СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиа сообщения СССР [1]
Авиа сообщения СССР
Автомобильные дороги СССР [2]
Автомобильные дороги сообщения.
Водное сообщения СССР [3]
Водное сообщения СССР
Железные дороги СССР [2]
Железные дороги - сообщения, вокзалы СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ДОРОГИ СССР » Водное сообщения СССР

Северный речной вокзал — Москва (повествование)

 Северный речной вокзал — Москва (повествование) 

Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)


Страна:   СССР.
Расположение:    Москвы, Ленинградское шоссе, 51.
Время работы:      В период навигации.
Архитектурный стиль:    Сталинский ампир.
Архитекторы:    Алексей Рухлядев, Владимир Кринский.
Скульпторы:    Иван Ефимов, А. Н. Кордашов и др
Художник:    Н.Я. Данько, А.И. Щербаков.
Дата основания:    1937.    
Строительство:    1933—1937 годы.
Координаты:     55°51′03″ с. ш. 37°28′00″ в. д.HGЯO

 

 

Повествование

Северный речной вокзал — МоскваСеверный речной вокзал — один из двух речных вокзалов Москвы (вместе с Южным). Это главное здание комплекса сооружений канала Москва-Волга (в настоящее время канал имени Москвы). Здание является выдающимся образцом архитектурного направления «Сталинский ампир» и памятником архитектуры регионального значения. Находится на территории Северного административного округа г. Москвы, Ленинградское шоссе, 51, на берегу Химкинского водохранилища, и окружено большим парком. Высота здания со шпилем 75 м, длина по фасаду 150 м, длина шпиля 27 м.

 

 

Кокарда - речной флотСтроительство вокзала началось весной 1933 года, одновременно с работами над каналом Москва-Волга, и продолжалось четыре года и восемь месяцев. Само здание и прилегающие к нему причалы и грузовой порт были построены на сухом месте, до заполнения водохранилища. Химкинский вокзал стал на тот момент двенадцатым речным вокзалом в Москве, однако опыта создания вокзалов такого масштаба у строителей ранее не было. Принцип здания вокзала с центральной башней и шпилем стал образцом при строительстве целого ряда речных вокзалов, появившихся впоследствии, например в Красноярске и Горьком.

 

 

Общая длина причалов вокзала — около полутора километров, из них примерно половина была построена в 1960-е годы.

Внешний вид здания

Химкинский вокзал был первым речным вокзалом СССР, при строительстве которого решено было отойти от сугубо функционального подхода и уделить внимание эстетической стороне. Удачный синтез архитектуры, скульптуры и живописи сделал здание вокзала выдающимся образцом сталинского ампира и символом эпохи становления Москвы — «портом пяти морей». Главный архитектор вокзала Алексей Рухлядев и его соавтор Владимир Кринский при работе над зданием вокзала вдохновлялись венецианскими мотивами, изначально строение было задумано как стилизация под Дворец дожей в Венеции. По задумке архитекторов, здание воссоздаёт образ парохода: три яруса открытых веранд символизируют его палубы, а центральная башня с высоким шпилем — трубы. В оригинальном проекте здания центральный шпиль башни во время навигации должен был подниматься на высоту 83 метра и опускаться на время её прекращения в зимний период.

Здание вокзала вытянуто по горизонтали, основной акцент задаётся центральным порталом с тремя арками, который переходит в башню, увенчанную 27-метровым шпилем. От центрального портала в две стороны расходятся двухэтажные веранды и огибают здание, переходя в трёхэтажные со стороны набережной. Галереи первого этажа насчитывают 150 четырёхгранных колонн, облицованных белым тарусским камнем. Оба яруса галерей и плоская крыша окружены балюстрадой. Цоколь здания выполнен из красного полированного гранита, главные порталы — из серо-зелёного диорита, в сочетании с белизной колонн галерей цветовая композиция усиливает выразительность здания. Крыша второго этажа и центральная башня были открыты для доступа, с них открывался панорамный вид на порт и канал.

