskij_flot/morskie_sily_dalnego_vostoka_pereimenovany_v_tikhook
eanskij_flot_11_janvarja_1935_goda/120-1-0-34
http://www.47br-ovra.com/istoriya
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/armija_sssr/0-33 |