МиГ-15 - Советский реактивный истребитель (1947) стр.3
Страница [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ]
Стоял на вооружении:
Страны, эксплуатировавшие МиГ-15
Всего в СССР было построено от 11 073 до 13 131 МиГ-15, вместе с выпускавшиеся по лицензии в других странах - достигает 15 560 самолётов, что делает этот истребитель самым массовым реактивным боевым самолётом в истории авиации. В разное время он состояли на вооружении около 40 стран.
СССР — в 1950-х годах советские МиГ-15 многократно вылетали на перехват самолётов-разведчиков США и европейских стран, активно летавших над СССР в этот период, и сбили нескольких нарушителей. Наиболее известным пилотом МиГ-15 был Юрий Гагарин, два года летавший на этих самолётах в 769-м истребительном авиаполку Северного флота.
Гагарин погиб во время тренировочного полёта на МиГ-15УТИ в марте 1968 года.
В СССР МиГ-15 и его модификации были сняты с вооружения в начале 1970-х годов.
Албания — в 1955 ВВС Албании получили 18 МиГ-15бис и 4 МиГ-15УТИ, впоследствии ещё 4 CS-102 чехословацкого производства, 8 F-2 и 4 FT-2 также советского производства, реэкспортированные из КНР. Последние МиГ-15 были сняты с вооружения в 2006 году.
Алжир — в 1964-65 годах ВВС Алжира получили 20 МиГ-15бис и 4 МиГ-15УТИ.
Ангола — в 1975 году ВВС Анголы получили подержанные двухместные МиГ-15УТИ, два из них с Кубы, один из СССР. Самолёты предназначались для тренировки пилотов МиГ-17 и МиГ-21.[12]
Афганистан — МиГ-15УТИ
Бангладеш — в 1973 приобретено 5 FT-2 китайского производства.
БНР — в начале 1950-х, ВВС Болгарии получили 12 МиГ-15, 24 МиГ-15бис и 30 МиГ-15УТИ. В 1960 году в Болгарию прибыло 12 разведывательных истребителей МиГ-15Рбис.
Буркина-Фасо — МиГ-15УТИ[12]
ВНР — в 1951 году ВВС Венгрии получили небольшое число МиГ-15, которые вскоре были замены на МиГ-15бис (36) и МиГ-15УТИ/CS-102 (53), поступившими на вооружение в 1953 году.
Гвинея — 2 МиГ-15УТИ[13]
Гвинеи-БисауГвинея-Бисау — 1 МиГ-15УТИ[13]
ГДР — В 1956 ВВС Восточной Германии получили первые из 28 МиГ-15бис. Кроме них, в ГДР поставлялись учебно-тренировочные МиГ-15бис.
Демократическая Республика Конго — 1 МиГ-15УТИ[12]
Египет — около 150 МиГ-15бис и МиГ-15УТИ, а также S-103 и CS-102 чехословацкого производства. Первые истребители были приняты на вооружение в 1955 году.
Индонезия — в конце 1950-х ВВС Индонезии приобрели около 20 МиГ-15УТИ и CS-102 чехословацкого производства.
Ирак — В 1958 для тренировки пилотов МиГ-17, было приобретено несколько МиГ-15УТИ.
Камбоджа — в 1963 получен один советский МиГ-15УТИ, а в 1964 один китайский FT-2. МиГ-15УТИ разбился в 1968 году, китайский самолёт прослужил до семидесятых годов.
КНР — в начале 1950-х Китай получил от СССР большое количество МиГ-15, МиГ-15бис и МиГ-15УТИ. Одноместные и учебные самолёты получили обозначения J-2 и JJ-2, при экспорте истребители обозначались F-2 и FT-2 соответственно.
КНДР — в начале 1950-х ВВС Северной Кореи получили большое количество МиГ-15, МиГ-15бис и МиГ-15УТИ от СССР, а также F-2 и FT-2 от КНР.
Куба — 36 МиГ-15бис/Рбис и 30 МиГ-15УТИ
Ливия — МиГ-15УТИ
Мадагаскар — в 1978 ВВС Мадагаскара получили один подержанный северокорейский МиГ-15УТИ.[13]
Мали — получен 1 МиГ-15УТИ в 1960-х годах[13]
Марокко — 2 МиГ-15УТИ состояли на вооружении с 1961 по 1966 год.
Мозамбик — 2 подержанных советских МиГ-15УТИ в 1980 году.[15]
Монголия — 3 МиГ-15УТИ, с 1969 года.
Нигерия — 2 МиГ-15УТИ в 1967 году из Египта.
Пакистан — китайские F-2 и FT-2 начиная с 1965 года.
ПНР — МиГ-15, МиГ-15бис, МиГ-15УТИ, а также производился по лицензии.
Румыния — 159 МиГ-15, 50 МиГ-15бис, 204 S-103 чехословацкого производства, 59 МиГ-15УТИ и 42 CS-102 чехословацкого производства.
Северный Вьетнам — Северный Вьетнам получал МиГ-15УТИ, а также китайские F-2 и FT-2 начиная с 1962 года.
Северный Йемен — несколько МиГ-15УТИ.
Сирия — 25 МиГ-15бис и 6 МиГ-15УТИ в 1955 году.
Сомали — в 1967 году приобретено несколько МиГ-15УТИ для тренировки пилотов МиГ-17.[15]
Судан — 2 FT-2 в 1969 году.[15]
Танзания — 2 МиГ-15УТИ или FT-2.[16][17]
Уганда — 2 МиГ-15УТИ были поставлены в 1966 году.[18]
Финляндия — 4 МиГ-15УТИ для подготовки лётчиков МиГ-21. Находились на вооружении с 1962 по 1977 год.
ЧССР — В 1951 году ВВС чехословакии начали получать МиГ-15, впоследствии МиГ-15, МиГ-15бис и МиГ-15УТИ производились в Чехословакии по лицензии.
Шри-Ланка — 1 МиГ-15УТИ приобретён в 1971 году, выведен из эксплуатации в 1981 году.[19] В настоящее время находится в музее ВВС Шри Ланки.
НДР Йемен — несколько МиГ-15УТИ
Боевое применение:
Китайский пилот МиГ-15 Чжан Цзихуэй, сбивший F-86 «Сейбр», американского аса Джорджа Дэвиса, в воздушном бою 10 февраля 1952 года. Всего Чжан Цзихуэй одержал четыре воздушных победы (отметки на МиГе)
Впервые МиГ-15 был использован в бою в начале 1950 года. Истребители были развёрнуты в Китае для прикрытия района города Шанхай от налётов гоминьдановской авиации. Стычки с противником были редкими, и пилоты МиГ-15 записали на свой счёт только один сбитый самолёт — разведывательный P-38.
С конца декабря 1950 года и вплоть до завершения войны в июле 1953 года МиГ-15 и F-86 стали основными противниками в небе Кореи.
Советские МиГ-15 привлекались для борьбы с нарушителями воздушной границы СССР. В период c 1950 по 1953 год «пятнадцатые» сбили большое число нарушителей, в том числе четыре RB-29, два B-26C, по одному F-82, F-51D, B-24, P2V-3, RB-50G, PBY-5A, Lincoln B.II и шведский разведчик DC-3. 18 ноября 1952 года американские истребители F9F-5 сбили два (по западным данным) или три (по российским данным) МиГ-15 ВВС СССР. В 1954 году МиГ-15 истребительной авиации ПВО по ошибке сбили советский торпедоносец Ту-14 ВВС ТОФ, принятый за иностранную «Канберру».
Восточноевропейские страны также использовали МиГ-15 для охраны воздушной границы. 10 марта 1953 года чехословацкий МиГ-15 сбил американский истребитель F-84. Через год «пятнадцатый» сбил ещё один американский самолёт. 27 июля 1955 года пара болгарских МиГ-15 сбила израильский пассажирский самолёт L-149, нарушивший болгарское воздушное пространство. Самолёт рухнул возле города Петрича, при этом погибли 7 пилотов и других членов экипажа вместе с 51 пассажиром.
21 января 1956 года советские МиГ-17 завязали воздушный бой с венгерскими МиГ-15бис, в процессе которого вторглись в воздушное пространство нейтральной Австрии, где затем произошло столкновение венгерского и советского МиГов. Венгерский пилот погиб, советский выжил.
Главной войной и «звёздным часом» в истории МиГ-15 стала война в Корее. Это была первая в истории авиации война реактивных двигателей и первый воздушный бой реактивных самолётов. ВВС Северной Кореи были полностью уничтожены в первые несколько месяцев боевых действий, и в середине осени 1950 года авиация ООН имела господство в воздухе. Для обеспечения воздушного прикрытия вступившей в войну китайской армии СССР направил в Китай 64-й истребительный авиакорпус, вооружённый МиГ-15. Уже 1 ноября они вступили в первый бой с американскими самолётами, что стало полной неожиданностью для ВВС США, не предполагавших, что им придётся столкнуться с новейшим советским истребителем. Применявшиеся до сих пор американские F-80 уступали МиГам в скорости из-за своего прямого крыла. Для борьбы с новым воздушным противником на Дальний Восток были срочно отправлены недавно поступившие на вооружение F-86 «Сейбр». С конца декабря 1950 года и вплоть до завершения войны в июле 1953 года МиГ-15 и F-86 стали основными противниками в небе Кореи.
МиГ и «Сейбр» имели примерно одинаковые лётные характеристики. МиГ-15 имел преимущество в вертикальной манёвренности и вооружении, уступая «Сейбру» в авионике и горизонтальной манёвренности. Важную роль играла и оперативная ситуация на Корейском театре военных действий — советским лётчикам запрещалось преследовать противника над морем или территорией Южной Кореи. Кроме того, основной целью советских лётчиков было не уничтожение F-86, а атака ударных американских самолётов. С другой стороны, МиГи действовали над своей территорией, где авиация США постоянно подвергалась угрозе зенитного огня. Важным преимуществом для МиГов было то, что они базировались на аэродромах на территории Китая, в результате лётчикам США было запрещено уничтожать МиГ-15 на земле и вообще атаковать МиГи над территорией Китая.
Отсутствие противоперегрузочного костюма в экипировке лётчиков МиГ-15 значительно снижало боевые возможности самолёта при маневрировании. Американские лётчики, пилотировавшие F-86 «Сейбр», имели в своём арсенале полётного обмундирования такие костюмы, что позволяло им проводить маневрирование с перегрузками более длительные по времени, нежели лётчики на МиГ-15.
Командир эскадрильи Сергей Крамаренко, одержавший в Корее 13 воздушных побед, так описывал тактику сторон:
« МиГ имел превосходство в скороподъёмности, в то время как «Сейбр» обладал лучшей манёвренностью в горизонтальной плоскости, особенно на малых высотах… Очень часто исход поединка решала первая атака. После первого удара МиГи быстро уходили на высоту, «Сейбры» же, наоборот, в случае неудачного первого захода стремились уйти вниз. Каждый стремился использовать в бою лучшие качества своего самолёта, поэтому порой схватка и ограничивалась одной атакой, после которой МиГи оказывались наверху, а «Сейбры» — внизу.»
Советские МиГ-15 атакуют американские стратегические бомбардировщики B-29, 1951 год
Обломки американского стратегического бомбардировщика B-29, сбитого МиГ-15
Однако, главным преимуществом Сейбров было наличие радиодальномера, позволявший сбивать Миги с дистанции 2500 метров. Тяжёлая ситуация для советских лётчиков сохранялась вплоть до 1952 года, когда на МиГ-15 стали ставить детектор облучения радаром, изобретённый лейтенантом В. В. Мацкевичем.
МиГ-15 прекрасно проявили себя во время перехватов бомбардировщиков B-29, для действий против которых, собственно, и создавался. В двух боях в марте—апреле 1951 года МиГам удалось нанести большой урон группам B-29 в районе китайско-корейской границы. В конце октября 1951 года[33] после новой серии потерь от действий МиГов ВВС США были вынуждены полностью прекратить использование B-29 в дневных условиях; до конца войны эти бомбардировщики действовали в основном по ночам.
Истинное количество побед и потерь МиГ-15 в Корее назвать затруднительно — этот вопрос до сих пор является дискуссионным. Согласно советским данным, самолёты ВВС СССР, КНР и КНДР сбили в Корее 1377 самолётов противника всех типов при потере 566 своих машин. Следует отметить, что основная часть (но не все) этих побед и потерь приходится на МиГ-15, причём потери, очевидно, не включают небоевые аварии и катастрофы. Непосредственно советская сторона по всем причинам потеряла 335 МиГ-15 при 64 тысячах вылетах, из них 283 было сбито вражеским или дружественным огнём и разбилось по техническим причинам и ошибкам лётчиков в боевых вылетах, 42 списано после посадки, 3 разбилось при посадке и 7 потеряно в небоевых вылетах. Происходили потери и на аэродромах: известен случай, когда в результате налёта бомбардировщиков B-29 на Ыйджу были уничтожены 16 северокорейских МиГ-15.
Самым результативным пилотом считается Евгений Пепеляев, за которым записано 23 воздушные победы. Кстати, именно Пепеляев подбил и принудил к аварийной посадке тот единственный F-86, который был доставлен для изучения в ЦАГИ. Американская сторона заявляла о том, что было сбито 792 МиГов и 108 других самолётов, при потере всего 78 F-86. Так как каждая из сторон приводит свою статистику, трудно судить о реальном положении вещей.
Использование МиГ-15 в Корее имело большой резонанс в средствах массовой информации Европы и Америки. Неожиданное появление этого самолёта получило название «корейский сюрприз». Американские пилоты называли район на северо-западе КНДР, где наиболее часто действовали советские истребители, «аллеей МиГов».
На протяжении Корейской войны США пытались захватить более или менее невредимый МиГ-15, объявив в апреле 1953 года награду в 100 тысяч долларов тому пилоту, который предоставит этот самолёт в распоряжение ВВС США[37]. Непосредственно в ходе войны американцам не удалось захватить ни одного самолёта. Лишь после её окончания, в сентябре 1953 года, северокорейский пилот Но Гымсок, ничего не знавший о предложенном вознаграждении, угнал МиГ-15 в Южную Корею. Этот самолёт был опробован в полёте известным американским лётчиком-испытателем Чаком Йегером[38]. По словам Йегера, соотношение потерь «Сейбров» к сбитым «МиГам» составляло 1:12 (опять же из-за превосходства первого в горизонтальной манёвренности[39]), и когда американские авиаконструкторы наконец ознакомились с самолётом, они весьма удивились советскому конструкторскому решению горизонтального оперения. Испытания трофейного самолёта помогли американцам лучше понять тактику действий советских пилотов в воздухе[40]. Затем США предложили вернуть МиГ законному владельцу, однако ни одна страна не выразила желания забрать его, и самолёт был отправлен в Национальный музей ВВС США.
Хотя после окончания Корейской войны МиГ-15 продолжали летать во многих странах мира и участвовать в вооружённых конфликтах, они больше нигде не получили боевой славы. Китайские самолёты участвовали в воздушных боях с тайваньскими F-84 и F-86 во время обострения отношений между двумя странами осенью 1958 года. Египетские МиГ-15 весьма неудачно использовались во время Синайской войны и англо-французской агрессии 1956 года, не оказав никакого влияния на ход боевых действий, что было вызвано слабой подготовкой египетских пилотов и новизной совсем недавно поступивших в Египет МиГов. Лётчики МиГ-15 записали на свой счёт 2 сбитых, 1 уничтоженный на земле и 6 повреждённых самолётов противника. Четыре МиГ-15 были сбиты ВВС Израиля, ещё один был захвачен в удовлетворительном состоянии и впоследствии использовался для тренировки израильских пилотов, а 35 египетских и сирийских МиГ-15 уничтожены на земле. Во время египетской интервенции в Йемене, Шестидневной войны, Войны на истощение и Октябрьской войны МиГ-15 ВВС Египта использовались в основном для атаки наземных целей. Сирийские самолёты также приняли участие в боевых действиях против Израиля.
МиГ-15 не принимали непосредственного участия во Вьетнамской войне. Насколько известно, ВВС Северного Вьетнама имели на вооружении только учебно-тренировочные МиГ-15УТИ, которые не совершали боевых вылетов. В целом главная роль МиГ-15 в странах Азии и Африки свелась к подготовке личного состава к полётам на более современных советских истребителях.
Тактико-технические характеристики:
Экипаж: |
1 пилот |
Длина: |
10,10 м |
Размах крыла: |
10,08 м |
Высота: |
3,7 м |
Площадь крыла: |
20,6 м² |
Угол стреловидности по передней кромке: |
37° |
Коэффициент удлинения крыла: |
4,85 |
Коэффициент сужения крыла: |
1,61 |
Профиль крыла: |
ЦАГИ С-10C у корня крыла, ЦАГИ СР-3 - законцовки |
Средняя аэродинамическая хорда: |
2,12 м |
База шасси: |
3,17 м |
Колея шасси: |
3,81 м |
Масса пустого: |
3247 кг |
Масса снаряжённого: |
3524 кг (пилот 97 кг, боекомплект 180 кг) |
Нормальная взлётная масса:
|
4917 кг
|
Масса топлива во внутренних баках: |
1210 кг (+ 2 × 420 кг в ПТБ) |
Объём топливных баков: |
1456 л (+ 2 × 250 л ПТБ) |
Силовая установка: |
1 × ТРД РД-45Ф |
Тяга: |
1 × 2270 кгс (22,3 кН) |
|
|
Лётные характеристики
МиГ-15
|
Максимальная скорость: |
у земли: 1042 км/ч
на высоте 5000 м: 1021 км/ч
на высоте 10000 м: 974 км/ч
|
Скорость отрыва: |
230 км/ч |
Посадочная скорость: |
174 км/ч |
Практическая дальность: |
1335 км / 1920 км с ПТБ |
Практический потолок: |
15 100 м |
Скороподъёмность:
|
у земли: 41,0 м/с
на высоте 5000 м: 28,0 м/с
на высоте 10000 м: 16,1 м/с
|
Время набора высоты:
|
5000 м за 2,4 мин.
10000 м за 6,8 мин.
|
Время / радиус виража:
|
на высоте 5000 м: 40 с / 1050 м
на высоте 10000 м: 71 с / 2000 м
|
Набор высоты за разворот:
|
на высоте 5000 м: 2340 м
на высоте 11400 м: 1280 м
|
Нагрузка на крыло: |
238,7 кг/м² |
Тяговооружённость: |
0,46 |
Длина разбега: |
605 м |
Длина пробега: |
755 м |
|
|
Вооружение
МиГ-15
|
Стрелково-пушечное: |
1 × 37 мм пушка Н-37 с 40 патр. (6,66 в/с)
2 × 23 мм пушки НС-23 с 80 патр. на ствол (10x2 в/с)
|
Точки подвески: |
2 |
Бомбы: |
2 × 50 кг или 2 × 100 кг |
Мифы, события, факты:
1. Для очистки палубы единственного в ВМФ России авианосца «Адмирал Кузнецов» используется трактор Т-150К, на который установлен двигатель МиГ-15. Задачей данного агрегата, получившего название МТ-58, является очистка палубы от посторонних предметов сдуванием струёй от реактивного двигателя.
2. Вскоре после прибытия в Китай мне было поручено сообщить Мао Цзэ-дуну, что Советское правительство решило безвозмездно передать Китайской Народной Республике несколько сот самолётов МиГ-15. Мао Цзэ-дун поблагодарил наш народ за столь щедрый подарок.
— С. А. Красовский, «Жизнь в авиации»
Литература:
Багратинов Валерий. Крылья России. — М.: "Эксмо", 2005. — С. 677-678. — ISBN 5-699-13732-7.
Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0.
Gunston B., Gordon Y. MiG Aircraft since 1937. — London, GB: Putnam, 1998. — P. 55-77. — 288 p. — ISBN 0-85177-884-4.
Г.Лобов. Глава 2. "Чёрный вторник" и его уроки // В небе Северной Кореи. — Авиация и космонавтика. — М.: РОО «Техинформ», 1990.
МиГ-15-варианты (рус.) // Авиационное обозрение. — Х., 1993. — № 3. — С. 26, 27.
Источник:
.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%93-15
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/sssr/istrebiteli-2/1940-e-1950-e-gody/istrebiteli-kb-mikoyana-i-gurevicha/istrebitel-mig-15
/frontovoj-istrebitel-mig-15bis/
Страница [ 01 ] [ 02 ] [ 03 ]
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8 |