СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиадвигатели СССР [4]
Авиадвигатели СССР - поршневые, реактивные.
Авиационные полки [17]
Авиационные полки, Истребительные авиационные полки, Гвардейские Авиационные полки,
Аэродромы СССР [35]
Аэродромы СССР,
Аэропорты СССР [4]
Аэропорты Союза Советских Социалистических Республик
ВВС СССР [1]
РККФ, ВВС СССР, Военная авиация СССР,
Воздушные армии СССР [1]
Воздушные армии СССР
Оборудование самолётов СССР [261]
Оборудование установленное на самолётах СССР
ЦКБ-КБ-ОКБ-СКБ [17]
ЦКБ-Центральное Конструкторское Бюро, КБ-Конструкторское Бюро. ОКБ-Опытное (Особое) Конструкторское Бюро. СКБ—Специальное Конструкторское Бюро.

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВИАЦИЯ СССР » Оборудование самолётов СССР

Авиагоризонты АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С — Библиотека СССР (1964) (стр. 26—38 из 88)

 Авиагоризонты АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С — Библиотека СССР (1964) (стр. 26—38 из 88)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страницы    [1—11]     [12—25]     [26—38]     [39—52]     [53—72]     [73—81]     [82—88]

 


 

26

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

     Следящая система приборов АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С состоит из:

   1) следящей рамы 30 (см. фиг. 7 и 8), в которой подвешен на подшипниках узел кардана. Следящая рама 30 подвешена в корпусе прибора. Передняя её часть опирается на три подшипника, расположенные под углом 120º, задняя часть — на один подшипник;

   2) привода, состоящего из мотора 6 (ДИД-0,5) и редуктора 5, имеющего передаточное отношение 1 : 303. Привод обеспечивает скорость отработки следящей рамы не ниже 180 град/сек.;

   3) включателя 23 мотора следящей рамы, укреплённого на карданной раме 36, и контактов 24 включателя, жёстко связанных с гироузлом.

     При отключении оси IIII от перпендикулярного положения к главной оси гироскопа (ось о) на 1—2 включатель мотора заставляет мотор 6 так отрабатывать следящую раму, чтобы ось IIII была перпендикулярна оси о (положение максимальной устойчивости гироскопа). 

     Для уменьшения искрообразования между ламелями включателя 23 мотора и контактами 24 параллельно элементам включателя введены два искрогасительных сопротивления 7 (30003600 ом; 0,5 вт);

   4) коммутатора 33, укреплённого на оси IIII карданного узла, и узла щёток 34, связанного со следящей рамой 30.

     Коммутатор переключает фазы мотора 6 в том случае, когда угол тангажа становится больше 90º (петля или полупетля Нестерова и т. п.), обеспечивая правильное направление обработки мотора при положении самолёта вверх колёсами.

     Правильным направлением отработки мотора является такое, которое противоположно рассогласованию. Например, если угол между осью IIII и главной осью о стал 92º (рассогласование +2º), то при правильной (согласованной) отработке мотор 6 будет проворачивать следящую раму в сторону уменьшения  этого угла до 90º; после установления этого угла мотор остановится. Если наоборот, этот угол станет равным 88º, мотор будет проворачивать следящую раму в сторону увеличения этого угла до 90º, после чего так же остановится.

     При отсутствии в схеме коммутатора правильное направление отработки будет обеспечивается только при углах тангажа, меньших 90º. В том случае, когда самолёт повернётся вверх колёсами (углы тангажа больше 90º), направление станет неправильным — оно будет одного направления с рассогласованием, и следящая система не будет поддерживать перпендикулярность осей IIII и о и потеряет свой смысл.

     Наличие в схеме коммутатора обеспечивает правильную отработку следящей системы при любом пространственном положении самолёта. 

 


 

27

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

     Питание на неподвижную часть гиросистемы подаётся при помощи коллектора 9 следящей рамы и узла щёток 10, закреплённого на корпусе прибора.

Указывающая система

     Показания крена и тангажа самолёта измеряются при помощи сферической шкалы 20, укреплённой фланцами 21 на оси гироузла, силуэта самолётика 25 и шкалы кренов 37 (см. фиг. 7, 8 и 9), связанных с корпусом прибора.                   Сферическая шкала имеет цветную окраску: верхнее полушарие с надписью «Спуск» окрашено в коричневый цвет, нижнее — с надписью «Подъём» — в голубой. При пикировании силуэт самолётика находит на коричневую. полусферу шкалы (самолёт летит к земле), при кабрировании — на голубую (самолёт летит в небо).

     Шкала тангажа по всей сфере от 0 до 360º градуирована через 10º, углы 20, 40, и 60º — оцифрованы. Шкала кренов, расположенная на фланце корпуса, градуирована через 15º, деление 30 и 60º — оцифрованы.

     Поскольку угол атаки самолёта при полёте по прямой зависит от скорости и высоты, в приборе предусмотрена ручка 28, расположенная с левой стороны передней части прибора, которая при помощи кулисного механизма 27 даёт возможность лётчику при длительном полёте по прямой совмещать силуэт самолётика 25 с индексом-горизонтом сферической шкалы 20.

     Более подробно об определении углов крена и тангажа смотри в разд. III «Система показаний авиагоризонтов АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С».

     Для определения наличия направления бокового скольжения самолётика на фланце прибора под шкалой кренов расположен указатель скольжения 39.

     Все элементы указывающей системе на приборе закрыты стеклом 22, которое во избежание запотевания с внутренней стороны покрыто целлофаном.

Пусковая система

     К авиагоризонтам, устанавливаемым на самолёты, предъявляются высокие требования к времени готовности — времени, в течение которого индекс-горизонт сферической шкалы совместится с силуэтом самолётика, а гиромотор наберёт полные обороты.

     В описываемых авиа горизонтах применён более мощный гиромотор, время разгона которого в 2—2,5 раза меньше, чем у гиромотора авиагоризонта АГК-47Б.

     Для того чтобы обеспечить быстрое приведение оси гиромотора к вертикальному положению (совмещение индекса-горизонта с силуэтом самолётика), в схеме прибора предусмотрено: 

 

 


 

28

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

   1. Включение обмоток возбуждения продольного и поперечного коррекционных моторов последовательно в фазы питания гиромотора. При таком включении по обмоткам возбуждения во время пускового режима протекают пусковые токи гиромотора, что увеличивает момент коррекционных моторов в 2—3 раза и ускоряет восстановление оси гиромотора к вертикальному положению. Когда гиромотор достигнет рабочего числа оборотов, токи в фазах и моменты коррекционных моторов уменьшается до своих рабочих величин.

   2. Балансировка гироузла с нижней маятниковой коррекцией относительно оси, который не позволяет к нему при нерабочем положении прибора отклоняться на большие углы от рабочего (вертикального) положения. Это уменьшает время восстановления оси гиромотора к вертикали.

   3. Специальный пусковой маятник, расположенный на карданной раме (описание устройства пускового маятника см. в разделе «Конструкция АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С »).

     Этот маятник при нерабочем положении прибора не даёт переворачиваться узлу кардана и поддерживает его около рабочего положения в секторе ±45º, что также позволяет сокращать пусковой период прибора, особенно в условиях холода.

    4. Пусковая кнопка 19, расположенная с правой стороны передней части прибора. Она состоит из кнопки, коленчатой оси, подшипника и возвратной пружины.

     Возвратная пружина держит весь узел пусковой кнопки в отведённом положении, при котором подшипник кнопки не касается торцевого кулачка 26 следящей рамы.

     При нажатие кнопки коленчатая ось с подшипником подаётся вперёд, подшипник давит на торцевой кулачок 26 следящей рамы и ставит её в горизонтальное положение, которое наиболее выгодно сточки зрения сокращения времени пуска прибора.

   5. В приборе АГИ-1 (2-й серии) предусмотрено биметаллическое реле 14 (см. фиг. 7), наличие которого в схеме при пуске прибора обеспечивает питание поперечного коррекционного мотора, помимо выключателя коррекции, т. е. независимо от наклона следящей раме относительно корпуса прибора.

 

     П р и м е ч а н и е.   В схеме авиагоризонта АГИ-1С (см. фиг. 8) биметаллическое реле отсутствует, так как поперечная коррекция выключается не собственным выключателем, как в авиагоризонте АГИ-1 (2-й серии), а выключателем ВК-53РБ, который отключает цепь коррекции по угловой скорости разворота самолёта независимо от колебания следящей рамы.

Питание прибора

     Для подключения питания служит штепсельный разъём 11 с четырьмя клеммами. Клемма А присоединяется к клемме 3 преобразователя ПАГ-1Ф (или ПАГ-1ФП); клемма Б — к клемме 4 преобразователя; клемма В — к клемме 5.

 


 

29

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

Фиг. 11. Принципиальная электрическая схема АГИ-1 (2-й серии).

Фиг. 11. Принципиальная электрическая схема АГИ-1 (2-й серии).

1—статор гиромотора ГМ-4У, 3—жидкостный маятниковый переключатель, 4—статор продольного коррекционного мотора, 6—статор мотора отработки ДИД-0,5, 7искрогасительное сопротивление (30003600 ом; 0,5 вт), 8выключатель поперечной коррекции, 12искрогасительное сопротивление (5100 ом; 0,5 вт), 13балластное сопротивление (100350 ом; 2 вт), 14биметаллическое реле, 15балластное сопротивление (270910 ом; 1 вт), 23включатель мотора отработки следящей рамы, 33коммутатор, 35статор поперечного коррекционного мотора.

 

Фиг. 12. Принципиальная электрическая схема АГИ-1C.

Фиг. 12. Принципиальная электрическая схема АГИ-1C.

1—статор гиромотора ГМ-4У, 3—жидкостный маятниковый переключатель, 4—статор продольного коррекционного мотора, 6—статор мотора отработки ДИД-0,5, 7искрогасительное сопротивление (30003600 ом; 0,5 вт), 12искрогасительное сопротивление (5100 ом; 0,5 вт), 13балластное сопротивление (100350 ом; 2 вт), 15балластное сопротивление (270910 ом; 1 вт), 23включатель мотора отработки следящей рамы, 33коммутатор, 35статор поперечного коррекционного мотора.

 

 


 

30

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

     Клемма Г в приборе АГИ-1 (2-й серии) служит для проверки прибора и при эксплуатации прибора остаётся свободной (неподключенной), в приборе АГИ-1С присоединяется к клеме 9 выключателя ВК-53РБ.

     На (фиг. 11 и 12) показаны принципиальные электрические схемы приборов АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С.

V. Конструкция АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С

Основные узлы

Гиромотор (фиг. 13)

     Гиромотором авиагоризонта является трёхфазный асинхронный двигатель с одной парой полюсов типа ГМ-4У. Статор 1 с обмоткой и втулками 2 и 5 жёстко укреплён на оси 6.

Фиг. 13. Гиромотор

Фиг. 13. Гиромотор

1статор, 2 и 5втулки подшипников, 3 и 7крышки ротора, 4пружинная шайба, 6ось, 8резьбовая гайка, 9ротор гиромотора, 10обод ротора.

 

 


 

31

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

     Три конца обмотки статора выведены через полую часть оси 6. В гиромоторе применены подшипники магнетного типа С1006096Е с текстолитовым сепаратором. Размеры подшипников 15х 6х5. Подшипники смазывают густой смазкой ОКБ-122-7. Внешнее кольца подшипников посажены во втулки 2 и 5, причём посадка кольца подшипника во втулке 2 свободная, но без радиального люфта, а во втулке 5 плотная. Внутренние кольца подшипников сидят на ступицах крышек 3 и 7. Крышку 3 винтами крепят к ободу ротора 10. Ротор гиромотора 9, представляющий собой пакет железа с короткозамкнутыми витками типа беличьего колеса, жёстко скрепляется с ободом ротора 10 и крышкой 7 при помощи резьбовой гайки 8. Таким образом, подвижная часть (ротор) гиромотора состоит из внутренних колец подшипников, крышек 3 и 7, обода ротора 10, ротора 9 и крепёжной резьбовой гайки 8. Продольный люфт в подшипниках гиромотора выбирается пружинной шайбой 4.

Гироузел (фиг. 14 и 15)

Фиг. 14. Гироузел.

1—гиромотор, 2—крышка гироузла, 3—корпус гироузла, 4 и 9—оси, 5—кронштейн, 6—балансировочный винт, 7—жидкостный маятниковый переключатель, 8—статор продольного коррекционного мотора, 10—балластное сопротивление (270—910 ом; 1 вт), 11—балансировочные гайки, 12—винт.

 

   Гироузел состоит из гиромотора 1 (ГМ-4У), который укреплён в корпусе 3 с крышкой 2. на корпусе гироузла, на нижней его плоскости, расположен жидкостный маятниковый переключатель 7. На корпусе 3 гироузла жёстко укреплены оси 4 и 9, а также статор продольного коррекционного мотора 8.

 

 


 

32

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

     На крышке 2 гироузла расположен балансировочный винт 12 с двумя гайками 11, которые служат для статической балансировки гироузла вокруг оси его подвеса. Кроме того, на крышке гироузла 2 и на корпусе 3 закреплены контактная колодка 13 для распределения питания на гиромотор, жидкостный маятниковый переключатель, ротор продольного коррекционного мотора и балластное сопротивление 10, ограничивающее ток в управляющей обмотке статора продольного коррекционного мотора.

Фиг. 15. Гироузел (вид сверху).

Фиг. 15. Гироузел (вид сверху).

13контактная колодка, 14трубка.

 

     На корпусе гироузла закреплён кронштейн 5 с балансировочным винтом 6, который также необходим для статической балансировки гироузла. Электрическая проводка к гироузлу (пять проводов) подводится через трубку 14, которая крепится в корпус гироузла. Электромонтаж гироузла производят согласно общей электромонтажной схеме прибора, приведённой на (фиг. 16 и 17).

     Жидкостный переключатель 083, который применяется в приборах АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С, в отличие от других переключателей, применяемый в изделиях АГБ-2, АГК-47Б, и др., имеет увеличенные диаметры рабочих контактов до 8,8 мм. (вместо 5,3 мм.).

Указанная конструкция обеспечила более надёжную работу переключателей: 

   1) уменьшилась плотность тока в контакте, в результате чего уменьшилось электроэрозионное срабатывание контактов;

   2) уменьшилась температура перегрева переключателей (из-за увеличения его внешней поверхности);

   3) уменьшилась начальная команда переключателей при пуске прибора прибора  в условиях мороза ниже -30º.

 


 

33

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

Фиг. 16. Полумонтажная схема АГИ-1 (2-й серии).

Фиг. 16. Полумонтажная схема АГИ-1 (2-й серии).

1гиромотор ГМ-4У, 3жидкостный маятниковый переключатель, 4статор продольного коррекционного мотора, 6мотор отработки ДИД-0,5, 7искрогасительное сопротивление (30003600 ом; 0,5 вт), 8выключатель поперечной коррекции, 9шестиблочный коллектор следящей рамы, 11вилка штепсельного разъёма, 12искрогасительное сопротивление (5100 ом; 0,5 вт), 13балластное сопротивление (100350 ом; 2 вт), 14биметаллическое реле, 15балластное сопротивление (270910 ом; 1 вт), 18четырёхблочный коллектор карданного узла, 23включатель мотора отработки следящей рамы, 31узел гибких токоподводов, 33коммутатор, 35статор поперечного коррекционного мотора.

 

 

 


 

34

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

Фиг. 17. Полумонтажная схема АГИ-1С

Фиг. 17. Полумонтажная схема АГИ-1С

1гиромотор ГМ-4У, 3жидкостный маятниковый переключатель, 4статор продольного коррекционного мотора, 6мотор отработки ДИД-0,5, 7искрогасительное сопротивление (30003600 ом; 0,5 вт), 9шестиблочный коллектор следящей рамы, 11вилка штепсельного разъёма, 12искрогасительное сопротивление (5100 ом; 0,5 вт), 13балластное сопротивление (100350 ом; 2 вт), 15балластное сопротивление (270910 ом; 1 вт), 18четырёхблочный коллектор карданного узла, 23включатель мотора отработки следящей рамы, 31узел гибких токоподводов, 33коммутатор, 35статор поперечного коррекционного мотора.

 

 


 

35

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

К а р д а н н ы й   у з е л   (фиг. 18, 19 и 20).

     Гироузел 1 на подшипниках А23УМ1 (размером (∅10х∅ 3х4) и А1000095УЗ (размером ∅ 13х∅ 5х4) подвешен в карданной раме 15 с фланцем 4 (с осевым люфтом 0,03—0,05 мм.).

Фиг. 18. Карданный узел (вид сбоку).

Фиг. 18. Карданный узел (вид сбоку).

1гироузел, 2кронштейн для крепления балансировочного винта, 3, 13 и 14балансировочные винты, 4фланец рамы, 5панель с ламелями, 6токоподвод, 7узел контактов, 8гайка, 9ротор продольного коррекционного мотора, 10кронштейн, 11пусковой маятник, 12сферическая шкала, 15карданная рама, 16фланец для крепления сферической шкалы, 17пружина, 18кронштейн с упором.

 

На оси гироузла со стороны фланца расположен узел гибких токоподводов, состоящих из панели с ламелями 5,ленточных токоподводов 6 и узла контактов 7. Провода, выходящие из гироузла припаивают к ламелям узла контактов. Узел контактов 7, несущий на себе пружину 22 с контактами включателя отработки мотора, 

 


 

 

36

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

крепят на оси гироузла гайкой 8. С целью повышения надёжности включения следящей системы в приборе применена контактная пружина 22 с дублирующими контактами.

На торце фланца 4 расположен включатель мотора 23 отработки следящей рамы с двумя ламелями из серебра СрМ900.

Фиг. 19. Карданный узел (вид сверху).

Фиг. 19. Карданный узел (вид сверху).

19ось карданной рамы, 20статор продольного коррекционного мотора, 21кольцо, 22пружина с контактами переключателя мотора отработки следящей рамы, 23включатель мотора отработки, 24четырёхблочный коллектор карданного узла, 25ось карданной рамы.

 

     На карданной раме 15 закреплён при помощи фланца 4 ротор 9 продольного коррекционного мотора и при помощи кольца 21 статор 20 поперечного коррекционного мотора. для статической балансировки рамы относительно оси подвеса служат балансировочные винты 3 и 13, расположенные на кронштейнах 2 и 18 и балансировочный винт 14, установленный в карданной раме. На кронштейне 10 подвешен пусковой маятник 11не позволяющий карданной раме переворачиваться после выключения питания.

 


 

 

37

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

     На концах осей гироузла при помощи фланцев 16 и гаек жёстко крепят указывающий элемент прибора сферическую шкалу 12 с нанесёнными на ней индексом-горизонтом (экватор), шкалой тангажа (меридиан) и полюсами.

 

Фиг. 20. Карданный узел без сферической шкалы (вид со стороны включателя мотора и узла гибких токоподводов).

Фиг. 20. Карданный узел без сферической шкалы (вид со стороны включателя мотора и узла гибких токоподводов).

5панель с ламелями, 6токоподвод, 7узел контактов, 22пружина с контактами включателя мотора отработки следящей рамы, 23включатель мотора отработки.

 

     Сферическая шкала состоит из двух половин: верхняя половина шкалы окрашена в коричневый цвет, нижняя половина в голубой цвет. Гироузел и связанная с ним сферическая шкала может отклоняться в раме на угол ±26÷28º.

     Упором, ограничивающим угол поворота гироузла в карданной раме, служит кронштейн 18 и пружина 17.

     В карданной раме крепят оси 19 и 25. На оси 25 расположен коллектор 24, состоящий из четырёх контактных колец с дублирующими ламелями.

     Электромонтаж карданного узла производят согласно электромонтажной схеме прибора, приведённой на (фиг. 16 и 17.).

 


 

 

38

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

Фиг. 21. Узел следящей рамы.

1карданный узел, 2опорное кольцо, 3узел контактов коммутатора, 4коммутатор, 5 и 11втулки, 6ротор поперечного коррекционного мотора, 7следящая рама, 8шестерня, 9ось следящей рамы, 10узел щёток четырёхблочного коллектора, 12колпачок.

 


[1—11]     [12—25]     [26—38]     [39—52]     [53—72]     [73—80]     [82—88]

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/biblioteka_sssr/0-19
Категория: Оборудование самолётов СССР | Добавил: soviet-union-ussr (01.11.2022) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 185 | Теги: Орлов Геннадий Викторович, Авиагоризонты АГИ-1 (2-й серии) и А | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей