СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

КБ СКБ ОКБ [0]
КБ СКБ ОКБ - Конструкторские Бюро
Институты [9]
Институты Исследовательские
НИИ [5]
Научно Исследовательские Институты
НИЦ [2]
Научно-Исследовательский Центр
НПО [2]
НПО - Научно-производственное объединение
НТК [1]
НТК - Научно-технический комитет
Советская наука [1]
Советская наука

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » НАУКА СССР » Институты

Лётно-исследовательский институт — ЛИИ

 Лётно-исследовательский институт  — ЛИИ 

Страна:   СССР
Основан:    08 марта 1941 года
Первый руководитель:   Громов Михаил Михайлович
Расположение:    140180, Московская область, Жуковский, ул. Гарнаева, д. 2А

Повествование:

Лётно-исследовательский институт — ЛИИЛётно-исследовательский институт (ЛИИ) — государственный научный центр, проводящий лётные исследования и испытания экспериментальной и опытной авиационной техники, методы обеспечения безопасности, надёжности и эксплуатационной технологичности летательных аппаратов, их силовых установок и бортового оборудования, в том числе с использованием летающих лабораторий. Включает в себя аэродром «Раменское» и научный центр, расположенные в г. Жуковском Московской области.

 

 

 

В 1930-е годы происходил бурный рост советской авиационной промышленности и опытного самолётостроения. Вблизи платформы «Отдых» Московско-Казанской ж.д. было начато строительство большого ЦАГИ, испытательного аэродрома «Раменское» и посёлка, получившего в 1938 году имя Стаханово (с 1947 года — город Жуковский).

К началу 1940-х годов группа учёных ЦАГИ: А. В. Чесалов, М. А. Тайц, Г. С. Калачёв и В. С. Ведров, - обосновали необходимость и возможность сочетания лётного эксперимента с теоретическими исследованиями характеристик самолётов, для чего было предложено создать специализированный институт лётных исследований. При поддержке И. Ф. Петрова и М. М. Громова удалось убедить руководство государства в важности этого предложения.

08 марта 1941 года, в соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВПК(б) от 13 июня 1940 года, на базе подразделений ЦАГИ создан Лётно-исследовательский институт (ЛИИ). Первым начальником ЛИИ был назначен шеф-пилот ЦАГИ Михаил Михайлович Громов. В новый институт были переведены 1500 специалистов ЦАГИ, в том числе таких ведущих учёных как В. С. Ведров, М. А. Тайц, Б. Н. Егоров, Г. С. Калачёв, Н. С. Строев, А.С. Повицкий и др., которые руководили научными направлениями работ нового института.

В годы Великой Отечественной войны на аэродроме базировалась 45-я Гомельская дивизия авиации дальнего действия. Самолёты АДД выполняли регулярные боевые вылеты в глубокий вражеский тыл.

Основной состав ЛИИ был эвакуирован в Казань и Новосибирск. На Московской и новых базах института проводились научные и лётно-испытательные работы для повышения максимальной скорости полета, расширения маневренных возможностей, уменьшения расхода топлива серийных истребителей и бомбардировщиков, поставляемых на фронт.

В 1945 году - Институт награжден орденом Красного знамени.

В конце 1940-х годов фронт лётных исследований был расширен. Для авиация дальнего действия создавались средства заправки самолётов в воздухе. Наибольшее распространение получила система «шланг-конус». В ЛИИ осуществлялся поиск оптимальных режимов полёта при заправке различных самолётов, для чего были созданы летающие лаборатории на базе самолётов Су-7Б, Су-15, Ан-12, Ту-22, МиГ-25, Ил-76.

По инициативе М. М. Громова приказом министра авиационной промышленности от 20 октября 1947 года в ЛИИ была создана Школа лётчиков-испытателей, которую возглавил М. В. Котельников.

В 1947 году была образована и аспирантура ЛИИ, первым начальником которой стал В. С. Ведров, а затем длительное время (до 1957 года) её возглавлял В. В. Косточкин.

в 1957 году Главный конструктор космических кораблей СП. Королев привлек ЛИИ, как одну из самых компетентных организаций того времени, к решению комплекса проблем создания бортовых систем пилотируемых космических аппаратов. В частности, для оборудования рабочего места космонавта проводились испытания систем обеспечения жизнедеятельности и спасения, обучение на стендах и летная подготовка экипажа, включая моделирование условий невесомости и приземления после завершения космической экспедиции.

В 1960—1961 годах в г. Жуковском в одном из филиалов института, в лаборатории № 47, готовились к первому полёту в космос шестеро первых кандидатов в космонавты, так называемая «гагаринская шестёрка»:

1. Юрий Гагарин, 
2. Герман Титов, 
3. Григорий Нелюбов, 
4. Андриян Николаев, 
5. Павел Попович,
6. Валерий Быковский. 

Тренировками космонавтов в кабине тренажёра космического корабля «Восток-3А», созданного специалистами института, руководил знаменитый летчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай.

Сдача первого выпускного экзамена проходила 17—18 января 1961 года. Первая часть экзамена проходила в кабине космического корабля "Восток", после экзамена на тренажёре будущий космонавт в течение 40-50 минут докладывал приёмной комиссии о работе на космическом корабле в штатных и нештатных ситуациях, отвечал на вопросы (оценки "отлично" получили Гагарин, Титов, Николаев и Попович, "хорошо" — Нелюбов и Быковский). На следующий день экзамены продолжились на военном аэродроме Чкаловский. 25 января 1961 года приказом Главкома ВВС все члены группы были зачислены на должности первого отряда космонавтов.

В 1977 году начаты работы в рамках программы «Энергия — Буран». Приказом начальника ЛИИ была сформирована группа лётчиков-испытателей "Бурана".

1977 год - создана Группа лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ)
для  работ по  тематике «Буран» приказом начальника ЛИИ  от 12 июля  1977 года  №630 в составе:     

     Волк Игорь Петрович
     Кононенко Олег Григорьевич
     Левченко Анатолий Семёнович
     Садовников Николай Фёдорович 
     Станкявичюс Римантас Антанас-Антано
     Щукин Александр Владимирович

В 1981 году - Институт награжден орденом Октябрьской революции.

1981 год - создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР  приказом Министра    
авиационной  промышленности СССР от  23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа 
1981 года
 №26) в составе (первый набор):

      Волк Игорь Петрович   -   командир отряда
      Левченко Анатолий Семёнович
      Станкявичюс Римантас Антанас-Антано
      Щукин Александр Владимирович

1984 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 12 апреля 1984 года № 177 в Отряд 
космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислен Заболотский Виктор Васильевич.

1985 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 21 ноября 1985 года № 537 в Отряд 
 космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислены: Тресвятский Сергей Николаевич   и 
Шеффер Юрий Петрович.

1987 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 03 февраля 1987 года № 7 в ЛИИ 
им. М.М. Громова создан Отраслевой комплекс подготовки космонавтов-испытателей МАП (ОКПКИ МАП)
 - начальник Волк И.П., в следующем составе:  отряд космонавтов-испытателей, медицинский отдел, инженерный отдел, отдел кино-видеосъёмок.   Штат сотрудников ОКПКИ МАП был установлен 60 человек.

1989 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 22 марта 1989 года № 126 в Отряд 
космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислен Приходько Юрий Викторович.

Основная взлётно-посадочная полоса (ВПП-4) является самой длинной в Европе. Её длина составляет 5,5 км, забетонированная площадь — 2,5 млн м2. ВПП ЛИИ была одним из вариантов места посадки космического корабля «Буран», а также использовалась для отработки его технологий на аэродинамических моделях, в том числе в натуральную величину. На аэродроме, помимо экспериментальной авиации, базируется международный аэропорт Жуковский.

Направления деятельности:
-Лётные исследования и испытания в областях аэродинамики низких и высоких скоростей, динамики полёта, технологий силовых установок и бортового оборудования летательных аппаратов.
-Участие в испытаниях и сертификации опытных образцов летательных аппаратов и их бортового оборудования.
-Исследования в областях безопасности полётов, надежности, эксплуатационной технологичности и других эксплуатационно-технических характеристик авиатехники.
-Деятельность Школы лётчиков-испытателей по подготовке лётчиков, штурманов и бортовых инженеров испытателей.
-Разработка, производство и эксплуатация летающих лабораторий различного назначения, включая созданные на базе самолетов Ту-154, МиГ-29, Су-30, Ил-76, Ил-103, вертолетов Ми-8 и др.
-Разработка и производство бортовых средств измерений и регистрации параметров для летных испытаний и исследований.
-В США аналогом ЛИИ является Armstrong Flight Research Center.

Основные летающие лаборатории:

Летающая лаборатория на базе самолёта Ту-154Б/M

Летающая лаборатория на базе самолёта Ил-76 с опытным образцом двигателя ПД-14

Летающая лаборатория МиГ-29ЛЛ

Летающая лаборатория СКИП на базе самолёта Ил-76

Летающая лаборатория на базе самолёта Ил-103

Известные сотрудники института

Руководители института
Фамилия Имя Отчество Период
Громов Михаил Михайлович с марта по август 1941 года
Чесалов Александр Васильевич 1941-1942 и 1943-1947 годов
Молоков Василий Сергеевич 1942-1943 гг.
Петров Иван Фёдорович 1947-1951 гг.
Кобзарев Александр Александрович 1951-1954 гг.
Строев Николай Сергеевич 1954-1966 гг.
Уткин Виктор Васильевич 1966-1981 гг.
Миронов Арсений Дмитриевич 1981-1985 гг.
Васильченко Константин Константинович 1985-19.. гг.


 

Советские лётчики-испытатели Учёные, профессора, доктора Инженеры
Анохин Сергей Николаевич Ведров Всеволод Симонович Рыбко Николай Степанович
Амет-Хан Султан Бочаров Василий Иванович Северин Гай Ильич
Богородский Аркадий Павлович Калачёв Григорий Семёнович  
Бурцев Фёдор Иванович Косточкин Владимир Васильевич  
Васин Валентин Петрович Матвеев Всеволод Николаевич  
Волк Игорь Петрович Остославский Иван Васильевич  
Галлай Марк Лазаревич Тайц Макс Аркадьевич  
Гарнаев Юрий Александрович Фоломеев Алексей Филимонович  
Гринчик Алексей Николаевич    
Гудков Олег Васильевич    
Заболотский Виктор Васильевич    
Казьмин Пётр Иванович    
Левченко Анатолий Семёнович    
Машковский Степан Филиппович    
Расторгуев Виктор Леонидович    
Станкявичюс Римантас Антанас    
Султанов Урал Назибович    
Тресвятский Сергей Николаевич    
Шиянов Георгий Михайлович    
Щербаков Александр Александрович    
Щукин Александр Владимирович    
Юганов Виктор Николаевич    
Юмашев Андрей Борисович    

 

Мифы, события, факты:

1. В силу сложности лётно-испытательной работы в истории института имели место и авиационные происшествия:

17 марта 1986 года при выполнении испытательного полёта МиГ-29 лётчика-испытателя Римантаса Станкявичуса не вышел из штопора. Причина — заводская ошибка в сборке самолёта. Лётчик успешно катапультировался.

12 августа 1991 года при отработке парного пилотажа в рамках подготовки ко Дню авиации летевший в паре с самолётом ведущего Урала Султанова истребитель МиГ-21 лётчика-испытателя Геннадия Белоуса попал на режим сваливания на малой высоте и упал во дворе одного из домов деревни Софьино. Лётчик не успел катапультироваться и погиб.

Награды СССР:

Орден Красного знамени (1945),

Орден Октябрьской революции (1981).

 

Источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%91%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB

%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B

8%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%B8%D0%BC%D0

%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9C._%D0%9C._%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0

http://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%

D0%9B%D0%98%D0%98

http://ruwiki.org/wiki/%D0%9B%D1%91%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5

%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B

D%D0%B8_%D0%9C._%D0%9C._%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0

http://www.testpilots.ru/muzej-aviacii/muzej-lii-im-m-m-gromova/



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/nauka_sssr/0-42
Категория: Институты | Добавил: soviet-union-ussr (24.07.2018) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 897 | Теги: Лётно-исследовательский институт, имени М. М. Громова, ЛИИ, СССР, Лётно-исследовательский институт им | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей