СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Вокзалы СССР [3]
Вокзалы СССР
Высотки (Сталинские) в Москве [13]
Высотки (Сталинские) в Москве Мифы, Легенды, События, Факты.
Клубы СССР [1]
Клубы СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ЗДАНИЯ В СССР » Вокзалы СССР

Московский вокзал — Ленинград (повествование)

 Московский вокзал — Ленинград (повествование) 

Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)


Страна:   СССР.
Расположение:    Ленинград, Невский проспект, 85.
Отделение ж. д.:     Ленинградское
Тип:    Пассажирская.
Время работы:    Круглосуточно.
Дата открытия:   1851
Подчинение:    Октябрьская железная дорога.
Количество платформ:    6
Количество путей:    11
Тип платформ:    Островные
Форма платформ:    Прямая, изогнутая.
Длина платформ:    800 м.
Электрифицирована:    1960 год
Тип электрификации:    3 кВ
Архитекторы:    К.А. Тон
Ширина колеи:    1520 мм

 

Московский вокзал — ЛенинградМосковский вокзал (до 1924 — Николаевский, до 1930 — Октябрьский) — пассажирский терминал железнодорожной станции Ленинград-Главный. Расположен по адресу: Ленинград, Невский проспект, 85.

 

 

 

 

 

 

Предыстория

Николаевский вокзал строился в 1844 — 1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона, при участии Р. А. Желязевича, является «близнецом» построенного им же Ленинградского вокзала в Москве, от которого отличается некоторыми особенностями.

Активное участие в проектировании новой привокзальной (Знаменской) площади принимал и сам император, собственноручно добавивший к площади дополнительно места под № 1, 2, 3 и 4, «как отчеркнуто Его Величества карандашом», что сделало площадь не только обширнее, но и придало ей более «регулярный характер».

Первым начальником пассажирской станции и вокзала Петербурго-Московской железной дороги был назначен Н. И. Миклуха. Его квартира находилась в самом здании вокзала, кроме того здесь располагались конторы служащих, управление железной дороги, императорские помещения. Николай Ильич известен своими разработками эффективных методов борьбы со снежными заносами на железных дорогах. На участке пути Тверь — Вышний Волочек, открытым для опытной эксплуатации в 1847 году, он первым в России посадил «живой забор» из ёлок.

С 14 (26) по 16 (28) августа 1851 года из Петербурга до Москвы на 9 поездах были перевезены два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков, а в 4 часа утра 19 (31) августа 1851 года, с соблюдением всех мер предосторожности, из столицы в Москву отправился «Царский поезд», состоявший из 9-ти вагонов и перевозивший августейшую семью. Путешествие вместе с остановками заняло 19 часов.

1 (13) ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения по железной дороге, на всём протяжении от Санкт-Петербурга до Москвы. В 11 часов 15 минут из Петербурга отправился «всенародный поезд», который прибыл в Москву на следующие сутки в 9 часов утра. В пути он пробыл 21 час 45 минут и состоял из 6-ти вагонов.

В 1868 году в связи со значительно возросшим пассажиропотоком была начата реконструкция Николаевского вокзала. Был пристроен двухэтажный флигель для приёма багажа, правое крыло здания соединили с царскими покоями.

В 1898 году со стороны Лиговского проспекта было пристроено здание Конторы Николаевской железной дороги из красного кирпича.

В 1912 году был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского вокзала. Появлявшиеся новые технические устройства требовали новых помещений, старое здание уже не могло их обеспечить. Среди участвующих в конкурсе были В. А. Щуко, И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль. Сложность решения заключалась в том, что новый вокзал мог быть расширен только в сторону путей, Знаменская площадь к тому времени уже была сформирована. Одобрение получил проект В. А. Щуко. Было начато строительство корпуса прибытия, который должен был стать левым крылом нового здания. С началом Первой мировой войны строительство было прервано, старое здание избежало сноса.

Повествование

В 1923 году, с переименованием Николаевской железной дороги в Октябрьскую, то же название получил и вокзал. Но уже в 1930 году вокзал стал именоваться Московским.

06 июня 1931 года в газете «Гудок» появилось объявление: «09 июня 1931 года, в 1 час 30 мин. ночи, из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между Ленинградом и Москвой экспресс покроет в 9ч. 45 мин. Средняя скорость экспресса 70 км в час. На отдельных перегонах скорость дойдет до 100 км в час».

С Московского вокзала 10 июня 1931 года — В первый рейс «Красная стрела» отправилась. Появление «Красной стрелы» было для бедной, разоренной страны особым событием. «Стрела» стала первым фирменным поездом, в корне изменившим ситуацию на железной дороге и возродившим дореволюционную традицию поездов первого класса. Еще весной 1931 года стало известно, что между Москвой и Ленинградом вводится в обращение курьерский поезд.

Во время Великой Отечественной войны линия была перерезана войсками Вермахта. Прямое сообщение между столицами с августа 1941 года по февраль 1944 года отсутствовало.

Первый рейс после прорыва блокады Ленинграда, по официальным данным, был отправлен 20 марта 1944 года. В состав поезда была включена платформа с зенитной установкой.

В 1962 году, одновременно с электрификацией движения, в здании вокзала были сделаны подземные переходы с выходом в город и на станцию метро «Площадь Восстания».

В конце 1950-х годов по проекту архитектора В. И. Кузнецова здание Московского вокзала было реконструировано и расширено. К его правому крылу был пристроен новый флигель со вторым вестибюлем станции метро «Площадь Восстания».

В 1967 году был открыт новый «Световой зал» (также по проекту В. И. Кузнецова), что увеличило площадь вокзала на 2700 квадратных метров. Внутри зала был установлен памятник В. И. Ленину работы скульптора Л. А. Месса.

В 1976 году площадка между перронами и световым залом была перекрыта алюминиевым навесом.

С Московского вокзала 18 сентября 1973 года «Русская Тройка» совершила первый пробный рейс из Ленинграда в Москву. В первый регулярный рейс с пассажирами «Русская Тройка» отправилась 08 июля 1975 года. Поезд шел по графику «Авроры» с прибытием в Москву в 18-43. Регулярные рейсы РТ200 совершал до 1980 года.

Составы пассажирских поездов дальнего следования, отправляющиеся с Московского вокзала обслуживают локомотивные бригады тяговой части «Ленинград-Пассажирский-Московский» (ТЧЭ-8), территория которой примыкает к Московскому вокзалу, протянувшись вдоль Днепропетровской улицы. Часть поездов обслуживается московскими бригадами двухсистемных скоростных электровозов ЭП20, приписанных к «Москва-Сортировочная-Рязанская» (ТЧЭ-6) или машинистами высокоскоростных составов электрической тяги ЭВС1/ЭВС2«Сапсан» и ЭС1/ЭС2Г «Ласточка», «Дирекции скоростного сообщения» (ТЧ-40, Металлострой).

В литературе и искусстве

 

Вокзал Московский пуст,
Уныло, как в пещере.
Под валенками хруст:
Надуло снег сквозь щели.

Вверху под потолком,
В пробоине лиловой — Луна,
как снежный ком,
Обрушиться готовый…
Юрий Воронов «На Московском вокзале»

 

Примечания

Комментарии:

  1. ↑в разных источниках протяжённость линии Санкт-Петербург-Москва указывается в 603 или в 609 вёрст
  2. ↑Следует отметить, что годом ранее, в 1846 году, движение поездов было открыто до Александровского механического завода где строились паровозы и прочий подвижной состав для Николаевской дороги
  3. ↑В те времена пассажиров перевозили и на грузовых открытых платформах, где из дерева был сооружён невысокий барьер. Иногда платформы оборудовались скамейками.
  4. ↑В ряде публикаций указано 18 августа 1851 года «по старому стилю».
  5. Орлов Г.В. «Московский вокзал — Ленинград (повествование)» — 05.06.2019.

Литература

  • Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 282. — 368 с. — 100 000 экз.
  • Батырев В. М. Вокзалы. — М.: Стройиздат, 1988. — 214 с. — (Всеобщая история архитектуры). — ISBN 5-274-00181-5.
  • Петроград и его окрестности: Илл. путеводитель и справочник. — Петроград: Кн-во б. М. В. Попова, 1915. — 336 с.
  • Чукарев А. Г. Генерал железных дорог империи: к 210-летию со дня рождения первого министра путей сообщения П. П. Мельникова (1804-1880). — М.: УМЦ ЖДТ, 214. — С. 90—92. — 327 с. — ISBN 978-5-89035-702-1.

Статьи и публикаци:

  • Внутренние известия // Санкт-Петербургские ведомости : газета. — Тип. Имп. акад. наук, 1847. — 8 мая (№ 101). — С. 1.
  • Киреев С. В., Сафронов А. А. Строительство Николаевской железной дороги. — В: Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно практической конференции в 2 т. : [рус.] // Тихоокеанский государственный университет. — Хабаровск, 2016. — Т. 2. — С. 156—160. — 495 с. — УДК 001.891(G). — ISBN 978-5-7389-1984-8.

 

Источник

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_

%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82%D0%9F%D0%

B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)

http://ussr-cccp.moy.su/publ/dorogi_sssr/zheleznye_dorogi/zheleznodorozhnoe_soobshhenie_moskva_leningrad/352-1-0-2251

 

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/zdanija_sssr/0-51
Категория: Вокзалы СССР | Добавил: soviet-union-ussr (05.06.2019) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 94 | Теги: Орлов Г.В., Ленинград (повествование), Московский вокзал — Ленинград (пове, Московский вокзал, ссср | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2019 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей