СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Вокзалы СССР [3]
Вокзалы СССР
Высотки (Сталинские) в Москве [18]
Высотки (Сталинские) в Москве Мифы, Легенды, События, Факты.
Гостиницы в СССР [4]
Гостиницы в СССР
Кинотеатры СССР [4]
Кинотеатры СССР
Клубы СССР [1]
Клубы СССР
Общества СССР [1]
Общества СССР
Планетарии СССР [2]
Планетарии СССР
Правительственные [1]
Правительственные здания СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ЗДАНИЯ В СССР » Вокзалы СССР

Ленинградский вокзал — Москва (повествование)

 Ленинградский вокзал — Москва (повествование) 

Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)


Страна:   СССР.
Расположение:    Москва, Комсомольская площадь, 3.
Отделение ж. д.:     Москва-Октябрьская
Тип:    Пассажирская.
Время работы:    Круглосуточно.
Дата открытия:   1851
Подчинение:    Октябрьская железная дорога.
Количество платформ:    
Количество путей:    
Тип платформ:    Островные
Форма платформ:    .
Длина платформ:    .
Электрифицирована:    1960 год
Тип электрификации:    3 кВ
Архитекторы:    Тон Константин Андреевич.
Ширина колеи:    1520 мм

 

Ленинградский вокзал — МоскваЛенинградский вокзал — (до 1855 года — Петербургский вокзал, в 1855—1923 годах — Николаевский, в 1923—1937 годах — Октябрьский) — пассажирский терминал железнодорожной станции Москва-Пассажирская (название остановочного пункта согласно структуре[источник не указан] МПС — Москва-Октябрьская), расположенный на Комсомольской площади. Здание вокзала было построено в 1844—1851 годах по проекту Константина Тона архитектором Рудольфом Желязевичем. Объект культурного наследия народов СССР государственного значения.

 

 

 

 

Повествование

В 1843 году архитектор Рудольф Желязевич подготовил типовые проекты для вокзалов промежуточных станций железной дороги. Он предложил собственные идеи по организации конечной станции, но их не приняли. Был организован архитектурный конкурс, в котором участвовали Александр Брюллов, Николай Ефимов, а также Константин Тон, работу которого и утвердил Николай I для обеих конечных станций железной дороги. МосквоведАлександр Васькин утверждает, что конкурс не проводился, а император сразу поручил проект Тону.

Возведение Петербургского вокзала в Москве началось в 1844 году под руководством управляющего путями сообщения Петра Клейнмихеля, у которого с Тоном случались разногласия. Так, Клейнмихель требовал использования кирпичной кладки с тонкими швами, что казалось ему наиболее эстетичным. Архитектор отказался исполнять это указание, опасаясь нарушения монолитности стен и возникновения трещин. В результате конфликтов в 1847-м работы перепоручили Рудольфу Желязевичу, который, по свидетельствам современников, отличался большей уступчивостью.

Строительство было окончено в 1851 году (по другим данным — двумя годами раньше). Здание являлось стилистической парой вокзала в Санкт-Петербурге, но отличалось меньшими размерами. Его длина составляла 25 саженей, ширина — 12 саженей. Главный фасад вокзала расположили вдоль красной линии Каланчёвской площади. Центральную часть здания занимал просторный двусветный вестибюль. Помещения вокзала украшал дубовый паркет и мраморныешведские печи, туалеты также оснастили каминами, что было редкостью. Императорские залы имели массивные дубовые двери, их оборудовали зеркальными шкафами. Второй этаж главного корпуса вокзала отвели под квартиры служащих.

Вокзал имел тупиковое расположение путей, характерное для того времени. Со стороны заднего фасада от здания отходило две платформы. Вдоль правого перрона располагался корпус с залами ожидания и вокзальными службами. При этом планировка подчинялась классовой системе пассажиров. Для разных слоёв населения предусмотрели отдельные помещения, одинаковые по своему назначению. Левую платформу отделили от внешнего пространства стеклянными арками. К ней примыкали два дополнительных павильона. Один предназначался для обслуживания царской семьи, другой — для распределения и отправки багажа. Обе платформы связывали поперечный перрон и вестибюль. Железнодорожные пути объединили поворотными кругами для перестановки локомотивов. Вантовый дебаркадер перекрыли шедовым металлическим потолком. Использование такой конструкции было новшеством для того времени и олицетворяло достижения прогресса. В этот же период по проекту архитектора построили отдельное здание кругового депо для отстоя и починки составов.

Архитектор Тон планировал расположить симметрично относительно главного здания вокзала два флигеля для таможни и квартир служащих, но реализовали только первый из них. Строительство комплекса завершилось к 1853 году, он состоял из трёхэтажного главного корпуса, одноэтажного пакгауза и двухэтажного крыла с квартирами служащих.

Первый поезд прибыл на Петербургский вокзал 03 августа 1851 года, а 19 числа того же месяца по железнодорожному сообщению впервые проехал Николай I с супругой и наследниками. Регулярное движение поездов было открыто в ноябре 1851-го. Через четыре года из-за кончины императора Петербурго-Московскую железную дорогу переименовали в Николаевскую. Это же название получили и оба конечных вокзала. В 1903 году вантовую систему дебаркадера, сооружённую Желязевичем, заменили арочной.

Повествование

11 марта 1918 года в связи с переездом советского правительства в Москву на вокзал из Петрограда прибыл Владимир Ленин. В честь этого в 1975-м в главном зале установили мраморный бюст вождя и памятную надпись. Согласно указу Феликса Дзержинского от 1923 года, Николаевскую железную дорогу переименовали в Октябрьскую, это же название получил и вокзал в Москве. Через год в связи с кончиной Ленина и переименованием Петрограда вокзал стали называть Ленинградским. В 1927-м на его территории открылась первая в стране Депутатская комната повышенного комфорта.

06 июня 1931 года в газете «Гудок» появилось объявление: «09 июня 1931 года, в 1 час 30 мин. ночи, из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между Ленинградом и Москвой экспресс покроет в 9ч. 45 мин. Средняя скорость экспресса 70 км в час. На отдельных перегонах скорость дойдет до 100 км в час».

С Московского вокзала 10 июня 1931 года — В первый рейс «Красная стрела» отправилась  в Москву и обратно с Ленинградского вокзала, в которой был оборудован новый тип вагонов — спальный. Появление «Красной стрелы» было для бедной, разоренной страны особым событием. «Стрела» стала первым фирменным поездом, в корне изменившим ситуацию на железной дороге и возродившим дореволюционную традицию поездов первого класса. Еще весной 1931 года стало известно, что между Москвой и Ленинградом вводится в обращение курьерский поезд.

Реконструкция Ленинградского вокзала проходила в 1934 году. В этот период расширили кассовую зону, в бывших императорских залах обустроили комнату матери и ребёнка. Организовали помещения справочного бюро, почты, телеграфа, комнаты ожидания для транзитных пассажиров. В 1949-м провели реставрацию помещений вокзала по проекту архитектора Алексея Душкина, во время работ полностью изменили отделку комнат.

Через десятилетие проходила следующая масштабная реконструкция, проект которой подготовило инженерное бюро «Ленгипротранс». По другим данным, перепланировка Ленинградского вокзала проходила в середине 1970-х годов. Во время работ здание заметно расширили, обустроили раздельные платформы и проложили новые станционные пути.

При этом сохранили исторические пропорции внешнего фасада, увеличив площади со стороны железнодорожных путей на 2300 м². Территорию бывшего дебаркадера переоборудовали под кассовые и операционные залы. В боковых частях здание надстроили третьим этажом, где разместили залы ожидания и служебные помещения.

На цокольном этаже новой части вокзала обустроили камеры хранения и технические службы. Между Ярославским и Ленинградским вокзалами возвели дополнительный корпус, выполненный по проекту института Мосгипротранс. Помещения вокзала объединили подземными переходами со станцией метро « Комсомольская».

С Московского вокзала 18 сентября 1973 года «Русская Тройка» совершила первый пробный рейс из Ленинграда в Москву. В первый регулярный рейс с пассажирами «Русская Тройка» отправилась 08 июля 1975 года. Поезд шел по графику «Авроры» с прибытием в Москву в 18-43. Регулярные рейсы РТ200 совершал до 1980 года.

В 1974—1977 год вокзал впервые был серьёзно реконструирован. На месте дебаркадера появился большой зал для пассажиров, построены новые кассовые залы и другие помещения. Без изменений осталась только часть здания, выходящая на Комсомольскую площадь.

В 1989 году началась реконструкция вокзала по проекту треста Мосэлектротягстрой. Озвучивались сроки и стоимость работ — четыре года и семь миллионов рублей. Во время реставрации удлинили платформы, соорудили навесы над перронами, усилили освещение и изменили планировку, чтобы исключить пересечение пассажиров разных направлений. На тот момент действовало 32 кассы дальних направлений, залы ожидания и служебные помещения общей площадью более 5000 м².

Ленинградский вокзал обслуживает станцию «Москва-Октябрьская». В начале 1990-х годов он ежегодно принимал и отправлял более 5 миллионов пассажиров дальнего следования и более 24 миллионов — пригородного. Багажное отделение обрабатывало около 590 тысяч тонн багажа. В периоды летнего увеличенного пассажиропотока вокзал ежедневно обслуживал 35 пар дальних поездов и 115 пар пригородных.

Направления поездов дальнего следования: -

  • Финляндия - Хельсинки

Внутренние направления: -

  • Бологое.
  • Боровичи.
  • Великие Луки.
  • Ленинград.
  • Мурманск.
  • Новгород.
  • Осташков.
  • Петрозаводск.
  • Псков.
  • Калинин.

Также с вокзала следуют пригородные электрички:

Крюково (Зеленоград), Подсолнечной (Солнечногорск), Клина, Конаково, Калинин.

Это единственный вокзал в Москве, который относится не к Московской, а к Октябрьской железной дороге. Вокзал расположен на Комсомольской площади — площади Трёх вокзалов.

Примечания

  1. Орлов Г.В. «Ленинградский вокзал — Москва (повествование)» — 06.06.2019.

 

Источник

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1

%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

https://www.moscowmap.ru/rail/leningradsky-vokzal.html

http://ussr-cccp.moy.su/publ/zdanija_v_sssr/vokzaly_sssr/moskovskij_vokzal_leningrad_povestvovanie/356-1-0-2252

 

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/zdanija_sssr/0-51
Категория: Вокзалы СССР | Добавил: soviet-union-ussr (06.06.2019) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 1154 | Теги: СССР, Москва (повествование), Орлов Г.В., Ленинградский вокзал — Москва (пове, Ленинградский вокзал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей