Комбинированный указатель скорости КУС-1200 — Библиотека СССР (1952) (стр.-9—14 из 14)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страницы [1—8] [9—14]
9
КОМБИНИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ СКОРОСТИ КУС-1200
V. МОНТАЖ ПРИБОРА И УКАЗАНИЯ ПО ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ
Комбинированный указатель скорости устанавливают на приборной доске в соответствии со схемой приборного оборудования самолёта.
Прибор укрепляют на приборной доске с помощью стандартного крепёжного кольца диаметром 80 мм, прикреплённого с обратной стороны доски тремя винтами с полукруглыми головками (диаметр резьбы винтов — 3,5 мм); четвёртый винт того же диаметра с цилиндрической головкой ввертывается в замок кольца.
После монтажа прибора на самолёте необходимо проверить герметичность статической и динамической проводок.
Прибор, находящийся в эксплуатации, должен проверяться один раз в три месяца, а также перед установкой на самолёт.
VI. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
Исправность прибора определяют внешним осмотром, а также контрольной проверкой прибора. При внешнем осмотре устанавливают:
нет ли внешних дефектов, не разбито ли стекло, не осыпалась ли светящая масса со шкалы и стрелки, нет ли повреждений на наружных деталях прибора.
При лабораторной проверке определяют герметичность статической и динамической систем, а также шкаловые погрешности прибора.
Герметичность статической системы прибора проверяется при нормальной температуре путём соединения его с источником вакуума.
По достижении разряжения, соответствующего показанию прибора 1200 км/час истинной воздушной скорости, источник вакуума перекрывают краном и, зажимая шланг у штуцера прибора, наблюдают за уменьшением разрежения в корпусе. Величину уменьшения разрежения определяют по спаданию стрелки прибора в течении одной минуты (см. «Основные характеристики» разд. IV п. 6 «а»).
Герметичность динамической системы прибора проверяется также при нормальной температуре при соединении системы с источником давления.
По достижении давления, соответствующего показанию прибора 1200 км/час, источник давления перекрывают краном и, зажимая шланг у динамического штуцера, наблюдают за стрелками прибора показания которых не должны меняться в течение одной минуты (см.«Основные характеристики» разд. IV п. 6 «б»).
Шкаловые погрешности прибора при нормальной температуре проверяется следующим образом:
10
КОМБИНИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ СКОРОСТИ КУС-1200
к штуцеру с индексом «Д» присоединяется источник давления, а к штуцеру с индексом «С» — источник вакуума (фиг. 5).
Создавая в приборе давления, соответствующие значениям по шкале, проверяют величину погрешности для каждой точки шкалы.
Показания отсчитывают при прямом и обратном ходе изменения значений проверяемой величины на одних и тех же отметках шкалы.
Выдерживать давление на каждой проверяемой отметке шкалы необходимо не менее 1 мин.
Максимальное давление, соответствующее отметке шкалы 1200 км/час, необходимо выдержать не менее 15 мин.
Фиг. 5. Монтажная схема проверки прибора.
Величину погрешности определяют путём сличения показаний испытываемого прибора с показаниями образцового манометра.
При проверке на различных высотах поддерживается вакуум, соответствующий проверяемой высоте по эталонному барометру; при этом следует учесть данные тарировочной таблицы.
Тарировочная таблица для определения погрешности показаний прибора при проверке его на высотах
Индикаторная скорость, км/час |
Высота, м |
4000 |
8000 |
12000 |
15000 |
200 |
— |
— |
392 |
489 |
300 |
365 |
452 |
578 |
718 |
400 |
485 |
597 |
755 |
929 |
500 |
604 |
738 |
924 |
1122 |
600 |
721 |
874 |
1081 |
— |
700 |
837 |
1004 |
— |
— |
800 |
951 |
1134 |
— |
— |
900 |
1063 |
— |
— |
— |
1000 |
1173 |
— |
— |
— |
11
КОМБИНИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ СКОРОСТИ КУС-1200
Показания прямого и обратного хода записываются в аттестат прибора.
Вариацию показаний (гистерезис) определяют как разность показаний прибора при прямом и обратном ходе стрелки для одних и тех же значений проверяемой величины.
При проведении указанных испытаний должны быть соблюдены следующие условия:
а) нормальная температура (+20° ±5°С);
б) поверочная вибрация или зуммеризация — с нагрузкой от 0,1 до 0,3 g;
в) положение шкалы прибора — вертикальное.
VII. РАЗБОРКА, СБОРКА И РЕГУЛИРОВКА ПРИБОРА
Разборка
Прибор разбирают в следующем порядке (см. фиг. 3):
1. При помощи специального ключа вывёртывают резьбовое кольцо 38, снимают шайбу 39, стекло 36 и резиновую прокладку 37.
Если разборка прибора производится для перестановки стрелки в нулевое положение, то для данного случая указанной разборки достаточно.
2. Если требуется разобрать весь прибор, то после снятия резьбового кольца, шайбы, стекла и резиновой прокладки снимают стрелки, отвёртывают винты, крепящие циферблат 35 к основанию 7, и снимают циферблат.
3. Отвёртывают гайку 41 с динамического штуцера и снимают распорное кольцо 34.
Затем слегка нажимают рукой на динамический штуцер, вынимают механизм из корпуса.
4. Для смены резиновой прокладки под штуцером с индексом «С» нужно отвернуть гайку на нём и вынуть штуцер с прокладкой из корпуса.
5. Разборку механизма следует начинать со снятия манометрической трубки 1. Для этого надо предварительно освободить тягу 8 от верхнего центра, вынуть из его отверстий штифт и отвернув гайку, крепящую манометрическую коробку. Далее таким же образом освобождают тягу; передающую движение компенсированной оси. Вынув штифт из стойки 31, освобождают волосок 30 компенсированной оси.
Ослабив гайки, вывёртывают поочерёдно оба винта 32 с камнями и аккуратно вынимают компенсированную ось 14 и ось с сектором 9.
Освободив волоски 12 и 17 из стоек волоска (вынув штифты), вывёртывают четыре винта и аккуратно вынимают трибки с волосками.
12
КОМБИНИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ СКОРОСТИ КУС-1200
Сборка
Перед сборкой все детали и узлы должны быть тщательно промыты в бензине и очищены часовой щёткой.
Последовательность сборки должна быть следующей:
1. Подбирают трибки, обеспечив радиальный люфт полой трибки 16 на трибке 10 в пределах 0,02—0,04 мм. Собирают основание 7 с платинками 18 и 19 и с трибками 10 и 16, после чего проверяют осевые и радиальные люфты и привёртывают платинки к стойкам четырьмя винтами.
Закрепляют свободные концы волосков в стойках волосков 20 штифтами 21.
2. Закрепляют платинку 4 на трёх стойках 6 винтами 5, после чего вставляют ось 14 и ось с трибкой 10, аккуратно вводят секторы в зацепление с трибками, предварительно создав натяг волосков поворотом на 0,5—1 оборот Если смотреть со стороны стоек 6, то спираль волосков трибок должна быть направлена от центра по часовой стрелке, а у волоска сектора — от центра против часовой стрелки. Далее следует отрегулировать глубину зацепления трибок с секторами поворотом эксцентричных втулок, в которые запрессованы подшипники осей.
Для обеспечения достаточной плавности зацепления должно быть в пределах 0,5—0,75 высоты зуба.
Затем следует отрегулировать с помощью винтов 32 осевой люфт осей с секторами в пределах 0,5—1 мм и законтрить винты гайками.
3. Устанавливают манометрическую коробку 1 в паз платинки 4 и закрепляют её гайкой 3, под которую подкладывают две шайбы, одна из которых пружинящая. Затем закрепляют тягу 8 в верхнем центре коробки и в поводке 3 (фиг. 2) штифтами. Тягу передающую движение компенсированной оси, штифтуют таким же образом в вилке и закрепляют винтом к серьге.
4. Статический штуцер (фиг. 3) помещают в отверстие, расположенное в дне корпуса, положив под штуцер с внутренней стороны корпуса резиновую прокладку, и затягивают штуцер гайкой, под которую кладут шайбу.
5. На динамический штуцер 40 одевают резиновую прокладку 42 и вставляют механизм в корпус, следя за тем, чтобы динамический штуцер попал в своё гнездо без перекоса. Механизм закрепляют пружинным кольцом 34, затем на штуцер 40 надевают шайбу и навёртывают гайку 41 до отказа.
Двумя винтами привёртывают циферблат 35 к основанию 7. При этом необходимо следить за тем, чтобы не повредить покрытия и надписи на циферблате.
6. Укрепляют стрелки на осях трибок. Сначала надевают стрелку с большим отверстием в футоре, а затем стрелку с меньшим отверстием.
П р и м е ч а н и е: При постановки стрелок постукивать по футорам запрещается.
13
КОМБИНИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ СКОРОСТИ КУС-1200
7. После установок стрелок вставляют в корпус резиновую прокладку, шайбу ввёртывают в резьбовое кольцо.
8. После сборки прибора лицевую сторону корпуса в случае необходимости подкрашивают.
Регулировка
1. Перед регулировкой прибора необходимо осмотреть механизм для установки следующих его начальных регулировочных параметров:
а) плечо поводка 3 (см. фиг. 2), связывающего манометрическую коробку с осью 5, должно быть длиной 5—6 мм;
б) плечо вилки 11 на оси 5 должно быть равно плечу поводка 14 на компенсированной оси 15 и оба плеча должны быть параллельны ;
в) плечо поводка 14 на компенсированной оси 15 должно быть ровно 2,5—3 мм;
г) анероидные коробки компенсации 20 должны быть расположены параллельно плоскости, проходящей через оси 15 и 5.
Сначала регулируется некомпенсированная часть указателя скорости.
Регулировкой положения зажима 4 и поводка 14 добиваются наибольшей равномерности шкалы прибора, по возможности возрастающей к концу.
3. После тарировки шкалы приступают к спариванию стрелок, которое достигается установкой поводка 14 на компенсированной оси 15 и плеча поводка с вилкой 11 на оси 5, а также путём изменения длины соединяющей тяги 12, которая винтом зажимается в серьге 13.
4. а) После спаривания стрелок механизм устанавливают под колокол, внутри которого создают вакуум, соответствующий высоте 15 км; при этом стрелка, указывающая истинную скорость, не должна сходить с нуля или смещаться дальше деления шкалы, соответствующего скорости 180 км/час.
При несоблюдении этого условия следует повернуть зажим 4 относительно оси 5, уменьшив тем самым величину отклонения стрелки с нуля.
б) Затем следует присоединить к динамическому штуцеру динамический трубопровод согласно схеме и снова установить механизм под колокол.
Создав под колоколом вакуум, соответствующей высоте 4 км, перекрыть шланг, соединяющий динамическую и статическую части поверочной установки, подать в скоростную коробку давление, соответствующее скорости 300 км/час, 400 км/час и т. д., до тех пор, пока стрелка указывающая истинную скорость (она всегда впереди), не подойдёт к делению 1200 км/час; при этом записывать показания истинной скорости.
Эту проверку провести по всем высотам.
14
КОМБИНИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ СКОРОСТИ КУС-1200
После проверки сличить показания прибора с данными тарировочную таблицу (см. фиг. 5 и тарировочную таблицу).
5. При отклонении от требуемой скорости плечо поводка 14 на компенсированной оси следует уменьшить, если прибор даёт заниженные показания, и увеличить, если прибор даёт завышенные показания. После этого повторить испытания по пп. 2, 3 и 4.
6. После окончания регулировки прибора закрасить эмалевой краской винты, вставить механизм в корпус и проверить по 4 «б».
VIII. УПАКОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВКА
Комбинированный указатель скорости, как и всякий прибор, требует аккуратного обращения.
При перевозке, монтаже и эксплуатации, резкие удары и сотрясения не допускаются. Дуть в штуцеры прибора не разрешается. Вскрывать прибор для ремонта разрешается только квалифицированному механику.
Штуцеры прибора должны быть закрыты кембриковой трубкой. На стеллажах приборы должны укладываться на расстоянии 0,5 м от стен и пола. Ставить приборы один на другой без упаковки не разрешается.
Приборы следует хранить в сухом вентилируемом помещении при температуре от +10°С до +30°С и относительной влажности от 40 до 80%, при отсутствии коррозийной среды.
Каждый прибор предварительно завёртывают в бумагу и упаковывают в специальную картонную гофрированную коробку, в которую укладывают всё, что входит в комплект прибора.
Коробки с приборами упаковываются в деревянную тару с влагонепроницаемой прослойкой. Укладка коробок с приборами должна быть плотной, исключающей возможность перемещения коробок при транспортировке.
Промежутки между коробками должны быть заполнены мягкой бумагой или древесной стружкой.
Вес ящика с приборами не должен превышать 50 кг.
На ящиках делают надписи: «Осторожно» и «Не бросать».
Издательский ред. ? |
|
Цифр. ред. Г. В. Орлов (7/XII 2022 г.) |
|
Техн. ред. ? |
Г-80133 |
Подписано в печать 3/IV 1952 г. |
Заказ 375/4989 |
Материалы
Орлов Г.В. «Комбинированный указатель скорости КУС-1200 — Библиотека СССР (1952)» (повествование 05.12.2022).
[1—8] [9—14]
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/biblioteka_sssr/0-19
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/biblioteka_sssr/0-19 |