СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиадвигатели СССР [4]
Авиадвигатели СССР - поршневые, реактивные.
Авиационные полки [17]
Авиационные полки, Истребительные авиационные полки, Гвардейские Авиационные полки,
Аэродромы СССР [35]
Аэродромы СССР,
Аэропорты СССР [4]
Аэропорты Союза Советских Социалистических Республик
ВВС СССР [1]
РККФ, ВВС СССР, Военная авиация СССР,
Воздушные армии СССР [1]
Воздушные армии СССР
Оборудование самолётов СССР [261]
Оборудование установленное на самолётах СССР
ЦКБ-КБ-ОКБ-СКБ [17]
ЦКБ-Центральное Конструкторское Бюро, КБ-Конструкторское Бюро. ОКБ-Опытное (Особое) Конструкторское Бюро. СКБ—Специальное Конструкторское Бюро.

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВИАЦИЯ СССР » Оборудование самолётов СССР

Авиагоризонты АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С — Библиотека СССР (1964) (стр. 1—11 из 88)

 Авиагоризонты АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С — Библиотека СССР (1964) (стр. 1—11 из 88)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страницы    [1—11]     [12—25]     [26—38]     [39—52]     [53—72]     [73—81]     [82—88]

 

Страна:    СССР.
Город:   Москва.
Тип:    Техническая литература.
Раздел:   Оборудование самолётов.
Год:    1964.
Издательство:    «МАШИНОСТРОЕНИЕ»
Типография:    
Московская типография № 26 «Главполиграфпрома»
Тираж:    ?.
Формат бумаги:    
60Х901/16 =2,75 бум. л.—5,50 печ. л..
Цена:    Бесплатно.
Адрес:    Ул. Чернышевского, 9.

 


 

 

Авиагоризонты АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С — Библиотека СССР (1964)

 

 


 

 

 

 

АВИАГОРИЗОНТЫ
АГИ-1 (2-й серии)
и АГИ-1С

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

 

 

 

И З Д А Т Е Л Ь С Т В О
«М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И Е»

М о с к в а   1964

 

 

 


 

2

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

 

 

 

 

Описание составил

инж. Д. И. Беляков

Ответственный редактор инж. Д. Д. Коростелев

(1964)

Статью под цифровой редакцией подготовил: истор. публ. проз. Г. В. Орлов

(2022)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

3

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

  

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

I. НАЗНАЧЕНИЕ АВИАГОРИЗОНТОВ АГИ-1 (2-й СЕРИИ) И АГИ-1С 

     Настоящие техническое описание авиагоризонтов АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С составлено с учётом всех конструктивных изменений, введённых в изделия с начало выпуска по 1962 год и направленных на повышение эксплуатационной надёжности приборов.

     Авиагоризонт АГИ-1С разработан на базе авиагоризонта АГИ-1 (2-й серии) и предназначается для эксплуатации на самолётах ГВФ.

Фиг. 1. Авиагоризонт АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С.

Фиг. 1. Авиагоризонт АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С.

 

    Принципиально АГИ-1С отличается от АГИ-1 (2-й серии) тем, что поперечная коррекция выключается у него по угловой скорости разворота с помощью гироскопического выключателя коррекции ВК-53РБ, а у АГИ-1 (2-й серии) — по углу крена.

     Конструктивное различие состоит в том, что — АГИ-1С не имеет биметаллического реле и узла выключателя коррекции.

     Авиагоризонт АГИ-1 (2-й серии) с указателем скольжения (фиг. 1) предназначен для определения положения самолёта в пространстве относительно плоскости истинного горизонта и для определения наличия и направление бокового скольжения самолёта.

 

 


 

4

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

II. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАГОРИЗОНТОВ АГИ-1 (2-й СЕРИИ) и АГИ-1С

1.        Питание прибора производится   от трёхфазного общего самолётного преобразователя, обеспечивающего напряжение 36 в ±10% и частоту 400 гц. ±10%, или отдельного преобразователя ПАГ-1Ф (ПАГ-1ФП), которые включаются в бортовую сеть с напряжением 27 в ±10%.
         
2.        При питании прибора от отдельного преобразователя ПАГ-1Ф (ПАГ-1ФП) потребляемый преобразователем постоянный ток    не более 3 а
         
3.        Потребляемый прибором переменный ток (линейный)   не более 0,6 а
         
4.        Прибор виброустойчив в диапазоне частот   от 20 до 80 гц при перегрузке 1,3 g.
         
5.        Вес авиагоризонта   не более 2,6 кг.
         
6.        Точность показаний углов тангажа и крена в режиме горизонтального полёта   ±1º
         
7.        Ошибки прибора    
    а) после виража с креном более 15%   не более 3—4º (зависит от типа самолёта)
    б) после выполнения любой фигуры высшего пилотажа, а также после первого разворота на 90º при взлёте   не более 5º
         
8.        Прибор даёт показания углов тангажа (угол между продольной осью самолёта и её проекцией на горизонтальную плоскость) и углов крена (угол поворота самолёта вокруг продольной оси) в пределах ±360º (за исключением зоны углов 90±10º и 270±10º), вследствие чего имеется возможность:    
    а) контролировать режим горизонтального полёта самолёта;    
    б) при потере пространственной ориентировки по показанием углов крена и тангажа выводить самолёт в линию горизонтального полёта;    
    в) контролировать правильность выполнения всех эволюций самолёта-истребителя (развороты, виражи, боевые развороты, горки, пикирование, бочки, петли и полупетли Нестерова, перевороты и т. п.)    
         
9.        Высотность прибора   до 25000 м.
         
10.        Температурный интервал работы   от +50 до -60ºС

 

 


 

5

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

11        Время готовности прибора к взлёту в диапазоне температур от + 50 до -45ºС   не менее 2 мин. (с момента достижения в бортовой сети, питающий преобразователь авиагоризонта, напряжения 27 в)
         
12.        Прибор не требует обслуживания во время полётов.    
         
13.        Гарантийный срок работы прибора:    
    а) авиагоризонта АГИ-1 (2-й серии)   400 час. в течении трёх лет,
    б) авиагоризонта АГИ-1С   1000 час. в течении двух лет, не считая хранения на складе в течении одного года

 

     П р и м е ч а н и е.   Применение цветной светящейся массы на указательных элементах прибора даёт наглядную ориентировку по углам крена и тангажа во время ночных полётов.

III. СИСТЕМА ПОКАЗАНИЙ АВИАГОРИЗОНТОВ АГИ-1 (2-Й СЕРИИ) И АГИ-1С

     Авиагоризонт АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С представляет собой комбинированные приборы, состоящие из двух самостоятельных визуальных приборов: гироскопической вертикали и указателя скольжения.

     Показания авиагоризонта, определяющие положение самолёта по углам крена и тангажа, осуществляется следующим образом.

     На фланце 1, связанном с корпусом прибора, укреплён силуэт самолётика 2, который при эволюциях самолёта не изменяет своего положения относительно самолёта (фиг. 2).

     Сферическая шкала 3 окрашена в два цвета: верхняя половина — в коричневый цвет (земля), нижняя половина — в голубой цвет (небо). Линия раздела двух цветных полусфер (индекс-горизонт 4) является линией искусственного горизонта.

     На сферической шкале прибора имеется вертикальная линия 5 (меридиан) с нанесёнными на  ней горизонтальными отметками углов тангажа.

Фиг. 2. Авиагоризонт АГИ-1 (2-й серии) (вид с переди).

1—фланец, 2—силуэт самолётика, 3—сферическая шкала, 4—индекс-горизонт, 5—шкала тангажа, 6—шкала крена, 7—указатель скольжения, 8—индекс указателя скольжения, 9—ручка перемещения силуэта самолётика, 10—шпильки и гайки крепления прибора, 11—пусковая кнопка.

 

 


 

6

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

     Горизонтальные отметки нанесены через каждые 10º и оцифрованы через 20º. На коричневой части шкалы сделаны надписи «Спуск», а на голубой части — «Подъём». Зоны нечувствительности авиагоризонта к углам крена (при углах тангажа 80—90º) на коричневой и голубой части шкалы обведены кругами.

     Углы тангажа отсчитываются по положению центра силуэта самолётика относительно сферической шкалы. Шкала углов крена 6 нанесена на экране, закреплённом на корпусе прибора, и имеет деления через 15º. Оцифровка нанесена на отметках углов крена 30º и 60º. Углы крена отсчитывают по положению линии меридиана относительно нулевого индекса этой шкалы.

