Харьковский авиационный завод имени Ленинского комсомола (1968)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Республика: УССР.
Город: Харьков.
Название: ХАЗ им. Ленинского комсомола.
Адрес: ?.
Заложен: ?.
Основан: 17.09.1926.
Тип: ГС.
Отрасль: Производство авиационной техники.
Первый самолёт: 1968.
Площадь, м2: ?.
Численность рабочих, чел.: ?
Часовой пояс:
Телефонный код: ?
Почтовые индексы: ?
Харьковский авиационный завод имени Ленинского комсомола — Создан в 1968 году. Выпускал пассажирские, транспортные, военные самолёты, позже был перепрофилирован под крылатые ракеты.
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1923 году — К. А. Калинин с группой энтузиастов авиации построили самолет собственной конструкции
на киевском заводе «Ремвоздухпуть-6» и с
Осенью К-1 вылетел
в Москву с остановкой
в Харькове (именно тогда состоялась демонстрация машины перед руководством УВП), успешно прошел государственные испытания и, первым из отечественных самолетов, был рекомендован к серийному производству. На предложение работать в Харькове Калинин ответил согласием, и вместе с ним из Киева переехали на новое место ближайшие помощники по созданию К-1, сформировав небольшой конструкторский коллектив, который тут же занялся переработкой модели под серийное производство.
Конструкторы стремились создать универсальную и недорогую в производстве машину, которая предусматривала возможность перевозки трех пассажиров при экипаже из двух человек. Кроме пассажирского, разрабатывали варианты санитарного и фотосъемочного самолетов. Они могли развивать скорость 165 км/ч, а запас топлива обеспечивал 6 часов полета. Машина получила название К-2.
В середине мая 1926 года — Управление ВВС РККА выдало К. А. Калинину разрешение на организацию в Харькове авиационного завода. Однако запустить серийное производство К-2 полным ходом не получалось. Мастерские были загружены ремонтными работами еще больше, чем в минувшие годы. Кроме текущего обслуживания предприятие выполняло все виды капительного ремонта самолетов зарубежного производства. Сложилось напряженное положение, которое позже стало причиной конфликта Калинина и УВП: совместить оба направления было невозможно, поскольку производственные мощности оставались скромными, и специалистов не хватало.
17 сентября 1926 года — на доске объявлений административного здания появился приказ: "Ввиду значительного расширения деятельности авиамастерских, развития в них собственного самолетостроения и перевода их на выполнение крупных заказов, авиамастерские УВП с сего числа переименовываются в ХАЗ им. Совнаркома УССР.
На базе харьковских ремонтных авиамастерских (открытых в 1923), под названием ХАЗ им. СНК УССР при акционерном обществе «Укрвоздухпуть».
Таким образом дата 17 сентября 1926 года — стала днем рождения Харьковского авиационного завода. К. А. Калинин был назначен директором и главным конструктором предприятия.
Становление авиастроения в Харькове шло трудно: не хватало квалифицированной рабочей силы, отсутствовали материалы, недостаточно было заводской площади и денежных средств. И тем не менее, самолет К-2 был закончен.
В 1927 году — СССР расторг договор о строительстве авиазаводов в Филях и Харькове, превратившихся в долгострой; выплатил фирме 3,5 млн рублей и взял заводы в своё управление.
В 1927 году — завод выпустил первые два самолёта: пассажирский К-2 и его санитарный вариант К-3.
На 1928 год — по производственному плану авиационный завод предусматривал выпуск 8 самолетов.
В 1929 году — завод начал выпуск пятиместного самолёта К-4.
С 01 января 1930 года — Харьковский авиационный завод был выведен из подчинения УВП и передан Авиатресту.
С 1932 года — стал Харьковским заводом опытного самолетостроения.
В 1933 году — на ХАЗе в КБ Калинина был создан семимоторный самолёт-гигант К-7 — один из крупнейших самолётов того времени, который называли «воздушный Госпром».
В июле 1934 года — получил название Завод № 135 Главного управления авиапромышленности при Наркомате тяжелого машиностроения СССР, так он назывался до 1960-х годов.
Всего до начала Великой Отечественной войны завод освоил производство 17 типов самолётов.
Великая Отечественная война
После начала войны завод выпускал штурмовики Су-2.
В октябре 1941 года — в связи с приближением к городу линии фронта был эвакуирован в город Молотов.
В результате немецких бомбардировок, боевых действий в период немецкой оккупации города здания завода были полностью разрушены, но после освобождения Харькова Советскими войсками началось восстановление предприятия.
В январе 1942 году — был расформирован.
В августе 1943 года — восстановлен как завод № 135 Наркомавиапрома на старой базе в Харькове и приступил к сборке истребителей Як-7, Як-3, Як-9 из готовых частей.
В дальнейшем, до конца войны завод собрал свыше 2400 боевых самолётов.
Послевоенный период
С 1945 года по 1946 года — АЗ крупными сериями выпускал жатки, пропашники, запчасти для тракторов, кровати, детские коляски, посуду и резиновую обувь.
В феврале 1947 года — был получен первый крупный заказ на учебно-тренировочный Як-18 (которых построили 407 единиц).
В 1949 году — завод освоил производство двухместного учебно-тренировочного варианта реактивного истребителя МиГ-15УТИ.
Повествование
В 1968 году — Харьковский авиационный завод, назван именем Ленинского комсомола.
В 1976 году — завод образован в Харьковское авиационное производственное объединение (ХАПО) им. Ленинского комсомола.
Выпускались самолёты
- пассажирский К-2 (самолёт) — первый выпущенный заводом самолёт, 1 шт. в 1927 году
- Санитарный К-3 (самолёт) Калинина (1927) — 1 шт.
- Пятиместный пассажирский К-4 Калинина (1928—1930) — выпущено 39 из заказа 44 шт.
- 10-местный пассажирский К-5 (самолёт) Калинина (1929—1934) — 258 шт.
- Легкомоторный «Омега» лётчика и инженера А. Грацианского (1931) — 1 шт.
- Семимоторный самолёт-гигант К-7 Калинина (1932/33) — 1 шт.
- Пассажирский ХАИ-1 ХАИ (1932/33) — выпущен опытный первый экз.
- Бесхвостка ХАИ-4 ХАИ «Осоавиахимовец Украины» (1934) — 1 шт.
- Истребитель И-Z Григоровича (1934—1935) — 50 шт.
- Истребитель ИП-1 Григоровича (1936—1937) — 90 шт.
- Разведчик, бомбардировщик ХАИ-5 И. Немана (Р-10) (1936—1940) — 355 шт.
- Ближний бомбардировщик ББ-1 Су-2 Сухого (1939-январь 1942, Пермь) — 785 шт.
- Истребитель Су-1 Сухого (1940) — 1 шт..
- Истребитель Су-3 Сухого (1941) — 1 шт.
- Тяжёлый двухмоторный истребитель Гр-1 П. Грушина (1940) — 2 экз.
- Скоростной бомбардировщик Гр-2 Грушина (1940) — 1 экз.
- Истребитель Як-7 Яковлева (ноябрь 1943-?) — ? экз. (из готовых деталей).
- Истребитель Як-9 Яковлева (конец 1943-?) — ? экз.
- Истребитель-бомбардировщик Як-9Б Яковлева (194.?) — ? экз.
- Пассажирский Як-8 Яковлева (1946) — 5 шт.
- Учебный Як-18 Яковлева (1946—1949) — 408 шт.
- Спарка МиГ-15УТИ Микояна и Гуревича (1950—1954) — 538 шт.
- Реактивный пассажирский Ту-104 Туполева (1955—1959) — 43 шт.
- Реактивный пассажирский Ту-124 Туполева (1960—1968) — 163 шт.
- Реактивный пассажирский Ту-134 Туполева (1963—1984) — 848 шт.
КБ завода в разное время возглавляли |
Период |
Фото |
Фамилия И.О. |
Примечание |
1926—1934
|
|
|
Первый директор |
1934—1935
|
|
Григорович Д.П.
|
|
1936—1938
|
|
Неман И.Г.
|
|
1939—1940
|
|
Сухой П.О.
|
|
1940—1941
|
|
Грушин П.Д.
|
|
Материалы
Орлов Г.В. «Харьковский авиационный завод имени Ленинского комсомола (17.09.1926)» (повествование 17.06.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/aviazavody_sssr/260-1-0-2307
https://ru.wikipedia.org/wiki/Харьковский_авиационный_завод
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/promyshlennost_sssr/0-43 |