Центральная Угловая — Аэродром (Аэропорт) СССР
Страна: СССР
Тип: Военный,
Расположение: РСФСР г. Артём.
Дата открытия: 19?? год.
Высота НУМ: +37 м
Координаты: -
Часовой пояс: UTC +11
Описание:
Центральная Угловая — Аэродром в Приморском крае, на которой дислоцирован в разные годы.
1-й истребительный авиационный полк (в/ч 7170) ВВС СССР.
6-й истребительный авиационный полк. С 25.07.1941 года, на основании циркуляра штаба ТОФ № 0057 от 30.07.1941 г.,
22-й гвардейский истребительный авиационный полк. С 26.09.1945 года, Приказом НК ВМФ № 0524
Располагается в районе Угловое города Артём, в 9 км юго-западнее международного аэропорта «Владивосток».
На основании Директивы Заместителя НГШ РККА № 4/3/34302 от 05.02.1938 г. и Приказа НК ВМФ № 0036 от 20.08.1938 года, на базе 9-й ОИАЭ и 44-й ОИАЭ 42-й истребительной авиационной бригады ВВС ТОФ с 20.06.1938 года был сформирован 1-й истребительный авиационный полк (в/ч 7170) по штату № 15/828-Д (Приказ Ком. ТОФ № 0047 от 20.06.1938 г.). В полку имелось четыре эскадрильи на И-16. Полк вошел в состав вновь сформированной 7-й истребительной авиационной бригады ВВС ТОФ. Местом дислокации нового полка был аэродром Южная Угловая.
В июле-августе 1938 года личный состав полка принимал участие в боях с японцами у озера Хасан.
С 10.12.1938 году в полку формируется 5-я учебная АЭ.
Летом 1939 года 1-я и 2-я АЭ полка перебазировались на аэродром Шкотовский перевал, а 3-я и 4-я АЭ – на аэродром Восточные Кневичи из-за ремонта базового аэродрома. Полк перевооружён на истребители И-16 тип 24, И-15бис, И-153.
Зимой 1940 года полк выполнял полеты со льда Амурского залива в районе мыса Де-Фриза.
Весной 1941 года 1-я АЭ полка получила на вооружение новые самолеты МиГ-3.
К 01 июня 1941 года, на основании Приказа НК ВМФ № 0088 от 29.04.1941 года, полк был переведен: управление со штата № 30/62-Б на штат № 30/162-В, а эскадрильи со штатов № 30/43-Б на штаты № 30/143-Г.
С 25.07.1941 года, на основании циркуляра штаба ТОФ № 0057 от 30.07.1941 г., 1-й ИАП 7-й ИАБ был переведен на штат военного времени и переименован в 6-й истребительный авиационный полк.
С началом войны экипажи полка несут боевое дежурство, одновременно осваивая новую авиационную технику. Зоной ответственности для полка командованием флота был установлен участок от мыса Сысоева до залива Восток.
С 14.03.1942 года, на основании Приказа НК ВМФ №0042 от 18.2.1942 года и Приказа Командующего ТОФ № 0033 от 19.03.1942 года полк переведён на трехэскадрильный по штату № 030/256. При этом 4-я и 5-я эскадрильи полка были обращены на формирование нового 12-го ИАП ВВС ТОФ, базирующегося на аэродроме Южная Угловая.
23.03.1943 года 3-я АЭ полка была перебазирована на аэродром Западные Кневичи, а 1-я АЭ – на аэродром Восточные Кневичи.
14.03.1944 года 1-я эскадрилья полка с аэродрома Восточные Кневичи перебазируется на аэродром Седанка в пригороде Владивостока.
В июле 1944 года истребители полка посадили на свой аэродром Центральная Угловая самолет B-29-5-BW ВВС США, принадлежавший 771-й эскадрилье 462-й бомбардировочной группы с бортовым номером 42-6256 и личным обозначение «Ramp Tramp». Этот бомбардировщик был подбит над Аньшанем в Манчжурии. Вылет осуществлялся с передового аэродрома в Ченду (Китай), основной аэродром базирования Пиардобу около Калькутты (Индия). Командиром экипажа являлся капитан Говард Р. Джарелл. Из-за поврежденного мотора командир решил не «тянуть» на свой аэродром, а приземлиться на ближайшем советском аэродроме. Дежурные истребители 6-го ИАП перехватили самолет и привели его на свой аэродром.
Следующим американским самолетом, севшим на аэродром Центральная Угловая стал B-29-15-BW № 42-6365. В ноябре 1944 года он попал в тайфун и был поврежден молнией. Экипаж во главе с капитаном У. Прайсом потерял ориентировку и на остатках горючего долетел до побережья советского Дальнего Востока. Этот самолет с надписью на борту «General Y. Arnold special» принадлежал 794-й эскадрилье 486-й бомбардировочной группы. Вылет осуществлялся с передового аэродрома в Ченду (Китай), основной аэродром в Кхаргпур около Калькутты (Индия).
Еще один Боинг B-29-15-BW № 42-6358 с собственным именем «Ding Hao», пилотируемый лейтенантом Микиш (по другим источникам – Миклиш) при бомбардировке авиационного завода в г. Омуру на о. Кюсю был повреждён в результате обстрела японскими истребителями.
Над территорией Приморья 21.11.1944 г. самолёт был встречен советскими истребителями 6-го ИАП и приведён на аэродром Центральная Угловая. Он принадлежал 794-й эскадрилье 468-й бомбардировочной группы. Вылет осуществлялся с передового аэродрома в Ченду (Китай), основной аэродром Кхаргпур около Калькутты (Индия). Экипажи всех трех самолетов были интернированы и отправлены в сборный лагерь в Средней Азии, откуда через Иран они были переправлены домой в США.
Приказом НК ВМФ № 00257 от 29.12.1944 года и приказом Ком. ТОФ № 0010 от 24.01.1945 года был установлен годовой праздник части – 05 декабря.
Нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов приказал организовать изучение новой американской техники. Для этого на Дальний Восток была направлена группа во главе с заместителем начальника летной инспекции ВВС ВМФ подполковником С. Б. Рейделем. 01 января 1945 года самолеты В-29 передали в специально сформированную на аэродроме Романовка 35-ю отдельную дальнебомбардировочную авиационную эскадрилью ВВС ТОФ (для взлёта пришлось удлинять ВПП). После изучения самолётов и облетов они были перегнаны в Москву на аэродром Измайлово. Первый самолёт с разбитыми в кабине приборами перегонял лично п/полковник Рейдель, ещё два гнал экипаж майора Моржакова. Эти самолёты послужили образцами для копирования, которое было выполнено в ОКБ-156 А. Н. Туполева. Советская версия получила обозначение Ту-4, было построено более тысячи машин.
В январе 1945 года 6-й ИАП начал перевооружение на самолеты Ла-7.
В марте 1945 года на аэродроме Центральная Угловая осуществлялась сборка самолетов Ла-7, часть готовых машин была перегнана на Советскую Гавань.
09.08.1945 года 1-я АЭ полка перебазируется с аэродрома Седанка на аэродром Центральная Угловая, а 2-я и 3-я АЭ – с Центральной Угловой на Вторую Речку (циркуляр НШ ТОФ № 0198 от 15.09.1945 г.).
С началом войны с Японией основной задачей полка стало обеспечение противовоздушной обороны главной базы флота - города Владивостока.
Имеется упоминание, что летчиком полка Александром Голтвенко 01 августа 1945 года (то-есть еще до начала боевых действий) был сбит японский самолет-нарушитель воздушного пространства истребитель Мицубиси А6М «Зеро», но данный факт требует проверки, так как в историческом формуляре полка это событие не записано.
04.09.1945 года 2-я и 3-я АЭ полка вернулись к месту постоянной дислокации на базовый аэродром Центральная Угловая (Циркуляр НШ ТОФ № 0203 от 22.09.1945 г.).