     Сферическая шкала прибора стабилизирована гироскопом, вследствие чего линия горизонта, нанесённая на шкале прибора остаётся параллельной плоскости истинного горизонта. При этом голубая часть шкалы (небо) всегда остаётся обращённой к земле.

     При эволюциях вместе с самолётом перемещается корпус прибора относительно сферической шкалы. Вследствие этого через лицевую, остеклённую часть корпуса прибора будет виден тот или иноё участок стабилизированной сферической шкалы и соответствующие деления, нанесённые на ней.

     Так как корпус авиагоризонта закреплён на приборной доске и лётчик в полёте не изменяет своего положения относительно кабины, ему будет казаться, что движется сферическая шкала прибора  с нанесёнными на ней линией искусственного горизонта, линией меридианов и оцифровкой, а силуэт самолётика не изменяет своего положения относительно корпуса прибора. По положению сферической шкалы относительно силуэта самолётика определяется любое положение самолёта в пространстве (по углам крена и тангажа).

     Авиагоризонты АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С позволяет определять положение самолёта по углам крена и тангажа:

  а) приблизительно (качественно), когда лётчик должен одним взглядом определять пространственное положение самолёта и
  б) точно (количественно), когда нужно точно выполнить по углам тангажа или крена ту или иную эволюцию.

     Угол тангажа определяют:

   а) приблизительно — по положению силуэта самолётика 2, связанного с корпусом прибора, по отношению к цветным фонам на сферической шкале 3, связанной с гироскопом;
   б) точно — по положению центра силуэта самолётика 2 на шкале тангажа 5. Цена деление на шкале тангажа 10
º, оцифровка нанесена через 20º.

     Угол крена определяют:

   а) приблизительно — по положению линии меридиана 5 относительно нулевого индекса шкалы кренов. Если линия меридиана находится справа нулевого индекса  — правый крен, если с лева  — левый крен;

 

 


 

7

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

   б) точно — по положению меридиана 5 относительно шкалы кренов 6. Цена деления шкалы кренов 15º.

      Скольжение самолёта определяют по положению шарика указателя скольжения 7 относительно центральных индексов 8.

IV. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА АГИ-1 (2-й СЕРИИ)  И АГИ-1С

Принципиальные и конструктивные особенности приборов

     Авиагоризонт АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С разработаны для самолётов, имеющих неограниченный диапазон углов крена и тангажа (например, истребители), с учётом тактики применения этих самолётов в сложных метеорологических условиях и ночью. Это назначение приборов определило их следующие принципиальные и конструктивные особенности:

   1. Устойчивость гироскопа авиагоризонтов не зависит от положения самолёта по углам крена и тангажа.

Рис. 3. Расположение гироскопа авиагоризонта на самолёте.

Фиг. 3. Расположение гироскопа авиагоризонта на самолёте.

     Устойчивость трёхстепенных гироскопов авиагоризонтов, рассчитанных на небольшой угловой диапазон работы, зависит от величины углов крена и тангажа. Если гироскоп авиагоризонта расположен на самолёте так, как указано на (фиг. 3(б)), то устойчивость такого гироскопа определяется произведением

Jφ cos γ ,

где J — момент инерции ротора гироскопа;
  φ — угловая скорость ротора;
  γ — угол крена самолёта.

 

 

 

 

     В приведённом выражении устойчивости гироскопа J и φ зависят от конструкции гироскопа и являются для каждого конкретного авиагоризонта величинами постоянными.

 

 


 

8

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

     Величина cos γ зависит от угла крена (γ), а следовательно, и устойчивость гироскопа, приведённого на (фиг. 3(б)) зависит от угла крена (γ).

     При горизонтальном полёте без крена (γ=0) величина cos γ = 1, следовательно, устойчивость гироскопа будет наибольшей.

     Во время эволюции с кренами, например виражей, устойчивость, уменьшается тем больше, чем больший угол крена имеет самолёт. При углах крена, близких к 90º, (боевой разворот, полупетля, бочка и т. п.) устойчивость гироскопа полностью (или почти полностью) теряется, так как cos 90º = 0 (Jφ cos 90º = 0). Ось гироскопа в таком положении может сбиваться с вертикального направления на углы до 30º.

     Если гироскоп авиагоризонта расположен на самолёте так, как указано на (фиг. 3(а)), то его устойчивость не будет зависеть от угла крена, но будет определяться углом тангажа. Устойчивость такого гироскопа определяется выражением

φ cos θ,

где θ  угол тангажа.

     При горизонтальном полёте (θ=0) устойчивость гироскопа наибольшая; при выполнении самолётом вертикальных фигур, (перля и полупетля Нестерова  и т. п.) когда углы тангажа близки  к 90º, устойчивость гироскопа также теряется и ось сбивается с вертикального направления.

     Чтобы можно было пользоваться прибором после совершения таких эволюций, необходимо ждать 510 мин, пока коррекционное устройство прибора восстановит ось гироскопа в вертикальное положение, или пользоваться арретирующим устройством. Последнее обременительно для лётчика, так как при разарретировании прибора требуется поставить самолёт в линию горизонтального полёта, а после выждать около 1 мин, чтобы дать возможность коррекционному устройству прибора устранить ошибки, возникшие при разарретировании. Только после этого прибор будет давать правильные показания. Естественно, что в боевых условиях лётчик не всегда сможет выполнять такие операции (отсутствие времени, полет в сложных метеорологических условиях и т. п.).

     Основная особенность гироскопа АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С заключается в том, что их устойчивость постоянно сохраняется максимальной независимо от величины угла крена и тангажа самолёта. Это достигается благодаря автоматическому выдерживанию угла между внешней осью подвеса гироскопа и его главной осью равным 90º, поэтому угол, стоящий под знаком косинуса в выражении устойчивости, всегда равен нулю, а само выражение устойчивости для гиросистем АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С примет вид

φ cos 0=φ 1 = φ.

 

 


 

9

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

.

Схема гиросистемы авиагоризонта приведена на (фиг. 4). Трёхстепенный гироскоп, состоящий из гироузла 1 и карданной рамы 2,подвешен на шарикоподшипниках в следящей раме 3 (коррекционное устройство не показано). На карданной раме 2 расположен включатель 4, по которому скользят контакты 5, связанные с гироузлом 1. Включатель с контактами является чувствительным элементом.

 Он определяет отклонения оси IIII карданной рамы от перпендикулярного положения относительно главной оси гироскопа, которые происходят при кренах самолёта, и подаёт соответствующую команду индукционному мотору 6. Последний, получив команду, вращает следящую раму 3 и вместе с ней ось IIII карданной рамы 2 до тех пор, пока не восстановится перпендикулярное положение указанных осей. Если  скорость отработки мотора выбрать больше максимальной скорости креновых эволюций истребителя, перпендикулярное положение осей будет поддерживаться во время любой эволюции и, следовательно, устойчивость гироскопа будет сохранять своё максимальное значение.

     Следовательно, гиросистема АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С не теряет своих степеней свободы при эволюциях и сохраняет постоянно свою максимальную устойчивость. Ось гироскопа не сбивается с вертикального направления, как это происходит с гироскопами авиагоризонтов, приведённых в на (фиг. 3).

Фиг. 4. Гиросистема АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С

Фиг. 4. Гиросистема АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С

1—гироузел, 2—карданная рама, 3—следящая рама, 4—включатель мотора, 5—контакты включателя чувствительного элемента, 6—мотор отработки, 7—силуэт самолётика, 8—сферическая шкала.

      Вследствие этого свойства гиросистем авиагоризонтов отпадает принципиальная необходимость в арретирующем устройстве и связанное с ним сложное обслуживание прибора в полёте.

     2. Авиагоризонт АГИ-1 (2-й серии) и АГИ-1С измеряет истинные углы крена и тангажа.

     Авиагоризонт, предназначенный для пространственной ориентировки, должен измерять углы крена и тангажа без искажений, т. е. истинные углы.

 

 


 

10

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

     Если обозначить оси самолёта так, как показано на (фиг. 5), и поместить в центр тяжести самолёта другую систему координат, в которой ось oy направлена по вертикали, ось ox находится в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось самолёта, а ось oz перпендикулярна первым двум (при этом оси ox и oz находятся в горизонтальной плоскости) тогда истинным углом тангажа будет называться угол (θ), заключённый между осью ox' и ox (угол наклона продольной оси самолёта к плоскости горизонта),  а истинным углом крена — угол (γ), заключённый между нормальной осью самолёта oy' и её проекцией oy'' на вертикальную плоскость, проходящую через продольную ось самолёта ox' (угол поворота самолёта вокруг его продольной оси ox').

Фиг. 5. Обозначение истинных углов тангажа (θ) и крена (γ) самолёта.

Фиг. 5. Обозначение истинных углов тангажа (θ) и крена (γ) самолёта.

ox'продольная ось самолёта, oy'нормальная (вертикальная) ось самолёта, oz'поперечная ось самолёта, оцентр тяжести самолёта.

 

     Авиагоризонт АГК-47Б с гироскопом, расположенным так, как указано на (фиг. 3(б)), изменяет угол γ' крена как угол наклона поперечной оси oz' самолёта к плоскости горизонта, т. е. угол, заключённый между осью oz'' и её проекцией (фиг. 6) на горизонтальную плоскость xoz. Угол крена γ', показываемый таким авиагоризонтом, будет равен истинному углу крена γ только при горизонтальном полёте. При наличии угла тангажа γ может значительно отличаться от истинного угла крена.

     Так например, на входящей бочке при повороте самолёта вокруг продольной оси на 90º такой авиагоризонт покажет угол крена γ'=90º—θ, т. е. с ошибкой равной θ. При повороте самолёта на 180º вокруг продольной оси авиагоризонт покажет угол крена γ' =0º, т. е. покажет набор высоты при нулевом крене, тогда как самолёт находится в полёте вверх колёсами, т. е. истинный крен γ=180º.

 


 

11

АВИАГОРИЗОНТЫ  АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С

 

Угол тангажа θ' такой авиагоризонт измеряет как угол поворота самолёта относительно поперечной оси oz'. Он заключён между продольной осью самолёта ox' и линией ox'' пересечения плоскости y' ox'  и горизонтальной плоскости xoz. Угол тангажа θ', показываемый таким авиагоризонтом, будет равен истинному углу тангажа θ только при полёте без крена (γ =0º).

При наличии угла крена угол θ' может значительно отличаться от угла истинного тангажа θ.

Рис. 6. Углы тангажа (θ') и крена (γ'), измеряемые авиагоризонтом АГК-47Б.

Фиг. 6. Углы тангажа (θ') и крена (γ'), измеряемые авиагоризонтом АГК-47Б.

 

Так например, на боевом развороте с углом истинного крена γ =90º авиагоризонт будет при изменении истинного угла тангажа θ самолёта показывать изменение угла крена, в то время как последний в действительности не меняется и не покажет изменения угла тангажа.

Правильное поставленное положение самолёта лётчик может определить только по авиагоризонту, измеряющему истинные углы крена и тангажа. Поэтому авиагоризонты, у которых гироскопическая система расположена так, как показано на (фиг. 3(б)), необходимо перед выполнением фигур сложного пилотажа арретировать не только из-за потери устойчивости гироскопа, но и больших ошибок авиагоризонта в показаниях. Если гиросистему расположить так, чтобы внешняя ось кардана II была параллельна продольной оси самолёта (см. фиг. 3(а)), то гиросистема будет измерять угол тангажа относительно внутренней оси IIII кардана, которая всегда расположена в горизонтальной плоскости независимо от пространственного положения самолёта. В этом случае будет измеряться истинныё угол тангажа самолёта — угол наклона продольной оси самолёта относительно горизонтальной плоскости (θ).

Угол крена, измеряемый вокруг внешней оси кардана II, параллельной продольной оси самолёта, будет углом поворота самолёта вокруг его продольной оси, т. е. истинным углом крена (γ).

 


[1—11]     [12—25]     [26—38]     [39—52]     [53—72]     [73—81]     [82—88]

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/biblioteka_sssr/0-19
Категория: Оборудование самолётов СССР | Добавил: soviet-union-ussr (27.10.2022) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 605 | Теги: Орлов Геннадий Викторович, АГИ-1С, Авиагоризонты АГИ-1 (2-й серии), Библиотека СССР (1964) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей