454
ПРИМЕЧАНИЯ
Эти ошибки явились зародышем будущих меньшевистских взглядов Плеханова и других членов группы. В. И. Ленин указывал, что группа «Освобождение труда лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению (Сочинения, 4 изд., том 20, стр. 255). На втором съезде РСДРП в августе 1903 года группа Освобождение труда заявила о прекращении своего существования. — 285.
119 «Заграничная лига русской революционной социал-демократии» была основана по инициативе В. И.
Ленина в октябре 1901 года. В Лигу вошли заграничный отдел организации «Искры» и «Зари и орга
низация «Социал-демократ» (включавшая в себя группу «Освобождение труда»). Задача Лиги состоя
ла в том; чтобы распространять идеи революционной социал-демократии и содействовать выработке
боевой социал-демократической организации. Фактически Лига являлась заграничным представите
лем организации Искры». Она сплачивала сторонников «Искры» из числа русских социал-
демократов за границей, материально поддерживала ее, организовывала доставку газеты в Россию и
издавала популярную марксистскую литературу. Лига издала несколько «Бюллетеней» и брошюр. II
съезд РСДРП утвердил Лигу в качестве единственной заграничной партийной организации, имеющей
уставные права комитета, и обязал ее работать под руководством и контролем ЦК РСДРП.
После II съезда в «Заграничной лиге» окопались меньшевики и повели борьбу против Ленина, против большевиков. На втором съезде Лиги в октябре 1903 года они выступили с клеветой на большевиков, после чего Ленин и его сторонники ушли с заседания съезда. Меньшевики утвердили новый устав Лиги, направленный против устава партии, принятого на II съезде РСДРП. С этого времени Лига стала оплотом меньшевизма; существовала до 1905 года. — 287.
120 Военные поселения — специальная организация войск в России; были введены при Александре I. Ор
ганизуя военные поселения, царское правительство рассчитывало сократить расходы на содержание
армии, иметь подготовленные резервы для военного времени и, в лице создаваемой изолированной от
народа военной касты, получить опору против растущего революционного движения. Главным на
чальником военных поселений был назначен военный министр, крайний реакционер А. А. Аракчеев
(отсюда название — аракчеевские поселения).
Все крестьяне, живущие на территории, отводимой под военные поселения, превращались в пожизненных солдат. Из военных поселенцев в возрасте от 18 до 45 лет («хозяев») комплектовались военные подразделения, остальные крестьяне, годные к военной службе, становились «помощниками хозяев».
455
ПРИМЕЧАНИЯ
Каждый хозяин — поселянин должен был кормить своим трудом трех солдат, расположенных на постое в военных поселениях. Все поселенцы обязаны были носить военную форму, постоянно проходить военное обучение. Их жизнь подчинялась суровому режиму и подвергалась строгой регламентации даже в семейных вопросах. Военная муштра и различные регламентированные военные работы не оставляли времени для ведения хозяйства, которое все более и более разорялось.
Каторжные условия жизни и работы в военных поселениях вызывали неоднократные крупные восстания, которые подавлялись царскими войсками с неимоверной жестокостью. В 1857 году военные поселения были упразднены. — 291.
121 Первая глава настоящей работы Ленина была выпущена отделкной брошюрой в двух изданиях под
заголовком «Борьба с голодающими». Первое издание вышло в виде отдельного оттиска из № 2—3
«Зари»; второе издание было напечатано в нелегальной искровской типографии в Кишиневе тиражом
в три тысячи экземпляров. — 297.
122 Выражение «дойти до геркулесовых столбов (столпов)» означает дойти до крайнего предела, чрез
мерного преувеличения. Геркулесовы столбы, по древнегреческой мифологии, были воздвигнуты Гер
кулесом (Гераклом) и, по представлению древних греков, являлись краем мира, дальше которого не
было пути. — 299.
123 Имеется в виду Аркадий Павлыч Пеночкин — персонаж рассказа И. С. Тургенева «Бурмистр» (см.
Тургенев, И. С. Собрание сочинений, т. 1, М., 1953, стр. 203). — 301.
124 По-видимому, В. И. Ленин не имел под рукой экземпляров «Искры» и сослался на №№ 6 и 7 газеты
«Искра» по памяти. В действительности корреспонденция из Симферополя (о первомайской демонст
рации) была напечатана в «Искре» № 7; из Курска («Отклики на мартовские события в Петербурге и о
брожении среди учащихся и крестьян») — в «Искре» № 8. — 305.
125 Помпадуры — обобщенный сатирический образ, созданный М. Е. Салтыковым-Щедриным в произве
дении «Помпадуры и помпадурши», в котором великий русский писатель-сатирик заклеймил высшую
царскую администрацию, министров и губернаторов. Меткое определение Салтыкова-Щедрина проч
но вошло в русский язык как обозначение административного произвола, самодурства. — 307.
126 Ленин цитирует произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (см. Н. Щедрин
(М. Е. Салтыков). Полное собрание сочинений, т. IX, 1934, стр. 427). — 307.
456
ПРИМЕЧАНИЯ
127 Ленин имеет в виду доклад Саратовской губернской земской управы, представленный экстренному
губернскому земскому собранию, открывшемуся 29 августа 1901 года. Содержание доклада было из
ложено в газете «Саратовский Дневник» №. 187, 29 августа 1901 года. Приводимые Лениным выдерж
ки из доклада представляют собой пересказ отдельных положений доклада. — 309.
128 «Приазовский Край» — ежедневная газета, выходила в Ростове-на-Дону с 1892 по 1916 год; являлась
продолжением газеты «Донское Поле», выходившей с 1889 по 1891 год. — 312.
129
Круговая порука — принудительная коллективная ответственность крестьян каждой сельской общины за своевременное и полное внесение всех денежных платежей и выполнение всякого рода повинностей в пользу государства и помещиков (подати, выкупные платежи, рекрутские наборы и др.). Эта форма закабаления крестьян, сохранившаяся и после отмены крепостного права в России, была отменена лишь в 1906 году. — 312.
130 Статейными списками назывались документы, составлявшиеся местными губернскими правлениями
и содержавшие подробные сведения об арестантах, ссылаемых в Сибирь. — 316.
131 В. И. Ленин имеет в виду книгу Николая —она (Н. Ф. Даниельсона) «Очерки нашего пореформенного
общественного хозяйства», вышедшую в 1893 году в Петербурге. — 323.
132 «Русские Ведомости» — газета; выходила в Москве с 1863 года, выражала взгляды умеренно-
либеральной интеллигенции. В 80—90-х годах в газете принимали участие писатели демократическо
го лагеря (В. Г. Короленко, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский и др.), печатались произведения
либеральных народников. С 1905 года газета являлась органом правого крыла партии кадетов. Ленин
указывал, что «Русские Ведомости» своеобразно сочетали «правый кадетизм с народническим нале
том» (Сочинения, 4 изд., том 19, стр. 111).
В 1918 году «Русские Ведомости» были закрыты вместе с другими контрреволюционными газетами. — 324.
133 Судебная палата — учреждение царского суда, создайное после судебной реформы 1864 года; рас
сматривала особые гражданские и уголовные дела, являлась апелляционной инстанцией по делам,
рассмотренным в окружных судах. Судебная палата учреждалась на несколько губерний. — 326.
457
ПРИМЕЧАНИЯ
134 Имеется в виду Акакий Акакиевич Баитачкин — герой повести Н. В. Гоголя «Шинель». — 327.
135 Человек в футляре — персонаж одноименного рассказа А. П. Чехова. В литературе употребляется для
характеристики закостенелых, далеких от жизни людей, боящихся всего нового. — 327.
136 Имеется в виду «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденное Алексан
дром III 12 июня 1890 года. — 329.
137 Кит Китыч или Тит Титыч — персонаж из комедии А. Н. Островского «В чужом пиру похмелье».
Собирательный образ необразованного, дикого, тупого самодура. — 330.
138 «Миссионерское Обозрение» — ежемесячный богословский журнал, издававшийся церковными кру
гами; выходил с 1896 по 1898 год в Киеве, с 1899 по 1916 год в Петербурге. Редактор-издатель — В.
М. Скворцов. Журнал объединял наиболее реакционные круги духовенства, отличавшиеся мракобеси
ем и находившиеся в тесном союзе с полицией, вел борьбу против сектантов. — 337.
139 «Орловский Вестник» — ежедневная общественно-политическая и литературная газета умеренно-
либерального направления, выходила в Орле с 1876 по 1918 год. — 338.
140 «Вера и Разум» — богословско-философский журнал, издававшийся с 1884 по 1916 год при харьков
ской духовной семинарии; выходил два раза в месяц. Журнал занимал крайне реакционную позицию и
яростно выступал против демократического движения и прогрессивной мысли. — 340.
141 «Свободное слово» — издательство, печатавшее за границей (Англия, Швейцария) произведения Л. Н.
Толстого, запрещенные царской цензурой, и брошюры, направленные против преследования сектан
тов царским правительством. Издательство выпускало с 1899 по 1901 год журнал «Свободная Мысль»,
а с 1901 по 1905 год журнал «Свободное Слово». — 340.
142 «Свобода» — журнал, издававшийся в Швейцарии в 1901— 1902 годах группой одноименного назва
ния, возникшей в мае 1901 года и именовавшей себя «революционно-социалистической группой».
Вышло два номера журнала: № 1 в 1901 и № 2 в 1902 году. Группой «Свобода» были изданы также
«Канун революции. Непериодическое обозрение вопросов теории и тактики» № 1, газета-журнал «От
клики» № 1, брошюра Л. Надеждина «Возрождение революционизма в России» и другие.
Группа «Свобода» не имела «ни прочных, серьезных идей, программы, тактики, организации, ни корней в массах»
458
ПРИМЕЧАНИЯ
(В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 20, стр. 332). В своих изданиях группа «Свобода» проповедовала идеи «экономизма» и терроризма, выступала с поддержкой антиискровских групп в России. Ленин называл «Свободу» группой «экономистов террористского толка» (Сочинения, 4 изд., том 5, стр. 450). Группа прекратила свое существование в 1903 году. — 358.
143 «Южный Рабочий» — социал-демократическая газета, издавалась нелегально группой того же назва
ния с января 1900 по апрель 1903 года. Вышло 12 номеров. Редакторами и сотрудниками «Южного
Рабочего» в разное время являлись И. X. Лалаянц, А. Виленский («Илья»), О. А. Коган (Ерманский), Б.
С. Цейтлин (Батурский), Е. Я. и Е. С. Левины, В. Н. Розанов и другие. Типография газеты постоянно
меняла свое местопребывание и перебывала в Екатеринославе, Смоленске, Кишиневе, Николаеве и
других городах.
Группа «Южный Рабочий» выступала против «экономизма», терроризма, отстаивала необходимость развертывания массового революционного движения и вела большую революционную работу на юге России. В августе 1902 года группа «Южный Рабочий» вела переговоры с «Искрой» о совместной работе, результатом которых явилось заявление о солидарности с «Искрой», напечатанное в газете «Искра» № 27, 1 ноября 1902 года и в «Южном Рабочем» № 10, декабрь 1902 года. В то же время она не разделяла до конца искровского организационного плана построения партии на основе принципов демократического централизма и, как указывал Ленин, принадлежала к числу тех организаций, которые «признавая «Искру» руководящим органом на словах, на деле преследовали свои особые планы и отличались неустойчивостью в принципиальном отношении» (Сочинения, 4 изд., том 7, стр. 193).
II съезд РСДРП, отметив «плодотворную литературную и организационную деятельность группы «Южный Рабочий» на пользу объединения и восстановления партии», постановил прекратить издание «Южного Рабочего» и распустить издававшую его группу, как и все отдельные самостоятельные социал-демократические группы и организации. — 360.
144 В. И. Ленин дает в собственном переводе цитату из письма Ф. Лассаля к К. Марксу от 24 июня 1852
года. Часть этой цитаты В. И. Ленин использовал в качестве эпиграфа к своей работе «Что делать?».
— 367.
145 Двадцатипятилетие революционной деятельности Г. В. Плеханова отмечалось русскими социал-
демократами 6 (19) декабря 1901 года в Женеве вместе с двадцатипятилетием демонстрации у Казан
ского собора в Петербурге. Эта демонстрация была организована рабочими и студентами 6 декабря 1876 года в знак протеста против произвола самодержавия.
459
ПРИМЕЧАНИЯ
На демонстрации Г. В. Плеханов произнес революционную речь. Демонстрация была разогнана полицией и войсками, многие ее участники были арестованы и приговорены к тюрьме, ссылке и каторжным работам. Г. В. Плеханов вынужден был эмигрировать за границу.
Торжественные собрания, посвященные двадцатипятилетнему юбилею революционной деятельности Г. В. Плеханова, состоялись в Женеве, Берне, Париже, Цюрихе и других городах, где проживали в эмиграции русские социал-демократы. — 368.
146 С лозунгом «Земля и воля» в то время выступала нелегальная организация одноименного названия,
основанная в России народниками в 1876 году. Видными деятелями «Земли и воли» являлись А. Д.
Михайлов, Г. В. Плеханов, О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, С. М. Кравчинский (Степняк), С. Л.
Перовская, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и другие.
Считая крестьянство основной революционной силой в России, землевольцы пытались поднять крестьян на восстание против царизма. Они вели революционную работу в ряде губерний России: Тамбовской, Воронежской и др. В 1879 году внутри «Земли и воли» образовалась фракция террористов, считавшая террор главным средством борьбы с царизмом. На съезде, происходившем в Воронеже в том же году, «Земля и воля» распалась на две организации: «Народная воля» и «Черный передел». — 369.
147 Речь идет о I Интернационале («Международном Товариществе Рабочих») — первой международной
организации пролетариата, основанной 28 сентября 1864 года на международном рабочем собрании в
Лондоне, созванном английскими и французскими рабочими. Создание I Интернационала — результат
упорной многолетней борьбы К. Маркса и Ф. Энгельса за революционную партию рабочего класса. К.
Маркс был организатором и руководителем I Интернационала, автором его «Учредительного манифе
ста», Устава и других программных и тактических документов. Как отмечал В. И. Ленин, I Интерна
ционал «заложил фундамент международной организации рабочих для подготовки их революционно
го натиска на капитал», «заложил фундамент пролетарской, международной борьбы за социализм»
(Сочинения, 4 изд., том 29, стр. 280, 281).
Центральным руководящим органом I Интернационала был Генеральный совет Международного Товарищества Рабочих, бессменным членом которого являлся К. Маркс. Преодолевая мелкобуржуазные влияния и сектантские тенденции, преобладавшие тогда в рабочем движении (тред-юнионизм в Англии, прудонизм и анархизм в романских странах, лассальянство в Германии), Маркс сплачивал вокруг принципов научного социализма передовых рабочих Европы и Америки.
460
ПРИМЕЧАНИЯ
I Интернационал руководил экономической и политической борьбой рабочих различных стран и укреплял их международную солидарность. Огромна роль I Интернационала в деле распространения марксизма, в соединении социализма с рабочим движением.
После поражения Парижской коммуны перед рабочим классом встала задача создания массовых национальных партий на основе принципов, выдвинутых I Интернационалом. «Принимая во внимание положение дел в Европе, — писал в 1873 году К. Маркс, — я считаю безусловно полезным временно отодвинуть на задний план формальную организацию Интернационала» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, 1953, стр. 288). В 1876 году на Филадельфийской конференции I Интернационал был официально распущен. — 377.
148 Бакунизм — течение, названное по имени М. А. Бакунина, идеолога анархизма и ярого врага марксизма и научного социализма. Бакунисты вели упорную борьбу против марксистской теории и тактики рабочего движения. Основным положением бакунизма является отрицание всякого государства, в том числе и диктатуры пролетариата, непонимание всемирно-исторической роли пролетариата. Бакунин выдвинул идею «уравнения» классов, объединения «свободных ассоциаций» снизу. Тайное революционное общество, составленное из «выдающихся» личностей, должно было, по мнению бакунистов, руководить народными бунтами, которые совершаются немедленно. Так, бакунисты полагали, что в России крестьянство готово немедленно подняться на восстание. Их тактика заговорщичества, немедленных бунтов и терроризма была авантюристична и враждебна марксистскому учению о восстании. Бакунизм близок прудонизму — мелкобуржуазному течению, отражавшему идеологию мелкого разорившегося собственника. Одним из представителей бакунистов в России был С. Г. Нечаев, который поддерживал тесную связь с Бакуниным, жившим за границей. Программа заговорщического общества была ими изложена в «Революционном катехизисе». В 1869 году Нечаев пытался создать в России узкую заговорщическую организацию «Народная расправа». Однако ему удалось организовать лишь ряд кружков в Москве. «Народная расправа» была вскоре обнаружена и в декабре 1869 года разгромлена царским правительством. Теория и тактика бакунистов была резко осуждена К. Марксом и Ф. Энгельсом. В. И. Ленин характеризовал бакунизм как миросозерцание «отчаявшегося в своем спасении мелкого буржуа» (Сочинения, 4 изд., том 18, стр. 11). Бакунизм явился одним из идейных источников народничества. О Бакунине и бакунистах см. работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих» (1873),
461
ПРИМЕЧАНИЯ
кратии и Международное Товарищество Рабочих» (1873), Ф. Энгельса «Бакунисты за работой» (1873), «Эмигрантская литература» (1875), а также работу В. И. Ленина «О временном революционном правительстве» (1905) и другие. — 378.
149 Весной 1901 года, в связи с усилением революционного движения в России, среди российских социал-
демократов, находящихся в эмиграции, обсуждался вопрос о необходимости объединения и коорди
нации действий многочисленных социал-демократических организаций за границей. Считая принци
пиально невозможным объединение организаций революционного направления с оппортунистиче
скими, Ленин предложил объединить революционные социал-демократические организации. «У меня
явилась мысль, — писал он в письме П. Б. Аксельроду, — нельзя ли попытать следующий план орга
низации: организация «Социал-демократ», редакция «Зари» и группы такие-то... соединяются в одну,
скажем, Лигу» (Сочинения, 4 изд., том 34, стр. 40). Здесь же Лениным были изложены основы проекта
этой организации.
Первоначальный проект устава заграничной лиги был составлен мюнхенской частью редакции совместно с приезжавшим в Мюнхен Г. В. Плехановым и обсуждался всеми членами организаций «Искры» и «Зари» и «Социал-демократ». Видимо, в это время Лениным были написаны поправки к проекту устава. — 381.
150 Здесь и ниже Ленин перечисляет номера «Искры», в которых были помещены корреспонденции и со
общения о состоявшихся демонстрациях рабочих и студентов в различных городах России. — 385.
151 Настоящий документ является, по-видимому, одним из вариантов начала статьи «Гонители земства и
Аннибалы либерализма». — 388.
152 «Русский Вестник» — политический и литературный журнал, выходил с 1856 по 1906 год. Место из
дания журнала неоднократно менялось. В 1856—1887 годах журнал издавался в Москве, редактором и
издателем был М. Н. Катков. Вначале направление журнала было либеральное, с 60-х годов XIX века
журнал превратился в орган крепостнической реакции. После смерти Каткова «Русский Вестник» из
давался с конца 1887 по 1896 год в Петербурге, в 1896—1902 годах — в Москве и в 1902—1906 годах
— снова в Петербурге. — 389.
153 «Вестник Европы» — ежемесячный историко-политический и литературный журнал буржуазно-
либерального направления; выходил в Петербурге с 1866 по 1918 год. В журнале печатались статьи,
направленные против революционных марксистов. — 389.
462
ПРИМЕЧАНИЯ
154 тт
Настоящий документ содержит краткое конспективное изложение статей о земстве, напечатанных в журнале «Вольное Слово» №№ 53, 57, 59, 60 за подписью «3. С». Написан он был в период работы В. И. Ленина над статьей «Гонители земства и Аннибалы либерализма». — 392.
155 Имеется в виду статья 762, IX тома «Свода Законов Российской империи», которая гласит: «К числу
обитающих в Российской империи инородцев принадлежат: 1) Сибирские инородцы; 2) Самоеды Ар
хангельской губернии; 3) Кочевые инородцы Ставропольской губернии; 4) Калмыки, кочующие в Ас
траханской и Ставропольской губерниях; 5) Киргизы Внутренней Орды; 6) инородцы областей Акмо
линской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской; 7) инородческое население За
каспийской области; 8) евреи». — 395.
156 В газете «Русские Ведомости» № 210, 1 августа 1901 года была помещена редакционная заметка, по
священная обсуждению закона 8 июня 1901 года «Об отводе частным лицам казенных земель в Сиби
ри». В заметке на примере Уфимской губернии приводились сведения, подтверждающие факты об ог
ромных прибылях для дворян и обнищании и разорении крестьянских масс, являющиеся следствием
применения закона. Некоторые данные из этой заметки были выписаны Лениным. — 396.
157 Настоящий документ представляет собой замечания В. И. Ленина к статье Д. Б. Рязанова «Две прав
ды», написанной летом 1901 года для журнала «Заря». Статья была отвергнута редакцией и в журнале
не появилась.
Указанные Лениным в замечаниях страницы обозначают страницы рукописи статьи Рязанова, представленной редакции «Зари». — 402.
158 Нумены (ноумены) и феномены — противоположные понятия в идеалистической философии Канта.
Ноумен, по Канту, непознаваемая «вещь в себе», существующая независимо от сознания человека и недоступная его познанию. Феномен — явление, существующее только в сознании человека и являющееся предметом его познания.
Противопоставление «вещей в себе» — ноуменов и явлений — феноменов, составляющее одно из основных положений субъективно-идеалистической теории познания Канта, используется идеологами империализма и ревизионистами в их борьбе против материализма.
Диалектический материализм отверг это противопоставление и доказал научную несостоятельность кантовской теории. — 404.