26.09.1945 года, «За проявленную отвагу в боях с Японскими империалистами, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» 6-й ИАП 7-й ИАД ВВС ТОФ Приказом НК ВМФ № 0524 был преобразован в 22-й гвардейский истребительный авиационный полк.
04.10.1945 года полку была вручена грамота Президиума Верховного Совета СССР к Гвардейскому Знамени, а само Гвардейское Знамя части было вручено 28.04.1946 года.
Приказом Командующего ТОФ № 004 от 02.02.1946 года 22-й гв. ИАП 7-й ИАД был выделен из состава ВВС ТОФ в состав Владивостокского МОРа.
С 17.11.1947 года, на основании циркуляра НГШ ВМС № 0036 от 07.10.1947 г., полк переводится на единую с ВВС СА структуру четырехэскадрильного состава (на штат № 98/707). В этом же году одна эскадрилья полка перевооружилась на самолеты Р-63 «Кингкобра». Остальные эскадрильи были вооружены самолетами типа Ла-11.
На основании циркуляра НГШ ВМС № 0119 от 09.03.1949 года полк был переведен на штат № 98/903 трехэскадрильного состава.
10.08.1951 года, в связи с предстоящим перевооружением, 22-й гв. ИАП был переведен на штат реактивного полка (40 самолетов типа МиГ-15).
19.09.1951 года были получены 20 МиГ-15, а в октябре – ноябре весь полк переучился на реактивную технику. К декабрю в полку имелось уже 30 МиГ-15 и 2 УТИ МиГ-15. Одна эскадрилья полка оставалась вооруженной самолетами Ла-11.
В связи с боевыми действиями на Корейском полуострове, полк в течение года нес боевое дежурство на передовых аэродромах Зайсановка и Сухая Речка, а так же на основном аэродроме Центральная Угловая.
06.11.1952 года летчиками полка капитаном И. Я. Лукашовым и ст. лейтенантом М. К. Щукиным на самолетах Ла-11 в районе бухты Валентин (восточное побережье Приморского края) был сбит американский самолет-нарушитель воздушного пространства P2V «Нептун».
В марте 1953 года полк получил на вооружение 20 самолетов МиГ-17.
В сентябре 1954 года 22-й гв. ИАП перевооружается на истребители-перехватчики МиГ-17ПФ.
04.09.1954 года летчики полка капитан Н. В. Серебряков и майор П. Т. Касьянов на истребителях МиГ-17 сбили американский самолет – нарушитель государственной границы P2V «Нептун» в 35 км южнее мыса Островной. Экипаж нарушителя погиб.
30.03.1956 года 22-й гв. ИАП получил новые самолеты МиГ-19 и приступил к переучиванию на них. К 12.05.1956 года на МиГ-19 были перевооружены 2-я и 3-я АЭ полка.
01.02.1957 г., в связи с реорганизацией ПВО страны и на основании Приказа МО СССР № 00224 от 30.12.1956 г. и Директивы ГШ ВМФ № ОМУ/4/30022 от 22.01.1957 г., 22-й гв. ИАП 7-й ИАД был передан из ВВС и ПВО ТОФ в состав Приморского корпуса Отдельной Дальневосточной Армии ПВО.
23.03.1960 года в 22-й гв. ИАП из Новосибирска поступили 16 самолетов Су-9, а 1 октября в состав полка была включена эскадрилья самолетов Як-25М, прибывшая из Шауляя. Кроме того, в полку сохранялось некоторое количество самолетов МиГ-17 и УТИ МиГ-15. В том же году, в связи с расформированием 7-й ИАД, полк был подчинен командиру Приморского корпуса ПВО.
06.03.1961 года на КП полка была введена в действие АСУ «Воздух-1П».
В 1966 году на аэродроме Центральная Угловая завершились работы первой очереди по строительству 14 капониров для укрытия 28 самолетов.
23.02.1968 году, за большие заслуги, проявленные в боях по защите Советской Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в честь 50-летия СА и ВМФ 22-й гв. ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
В 1971 году, в связи с удлинением полосы на аэродроме Центральная Угловая, 22-й гв. ИАП временно перебазируется на АС Соколовка.
В 1973 году 33 летчика полка прошли переучивание на самолет Су-15, но уже в июне 1975 года полк на аэродроме Савастлейка переучивается на истребители МиГ-23.
28.09.1976 года полк получил 5 учебно-боевых самолетов МиГ-23У, а 05 октября - 6 боевых МиГ-23М.
В 1977 году на вооружении полка находилось 35 МиГ-23М и 5 МиГ-23У (по штату 36 самолетов), и с декабря летчики полка несут боевое дежурство по ПВО.
16.05.1980 года 22-й гв. ИАП передается из 23-го корпуса ПВО в состав 20-й ИАД ВВС Дальневосточного военного округа.
02.06.1981 года получено дополнительно 2 МиГ-23, общее количество этих самолетов стало 42 (из 40 положенных по штату).
15.05.1986 года полк возвращается в состав 23-го корпуса 11-й ОА ПВО.
04.10.1989 года были получены последние 4 самолета МиГ-23МЛД. Всего в полку числится по списку 27 МиГ-23МЛД и 6 МиГ-23УМ при штате 32 и 5 истребителей соответственно. (Очевидно, часть самолетов была передана в другие полки ВВС). В этом же году в строй была введена АСУ «Рубеж-1М».
Командиры полка:
Дзюба Г. Г. (май 1938 г. – 1939 г.),
Мохирев А. Г. (1939-40 гг.),
Куценко Н. В. (1940-41 гг.),
Семенихин М. В. (1941-43 гг.),
Азевич А. И. (1943-46 гг.),
Кулик Ф. Ф. (1946-47 гг.),
Хряшков Н. И. (1947-50 гг.),
Толстиков Н. С. (1950 г.),
Плешков М. И. (1951-53 гг.),
ГСС Павлов П. Ил. (1953 г.),
Кириллов Д. А. (1953 г.),
Мартынов А. В. (1953 г.),
Михайлов Е. М. (1954-56 гг.),
Рыбаков А. Н. (1956 г.),
Романов М. И. (1956-58 гг.),
А. Х. Распопов (1958-63 гг.),
Караулов Н. Ф. (1963-64 гг.),
Вознесенский Д. А. (1964 г.),
Полтавцев Н. Л. (1964-69 гг.),
Хижняк (Н. И. 1969-72 гг.),
Гроховский Н. В. (1972-74 гг.),
Сизов Р. С. (1974-77 гг.),
Иванов Г. И. (1977-80 гг.),
Пономаренко Н. И. (1980-86 гг.),
Хило (А. М. 1986-89 гг.),
Квасин В. Д. (1989-92 гг.),
В разные годы на авиабазе базировались: Р-63 Кингкобра, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9, Як-25, МиГ-23, Су-27.
МиГ-23МЛД установлен на постаменте перед КПП авиабазы.
Взлётно-посадочные полосы |
Номер |
03/21 |
- |
Размеры (м) |
2450 × 36 |
- |
Покрытие |
бетон |
- |
Мифы, события, факты, катастрофы:
1. - 20.05.1941 г., при пикировании в районе 6 км северо-западнее ст. Угловая и в 4,5 км от аэродрома Южная Угловая врезался в сопку самолет И-16, пилотируемый младшим летчиком полка лейтенантом Кузнецовым Василием Ивановичем. Самолет разрушился, пилот - погиб.
2. - 17.08.1941 г. днем, при выполнении патрульного полета над Владивостоком составом эскадрильи, из-за не выдерживания параметров строя в воздухе, севернее 1,5-2 км ст. Океанская столкнулись два истребителя И-153 полка. В катастрофе погибли командир звена 4-й АЭ полка лейтенант Погорелов Владимир Харлампович и пилот 4-й АЭ мл. лейтенант Усатов Иван Иванович;
3. - 22.09.1941 г., при высотном аэродромном полёте вошёл в штопор и упал в 5 км северо-западнее аэродрома Кневичи самолет МиГ-3. В катастрофе погиб пилот 1-й АЭ полка лейтенант Гогович Григорий Федорович;
4. - 02.10.1941 г., при ведении учебного воздушного боя в районе аэродрома, сорвался в штопор и врезался в землю на аэродроме Центральное Угловое самолет И-16, пилотируемый заместителем командира 2-й АЭ ст. лейтенантом Белобровым Иваном Моисеевичем. Самолет разрушился, летчик погиб;
5. - 12.01.1942 г. днем, при выполнении аэродромных полётов на задание по стрельбе по конусу в составе звена, произошло столкновение двух самолётов 5-й АЭ И-16 полка. Самолёт первого ведомого лейтенанта Апинова нарушил порядок выполнения стрельб, сблизился с самолетом второго ведомого ВрИД командира звена лейтенанта Грекова Дмитрия Ивановича, и врезался в него, ранив в голову пилота. Истребитель Грекова упал в районе «Соловей Ключа» северо-восточнее с. Вольно-Надежденское, пилот - погиб. Апинов благополучно произвёл посадку на своем аэродроме с повреждениями винта и плоскостей;
6. - 16.02.1942 г. днем, в ПМУ, произошла катастрофа И-153 пилотируемого летчиком 3-й АЭ полка сержантом Лоховым Василием Михайловичем. При возвращении на аэродром Южная Угловая ведущим пары был потерян визуальный контракт с самолетом ведомого. По наблюдениям очевидцев, по неустановленной причине самолет Лохова начал уклоняться влево, затем перешел на пикирование с левым креном. На высоте 700 м из-за перегрузки у самолёта оторвались плоскости. В неуправляемом вертикальном пикировании он врезался в сопку в районе б. Тавайза (ныне б. Муравьиная) под Артемом, разрушился и сгорел. Сержант Лохов погиб. Останки самолета и летчика были обнаружены в апреле 2010 г. следопытами Владивостокского отряда «АвиаПоиск»;
7. - 11.04.1942 г., при выполнении аэродромного полёта с Кневичей, сразу после взлёта, перед истребителем И-16, пилотируемым заместителем командира 2-й АЭ ст. лейтенантом Кузнецовым Константином Александровичем оказался на той же высоте встречный самолет СБ. Чтобы избежать столкновения, лётчик резко бросил истребитель вверх. Самолет, потеряв скорость, упал на землю и сгорел, лётчик погиб.
8. - 27.08.1942 г., при перегонке самолёта УТ-1 с аэродрома Озёрные Ключи на аэродром Центральная Угловая, пилот 2-й АЭ полка мл. лейтенант Савинят Павел Григорьевич нарушил технику пилотирования, потерял высоту и полого врезался в землю в 500 метрах севернее границы аэродрома Озёрные Ключи. Лётчик погиб от удара о приборную доску;
9. - 15.08.1944 г., при ведении учебного группового воздушного боя произошло столкновение двух самолётов МиГ-3 полка. В результате удара оба самолёта разрушились в воздухе и упали в 2 км севернее аэродрома Седанка. Лётчик одного самолёта, заместитель командира 1-й АЭ ст. лейтенант Замазиев, был выброшен из самолёта и воспользовался парашютом. Лётчик второго самолёта командир звена 1-й АЭ полка ст. лейтенант Трошин Илья Ильич погиб;
10. - 06.05.1954 г., при выполнении ночного полета в зону, потерпел катастрофу МиГ-17, пилотируемый командиром звена ст. лейтенантом Базановым Виктором Петровичем. Разрушенный самолет был обнаружен в районе г. Обрубленная (831 м), пилот погиб.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A3%D0%B3%
D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC)
http://wikimapia.org/305973/ru/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80
%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%A3%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F
http://cyclowiki.org/wiki/6%D0%B9_%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0
%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D
0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA_%D0%92%D0%92%D0%A1
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |