СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Болота СССР [1]
Болота СССР
Водохранилища СССР [1]
Водохранилища СССР
Города СССР [80]
Города СССР
Заливы СССР [1]
Заливы СССР
Затоны СССР [1]
Затоны СССР
Каналы СССР [3]
Каналы СССР
Набережные СССР [6]
Набережные СССР
Области СССР [54]
Области СССР
Озёра СССР [8]
Озёра СССР
Парки СССР [2]
Парки СССР
Площади СССР [5]
Площади в СССР
Подземные воды СССР [1]
Подземные воды СССР
Посёлки СССР [3]
Посёлки СССР, посёлки городского типа СССР,
Проезды СССР [2]
Проезды в Союзе Советских Социалистических Республик
Проспекты СССР [3]
Проспекты СССР
Пруды СССР [1]
Пруды СССР
Реки СССР [6]
Реки СССР
Республики СССР [47]
Республики СССР
Ручьи СССР [1]
Ручьи СССР
Сёла СССР [1]
Сёла СССР,
Улицы СССР [7]
Улицы СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГЕОГРАФИЯ СССР » Республики СССР

РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (19.07.1918 — де-юре) Экономика РСФСР) стр.-4))

 РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (19.07.1918 — де-юре) Экономика РСФСР) стр.-4)) 

Страницы:     [01]    [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [08]

Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист (08.11.1965)

 

Экономика РСФСР

На первом этапе своего существования — сразу после установления советской власти — Советская экономика (экономика РСФСР) «унаследовала» экономику Российской Империи, в той её части, которая располагалась на территории первого в мире социалистического государства. Накануне первой мировой войны экономика Российской Империи была, по разным оценкам, на третьем — пятом месте в мире по объёмам промышленного производства и на первом — втором месте по темпам роста национального дохода. Однако, в связи с большой численностью населения по показателям на душу населения Империя сильно отставала от наиболее развитых государств — Германии, США, Англии и Франции. Первая мировая война, наглядно продемонстрировавшая преимущества индустриализации и механизации в современном мире, стала мощным стимулом для дальнейшего ускоренного развития промышленности Российской империи. Например, было начато строительство шести автомобильных заводов. А на уже действующих предприятиях необходимость выполнения государственных военных заказов вызвала расширение и усовершенствование существующих производственных мощностей. Установление советской власти с практическим применением изложенной в «Манифесте коммунистической партии» марксистской программы перехода от капитализма к коммунизму вызвало катастрофическое сокращение производства («разруху») даже на тех территориях, которые не выходили из-под контроля советского правительства и не были затронуты боевыми действиями в ходе гражданской войны. Например, число занятых на петроградском Путиловском заводе по сравнению с дореволюционным временем сократилось в 6 раз, а производство практически остановилось из-за непрерывных конфликтов между руководящим и техническим персоналом с одной стороны и рабочим комитетом с другой. На московском заводе «Зингер-Гужон», национализированном в 1918 году и впоследствии переименованном в «Серп и молот», выпуск продукции сократился до 2 процентов от уровня 1913 года. Производство ламп накаливания, сосредоточенное до революции на одном московском заводе, в 1916 году превышало 4.5 миллиона штук, а в 1920 сократилось до четверти миллиона штук, то есть в 18 раз. Из-за резкого сокращения промышленного производства и законодательной ликвидации товарно-денежных отношений («отмирание денег») крайне затруднилась торговля между городом и деревней, что поставило городское население РСФСР на грань голодной смерти. Сильно ухудшилась работа железнодорожного транспорта. Сложившееся положение вызвало открытое сопротивление крестьян, у которых Советская власть насильственно и безвозмездно изымала сельхозпродукцию. Крестьянские восстания подавлялись регулярными частями Красной армии. Руководство РКП(б) на X съезде партии (14 марта 1921 года) приняло т. н. Новую экономическую политику (НЭП), которая — по признанию В. И. Ленина, сделанному им в докладе «Новая экономическая политика и задачи политпросветов» от 17 октября 1921 года: «…означает переход к восстановлению капитализма в значительной мере. В какой мере — этого мы не знаем…». НЭП должна была заменить собой проводившуюся ранее политику «военного коммунизма» вследствие очевидной экономической несостоятельности последней. Причем, вопреки широко распространенному мнению, «военный коммунизм» по своему характеру никак не был связан с трудностями военного времени, о чём свидетельствуют, например, следующие слова Н. Бухарина: «Мы замышляли „военный коммунизм“, как универсальную, так сказать „нормальную“ форму экономической политики победившего пролетариата, а не как относившуюся к войне, то есть соответствовавшую определённому этапу гражданской войны».

К этому периоду советской экономики относится разработка плана ГОЭЛРО (1920 год), первоначально предусматривавшего строительство 100 электростанций. Впоследствии это количество было уменьшено до 30. Несмотря на то, что планы строительства некоторых электростанций, в частности Волховской и Днепровской ГЭС, опирались на дореволюционные проектные разработки разной степени готовности, работы — на первых порах — велись очень медленно из-за недостатка электрооборудования, технических ресурсов и квалифицированной рабочей силы. Действительная реализация плана ГОЭЛРО смогла начаться только в период НЭПа с активным привлечением иностранных специалистов и масштабными зарубежными закупками профильного и сопутствующего оборудования и техники.

Экономическое районирование РСФСР

Состав экономических районов РСФСР менялся в соответствии с задачами совершенствования управления и планирования народного хозяйства в целях ускорения темпов и повышения эффективности общественного производства. Планы 1-й пятилетки (1929—32) были составлен по 24 районам, 2-й пятилетки (1933—37) по 32 районам и зоне Севера, 3-й (1938—42) по 9 районам. В 1963 утверждена таксономическая сетка, уточнённая в 1966, включающая 11 крупных экономических районов РСФСР.

  1. Центральный — в том числе Московский промышленный район, а также крупные Рязанский, Тульско-Новомосковский, Ярославский, Калининский узлы,
  2. Центральночернозёмный — в том числе крупнейший Воронежский промышленный узел,
  3. Восточно-Сибирский — в том числе крупнейший Красноярский промышленный узел, крупные Иркутский, Братский узлы,
  4. Дальневосточный — в том числе крупные Хабаровский и Владивостокский промышленные узлы,
  5. Северный — в том числе крупный Архангельский промышленный узел,
  6. Северо-Кавказский — в том числе крупнейший Ростовский промышленный узел, крупный Краснодарский узел,
  7. Северо-Западный — в том числе Ленинградский промышленный район,
  8. Поволжский — в том числе крупнейшие Саратовский, Волгоградский, Куйбышевский, Казанский промышленные узлы, крупные Астраханский, Ульяновский, Пензенский, Тольятти-Жигулёвский, Нижнекамско-Набережночелнинский узлы,
  9. Уральский — в том числе крупнейшие Свердловский, Челябинский, Уфимский, Пермский промышленные узлы, крупные Магнитогорский, Оренбургский, Салават-Стерлитамакский, Тагильский узлы,
  10. Волго-Вятский — в том числе крупнейший Горьковский промышленный узел и крупный Кировский узел,
  11. Западно-Сибирский — в том числе промышленный район Кузбасс, крупнейшие Новосибирский, Омский промышленные узлы, крупные Тюменский, Томский, Барнаульский узлы,

Кроме экономических районов РСФСР на территории Советского Союза выделялось 2 промышленных района:

★ Московский;

★ Ленинградский;

 

В 1980-х годах развивались так называемые ТПК (территориально-производственные комплексы), крупнейшие из которых:

★ Западно-Сибирский (нефтяная и газовая промышленность Тюменской области РСФСР),

★ Канско-Ачинский (угольная промышленность Красноярского края РСФСР),

★ Южно-Якутский (угольная промышленность Якутской АССР),

★ Тимано-Печорский (угольная и нефтяная промышленность Коми АССР, Ненецкого АО РСФСР),

★ Саянский (цветная металлургия Хакасской АО РСФСР),

★ Курская Магнитная Аномалия, КМА (железорудная, металлургическая промышленность Белгородской, Курской областей РСФСР).

 

Электроэнергетика РСФСР:

Выработка электроэнергии в 1988 году достигла 1105 млрд кВт·ч. Было создано 9 объединённых энергетических систем СССР:

★ Единая Энергосистема Европейской части

★ Северо-Запад,

★ Центр,

★ Поволжье,

★ Юг,

★ Закавказье,

★ Урал,

★ Сибири,

★ Дальнего Востока,

★ Энергосистемы и энергорайоны в Сибири и на Дальнем Востоке (Норильск, Якутск, Магадан, Вилюйск, Сахалин, Камчатка).

 

Топливная промышленность РСФСР

Нефтегазовый сектор:

Крупнейшие нефтегазоносные провинции и районы РСФСР:

★ Волго-Уральская провинция (в Поволжье, Урале РСФСР, с 1920-х годов, 920 месторождений),

★ Западно-Сибирская провинция (Тюменская, Омская, Томская, Новосибирская области РСФСР, с 1950-х годов, 250 месторождений),

★ Северо-Кавказско-Мангышлакская (Прикаспийская) провинция (Северный Кавказ РСФСР),

★ Тимано-Печорская провинция (Коми АССР и Ненецкий АО РСФСР, 60 месторождений),

Добыча угля РСФСР:

В 1988 году добыто 282 млн тонн угля. Крупнейший угольный бассейн РСФСР  Канско-Ачинский (Красноярский край.)

Нефтеперерабатывающая промышленность РСФСР:

Большинство нефтеперерабатывающих заводов СССР появились в два послевоенных десятилетия: с 1945 по 1965 г. было введено в эксплуатацию 11 заводов, или более половины действующих на сегодняшний день в РСФСР. При выборе площадок для размещения НПЗ руководствовались двумя факторами: близостью к районам потребления нефтепродуктов и сокращением общих затрат на транспортировку нефти в связи с чем ряд НПЗ был построен в районах добычи нефти.

НПЗ в Рязанской, Ярославской и Нижегородской областях были ориентированы на Центральный экономический район (СССР); в Ленинградской области — на Ленинградский промузел; в Краснодарском крае — на густозаселенный Северо-Кавказский район, в Омской области и Ангарске — на потребности Сибири. Остальные НПЗ были построены в районах добычи нефти, до конца 60-х годов главным нефтедобывающим районом РСФСР было Урало-Поволжье, с целью переработки добываемой нефти в Башкирии, Самарской (ранее Куйбышевской) и Пермской областях был построено несколько НПЗ обеспечивающих потребление в данных регионах, в Сибири и других районах РСФСР.

Машиностроение РСФСР:

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности РСФСР. Главные районы машиностроения: (Центр, Северо-Запад, Поволжье, Урал и т. д.),

В машиностроении СССР насчитывалось значительное количество крупных предприятий с десятками тысяч рабочих: Московский, Горьковский и Волжский автозаводы, Волгоградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, гиганты тяжёлого, энергетического и электротехнического машиностроения (Уралмаш, Новокраматорский машиностроительный завод, Ленинградский металлический завод, «Электросила», завод сельскохозяйственного машиностроения Ростсельмаш и многие другие.

В рамках отрасли Машиностроение в РСФСР выделялись три группы — Тяжёлое машиностроение, Среднее машиностроение и Точное машиностроение, которые в свою очередь делились на подотрасли.

Тяжёлое машиностроение РСФСР:

Включало подотрасли:

★ Подъёмно-транспортное машиностроение (выпуск подъёмно-транспортных машин — грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек), машин непрерывного транспорта (конвейеры и пр.))

★ Железнодорожное машиностроение

★ Судостроение

★ Авиационная промышленность

★ Ракетно-космическая отрасль

★ Энергомашиностроение

★ Производство технологического оборудования по отраслям

★ Строительное и коммунальное машиностроение

★ Сельскохозяйственное машиностроение

★ Нефтегазовое машиностроение

★ Химическое машиностроение

★ Лесопромышленное машиностроение

 

Среднее машиностроение РСФСР:

Включало подотрасли:

★ Автомобильная промышленность

★ Тракторостроение

★ Станкостроение

★ Робототехника

★ Инструментальная промышленность

★ Оборудование легкой промышленности

★ Оборудование пищевой промышленности

★ Промышленность бытовых приборов и машин

Химическая промышленность РСФСР:

В СССР получила широкое развитие, особенно на территории России и Украины. Производились: минеральные удобрения, химические средства защиты растений (124 тыс. тонн в 1970 году), серная кислота (12,1 млн тонн), кальцинированная (2,67 млн тонн) и каустическая (1,24 млн тонн) сода, синтетические смолы и пластические массы, химические волокна и нити, автопокрышки (32,6 млн штук) и др.

Лесная промышленность РСФСР:

Важнейшие районы лесной, деревообратывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — преимущественно на территории Российской Федерации:

★ Север Европейской части и Карелия,

★ Урал,

★ Сибирь,

★ Дальний Восток.

Промышленность строительных материалов РСФСР:

Производство (1970 год) сборных железобетонных конструкций и деталей — 55 млн м³, кирпича строительного — 33 млрд штук, шифера асбестоцементного — 4,8 млрд условных плиток, мягких кровельных материалов и изоляции — 1034 млрд м², стекла оконного — 201 млрд м².

Лёгкая промышленность РСФСР:

Важнейшие районы:

★ РСФСР (Центр, Северо-Запад и др.),

Транспорт РСФСР:

Развиты все виды транспорта. Эксплуатационная длина автомобильных дорог (общего пользования) — 768,4 тыс. км, в том числе с твёрдым покрытием — 627,0 тыс. км.

★ Трубопроводный

Эксплуатационная длина магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов — 61,5 тыс. км, газопроводов — 165,0 тыс. км.

Системы магистральных нефтепроводов связывают основные районы добычи с центрами переработки нефти, в том числе за рубежом (нефтепровод «Дружба»). Единая сеть магистральных газопроводов включает системы:

★Центральная;

★Западная;

★Поволжская;

★Закавказская;

★Уральская;

★Сибирь — Центр.

 

Железнодорожный транспорт СССР

Эксплуатационная длина железных дорог (1986 год) — 125,6 тыс. км (в том числе электрифицированных — 47,6 тыс. км)

★ Водный транспорт РСФСР

Эксплуатационная длина внутренних судоходных путей — 123,2 тыс. км,

После войны: 2 дизель-электрохода типа Волгоград — Волгоград и Баба-Заде (строились на Волгоградском судостроительном и судоремонтном заводе), 3 теплохода типа «Сулак», 9 теплоходов типа «Киргизстан», 2 теплохода типа «Забайкалье».

Научно-исследовательские суда: Михаил Ломоносов, Академик Иоффе, Академик Курчатов и др. 

Суда на подводных крыльях: «Ракета», «Комета», «Метеор», «Восход».

Авиатранспорт СССР

★ Аэрофлот

В 1950 г. гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 г.

 

Строительство РСФСР:

С 50-х годов велось массовое жилищное строительство. В народе эти квартиры назывались «хрущёвками». Это жильё было не совсем комфортабельным, но лучше коммунальных квартир и бараков. Характерной особенностью жилищного строительства в РСФСР.

 

Связь РСФСР:

Число предприятий почты, телеграфа и телефона в СССР на конец 1971 года составило 63 тысячи. Отправлено за этот год 6,3 млрд писем, 25,1 млрд газет и журналов, 180 млн посылок, 373 млн телеграмм, состоялось 480 млн междугородных телефонных разговоров, имелось 102,2 млн телефонных аппаратов, в том числе 5 млн автоматических.

Торговля РСФСР:

Одним из результатов бездарности правления предателя и врага народа СССР Горбачёва М.С. стала Антиалкогольной кампании 1985 года явилось выбытие (за последующие 4 года) из товарооборота 63 млрд рублей.

Значимые объекты: ЦУМ, ГУМ, Детский мир, Елисеевский магазин.

 

Страницы:     [01]    [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [08]

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37
Категория: Республики СССР | Добавил: soviet-union-ussr (08.04.2019) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 908 | Теги: СССР, РСФСР, Pussycat (1961), Экономика РСФСР) стр.-4)), Орлов Г.В., Pussycat Pussycat 1964 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей