СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Балтийский флот СССР [1024]
Балтийский флот СССР
Каспийский флот СССР [1022]
Каспийский флот СССР
Морской десант СССР [5]
Морской десант СССР
Надводные корабли СССР [1013]
Надводные корабли СССР, Авианосцы, Линкоры, Крейсера, Большие противолодочные корабли, Сторожевые корабли, Малые артиллерийские корабли, Малые ракетные корабли, Малые противолодочные корабли, Эскадренные миноносцы, Эсминцы.
Оборудование кораблей СССР [3]
Оборудование для кораблей СССР
Подводный флот СССР [9]
Подводный флот СССР, Дизельные подводные лодки, Атомные подводные лодки, подводные лодки.
Северный флот СССР [1035]
Северный флот СССР
Тихоокеанский флот [1057]
Тихоокеанский флот СССР, события, факты, новости.
Училище ВМФ СССР [166]
Училище ВМФ СССР, Училище ВВМУ, ВМУ.
Черноморский флот СССР [1025]
Черноморский флот СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ВМФ - СССР » Балтийский флот СССР

Надводный флот ВМФ СССР — (Малые противолодочные корабли СССР: Проекта 1124 - (Повествование))

 Надводный флот ВМФ СССР — (Малые противолодочные корабли СССР: Проекта 1124 - (Повествование)) 

 

Страницы:     [01]     [02]

 

Страна:    СССР
Проект:   1124
Изготовители:   Зеленодольский ССЗ им. А.М. Горького, Киевский судостроительный завод «Ленинская кузница», Хабаровский судостроительный завод имени С. М. Кирова
Операторы:    ВМФ СССР
 

Повествование:

Малые противолодочные корабли проекта 1124 (шифр «Альбатрос», кодовое обозначение НАТО — Grisha class corvette) — тип малых противолодочных кораблей, строившихся в 1970-е—1980-е годы для Военно-Морского Флота СССР в составе 2 основных серий (проекты 1124 и 1124М). Была разработана также «сторожевая» версия корабля.

 

 

 

 

 

 

 

На начало 1960-х годов советский флот испытывал резкий рост потребностей в новых эскортных и противолодочных кораблях ограниченного водоизмещения. Новые корабли должны были обеспечить развёртывание советских ПЛАРБ и ПЛА, осуществлять охрану военно-морских баз, соединений ударных кораблей и конвоев судов в прибрежных районах. С появлением в ведущих морских державах субмарин нового поколения с обычными и ядерными энергетическими установками резко возросла подводная угроза во всех операционных зонах советского ВМФ, в том числе в ближней морской зоне. В распоряжении ВМФ СССР находились малые противолодочные корабли проектов 122А и 122бис (построено 369 кораблей), противолодочные катера проекта 199 (построено 52 ед.), противолодочные катера (МПК) проектов 201М и 201Т (построено 183 ед.), а также относительно современные МПК проекта 204 (построено от 63 до 66 кораблей). К недостаткам последнего проекта относилась слабая ПВО и недостаточно надёжная АУ «АК-725», тогда как опыт послевоенных локальных конфликтов свидетельствовал о возрастающей угрозе для кораблей со стороны авиации, поэтому МПК проекта 204 устарели уже в момент постройки, а резерв на модернизацию у этих кораблей ввиду сравнительно небольшого водоизмещения отсутствовал.

История проектирования:

Тактико-техническое задание

Главкомом ВМФ СССР С. Г. Горшковым было дано указание разработать новый малый противолодочный корабль с повышенными возможностями ПВО и ПЛО. ВМФ СССР, согласно мысли Горшкова, должен был получить новый мощный противолодочный корабль для ближней и прибрежной морских зон, являющийся развитием проекта 204. Впервые в практике советского военного судостроения боевой корабль малого водоизмещения должен был получить на вооружение ЗРК самообороны и мощную буксируемую гидроакустическую станцию.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование МПК под шифром «Альбатрос» было выдано Зеленодольскому ЦКБ-340 в 1963 году. Главным конструктором проекта был назначен руководитель бюро Ю. А. Никольский, а главным наблюдающим от ВМФ — сотрудник ЦНИИ военного кораблестроения капитан 2-го ранга И. В. Козловский, принимавший участие в разработке ТТ3 «Альбатроса». Прогрессивные для начала 1960-х годов технические решения в области корабельной энергетики и движительных установок использовались при проектировании корабля группами конструкторов под руководством А. В. Кунаховича и А. П. Мышакина.

Особое внимание в ТТ3 уделялось ограничению водоизмещения будущего корабля величиной 800 тонн, обеспечению возможности длительного поддержания относительно невысокого хода при поиске подводной лодки противника, а также способности немедленного развития скорости полного хода не менее 35 узлов при её атаке. В качестве оптимального варианта была выбрана комбинированная трёхвальная дизель-газотурбинная энергетическая установка, уже апробированная на сторожевых кораблях проектов 159 и 159А.

Выбор наиболее оптимальных обводов корпуса будущего корабля был ограничен жёсткими рамками предложенного ТТЗ. Для того, чтобы добиться требуемой 35-узловой скорости полного хода при стандартном водоизмещении в 800 тонн, конструкторы предложили комбинированные обводы корпуса, сочетающие в себе преимущества остроскулых и круглоскулых; одновременно при проектировании встал вопрос необходимости оптимизации мореходных качеств корпуса корабля и его ходкости при условии наличия большого подкильного обтекателя ГАС (размеры обтекателя сильно влияли на общую центровку и ходовые качества корабля). Надводному борту пришлось дать сложную форму; вдоль борта шли сглаженные продольные уступы («гребни») для уменьшения забрызгиваемости и заливаемости палубы. При серийном строительстве кораблей от использования этих уступов отказались по соображениям технологичности.

В ТТЗ проекта чётко оговаривался требуемый состав вооружения. На корабле разрабатываемого проекта должна была быть установлена гидроакустическая станция кругового поиска типа «Аргунь» с антенной излучателя в подкильном обтекателе, опускаемая ГАС «Шелонь», два двухтрубных 5З3-мм торпедных аппарата ПЛО, две реактивные бомбомётные установки и 57 мм спаренная артиллерийская установка самообороны.

Эскизный проект

В июне 1964 года командованием ВМФ СССР и руководством министерства судостроительной промышленности был рассмотрен представленный конструкторами эскизный проект малого противолодочного корабля проекта 1124.

По результатам рассмотрения эскизного проекта командованием ВМФ и министерством судостроительной промышленности было принято совместное решение об установке на кораблях проекта ЗРК самообороны «Оса-М» (4К-33) с боекомплектом в 20 зенитных управляемых ракет (ЗУР) 9М-3З (предусмотренные ещё на этапе аван-проекта дополнительные объёмы корпуса позволяли это сделать). Изначально было предложено разместить убирающуюся под палубу пусковую установку ЗРК типа «ЗИФ-122» в кормовой оконечности корпуса (на этом решении настаивали разработчики ЗУР, считавшие необходимым разместить рядом пусковую установку и стрельбовую РЛС), а артиллерийскую установку «3ИФ-72» («АК-725»), с увеличенными углами обстрела, переместить в нос корабля. Но в окончательном варианте эскизного проекта 3РК был размещён конструкторами в носовой части корпуса, а артиллерийская установка заняло место в корме.

В состав противолодочного вооружения были включены две двенадцатиствольных реактивные бомбомётные установки РБУ-6000, два двухтрубных поворотных 533-мм торпедных аппарата и глубинные бомбы. В результате разработки эскизного проекта на корабле были размещены подкильная и буксируемая гидроакустические станции, резко увеличивавшие возможности корабля по поиску и обнаружению подводных лодок противника.

Технический проект

Технический проект малого противолодочного корабля проекта 1124 был выполнен в 1965 году. Итогом разработки технического проекта стала реализация практически всех требований ТТЗ ВМФ. Конструкторы создали «сильно вооружённый быстроходный противолодочный корабль» и уложились в полное водоизмещение 900 тонн. Технический проект был рассмотрен летом 1966 года.

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 680—280 от 10 августа 1964 года было принято решение о строительстве головного корабля проекта 1124. Договорный технический проект 1124 по результатам испытаний головного корабля в 1970 году был откорректирован и окончательно оформлен только в 1972 году.

За разработку малого противолодочного корабля проекта 1124 группа ведущих специалистов Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (бывшее ЦКБ-340) была удостоена Государственной премии СССР.

Назначение

Назначением кораблей проекта 1124 согласно тактико-техническому заданию было обеспечение развёртывания советских ПЛАРБ, охрана военно-морских баз и соединений ударных кораблей и конвоев судов в прибрежных районах (акваториях Балтийского и Чёрного морей, Кольского, Амурского и Уссурийского заливов и Авачинской бухты с прилегающими к ним районами). Боевая эксплуатация кораблей на сложных морских театрах (Северный и Тихоокеанский флоты) не предполагала применение кораблей в открытом море.


История строительства

Всего было построено 88 из 90 заложенных кораблей различных серий, в том числе 76 малых противолодочных кораблей модификаций 1124 и 1124М (5 кораблей проекта 1124М служили в качестве пограничных сторожевых кораблей), а также 12 пограничных сторожевых кораблей 1124П.

26 декабря 1966 года на стапеле судостроительного завода «Красный металлист» имени А. М. Горького в Зеленодольске (современное ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького») судостроители заложили корпус головного корабля проекта — «МПК-147». 12 января 1967 года «МПК-147» был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР.

В ходе испытаний головного корабля пришлось отказаться от экзотических «гребней надводного борта», усложнявших технологию изготовления корпусных конструкций, и упростить при разработке рабочей документации геометрию выступающих частей корпуса.

Военно-Морской Флот СССР заказал у судостроительной промышленности 38 кораблей проекта 1124. Девятнадцать из них было построено на Зеленодольском судостроительном заводе (ССЗ № 340), пять — на киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница» и четырнадцать — на Хабаровском судостроительном заводе имени С. М. Кирова (ССЗ № 876). Начиная с 13 корабля было усилено артиллерийское вооружение: добавлен 30-мм автомат АК-630, система управления артогнём заменена на «Вымпел». Собственные наименования строившимся кораблям проекта 1124 не присваивались, и в состав флотов ВМФ СССР они вступали под литерно-цифровыми обозначениями.

После того, как в 1972 году на рейде Большой Ялты головной корабль серии посетил отдыхавший в Крыму генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, было начато массовое строительство «альбатросов» проекта 1124П (П — «пограничный»), предназначавшихся для Морских частей погранвойск КГБ СССР. От базового проекта корабли отличало отсутствие ЗРК самообороны (вместо него в носу разместили вторую АУ АК-725) и наличие ходового мостика на месте стрельбовой РЛС. Зеленодольским заводом было построено двенадцать пограничных сторожевых кораблей этого проекта. В отличие от кораблей, вошедших в состав ВМФ СССР, пограничные корабли имели собственные персональные наименования.

Проект 1124М

МПК-89 проекта 1124М.
В 1976 году под руководством Ю. А. Никольского при главном наблюдающем от ВМФ капитане 2 ранга А. П. Демешевиче был разработан так называемый сокращённый технический проект 1124М — следующая (и наиболее радикальная) модификация проекта 1124. Корабли модифицированного проекта оснащались более современными образцами вооружения: новой 76-мм АУ «АК-176», переносными зенитными ракетными комплексами «Стрела-3» и более мощной РЛС общего обнаружения «Топаз-2В».

Ещё одним отличием нового корабля от базового проекта стало применение на нём комплекса телеуправляемого оружия КТУ-77 с торпедами ТЭСТ-3. В связи с высокой плотностью компоновки исходного проекта и отсутствием свободных площадей, было принято решение отказаться от правой бомбометной установки, а освободившиеся помещения использовать для размещения приборов комплекса. Общий вес приборов комплекса, размещаемых на корабле, составил 1200 кг. Модификация проекта привела к перегрузке и возрастанию водоизмещения более, чем на 30 т. Стандартное водоизмещение модифицированного проекта возросло почти на 10%. По системе кодовых обозначений НАТО модифицированный проект 1124М обозначался как корвет класса «Grisha-5». Строительство кораблей этой модификации было начато в 1982 году. 

Конструкция:

 

Основные характеристики
Водоизмещение Серия 1124
900 т (стандартное) 
1030 т (полное) 
Серия 1124М
990 т (стандартное) 
1120 т (полное)
Длина 71.1 м (наибольшая) 
66.0 м (по ватерлинии)
Ширина Серия 1124: 
10.3 м (наибольшая) 
9.5 м (по ватерлинии) 
Серия 1124М: 
10.15 м (наибольшая) 
9.5 м (по ватерлинии)
Осадка Серия 1124: 3.54 м 
Серия 1124М: 3.71 м
Двигатели трёхвальная, 4 дизеля крейсерского хода М-507А (20 000 л.с.), 1 ГТУ М-8 (18 000 л.с.)
Скорость хода Серия 1124: 14 узлов (экономическая), 35 узлов (полная)
Серия 1124М: 21 узел (крейсерская), 32 узла (полная)
Дальность плавания Серия 1124: 950 миль на 27 узлах, 2500 миль на 14 узлов, 4000 миль на 10 узлах 
Серия 1124М: 2200 морских миль на 14 узлах, 1940 миль на 19 узлах
Автономность плавания 9 суток
Экипаж Серия 1124: 83 человека (в том числе 9 офицеров) 
Серия 1124М: 86 человек (в том числе 9 офицеров)
Вооружение
Радиоэлектронное вооружение 2 МР-312 «Наяда», МР-320 «Топаз-2» или МР-755 «Топаз-2Б», МР-123 «Вымпел» (АУ), система РЭБ «Бизань-4Б», 2x10 ПУ пассивных помех ПК-10
Артиллерия Серия 1124: 1x2-57мм/80 АУ АК-725, 1x6-30мм АК-630
Серия 1124М:1х1-76мм/60 АУ АК-176, 1x6-30мм АУ АК-630М,
Ракетное вооружение 1 ЗРК «Оса-М» — 20 ракет 9М33, 2 ПЗРК «Стрела-3»
Противолодочное вооружение Серия 1124: 2x12 213мм РБУ-6000 «Смерч-2» (96 РГБ-60) 
Серия 1124М: 2x12 213мм РБУ-6000 «Смерч-2» (48 РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2x2-533мм торпедных аппарата ДТА-53-1124 (4 торпеды 53-65К; СЭТ-53; СЭТ-53М; СЭТ-65; ТЭСТ-71)

Корпус и надстройка

Корпус корабля гладкопалубный, стальной с комбинированными обводами (круглоскулыми в носовой конечности для получения высоких скоростей хода и остроскулыми в кормовой конечности). Отношение длины корпуса к его ширине достигает 6,8. В целях улучшения мореходности корабля в штормовых условиях надводная часть корпуса была уширена в носовой части за счёт протяжённой, занимающей всю ширину корпуса, носовой надстройки и седловатости верхней палубы, позволившей обеспечить необходимую высоту надводного борта в носовой оконечности и получить дополнительные объёмы внутри корпуса.

Корпус набран по продольной системе набора с размером шпации 500 мм. Толщина наружной обшивки колеблется в пределах 6-8 мм, второе дно имеет толщину 5 мм, а толщина настила палуб, платформы и главных переборок достигает 4 мм. Бронирование главного командного пункта и жизненных центров корабля отсутствует. Одиннадцатью водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, корпус делиться на двенадцать отсеков. Корпус имеет верхнюю и нижнюю палубы, ниже их располагается платформа, трюм и двойное дно.

При стандартном водоизмещении 800 тонн, нормальном водоизмещении 850 тонн, площадь смоченной поверхности равняется 642 м², коэффициент полноты мидель-шпангоута — 0,652, коэффициент общей полноты — 0,420.

Надстройки корабля для облегчения конструкции изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-5В. Носовая надстройка занимает почти треть длины корпуса. Внутренние выгородки и ряд фундаментов отдельных устройств изготовлены из алюминиево-магниевых сплавов, благодаря чему удалось понизить положение центра тяжести корабля и уменьшить общую массу конструкции корпуса. Междудонное пространство составляет почти 90% длины корпуса и используется для хранения запасов пресной воды и топлива.

Фок-мачта корабля квадратного сечения, сплошная; выполнена из алюминиево-магниевого сплава. Треногая грот-мачта небольшого размера размещена в передней части отдельно стоящей кормовой надстройки, также выполненной из алюминиево-магниевого сплава толщиной 3-4 мм.

Из-за более мощного вооружения, по сравнению с МПК проекта 204, водоизмещение нового корабля выросло более чем в два раза.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка корабля — трёхвальная, дизель-газотурбинная эшелонного типа. ГЭУ корабля является аналогом ГЭУ сторожевых кораблей проекта 159, но в отличие от последней на средний вал ЭУ проекта 1124 работает газотурбинный двигатель типа М-8М мощностью в 18 000 л. с. (используется как форсажный двигатель), а на каждый бортовый вал работает один дизель М-507А1 мощностью в 10 000 л. с.

ГЭУ размещена автономными эшелонами в двух отсеках, в носовом и кормовом машинных отделениях. В кормовом эшелоне побopтнo размещены два главных маршевых четырёхтактных, реверсивных, стодвенадцатицилиндровых дизеля марки «М-507А» с газотурбинным наддувом массой в 17 т. Дизеля работают на бортовые валы с гребными винтами диаметром 2,0 м. Технический ресурс дизелей составляет 2 000 часов. В носовом эшелоне размещён ГТУ «М-8М», работающий на средний вал с гребным винтом диаметром 2,4 м. Время пуска турбины из холодного состояния до оборотов холостого хода не превышает трёх минут, а развитие полной мощности турбины возможно через 10 минут, включая этап пятиминутного предварительного прогрева. Технический ресурс турбины — 10 000 часов. Газоотводная труба размещена над носовым машинным отделением и выводилась в дымовую трубу прямоугольного сечения.

В состав энергетической установки кораблей проекта 1124 входят три дизель-генератора (ДГ-500, ДГ-300 и ДГ-200). Дизель-генераторы обеспечивают корабль переменным трёхфазным током с напряжением 380 В и частотой 50 Гц.

Управление главными дизелями и газотурбинной установкой производится с пульта управления с помощью системы автоматизированного дистанционного управления. Имеется электрокомпрессор марки «ЭК-3» и дизель-компрессор марки «ДК-2-3», вспомогательный котлоагрегат марки «КВА 1,0/5 М» (с рабочим давлением пара 5 кг/см²). Управление энергетикой корабля осуществляется при помощи двух ГРЩ (главных распределительных щитов) «ПМЖ-7905-6361» и «ПМЖ-7906-6331», распределительного щита и компенсаторов «ЕК-2».

Скорость хода кораблей проекта только под дизелями может достигать 22 узлов при свободно вращающемся среднем валу. По другим данным, полная скорость хода первых кораблей проекта 1124 при работе дизелей и газовой турбины превышала 36,1 узла, а у кораблей проекта 1124М достигает 32 узлов. Под одним дизелем корабль может развивать скорость хода 7 узлов, под двумя дизелями — 16 узлов, а при использовании только ГТД — 21-22 узлов.

 

Страницы:     [01]     [02]



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/vmf_sssr/0-15
Категория: Балтийский флот СССР | Добавил: soviet-union-ussr (20.09.2018) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 789 | Теги: Надводный флот ВМФ СССР — (Малые пр, вмф ссср, МПК, Надводный флот, СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей