СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиадвигатели СССР [4]
Авиадвигатели СССР - поршневые, реактивные.
Авиационные полки [17]
Авиационные полки, Истребительные авиационные полки, Гвардейские Авиационные полки,
Аэродромы СССР [35]
Аэродромы СССР,
Аэропорты СССР [4]
Аэропорты Союза Советских Социалистических Республик
ВВС СССР [1]
РККФ, ВВС СССР, Военная авиация СССР,
Воздушные армии СССР [1]
Воздушные армии СССР
Оборудование самолётов СССР [261]
Оборудование установленное на самолётах СССР
ЦКБ-КБ-ОКБ-СКБ [17]
ЦКБ-Центральное Конструкторское Бюро, КБ-Конструкторское Бюро. ОКБ-Опытное (Особое) Конструкторское Бюро. СКБ—Специальное Конструкторское Бюро.

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВИАЦИЯ СССР » Оборудование самолётов СССР

РПСН-2 — Радиолокационная станция предупреждения столкновений и навигации (стр.-2 (Органы управления и контроля станции))

 РПСН-2 — Радиолокационная станция предупреждения столкновений и навигации (стр.-2 (Органы управления и контроля станции))

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страницы:     [01]     [02]

 

Режимы «Обзор» и «Дальний обзор»

Режимы «Обзор» и «Дальний обзор» предназначены для радиолокационного обзора земной поверхности с целью ведения ориентировки.

 

Рис. 10. К принципу работы станции в режиме «Обзор».

Рис. 10. К принципу работы станции в режиме «Обзор».

 

В режиме «Обзор» антенна формирует веерную, типа косеканс-квадрат диаграмму направленности (рис. 10). При такой диаграмме в направлении на более дальние цели антенной излучается больше мощность, чем в направлении на ближние цели. Благодаря этому яркость отметок расположенных на земле целей практически не зависит от расстояния до этих целей и определяется их способностью отражать радиоволны.

Так как при помощи станции определяется наклонная дальность наземных целей, то на экране индикатора наблюдается так называемый высотный сектор с центром в начале развёртки и радиусом, в масштабе, равным высоте полета самолёта. Этот сектор отображает воздушное пространство между самолётом и землей и в его пределах отметки наземных целей отсутствуют.

Несмотря на ограниченную ширину диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости, близкие к месту самолёта наземные цели облучаются при любом азимутальном положении антенны. В результате этого по мере приближения самолета к цели угловые размеры ее отметки по азимуту на экране индикатора увеличиваются и у края высотного сектора отметка растягивается по азимуту на весь экран индикатора, а затем исчезает. Это приводит к тому, что в момент пролёта цели наблюдение ее отметки становится невозможным.

Расстояние между наземными целями измеряется по индикатору как разность наклонных расстояний от самолёта до них. Эта разность всегда меньше действительного расстояния между целями на земле, а также уменьшается с увеличением высоты полета и с уменьшением расстояния от самолёта до целей. Если ближняя цель находится от самолёта на удалении, превышающем пять высот полёта, то при практических расчетах измеренное по экрану индикатора расстояние между двумя наземными целями считают равным действительному расстоянию между ними на земле.

При работе станции в режиме «Обзор» дальность обзора земной поверхности уменьшается с уменьшением высоты полёта. Для увеличения дальности обзора при малых высотах полёта используется режим «Дальний обзор». В этом режиме диаграмма направленности антенны через каждый полуцикл ее качания автоматически переключается с веерной на узкую, затем опять на веерную и т. д. При веерной диаграмме облучаются ближние, а при узкой — дальние участки земной поверхности. Вследствие послесвечения экрана индикатора изображения, получаемые с помощью обеих диаграмм, наблюдаются одновременно. Вместе с тем изображение земной поверхности на экране индикатора не имеет разрывов, так как угол между направлениями максимального излучения при той и другой диаграммах составляет 1—1,5°, что обеспечивает некоторое взаимное перекрытие узкого и веерного лучей.

 

Режим «Маяк»

Режим «Маяк» по назначению и принципу работы станции к примеру - на самолёте Ан-24 аналогичен режиму «Дальний обзор».

 

Режим «Скорость»

Режим «Скорость» предназначен для определения путевой скорости самолёта. По принципу работы станции этот режим аналогичен режиму «Обзор», за исключением следующего:

  • в режиме «Скорость» для индикатора штурмана автоматически включаются масштаб развёртки 50 км и задержка развёртки на 60 км. Кроме того, задержку развёртки на этом индикаторе можно регулировать от 60 до 150 км при помощи ручки «Выбор цели», расположенной на пульте штурмана.

Автоматическая задержка развёртки на 60 км исключает возможность определения путевой скорости по близкой к самолёту наземной цели, что привело бы к заведомо плохой точности этого определения. Регулируемая задержка обеспечивает поиск характерной цели, по скорости перемещения отметки которой определяют путевую скорость самолёта.

Задержка развёртки означает, что линия развёртки начинает прочерчиваться на экране индикатора не в момент излучения импульса передатчика, а с некоторым опозданием. Время этого опоздания соответствует расстоянию, которое в данном случае не отображается на индикаторе. Указанные выше задержки развёртки на индикаторе штурмана приводят к следующему:

  • когда ручка «Выбор цели» повернута влево до упора, на индикаторе отображается участок земной поверхности на расстояниях 60—110 км от самолёта, а при правом крайнем положении ручки обозревается участок на расстояниях 150-—200 км от самолёта.

При любой задержке развёртки осуществляется обзор участка протяженностью 50 км, так как включён соответствующий масштаб развёртки.

Перед определением путевой скорости измеряют угол сноса самолёта, после чего в режиме «Скорость» выбирают яркую отметку цели, которая перемещается на экране индикатора в направлении линии фактического пути (ЛФП) или параллельно ей. Измерив время, в течение которого отметка пройдет определенное расстояние, по известным пути и времени вычисляют скорость.

В режиме «Скорость» изображение земной поверхности на индикаторе первого канала лётчика аналогично получаемому в режиме «Обзор».

При работе станции в режимах «Обзор», «Дальний обзор» и «Скорость» целесообразно использовать следующие органы управления:

  • ручку потенциометра «РРУ» (ручная регулировка усиления), расположенную на пульте штурмана,
  • ручки «Наклон антенны» и «Дифференц.» (Дифференцирование).

С помощью ручки потенциометра «РРУ» регулируется Усиление принятых сигналов приёмником (видеоусилителем), что обеспечивает изменение яркости отметок целей на индикаторах первого канала лётчика и штурмана. При необходимости получить более чёткое и яркое изображение какого-либо участка земной поверхности этого добиваются наклоном антенны на соответствующий угол, т. е. направляют максимум излучения энергии на данный участок.

Если отметки целей сливаются, более крупные и яркие из них плохо просматриваются на фоне менее ярких, то поворотом ручки «Дифференц.» можно добиться исчезновения последних и получить равномерный фон, на котором будут отчетливо наблюдаться яркие отметки целей.

Следует иметь в виду, что регулировки «РРУ» и «Дифференц.» в режимах «Самолёты» и «Горы — Грозы» не действуют.

 

Режимы «Снос» и «Снос точно»

Режимы «Снос» и «Снос точно» предназначены для определения угла сноса самолёта. В этих режимах антенна автоматически не качается, ее можно поворачивать по азимуту с помощью ручки «Угол сноса», имеющейся на пульте штурмана. Угол в плоскости азимутов между продольной осью самолёта и электрической осью (направлением максимального излучения) антенны отсчитывается по шкале, расположенной над ручкой вращения антенны.

Принцип действия станции при определении угла сноса основан на явлении, носящем название эффекта Допплера. Это явление состоит в следующем:

  • при изменении расстояния между передатчиком, излучаемым радиоволны, и приёмником, который принимает эти волны, частота сигнала на входе приёмника отличается от частоты передатчика. Разность этих частот прямо пропорциональна скорости изменения расстояния между передающей и приёмной антеннами.

Если антенны сближаются, то

f прм = f прд (1+v/c)

  • где f прм — частота принимаемого сигнала;
  • f прд — частота передатчика;
  • v — скорость сближения передатчика и приёмника;
  • с = 300 000 км/с — скорость распространения радиоволн.

Угол сноса определяется с помощью станции путём сравнения частот сигналов, отраженных различными участками земной поверхности. Передатчик и приёмник станции установлены на самолёте и приближаются к этим участкам. Отражая радиоволны, поверхность земли принимает их, как приёмная антенна, а затем переизлучает эти волны, т. е. ведет себя как передающая антенна. В данном случае радиолокационную станцию и земную поверхность, которая отражает радиоволны, следует рассматривать как две системы передатчик — приёмник:

  • передатчик станции — земная поверхность как приёмник;
  • земная поверхность в качестве передатчика — приёмник станции.

Так как в режиме определения угла сноса антенна не качается, то развёртка на индикаторе штурмана наблюдается в виде прямой радиальной линии.

Одновременно появляется линейная развёртка на индикаторе, который установлен на пульте штурмана и предназначен для его использования только в режимах определения угла сноса.

В этих же режимах индикатор пилота отключается.

Перед определением угла сноса антенну наклоняют, поэтому на земле облучается определенная поверхность.

 

Рис. 11. К принципу работы станции в режимах определения угла сноса.

Рис. 11. К принципу работы станции в режимах определения угла сноса.

Для уяснения принципа работы станции рассмотрим на облучаемой поверхности два участка, которые расположены симметрично относительно электрической оси антенны. На (рис. 11) изображены азимутальные положения антенны в двух случаях:

  1. когда направление ее электрической оси не совпадает с вектором путевой скорости W (рассматриваемые участки обозначены 1' и 2');
  2. когда электрическая ось антенны совмещена с направлением путевой скорости самолёта (рассматриваемые участки обозначены 1 и 2).

В первом случае скорость движения самолета относительно каждого из участков 1' и 2' различна (под скоростью самолёта относительно какой-либо точки понимается проекция вектора его путевой скорости на направление от самолёта на данную точку):

  • W1'<W2'.

В результате этого и вследствие проявления эффекта Допплера сигналы, поступающие на вход приёмника станции от участков 1' и 2', будут иметь различные частоты. На входе приёмника они складываются и получаются Колебания, амплитуда которых изменяется с разностной частотой этих сигналов. В процессе преобразования, усиления и детектирования в приёмнике изменения амплитуды принятого сигнала сохраняются. При поступлении такого сигнала на индикатор штурмана линия развёртки имеет не одинаковую яркость на различных ее участках, а на индикаторе с линейной развёрткой наблюдаемые отметки изменяются по величине. Аналогичные результаты получатся при рассмотрении других малых участков облучаемой поверхности.

Когда электрическая ось антенны установлена по азимуту в направлении линии фактического пути, скорость самолёта относительно участков 1 и 2, аналогичных участкам 1' и 2', одинакова: W1 — W2. В результате этого амплитуда сигнала, полученного при сложении отразившихся от этих участков радиоволн, не будет изменяться и её изменения не будут наблюдаться на индикаторах. Но такой результат будет только при сложении сигналов, отразившихся от участков, расположенных симметрично ЛФП. В действительности на входе приёмника складываются сигналы, отраженные от различных участков облучаемой поверхности, относительно которых скорость движения самолёта несколько не одинакова. Однако разность скоростей перемещения самолёта относительно этих участков будет меньше, чем по отношению к участкам 1' и 2' в ранее рассмотренном случае.

Следовательно, при совмещении по азимуту антенны с ЛФП изменения яркости и амплитуды принятых сигналов на индикаторах будут минимальными.

При работе станции в режиме «Снос» задержка развёртки не включается и можно включить любой из ее масштабов, предусмотренных для индикатора штурмана.

Режим «Снос точно» предназначен для использования при высотах полёта более 5000 м. Чтобы на индикаторах не отображалось расстояние от самолёта до земли, в этом режиме автоматически включается задержка развёртки на 50 км. Кроме того, для получения более чёткого изображения принимаемых сигналов также включаются масштаб развёртки 50 км и частота посылок импульсов 1000 Гц.

Перед определением угла сноса после включения соответствующего режима работы станции необходимо:

  • ручкой «Фокус», расположенной возле индикатора штурмана, несколько «расширить» линию развёртки на этом индикаторе;
  • наклоняя антенну радиолокационной станции при помощи ручки «Наклон антенны», добиться максимальной яркости мерцаний сигналов на линии развёртки;
  • отрегулировать изображение при помощи ручек «РРУ» и «Яркость», установленных возле индикатора штурмана;
  • если будет использоваться индикатор с линейной развёрткой, отрегулировать изображение на нём ручками «Яркость» и «Фокус», имеющимися возле этого индикатора.

Для определения угла сноса необходимо поворотом антенны с помощью ручки «Угол сноса» добиться наименьшей модуляции сигналов на экране индикатора, т. е. получить на этом экране возможно «спокойное» изображение.

При этом угол по азимуту между продольной осью самолёта и электрической осью антенны радиолокационной станции будет равен углу сноса самолёта и отсчитывается по шкале, которая имеется возле ручки «Угол сноса».

Следует отметить, что угол сноса самолёта приближенно можно определить при помощи станции в режиме обзора земной поверхности.

Для этого нужно наблюдением за отметками целей на экране индикатора определить, которая из них перемещается к началу развёртки по азимутальной риске.

Курсовой угол данной цели, не изменяющийся с течением времени, будет равен углу сноса самолёта.

 

4. Органы управления и контроля станции рпсн-2

Органы управления и контроля работы станции расположены на пульте управления и контроля, индикаторе лётчика, коробке предохранителей и регулировок и на индикаторе штурмана с пультом.

 

Пульт управления и контроля

Пульт управления и контроля (см. рис. 3) обеспечивает включение и выключение станции, управление её работой, переключение управления на этот пульт или пульт штурмана, проверку работоспособности станции, а также включение некоторых резервных систем станции, используемых в случае отказа основных.

Лицевая панель пульта управления и контроля разделена на две части. На верхней ее части расположены органы управления и контрольный прибор которые в полёте при нормальной работе станции не используются. На нижней части пульта установлены органы оперативного управления станцией.

Переключатель «Высокое — Станция — Выкл.» служит для включения и выключения электропитания станции. Когда он установлен в положение «Станция», подаются все напряжения питания блоков станции, за исключением высокого напряжения на передатчик. Кроме того, индикаторы станции включаются через 1,5—2 мин после включения низких напряжений. При установке переключателя в положение «Высокое» подаются все напряжения, но высокое напряжение на передатчик поступает только при условии, что с момента включения низких напряжений прошло время около 5 мин. Лампочка «Высокое» с оранжевым светофильтром горит, когда на передатчик поступает высокое напряжение.

Переключатели «Режим работы» и «Самолёты — Горы — Грозы» предназначены для переключения режимов работы при управлении станцией с данного пульта. Когда галетный переключатель «Режим работы» установлен в положение «Препят.» (Препятствия), при помощи перекидного переключателя можно включить режим «Самолёты» или «Горы — Грозы». Положение галетного переключателя «Выкл. стаб. танг.» предназначено для выключения системы стабилизации антенны по тангажу, что используется при полёте с набором высоты или снижением с целью обзора пространства в направлении полёта. Систему стабилизации антенны выключают также в случае её отказа.

Лампочка с красным светофильтром, установленная возле переключателя «Самолёты — Горы — Грозы», горит, когда станция работает в режиме «Горы — Грозы», независимо от того, с какого пульта включён этот режим. Горение лампочки сигнализирует о том, что на удалениях от самолета до 15 км цели могут с помощью станции не обнаруживаться в результате действия ВАРУ.

Ручка «Изо — Эхо» предназначена для включения и выключения системы контурной индикации в режиме «Препятствия», а также для регулировки уровня подавления сигналов, отраженных от зон грозовой деятельности.

Ручка «Наклон антенны» служит для управления антенной по углу места. Угол между горизонтальной плоскостью и электрической осью антенны отсчитывается по шкале, расположенной над этой ручкой. Такая же ручка с поворотной шкалой имеется на пульте штурмана. Если хотя бы на одном из пультов шкала углов наклона антенны соответствующей ручкой не установлена на нуль, то эти шкалы подсвечиваются на обоих пультах.

Переключатель «Штурман — Пилот» предназначен для переключения управления станцией на данный пульт или пульт штурмана. При положении переключателя «Штурман» горит расположенная над ним лампочка с зеленым светофильтром и одновременно на индикаторе штурмана подсвечивается табло «Пульт включён».

Включение режима работы станции и управление антенной по углу места осуществляются с того пульта, на который установлен переключатель «Штурман — Пилот». Кроме того, систему «Изо — Эхо» можно включить только при управлении станцией с пульта управления и контроля.

Остальные органы управления на обоих пультах действуют независимо от положения этого переключателя.

Лампочка «Обзор» с зелёным светофильтром горит, когда станция работает в режимах «Обзор», «Дальний обзор», «Маяк», «Скорость», «Снос» или «Снос точно». Ее горение сигнализирует о том, что станция работает в режиме, не обеспечивающем обнаружение встречных препятствий.

Переключатель «Масштаб развёртки» предназначен для переключения масштабов развёртки на индикаторах лётчика первого и второго каналов.

Лампочка «Вкл. «50 км» с красным светофильтром горит, когда на индикаторах пилота включён масштаб развёртки 50 км. Если управление станцией переключено на пульт штурмана и с этого пульта включены режим «Обзор» и масштаб развёртки для индикатора штурмана 50 км, то для улучшения разрешающей способности станции по дальности автоматически включается длительность импульсов передатчика 1 мкс, а также частота их посылок 1000 Гц. Так как при такой частоте импульсов работа с другим масштабом развёртки невозможна, то на индикаторах пилота автоматически включается масштаб развертки 50 км. Об этом сигнализирует горение лампочки «Вкл. «50 км».

Переключатель «АРЧ — РРЧ», расположенный на верхней части лицевой панели пульта управления и контроля, предназначен для включения системы автоматической или ручной регулировки промежуточной частоты приёмника. Нормальным является его переключение в положение «АРЧ». Когда переключатель установлен в положение «РРЧ», ручная регулировка частоты осуществляется с помощью ручки «РРЧ».

Контрольный прибор с переключателем «Контроль» служит для проверки работоспособности станции путём измерения напряжений и токов в отдельных её электрических цепях. При положении переключателя «115 В» прибором измеряется напряжение бортовой сети, подводимое к станции, и его стрелка должна находиться на отметке «115». Когда переключатель установлен в любое из пяти последующих положений, обозначенных величинами напряжений, стрелка прибора должна находиться против черты с индексом «V». При измерении тока магнетрона показания прибора должны находиться в пределах делений шкалы 14—20, а при измерении токов смеси-телей (кристаллов) приёмника и УПЧ — между делениями шкалы 4—12.

Переключатель «Синхр. — Контроль — II канал» предназначен для включения резервной системы синхронизации станции при отказе основной, а также для проверки работоспособности станции по второму каналу. Нормальным является его переключение в положение «Контроль».

Регулятор «РДУ» (ручная регулировка усиления) используется в лабораторных условиях.

 

На индикаторе лётчика

На индикаторе лётчика (см. рис. 1) установлены:

  • ручки «Яркость» и «Фокус» для регулировки яркости и фокусировки изображения на экранах индикатора лётчика первого и второго приёмных каналов;
  • лампочка «Внимание, канал II» с красным светофильтром, которая загорается, когда станция включена для работы по второму каналу и в зоне обзора имеются самолеты с ответчиками;
  • ручка «Дифференц.», предназначенная для регулировки изображения на экране индикатора первого канала при работе станции в режимах «Обзор», «Дальний обзор», «Скорость» и «Маяк». Когда эта ручка повернута влево до упора, связанный с ней концевой выключатель выключает систему дифференцирования.

 

На коробке предохранителей и регулировок

На коробке предохранителей и регулировок установлены две ручки «Яркость меток», предназначенные для регулировки яркости меток дальности на экранах индикаторов лётчика первого и второго каналов.

 

На приборной доске

На приборной доске лётчиков имеются две ручки реостатов «Подсвет I канала» и «Подсвет II канала» для регулировки яркости подсвета экранов индикатора лётчика, а также две лампочки «Внимание, локатор», которые по назначению аналогичны сигнальной лампочке «Внимание, канал II», расположенной на индикаторе лётчика.

 

На индикаторе штурмана с пультом

На индикаторе штурмана с пультом установлены органы управления, обеспечивающие регулировку изображения на этом индикаторе и управление станцией во всех режимах её работы. Подвижный визир с ручкой предназначен для «фиксации» ЛФП самолёта при определении угла сноса. Ручки «Яркость», «Фокус» и «Метки», установленные возле индикатора с радиально-секторной разверткой, служат для регулировки изображения на экране этого индикатора. Ручка реостата «Подсвет шкалы» предназначена для регулировки яркости подсвета экрана индикатора.

Переключатель «Канал I — Канал II» обеспечивает подключение индикатора штурмана к первому или второму приёмному каналу станции. Так как в настоящее время второй канал не используется, то переключатель следует всегда устанавливать в положение «Канал I».

Ручка потенциометра «РРУ» служит для регулировки яркости отметок целей на индикаторах первого канала лётчика и штурмана (в режимах «Самолёты» и «Горы — Грозы» она не действует).

Возле индикатора, предназначенного для определения угла сноса, установлены ручки «Фокус» и «Яркость», обеспечивающие соответствующие регулировки изображения на этом индикаторе. Ручка и шкала «Угол сноса» используются соответственно для поворота антенны по азимуту и отсчёта углов сноса при работе станции в режимах «Снос» и «Снос точно». Ручка «Выбор цели» служит для поиска характерной цели при определении путевой скорости самолёта.

Возле индикатора, предназначенного для определения угла сноса, имеется предохранитель на 0,5 А, защищающий цепь питания этого индикатора.

Переключатель «Счисление, НИ-50БМ — РЛС» и ручка «Путевая скорость» с нумератором барабанного типа используются на самолётах, где установлен навигационный индикатор НИ-50БМ.

Остальные органы управления, имеющиеся на индикаторе штурмана с пультом, по назначению аналогичны соответствующим органам управления, установленным на пульте управления и контроля и на индикаторе лётчика.

 

5. Включение, предполетная проверка и управление станцией РПСН-2 в полёте

Радиолокационную станцию можно включать только при подключённых к бортовой сети аэродромных источниках или бортовых генераторах электроэнергии постоянного и переменного однофазного токов. Кроме того, необходимо предварительно включить преобразователь ПТ-1000ЦС и центральную гировертикаль ЦГВ-4, которая обеспечивает стабилизацию антенны. Убедившись, что переключатель «Выкл. — Станция — Высокое» на пульте управления и контроля находится в положении «Выкл.», включить автоматы защиты «Локатор» на щите АЗС.

Перед включением станции нужно органы управления на пульте управления и контроля установить в исходные положения:

  • переключатель контрольного прибора «Контр.» — в положение «115 В»;
  • переключатель «АРЧ — РРЧ» — в положение «АРЧ»;
  • переключатель «Синхр. — Контроль — II канал» — в положение «Контроль»;
  • переключатель «Штурман — Пилот» — в положение «Пилот»;
  • переключатель «Масштаб развёртки» — в положение «50 км»;
  • переключатель «Режим работы» — в положение «Препят.»;
  • переключатель «Самолёты — Горы — Грозы» — в положение «Самолёты»;
  • ручку «Наклон антенны» — в положение «0» по шкале;
  • ручку «Изо — Эхо» — в крайнее положение против хода часовой стрелки.

На индикаторе лётчика ручку «Дифференц.» установить в крайнее положение против хода часовой стрелки.

На индикаторе штурмана с пультом органы управления должны находиться в следующих исходных положениях:

  • переключатель «Канал I — Канал II» — в положении «Канал I»;
  • переключатель «Масшт. развёртки» — в положении «50 км»;
  • ручка «Дифференц.» — в крайнем положении против хода часовой стрелки;
  • переключатель режимов работы — в положении «Самолёты»;
  • ручка «Наклон антенны» — в положении «0» по шкале;
  • ручка «Угол сноса» — в положении «0» по шкале.

Для включения станции переключатель «Выкл. — Станция — Высокое» установить в положение «Станция».

Через 1,5—2 мин после включения станции убедиться в наличии питающих напряжений:

при положении переключателя контрольного прибора «115 В» стрелка этого прибора должна находиться против черты «115»;

установить переключатель «Контр.» последовательно в положения «+300 В», «+250 В», «+250 В II», «—150 В» и «+150 В» — при каждом положении переключателя стрелка прибора должна находиться в пределах черты «V».

После появления развёртки по движению ее линии на экране индикатора убедиться в качании антенны. Ручками «Фокус», «Яркость» и «Яркость меток» («Метки» — для индикатора штурмана) отрегулировать изображение на индикаторах. Метки дальности на экранах индикаторов должны представлять собой дуги окружностей с центром в начале развёртки.

Проверить переключение масштабов развёртки:

  • при установке переключателя «Масштаб развёртки» в каждое из его положений на экране индикатора должно быть соответствующее количество меток дальности.

После регулировки и проверки развёртки на индикаторах лётчика и штурмана и по истечении 5 мин с момента включения станции включить высокое напряжение. Для этого переключатель «Выкл. — Станция — Высокое» установить в положение «Высокое». При этом должна загореться и непрерывно гореть лампочка «Высокое» (одно-два кратковременных выключений лампочки допускается).

Проверить токи магнетрона, смесителей приёмника и АПЧ. Для этого необходимо:

  • установить переключатель «Контр.» в положение «Ток магн.», показания контрольного прибора должны находиться в пределах 14—20 делений по шкале;
  • установить переключатель «Контр.» последовательно в положения «Ток крист. УПЧ» и «Ток крист. АПЧ»; при каждом положении переключателя стрелка прибора должна находиться между делениями шкалы 4 и 12.

Чтобы проверить работоспособность систем АРЧ и РРЧ, следует:

  • установить переключатель «Выкл. — Станция — Высокое» в положение «Станция» — стрелка контрольного прибора при положении его переключателя «Ток крист.» должна колебаться, что свидетельствует о работе системы АПЧ в режиме поиску;
  • установить указанный переключатель в положение «Высокое», при этом колебания стрелки прибора должны прекратиться;
  • переключатель «АРЧ — РРЧ» установить в положение «РРЧ» и вращением ручки «РРЧ» добиться максимальных показаний контрольного прибора при положении его переключателя «Ток крист. АПЧ», после чего поворотом ручки в небольших пределах влево или вправо добиться максимальной яркости отметок целей на экране;
  • установить переключатель «АРЧ — РРЧ» в положение «РРЧ», при этом яркость отметок целей не должна измениться;
  • установить переключатель «Контр.» в положение «115 В».

Проверить систему «Изо — Эхо». Для чего, поворачивая ручку «Изо — Эхо» вправо, убедиться, что в результате этого «экране индикатора исчезают отдельные яркие отметки целей, после чего ручку установить в левое крайнее положение.

Проверить переключение режимов работы станции с пульта управления и контроля: Для этого необходимо:

  • установить переключатель «Самолёты — Горы-Грозы» в положение «Горы — Грозы», при этом на индикаторе должны исчезнуть менее яркие отметки целей, находящихся на расстояниях до 10—12 км;
  • после этого вернуть переключатель в положение «Самолёты» и исчезнувшие отметки должны появиться;
  • при помощи ручки «Наклон антенны» отклонить антенну вверх до пропадания на экране индикатора отдельных отметок ближних целей и включить режим «Обзор», при этом исчезнувшие отметки должны наблюдаться;
  • включив режим «Дальний обзор», убедиться, что указанные отметки целей засвечиваются через каждый полуцикл качания антенны.

После проверки переключения режимов работы станции с пульта управления и контроля установить ручку «Наклон антенны» в положение «0» по шкале и переключить управление станцией на пульт штурмана, установив переключатель «Штурман — Пилот» в положение «Штурман». При этом должны возле переключателя загореться зелёная лампочка и на индикаторе штурмана включиться подсвет табло «Пульт включён».

С пульта штурмана проверить включение режимов «Скорость», «Снос» и «Снос точно» для чего:

  • включить режим «Скорость»;
  • на индикаторе штурмана должен быть масштаб развертки 50 км независимо от положения переключателя «Масштаб развертки»;
  • включить режим «Снос» или «Снос точно», при этом должны прекратиться качания антенны и появиться развертка на индикаторе для определения угла сноса;
  • отрегулировать развертку на указанном индикаторе с помощью ручек «Яркость» и «Фокус»; поворачивая антенну при помощи ручки «Угол сноса», убедиться, что разность показаний шкалы этой ручки и углового положения линии развёртки на азимутальной сетке экрана индикатора штурмана не превышает 1°.

 

Таблица 1

Проявление неисправности Возможная причина Способ устранения
 Станция не работает и не горят сигнальные лампочки на её пультах управления  Выключены автоматы защиты «Локатор» на щите АЗС  Включить автоматы защиты
 Станция не работает, но сигнальные лампочки на пультах управления горят  Перегорел предохранитель СП-15 за крышкой «Предохранители» на панели переменного тока  Заменить предохранитель
 Нет развёртки на всех индикаторах, лампочка «Высокое» не горит, ток магнетрона равен нулю  Отказ основной системы синхронизации  Включить резервную систему синхронизации, установив переключатель «Синхр. — Контроль— II канал» на пульте управления и контроля в положение «II канал»
 На экране индикатора лётчика или штурмана нет развёртки, но светится яркая точка  Перегорел предохранитель на 0,25 А в цепи напряжения 250 В с надписью соответственно «Пил.» или «Шт.», установленный на коробке предохранителей и регулировок  Заменить предохранитель
 Нет развёртки на экране индикатора лётчика или штурмана  Перегорел предохранитель на 0,25 А в цепи напряжения 115 В с надписью соответственно «Пил.» или «Шт.», установленный на коробке предохранителей и регулировок  Заменить предохранитель
 Отметки целей наблюдаются только в секторе 10—15° по центру или по краям экранов индикаторов  Отказ системы стабилизации антенны  Проверить работу центральной гировертикали ЦГВ-4 Заменить три предохранителя СП-5 «Локатор» на панели переменного тока Использовать режим «Выкл. стаб. танг.»
 Не включается режим «Скорость», «Снос» или «Снос точно»  Перегорели предохранители на блоке навигационных устройств  Заменить предохранители
 На экранах всех индикаторов нет отметок целей или наблюдается «секторение». При установке переключателя «Контр.» в положение «Ток крист.» наблюдаются колебания стрелки контрольного прибора или его показания меньше 4-х делений шкалы  Отказ системы АРЧ  Включить систему РРЧ: переключатель «АРЧ— РРЧ» на пульте управления и контроля установить в положение «РРЧ», переключатель «Контр.» установить в положение «Ток. крист. АПЧ», включить режим «Обзор», после чего поворотом ручки «РРЧ» добиться максимальных показаний контрольного прибора, а затем — четких отметок целей на экранах индикаторов
 Нет отметок целей на индикаторах, лампочка «Высокое» не горит и ток магнетрона равен нулю  Перегорел предохранитель на 10 А на коробке предохранителей и регулировок  Заменить предохранитель
 Нет развёртки на экранах индикаторов лётчика и штурмана  Перегорел предохранитель на 0,5 А на коробке предохранителей и регулировок  Заменить предохранитель
 Недостаточная яркость отметок целей  Занижено напряжение бортовой сети 115 В  Отрегулировать напряжение генератора ГО-16

 

Во время проверки работоспособности станции с обоих пультов должны в соответствии с включаемыми режимами работы станции загораться лампочки «Обзор» на этих пультах, а также лампочка, установленная на пульте управления и контроля и сигнализирующая о включении режима «Горы — Грозы».

После проверки работоспособности станции переключить управление на пульт управления и контроля, установить органы управления в исходные положения. Выключить электропитание станции, а если проверка осуществлялась перед выруливанием со стоянки на исполнительный старт, то выключить высокое напряжение, установив переключатель «Выкл. — Станция — Высокое» в положение «Станция».

Во время руления передатчик (высокое напряжение) должен быть выключен. Включать передатчик следует на исполнительном старте перед взлётом.

Во время взлёта при необходимости осуществлять обзор воздушного пространства в направлении полёта нужно переключатель «Режим работы» на пульте управления и контроля установить в положение «Выкл. стаб. танг.». При этом выключается стабилизация антенны на продольному крену и станция работает в режиме «Препятствия».

В полёте в случае неисправности станции следует проверить правильность положения органов управления, после чего в зависимости от проявления неисправности включить имеющиеся резервные системы (РРЧ, синхронизации) или заменить соответствующие предохранители. Простейшие неисправности станции и их возможные причины приведены в (табл. 1). Однако нужно иметь в виду, что неисправности в работе станции, возникшие по разным причинам, могут иметь одинаковое проявление.

При необходимости работоспособность станции в полёте можно проверить аналогично ее проверке на земле.

Станцию следует выключать перед посадкой после выхода на предпосадочную прямую. Перед её выключением нужно органы управления станции установить в исходные положения.

 

 

Материалы

Орлов Г.В. «РПСН-2 — Радиолокационная станция предупреждения столкновений и навигации» (повествование 28.06.2023).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10

 

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/218-1-0-585
Категория: Оборудование самолётов СССР | Добавил: soviet-union-ussr (28.06.2023) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 77 | Теги: Орлов Геннадий Викторович, Радиолокационная станция предупрежд, Органы управления и контроля станци, РПСН-2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей