Ту-95 — По кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — Советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец СССР Стр.-2
Страница [01] [02]
Вооружение:
Ударное оружие Ту-95МС — крылатые ракеты Х-55
Кормовая установка с пушками АМ-23
Кормовая установка с пушками ГШ-23
Бомбовая нагрузка самолёта Ту-95 нормальная 6 тонн, в перегруз до 12 тонн и более. Самолёт имеет один термостабилизированный грузоотсек, где допускается размещение свободнопадающих (в том числе ядерных) авиационных бомб калибром до 9000 кг. Ту-95МС не имеет прицельного оборудования для применения свободнопадающих боеприпасов.
Ту-95КД и Ту-95-20 вооружались крылатыми ракетами Х-20 с ядерной боевой частью, предназначенными для поражения радиоконтрастных целей на дистанциях 300—600 км.
Ту-95В (существовал в единственном экземпляре) был переоборудован для использования в качестве средства доставки мощнейшей в мире термоядерной бомбы. Вес этой бомбы составлял 26,5 тонны, а мощность в тротиловом эквиваленте — 50 мегатонн. После испытания царь-бомбы 30 октября 1961 года этот самолёт больше по назначению не использовался.
Ту-95К-22 мог нести три крылатые ракеты Х-22, две на внешней подвеске и одну — полуутопленную в грузовом отсеке.
Ту-95МС, составляющий костяк стратегической авиации России, является носителем крылатых ракет Х-55. В модификации Ту-95МС6 в грузовом отсеке на многопозиционной пусковой установке барабанного типа размещается шесть таких ракет. В модификации Ту-95МС16 в дополнение к внутрифюзеляжной пусковой установке предусмотрена подвеска ещё десяти ракет Х-55 на четырёх подкрыльевых держателях и установлена СУРО (система управления ракетным оружием), аналогичная Ту-160. Оборудование для свободнопадающих боеприпасов с самолёта демонтировано.
Ту-95МСМ доработаны для применения ракет Х-101 и Х-102 и имеют держатели внутренней и внешней подвески.
Оборонительное вооружение самолётов Ту-95 состоит из 23-мм авиационных пушек.
На старых модификациях самолёта установлена система ПВ-23 (9-А-037) из шести спаренных пушек АМ-23 в трёх оборонительных стрелковых установках (верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12, и кормовой ДК-12). На Ту-95К-22 вместо ДК-12 установлена аппаратура РЭБ. На модификации Ту-95МС смонтирована одна кормовая установка ДК-12 (9-К-037) с парой пушек АМ-23 или система с кормовой установкой 9-К-502-II (модификация от Ил-76), с двумя двухствольными пушками ГШ-23.
Служба:
106-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия (аэродром Узин), в составе: 409-й ТБАП (Узин), 1006-й ТБАП (Узин), 182-й гв. ТБАП (Моздок). 409-й ТБАП в 1986 году перевооружился на самолёты-заправщики Ил-78.
79-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия (аэродром Семипалатинск-2), в составе: 1223-й ТБАП, 1226-й ТБАП (оба аэродром Семипалатинск-2).
392-й отдельный дальний разведывательный авиационный полк ВМФ (аэродром Кипелово)
304-й отдельный дальний разведывательный авиационный полк ВМФ (аэродром Хороль)
73-я гв. тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия (аэродром Украинка), в составе: 40-й гв. ТБАП (Украинка) и 79-й гв. ТБАП (Украинка)
отряд в составе АЭ 169-го смешанного авиационного полка ВМФ (аэродром Камрань, Вьетнам)
Формирование 106 ТБАД в Узине в Киевской области началось в 1955 году. В конце года был сформирован первый полк дивизии — 409 ТБАП. Он эксплуатировал Ту-95, Ту-95М, Ту-95МР, Ту-114, Ту-116 до 1986 года, затем перевооружился на заправщики Ил-78. Второй полк дивизии — 1006 ТБАП, был сформирован в 1956 году (самолёты Ту-95К, Ту-95КМ и Ту-95К-22, с 1985 года — Ту-95МС).
Также в Узине был сформирован 1223 ТБАП новой 79 ТБАД (1956 год), а затем и 182 гв ТБАП на Ту-95К (в дальнейшем — Ту-95КМ и Ту-95К-22). 182-й полк базировался в Моздоке, к концу 1988 года был перевооружён на Ту-95МС, после развала СССР переподчинён дивизии в Энгельсе. 1223 ТБАП в 1957 году, вместе с управлением дивизии перелетел в Семипалатинск, имел на вооружении Ту-95, Ту-95М, Ту-95МР, Ту-95В, Ту-116. Полк первым в ДА перевооружался на Ту-95МС в 1982 году. Второй полк дивизии — 1226 ТБАП летал на Ту-95, Ту-95 м и Ту-95К-22, с 1984 года — на Ту-95МС. Базировался в Семипалатинске.
106 ТБАД работала по северному направлению, вплоть до Арктики, тогда как машины 79 ТБАД предназначались для ударов по целям на юге — базам НАТО в Азии и в акватории Индийского океана, а в дальнейшем, и по целям на территории КНР.
Несколько самолётов (отряд) постоянно находилось в состоянии боевого дежурства. Для оперативной подвески крупногабаритных ядерных боеприпасов оборудовались стоянки с траншеями — в полках боевое дежурство называли — «на яме». Первоначально на вооружении 95-х были трёхмегатонные бомбы — «изделие 37», которые впоследствии заменили более крупногабаритными двадцатимегатонными изделиями — отсюда и дежурства «на яме».
Из-за большой разницы во времени подхода американских бомбардировщиков с авиабаз НАТО в Европе и Азии к целям в СССР и советских Ту-95 со своих аэродромов до целей на территории США, в ВВС СССР начали отрабатываться методы «вывода из под удара». Имелось в виду, рассредоточение самолётов в случае нападения на оперативные аэродромы, в том числе, и специально оборудованные снежные аэродромы в Арктике (первые исследования производились на станции «Северный полюс-2»), и затем нанесение ответного «удара возмездия». По этой теме было выполнено достаточно много исследований и практических работ.[источник не указан 2185 дней]
Также в 1960-х годах выполнялись маловысотные полёты групп бомбардировщиков на «прорыв ПВО». Специально подготовленные экипажи строевых частей выполняли полёты на высоте нескольких сот метров, ниже зоны видимости РЛС того периода.
Ту-95МР (всего построено 4 самолёта) вели регулярную разведку в Атлантике, а затем и в Тихом океане, для чего самолёты перегонялись на северные и дальневосточные аэродромы СССР и на бывшие американские авиабазы во Вьетнаме (Дананг, Камрань). В дальнейшем для выполнения этих задач были сформированы два полка ВМФ на самолётах Ту-95РЦ — 392 ОДРАП в Кипелове (Вологда) и 304 ОДРАП в Хороле (Приморский край). Интенсивность разведполётов Ту-95РЦ была настолько высока, что моряки НАТО стали называть самолёт «Восточный экспресс».
После перевооружения на Ту-95МС были выполнены демонстрационные полёты — беспосадочный облёт по периметру границ территории СССР и полёт к границам США и Канады через Северный полюс. «МС-ы» поступали в 106 ТБАД и 79 ТБАД, меняя старые модификации Ту-95. Относительно свежие ракетоносцы Ту-95К и особенно Ту-95К-22 перебросили на Дальний восток, где в Амурской области (Украинка) была сформирована 73 гв. ТБАД, с составе двух полков — 40 гв. ТБАП и 79 гв. ТБАП. Целями самолётов дивизии были авианосные ударные группы (АУГ) в Тихом океане.
Самолёт Ту-95К № 48000001 передан в Челябинское училище штурманов.
Самолёт Ту-95 зав. № 5800101, дата выпуска 31.08.55 г., выставлен в музее ВВС России в Монино.
Самолёт Ту-95КМ № 63М52607 эксплуатировался в качестве летающей лаборатории в ГК НИИ ВВС во Владимировке, по программе испытаний орбитального ракетоплана «105.11».
Самолёт Ту-95ВК-22 (КАМА б/н 53) №……2704 крайнее место дислокации гарнизон Дягилево выставлен в музеи дальней авиации гарнизон Энгельс
Самолёт Ту-95МС Тамбов (б/н 23) №……0843 крайнее место дислокации гарнизон Дягилево передан в Воронежский институт авиации
По неполным данным, за время эксплуатации разбилось 25 машин типа Ту-95 разных модификаций.
Название модели |
Краткие характеристики, отличия. |
«95-1» |
Первый опытный прототип с ТВД 2ТВ-2Ф (1952 год). |
«95-2» |
Второй опытный прототип с ТВД ТВ-12 (1955 год). |
Ту-95 (изд. «В», Bear-A по классификации НАТО) |
Серийная модификация стратегического бомбардировщика с бомбовым вооружением, построенная на базе второго опытного самолёта «95/2» (1955 год). |
Ту-95 (заказ 244) |
Серийный Ту-95М с увеличенным запасом топлива. |
Ту-95A (Bear-A) |
Стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия со специальной окраской, системой обогрева и термоизоляцией бомбового отсека, светозащитными шторками для экипажа (1956 год). |
Ту-95В (заказ 242) |
Переоборудованный серийный Ту-95, предназначенный для испытаний сверхмощной (50—100 Мт) термоядерной бомбы (1959 год). |
Ту-95К(изделие «ВК», Bear-B) |
Бомбардировщик-носитель сверхзвуковых крылатых ракет Х-20, входящих в комплекс К-20 (1956 год). |
Ту-95К-22(изделие «ВК-22») |
Модификация серийных Ту-95КМ в носители КР Х-22, ракетный комплекс К-95-22. |
Ту-95КД (изд. «ВКД») |
Модификация модели Ту-95К — бомбардировщика-носителя крылатых ракет Х-20 — дополнительно оборудованная системой дозаправки в воздухе (1961 год). |
Ту-95КМ(изделие «ВКМ», Bear-C) |
Модернизированный и перевооружённый на КР Х-20М вариант бомбардировщика Ту-95КД с обновлённым БРЭО (1968 год). Один самолёт Ту-95КМ был переделан в носитель экспериментального прототипа 105.11 проекта авиационно-космической системы«Спираль» (Всего проектировалось три опытных изделия — дозвуковое, сверхзвуковое и орбитальное. Проект закрыт в конце 1980-х годов). |
Ту-95КУ(изделие «ВКУ») |
Учебная модификация самолёта Ту-95К, использовавшаяся для обучения экипажей применению комплекса К-20 с крылатыми ракетами Х-20 (1956 год). |
Ту-95ЛАЛ(заказ 247) |
Переделанный из Ту-95М в летающую лабораторию по программе создания самолёта с ядерной силовой установкой. На самолёте отрабатывалась биологическая защита экипажа от радиации. |
Ту-95М(изделие «ВМ») |
Серийная модификация стратегического бомбардировщика с двигателями НК-12М, построено 19 машин (1957 год). |
Ту-95М-5 |
Опытная машина — носитель КР КСР-5. |
Ту-95М-55 |
Переделанный из Ту-95М-5 в летающую лабораторию по доводке комплекса Ту-95МС с ракетами Х-55. |
Ту-95МА |
Опытный образец для испытания перспективных ракет на базе Ту-95МС. |
Ту-95МР(изделие «ВР», Bear-E) |
Стратегический разведчик, построено 4 машины (1964 год). |
Ту-95МС(изделие «ВП-021», Ту-95МС-6, Ту-95МС-16), по классификации НАТО Bear-H |
Самолёты-носители крылатых ракет Х-55 (1979 год и позже). Создан на базе Ту-142МК. |
Ту-95МСМ |
Модернизация Ту-95МС-16 с заменой двигателей на модификацию НК-12МВМ с винтами АВ-60Т. Модернизация БКО («Метеор-НМ2»). Установка новой навигационной вычислительной системы НВС-021М, комплексной системы управления КСУ-021, системы отображения информации СОИ-021, астронавигационной системы АНС-2009, РЛС «Новелла-НВ1.021» . На самолёт возможна внешняя подвеска 8 ракет Х-101 или Х-102. Первый самолёт б/н 20к рег. RF-94122 («Дубна») был готов осенью 2015 года. |
Ту-95Н (заказ 236) |
Самолёт-носитель стратегического подвесного бомбардировщика РС разработки КБ П. В. Цибина (1956 год). |
Ту-95РЦ(изделие «ВЦ», Bear-D) |
Разведчик-целеуказатель для нужд ВМФ, построено 53 машины (1962 год). |
Ту-95У(изделие «ВУ») |
Учебная модификация самолёта Ту-95 и Ту-95М. |
|
|
Некоторые самолёты Ту-95МС названы в честь городов.
Именные Ту-95МС |
Б/н |
Название |
01 |
«Иркутск» |
02 |
«Моздок» |
04 |
«Курган» |
10 |
«Саратов» |
11 |
«Воркута» |
12 |
«Москва» |
14 |
«Воронеж» |
15 |
«Калуга» |
16 |
«Великий Новгород» |
17 |
«Великий Устюг»ТУ 142мр |
19 |
«Красноярск» |
20 |
«Дубна» |
21 |
«Самара» |
22 |
«Козельск» |
23 |
«Тамбов» |
23 |
«Рязань» |
27 |
«Изборск» |
28 |
«Севастополь» |
29 |
«Смоленск» |
53 |
«Ванино Ту-142М3» |
59 |
«Благовещенск» |
? |
«Клин» |
? |
«Оренбург» |
? |
«Псков» |
? |
«Тверь» |
Мифы, события, факты, катастрофы:
1. 11 мая 1953 года, когда при проведении 17-го испытательного полёта на самолёте в результате разрушения редуктора третьего двигателя произошёл пожар. Система пожаротушения с огнём не справилась, пожар распространился на мотогондолу, отсек шасси и конструкцию крыла. Командир корабля доложил о прекращении задания и возвращении на аэродром, экипажу приказал покинуть машину. Когда до аэродрома оставалось меньше 40 км, третий двигатель оторвался, самолёт вошёл в крутое снижение по спирали и почти вертикально врезался в землю в лесном массиве вблизи Ногинска. Из одиннадцати человек, находившихся на борту, спастись смогли лишь семеро. Погибли командир корабля А. Д. Перелёт, бортинженер А. Ф. Чернов (оба оставались в самолёте до конца), штурман С. С. Кириченко (покинул самолёт, но взрыв погасил купол парашюта) и специалист по виброиспытаниям А. М. Большаков (в суматохе выпрыгнул без парашюта). По мнению М. Л. Галлая, А. Д. Перелёт был намерен любой ценой попытаться спасти уникальный самолёт, а А. Ф. Чернов остался с командиром, понимая, что тому будет очень трудно управлять многомоторной машиной без помощи бортинженера. Спастись удалось 7 членам экипажа из 11.
2. В 1960-х годах Ту-95 был перехвачен британским истребителем Lightning, во время маневрирования с бомбардировщиком британский самолёт разбился.
3. В одном из полётов над Атлантикой советский Ту-95 был перехвачен тремя американскими истребителями F-4 «Фантом». Пытаясь пролететь под самолётом, американец врезался хвостом в крыло и потерял управление. Пилоты катапультировались и «Фантом» разбился, советский самолёт успешно вернулся на аэродром.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-95
http://avia.pro/blog/tu-95
http://fb.ru/article/203243/strategicheskiy-bombardirovschik-tu--harakteristiki-i-foto
http://wartools.ru/vvs-russia/samolet-tu-95
http://oruzhie.info/voennye-samolety/209-tu-95
http://www-wikipediya.ru/wiki/%D0%A2%D1%83-95
Страница [01] [02]
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |