Лётно-исследовательский институт — ЛИИ
Страна: СССР
Основан: 08 марта 1941 года
Первый руководитель: Громов Михаил Михайлович
Расположение: 140180, Московская область, Жуковский, ул. Гарнаева, д. 2А
Повествование:
Лётно-исследовательский институт (ЛИИ) — государственный научный центр, проводящий лётные исследования и испытания экспериментальной и опытной авиационной техники, методы обеспечения безопасности, надёжности и эксплуатационной технологичности летательных аппаратов, их силовых установок и бортового оборудования, в том числе с использованием летающих лабораторий. Включает в себя аэродром «Раменское» и научный центр, расположенные в г. Жуковском Московской области.
В 1930-е годы происходил бурный рост советской авиационной промышленности и опытного самолётостроения. Вблизи платформы «Отдых» Московско-Казанской ж.д. было начато строительство большого ЦАГИ, испытательного аэродрома «Раменское» и посёлка, получившего в 1938 году имя Стаханово (с 1947 года — город Жуковский).
К началу 1940-х годов группа учёных ЦАГИ: А. В. Чесалов, М. А. Тайц, Г. С. Калачёв и В. С. Ведров, - обосновали необходимость и возможность сочетания лётного эксперимента с теоретическими исследованиями характеристик самолётов, для чего было предложено создать специализированный институт лётных исследований. При поддержке И. Ф. Петрова и М. М. Громова удалось убедить руководство государства в важности этого предложения.
08 марта 1941 года, в соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВПК(б) от 13 июня 1940 года, на базе подразделений ЦАГИ создан Лётно-исследовательский институт (ЛИИ). Первым начальником ЛИИ был назначен шеф-пилот ЦАГИ Михаил Михайлович Громов. В новый институт были переведены 1500 специалистов ЦАГИ, в том числе таких ведущих учёных как В. С. Ведров, М. А. Тайц, Б. Н. Егоров, Г. С. Калачёв, Н. С. Строев, А.С. Повицкий и др., которые руководили научными направлениями работ нового института.
В годы Великой Отечественной войны на аэродроме базировалась 45-я Гомельская дивизия авиации дальнего действия. Самолёты АДД выполняли регулярные боевые вылеты в глубокий вражеский тыл.
Основной состав ЛИИ был эвакуирован в Казань и Новосибирск. На Московской и новых базах института проводились научные и лётно-испытательные работы для повышения максимальной скорости полета, расширения маневренных возможностей, уменьшения расхода топлива серийных истребителей и бомбардировщиков, поставляемых на фронт.
В 1945 году - Институт награжден орденом Красного знамени.
В конце 1940-х годов фронт лётных исследований был расширен. Для авиация дальнего действия создавались средства заправки самолётов в воздухе. Наибольшее распространение получила система «шланг-конус». В ЛИИ осуществлялся поиск оптимальных режимов полёта при заправке различных самолётов, для чего были созданы летающие лаборатории на базе самолётов Су-7Б, Су-15, Ан-12, Ту-22, МиГ-25, Ил-76.
По инициативе М. М. Громова приказом министра авиационной промышленности от 20 октября 1947 года в ЛИИ была создана Школа лётчиков-испытателей, которую возглавил М. В. Котельников.
В 1947 году была образована и аспирантура ЛИИ, первым начальником которой стал В. С. Ведров, а затем длительное время (до 1957 года) её возглавлял В. В. Косточкин.
в 1957 году Главный конструктор космических кораблей СП. Королев привлек ЛИИ, как одну из самых компетентных организаций того времени, к решению комплекса проблем создания бортовых систем пилотируемых космических аппаратов. В частности, для оборудования рабочего места космонавта проводились испытания систем обеспечения жизнедеятельности и спасения, обучение на стендах и летная подготовка экипажа, включая моделирование условий невесомости и приземления после завершения космической экспедиции.
В 1960—1961 годах в г. Жуковском в одном из филиалов института, в лаборатории № 47, готовились к первому полёту в космос шестеро первых кандидатов в космонавты, так называемая «гагаринская шестёрка»:
1. Юрий Гагарин,
2. Герман Титов,
3. Григорий Нелюбов,
4. Андриян Николаев,
5. Павел Попович,
6. Валерий Быковский.
Тренировками космонавтов в кабине тренажёра космического корабля «Восток-3А», созданного специалистами института, руководил знаменитый летчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай.
Сдача первого выпускного экзамена проходила 17—18 января 1961 года. Первая часть экзамена проходила в кабине космического корабля "Восток", после экзамена на тренажёре будущий космонавт в течение 40-50 минут докладывал приёмной комиссии о работе на космическом корабле в штатных и нештатных ситуациях, отвечал на вопросы (оценки "отлично" получили Гагарин, Титов, Николаев и Попович, "хорошо" — Нелюбов и Быковский). На следующий день экзамены продолжились на военном аэродроме Чкаловский. 25 января 1961 года приказом Главкома ВВС все члены группы были зачислены на должности первого отряда космонавтов.
В 1977 году начаты работы в рамках программы «Энергия — Буран». Приказом начальника ЛИИ была сформирована группа лётчиков-испытателей "Бурана".
1977 год - создана Группа лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ)
для работ по тематике «Буран» приказом начальника ЛИИ от 12 июля 1977 года №630 в составе:
Волк Игорь Петрович
Кононенко Олег Григорьевич
Левченко Анатолий Семёнович
Садовников Николай Фёдорович
Станкявичюс Римантас Антанас-Антано
Щукин Александр Владимирович
В 1981 году - Институт награжден орденом Октябрьской революции.
1981 год - создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР приказом Министра
авиационной промышленности СССР от 23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа
1981 года №26) в составе (первый набор):
Волк Игорь Петрович - командир отряда
Левченко Анатолий Семёнович
Станкявичюс Римантас Антанас-Антано
Щукин Александр Владимирович
1984 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 12 апреля 1984 года № 177 в Отряд
космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислен Заболотский Виктор Васильевич.
1985 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 21 ноября 1985 года № 537 в Отряд
космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислены: Тресвятский Сергей Николаевич и
Шеффер Юрий Петрович.
1987 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 03 февраля 1987 года № 7 в ЛИИ
им. М.М. Громова создан Отраслевой комплекс подготовки космонавтов-испытателей МАП (ОКПКИ МАП)
- начальник Волк И.П., в следующем составе: отряд космонавтов-испытателей, медицинский отдел, инженерный отдел, отдел кино-видеосъёмок. Штат сотрудников ОКПКИ МАП был установлен 60 человек.
1989 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 22 марта 1989 года № 126 в Отряд
космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислен Приходько Юрий Викторович.
Основная взлётно-посадочная полоса (ВПП-4) является самой длинной в Европе. Её длина составляет 5,5 км, забетонированная площадь — 2,5 млн м2. ВПП ЛИИ была одним из вариантов места посадки космического корабля «Буран», а также использовалась для отработки его технологий на аэродинамических моделях, в том числе в натуральную величину. На аэродроме, помимо экспериментальной авиации, базируется международный аэропорт Жуковский.
Направления деятельности:
-Лётные исследования и испытания в областях аэродинамики низких и высоких скоростей, динамики полёта, технологий силовых установок и бортового оборудования летательных аппаратов.
-Участие в испытаниях и сертификации опытных образцов летательных аппаратов и их бортового оборудования.
-Исследования в областях безопасности полётов, надежности, эксплуатационной технологичности и других эксплуатационно-технических характеристик авиатехники.
-Деятельность Школы лётчиков-испытателей по подготовке лётчиков, штурманов и бортовых инженеров испытателей.
-Разработка, производство и эксплуатация летающих лабораторий различного назначения, включая созданные на базе самолетов Ту-154, МиГ-29, Су-30, Ил-76, Ил-103, вертолетов Ми-8 и др.
-Разработка и производство бортовых средств измерений и регистрации параметров для летных испытаний и исследований.
-В США аналогом ЛИИ является Armstrong Flight Research Center.
Основные летающие лаборатории:
Летающая лаборатория на базе самолёта Ту-154Б/M
Летающая лаборатория на базе самолёта Ил-76 с опытным образцом двигателя ПД-14
Летающая лаборатория МиГ-29ЛЛ
Летающая лаборатория СКИП на базе самолёта Ил-76
Летающая лаборатория на базе самолёта Ил-103
Известные сотрудники института
Руководители института |
Фамилия Имя Отчество |
Период |
Громов Михаил Михайлович |
с марта по август 1941 года |
Чесалов Александр Васильевич |
1941-1942 и 1943-1947 годов |
Молоков Василий Сергеевич |
1942-1943 гг. |
Петров Иван Фёдорович |
1947-1951 гг. |
Кобзарев Александр Александрович |
1951-1954 гг. |
Строев Николай Сергеевич |
1954-1966 гг. |
Уткин Виктор Васильевич |
1966-1981 гг. |
Миронов Арсений Дмитриевич |
1981-1985 гг. |
Васильченко Константин Константинович |
1985-19.. гг. |
Советские лётчики-испытатели |
Учёные, профессора, доктора |
Инженеры |
Анохин Сергей Николаевич |
Ведров Всеволод Симонович |
Рыбко Николай Степанович |
Амет-Хан Султан |
Бочаров Василий Иванович |
Северин Гай Ильич |
Богородский Аркадий Павлович |
Калачёв Григорий Семёнович |
|
Бурцев Фёдор Иванович |
Косточкин Владимир Васильевич |
|
Васин Валентин Петрович |
Матвеев Всеволод Николаевич |
|
Волк Игорь Петрович |
Остославский Иван Васильевич |
|
Галлай Марк Лазаревич |
Тайц Макс Аркадьевич |
|
Гарнаев Юрий Александрович |
Фоломеев Алексей Филимонович |
|
Гринчик Алексей Николаевич |
|
|
Гудков Олег Васильевич |
|
|
Заболотский Виктор Васильевич |
|
|
Казьмин Пётр Иванович |
|
|
Левченко Анатолий Семёнович |
|
|
Машковский Степан Филиппович |
|
|
Расторгуев Виктор Леонидович |
|
|
Станкявичюс Римантас Антанас |
|
|
Султанов Урал Назибович |
|
|
Тресвятский Сергей Николаевич |
|
|
Шиянов Георгий Михайлович |
|
|
Щербаков Александр Александрович |
|
|
Щукин Александр Владимирович |
|
|
Юганов Виктор Николаевич |
|
|
Юмашев Андрей Борисович |
|
|
Мифы, события, факты:
1. В силу сложности лётно-испытательной работы в истории института имели место и авиационные происшествия:
17 марта 1986 года при выполнении испытательного полёта МиГ-29 лётчика-испытателя Римантаса Станкявичуса не вышел из штопора. Причина — заводская ошибка в сборке самолёта. Лётчик успешно катапультировался.
12 августа 1991 года при отработке парного пилотажа в рамках подготовки ко Дню авиации летевший в паре с самолётом ведущего Урала Султанова истребитель МиГ-21 лётчика-испытателя Геннадия Белоуса попал на режим сваливания на малой высоте и упал во дворе одного из домов деревни Софьино. Лётчик не успел катапультироваться и погиб.
Награды СССР:
Орден Красного знамени (1945),
Орден Октябрьской революции (1981).
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%91%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB
%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B
8%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%B8%D0%BC%D0
%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9C._%D0%9C._%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0
http://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%
D0%9B%D0%98%D0%98
http://ruwiki.org/wiki/%D0%9B%D1%91%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5
%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B
D%D0%B8_%D0%9C._%D0%9C._%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0
http://www.testpilots.ru/muzej-aviacii/muzej-lii-im-m-m-gromova/
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/nauka_sssr/0-42 |