Первый ярус центральной башни окружён аркадами, второй — колоннами и украшен эмблемами мореходства, а завершают композицию башенные часы с четырёхсторонним циферблатом и высокий шпиль с золотой пятиконечной звездой. Механизм башенных часов содержит уникальные куранты. Звезда, венчающая шпиль, украшала Спасскую башню Кремля до установки на неё рубиновой звезды, серп и молот на золотой звезде были инкрустированы уральскими самоцветами (впоследствии утраченными). У подножия башни размещалось четыре скульптуры работы Ромуальда Иодко, изображающие красноармейца, краснофлотца, рабочего и колхозницу.

Проект вокзала учитывает естественный уклон земли в сторону набережной, архитекторы использовали его для создания перехода здания от двух этажей со стороны парка к трём этажам со стороны причалов. Боковые крылья здания опоясаны двухъярусными галереями, который завершаются ротондами с фонтанами посередине. Выполненные из белого мрамора, фонтаны называются «Полярный» (или «Северный», скульптор Лев Кордашов) и «Фонтан Юга» (или «Черноморский фонтан», скульптор Иван Ефимов). Тема «Полярного фонтана» — птичий базар, для него были изготовлены из красной меди фигуры гагар и диких гусей с раскинутыми крыльями, в центре пьедестала чашу фонтана поддерживает группа белых медведей. Южный фонтан изображал группу играющих на волне дельфинов, расположенных на стеклянных шарах.

Одним из интересных архитектурных приёмов, использованных при работе над зданием вокзала, стало разное решение его фасадов, смотрящих на набережную и на парк. Со стороны набережной от главного портала спускается широкая гранитная лестница, формирующая облик этой стороны здания. Со стороны парка центральный трёхарочный вход располагается на уровне земли. Стены портала здания выполнены из полированного диорита, на колоннах центрального входа расположены майоликовые медальоны с различными сюжетами: главные стройки пятилетки (например, Театр Красной армии, Дворец Советов), поезда московского метро, сюжеты на тему освоения Северного морского пути и Советской Арктики, речные и морские пароходы и т. д. Эти медальоны (или диски) в диаметре равняются полутора метрам и расписаны вручную художником-керамистом Натальей Данько.

Интерьер и внутренние помещения

Проект внутренней планировки здания был новаторским для своего времени и предлагал создание многофункционального общественного пространства, в котором приятно было провести время. Техническое задание предполагало загрузку в 430 человек, единовременно находящихся в здании в месяцы активной навигации. Внутри здание вокзала (более 42 тыс. м³) с помощью четырёх массивных колонн разделено на три главные зоны: центральный вестибюль (220 м²), зал ожидания (225 м²) в северной части и ресторан — в южной (225 м²). Все эти помещения были двухсветными, с художественной отделкой стен, расписными сводами потолка, мозаичными полами. Чтобы сделать пребывание на вокзале максимально удобным для пассажиров, внутри обустроили ряд вспомогательных помещений. На момент передачи здания в эксплуатацию в 1937 году здесь располагались комната врача, библиотека, парикмахерская, душевая, обувная мастерская, почта, телеграф, газетный киоск, агитпункт, комнаты хранения багажа, и даже комната матери и ребёнка с отдельными игровой и спальней. На втором этаже каждой открытой веранды добавили дополнительный буфет для пассажиров.

На территории ресторана стены были облицованы искусственным мрамором, имитирующим малахит, и декорированы картушами (на них изображены девять основных гидротехнических узлов канала Москва-Волга). Потолок в зоне ресторана украшен кессонами(расписан А. И. Щербаковым), его композиция изображает чаек на фоне неба и четыре корабля (среди которых крейсер Аврора и каравелла Колумба). Зона зала ожидания была выполнена в более спокойных, светлых тонах, также с отделкой под мрамор, потолок зала расписан цветами (художник В. С. Щеглов) и орнаментами. Картуши в стенах содержат эмблемы судоходства и изображения других важных объектов канала Москва-Волга. В вестибюле стояла большая бронзовая фигура «инициатора и вдохновителя строительства канала Москва-Волга» Иосифа Сталина, впоследствии убранная. Также здесь располагался большой электрифицированный макет канала Москва-Волга, который был представлен на выставке в Париже в 1937 году.

Осветительные приборы, электроарматура и прочие элементы интерьера были выполнены по специальному заказы, например люстры вестибюля были изготовлены в форме группы раковин, а светильники в зоне ресторана — в форме соцветий ландыша. Несмотря на положительную оценку здания современниками, встречалась и его критика. Например, существовало мнение, что колонны вестибюля излишне «затесняли» его, а в центральных помещениях явно недоставало естественного освещения. «Неправильная форма стен» общественных зон, по мнению критиков, затрудняла расстановку мебели.

История эксплуатации

Здание Северного речного вокзала на советских марках серии «Новая Москва»

23 марта 1987 года Исполнительный комитет народных депутатов присвоил зданию вокзала статус памятника архитектурыобщесоюзного значения и передал контроль и охрану использования здания на баланс г. Москвы.

Речной вокзал в кино

В здании Речного вокзала нередко проводились киносъёмки. После выхода в прокат музыкальной комедии Григория Александрова «Волга-Волга» в 1938 году здание порта получило широкую известность и стало одним из главных символов «Новой Москвы».

Другие фильмы, в которых появлялось здание вокзала:

  • Новая Москва (Мосфильм, 1938).
  • Коллеги (Мосфильм, 1962).
  • Горожане (Киностудия имени М. Горького, 1975).
  • По семейным обстоятельствам (Мосфильм, 1977).
  • Гонки по вертикали (Киностудия имени А. Довженко, 1983).

Парк и прилегающие территории

Здание вокзала окружено большим парком площадью более 50 га, созданным по проекту Т. П. Шафранского. Парк украшали более 14 скульптурных групп и фонтанов, дизайн которых рифмовался с образом главного здания и был выдержан в характерной эстетике сталинской архитектуры.

В 1960 году слева от здания вокзала был установлен памятник учёному-кораблестроителю Алексею Крылову. Монумент работы Льва Кербеля развёрнут лицом к набережной.

Примечания

  1. Кассиль, 1940, с. 63.
  2. Ионов, 1951, с. 44.
  3. Сушкевич, 1939, с. 58.
  4. Хигер, 1940.
  5. Сушкевич, 1939, с. 59.
  6. Сушкевич, 1939, с. 30.
  7. Хигер, 1940, с. 5.
  8. Березинский, 1940, с. 161
  9. Ионов, 1951, с. 46.
  10. Сушкевич, 1939, с. 67.
  11. Технический отчёт о строительстве, 1940, с. 162
  12. Михайлов, 1939, с. 64.
  13. Сушкевич, 1939, с. 33.
  14. Ионов, 1951, с. 58.
  15. Орлов Г.В. «Северный речной вокзал — Москва (повествование)» — 08.06.2019.

Список литературы

  • Хигер Р. Я. Архитектура Речных Вокзалов / И. Н. Магидин. — 4. — Государственное Архитектурное Издательство Академии Архитектуры СССР, 1940. — С. 3—5. — 54 с.
  • Кассиль Л. Путеводитель Москва-Волга / В. И. Дмитриев. — М.: РечИздат, 1940. — С. 63. — 120 с.
  • Ионов Б. В. Архитектура речных вокзалов и павильонов. — М.: Государственное Издательство Литературы по Строительству и Архитектуре, 1951. — С. 44—46, 58.
  • Сушкевич И. Г. Архитектура канала Москва-Волга. — М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1939. — С. 30—67. — 154 с.
  • Березинский А. Р. Канал Москва-Волга / Дахнов В. С.. — Л.: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1940. — С. 161.
  • Березинский А. Р. Технический отчёт о строительстве «Канала Москва-Волга». — Л.: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1940. — С. 162. — 316 с.
  • Михайлов А. И. Архитектура канала Москва-Волга / Магидина И. Н.. — М.: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1939. — С. 64. — 73 с.

 

Источник

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%

B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

 

 

 

 

 

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/transport_sssr/0-52
Категория: Водное сообщения СССР | Добавил: soviet-union-ussr (08.06.2019) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 608 | Теги: Северный речной вокзал, Орлов Г.В., СССР, Северный речной вокзал — Москва (по, Москва (повествование) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей