Баку - Советский лидер эскадренных миноносцев ВМФ СССР
Автор биографии: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)
Страна: СССР
Класс и тип: Лидер эскадренных миноносцев
Организация: ВМФ СССР
Изготовитель: ССЗ №198 (Николаев) и ССЗ №199 (Комсомольск-на-Амуре)
Закладка: 10 апреля 1936 года
Спуск на воду: 25 июля 1939 года
Ввод в строй: 27 декабря 1939 года
Выведен из состава ВМФ СССР: 30.07.1963
Проект: лидеры ЭМ типа «Минск»
Лидер эскадренных миноносцев «Баку» — Советский лидер эскадренных миноносцев проекта 38 (лидеры ЭМ типа «Минск»), построенный для Советского Военно-Морского Флота в 1930-х годах.
Повествование
«Баку» был заложен по проекту 38 за номером 267 15 января 1935 года на судостроительном заводе № 198 в Николаеве.
10 марта 1936 года — (на стапеле в доке № 3 эллинга А) был перезаложен на заводе № 199 Комсомольске-на-Амуре, где получил название «Киев».
Для ускорения постройки лидера «Киев» была использована принципиально новая технология — сборка на горизонтальных стапелях с монтажом механизмов и валопроводов в наливных доках (правда, в результате был увеличен стапельный период).
25 июля 1938 года — лидер был спущен на воду (хотя ещё не были завершены работы по второму машинному и третьему котельному отделениям) и переименован в «Орджоникидзе». Достройку планировалось осуществить на плаву во Владивостоке (на ССЗ № 202, где была подготовлена сдаточная база). 27 сентября 1938 года лидер «Орджоникидзе» был отбуксирован в Николаевск-на-Амуре, а затем во Владивосток, куда лидер прибыл только 25 октября 1938 года .
В мае 1939 года лидер приступил к испытаниям.
27 декабря 1939 года — был принят в состав Тихоокеанского флота (ТОФ) ВМФ СССР как «Серго Орджоникидзе».
06 мая 1940 года — «Серго Орджоникидзе» был приписан к составу 1-го дивизиона ТОФ, в составе которого уже в июне лидер принимал участие в постановках минных заграждений и сопровождении транспортов.
25 сентября 1940 года — лидер был переименован в «Баку».
Великая Отечественная война
С началом Великой Отечественной войны «Баку» (командир с 1940 года капитан 3 ранга Б.П.Беляев, старший помощник — капитан-лейтенант, затем капитан 3 ранга Б.Н.Максимов) приступил к выполнению этих задач: постановке оборонительных минных заграждений и сопровождению транспортов.
02 октября 1941 года — во Владивосток прибыла группы офицеров Управления кораблестроения ВМФ для организации работ по размагничиванию кораблей Тихоокеанского флота. Тогда же лидер был оборудован системой ЛФТИ.
В мае 1942 года Ставкой Верховного Главнокомандования (СВГК) было принято решение перебросить с Тихого океана на Северный флот несколько современных боевых кораблей, в том числе и лидер «Баку».
Командиром экспедиции назначили командира бригады эсминцев капитана 1 ранга В.Н.Обухова.
В период с 15 июля 1942 года по 14 октября 1942 года — лидер, в составе Экспедиции особого назначения (ЭОН-18), совершил переход из Владивостока до пролива Югорский Шар, тем самым став одним из первых Советских боевых кораблей, совершивших переход Северным морским путём с востока на запад. После перехода кораблей ЭОН-18, приказом командующего флотом Арсения Григорьевича Головко от 24 октября 1942 года в составе Северного флота из трёх дивизионов была создана бригада эсминцев, и лидер «Баку» возглавил 1-й дивизион.
Пройдя через свои и японские минные поля, преодолев штормовое Охотское море, корабли экспедиции достигли Первого Курильского пролива.
На рассвете 22 июля 1942 года — при подходе к нему были замечены японские боевые корабли, шедшие параллельным курсом. На всех кораблях экспедиции сыграли боевую тревогу и усилили наблюдение за водой и воздухом с целью исключения возможной провокации. И хотя СССР и Япония еще не находились в то время в состоянии войны, орудия советских кораблей были направлены на японские, а японских — на корабли ЭОН-18. Так и следовали до самой Авачинской губы и хотя разошлись мирно, однако японская разведка успела проинформировать германское командование о выходе советских кораблей.
Уже вечером того же дня лидер и эсминцы вошли в базу Петропавловск-Камчатский, где корабли стали на якорь в бухте Тарья. Пополнив запасы топлива, продовольствия и воды, экспедиция взяла курс на Чукотку.
Берингово море встретило наши корабли мертвой зыбью и туманом.
30 июля 1942 года — отряд благополучно прибыл в бухту Провидения, где состав ЭОН-18 пополнился танкером «Локбатан», пароходом «Волга», транспортами и ледоколом «А.Микоян». Этот ледокол совершил в ноябре 1941 года изумительный по дерзости дальний поход: прорыв из Черного в Средиземное море и далее, через Суэцкий канал вдоль восточного побережья Африки, мимо мыса Доброй Надежды, через Южную Атлантику, вокруг мыса Горн в Тихий океан, в Сан-Франциско, а оттуда — в бухту Провидения, на встречу с ЭОН-18. Перед трудным переходом, команды кораблей и судов получили двухнедельный отдых, а на лидере и эсминцах провели осмотр корпусов, винтов, устранили отдельные неисправности и поломки, неизбежные в таком большом походе. При осмотре выяснилось, что при подходе к пирсу «Разъяренный» задел о необозначенную на карте банку лопастями штатного винта и погнул оконечность гребного вала. Командование ЭОН-18 приняло решение заменить винт на плаву. После неимоверных усилий и проявленной смекалки, это удалось.
14 августа 1942 года — боевые корабли экспедиции снялись с якоря для дальнейшего следования. Во второй половине следующего дня в Беринговом море у мыса Уэлен встретились первые льды. С каждой милей обстановка стала усложняться. По несколько суток продолжалась борьба с 9— 1 0-балльными льдами. Боевые корабли пробивались через них, осваивая новую для себя «технику» ледового плавания. Особенно трудно было машинистам-турбинистам, вахтенным у маневровых клапанов приходилось по 300—400 раз за вахту выполнять команды об изменении хода корабля. Ледокол «А.Микоян» то прокладывал дорогу кораблям, то шел на помощь транспортам. Скоро стало ясно, что одному ему не справиться. Приходилось обкалывать и взрывать лед или отстаиваться в Ключевской губе в ожидании хорошей погоды.
10 октября 1942 года — в проливе Югорский Шар, у выхода в Баренцево море, ЭОН-18 (лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный», четыре ледокола, два ледокольных парохода и 22 транспорта) встретили корабли Северного флота — эсминец «Валериан Куйбышев», сторожевики и тральщики. Далее корабли без особых происшествий дошли до острова Кильдин у входа в Кольский залив, где их на рассвете 14 октября 1942 года встретил на эсминце «Гремящий» командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г.Головко. После этого все корабли экспедиции вошли в губу Ваенга (ныне — Североморск), где им была устроена торжественная встреча.
По чистой воде и во льдах «Баку» прошел в течение 91 суток 7327 миль (из них 1 000 миль во льдах) за 923 ходовых часа. Благодаря опыту командира лидера и продуманности маршрута на этапах перехода, хотя корабль и имел дополнительную нагрузку при буксировке эсминца «Разъяренный», он прибыл с наименьшими повреждениями. За успешный ледовый межтеатровый переход командир лидера «Баку» капитан 3 ранга Б.П.Беляев был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Опыт плавания кораблей ЭОН-18 во льдах показал, что применение «шубы» полностью себя оправдало. Благодаря ей корпус корабля выдержал длительные сжатия льдов. Однако, стальная оковка штатных гребных винтов не дала желаемых результатов и лишь усложнила условия плавания.
В Ваенге в октябре—ноябре 1942 года лидер «Баку» был поставлен в плавучий док и после короткого отдыха силами базы и личного состава с корпуса сняли «ледовую шубу» и проложили кабели размагничивающей обмотки. Одновременно было усилено зенитное (установлены шесть 37-мм автоматов и шесть 1 2,7-мм пулеметов ДШК) и противолодочное (два бомбосбрасывателя) вооружение. Эти работы заняли две недели.
После прихода кораблей ЭОН-18 приказом командующего флотом от 20 октября 1 942 года в составе флота была сформирована бригада эсминцев (командир — капитан 1 ранга П.И.Колчин), включавшая три дивизиона. Лидер «Баку» (командир капитан 3 ранга Б.П.Беляев, старший помощник командира А.Н.Тюняев) возглавил 1-й дивизион. С приходом тихоокеанского лидера на Север, он был окрашен в камуфляж под скалистые берега Заполярья.
Началась его боевая служба в составе Северного флота: постоянные боевые походы с короткими стоянками в базах, артиллерийская поддержка сухопутных войск, сопровождение конвоев по «арктическому океанскому коридору» и району Баренцева моря восточнее острова Медвежий, дерзкие обстрелы вражеских позиций, поиск подводных лодок, отражение воздушных атак.
Уже 20 октября 1942 года — лидер участвовал в охране транспорта на переходе из Кольского залива в Белое море.
29 октября 1942 года — «Баку» и «Разумный», приблизившись к берегу, занятому противником, открыли беглый огонь по его огневым точкам, мешавшим наступлению наших войск. Уничтожив две батареи и несколько дотов, советские корабли благополучно вернулись в базу.
17 ноября 1942 года — лидер «Баку» и эсминец «Сокрушительный» были привлечены для усиления эскорта очередного союзного конвоя QP-15. В условиях жесточайшего шторма, достигшего к утру 20 ноября 1942 года ураганной силы (ветер 11 баллов), при частых снежных зарядах и нулевой видимости суда конвоя и корабли охранения потеряли друг друга из виду, после чего конвой рассеялся.
От ударов девятибалльной волны на лидере «Баку» прогнулся настил палубы и в нем появились трещины, были деформированы крышки люков и кожухи вентиляционных шахт котельных отделений, нарушилась герметичность корпуса — все помещения носовой оконечности на верхней палубе по 25 шп. оказались затопленными, вода проникла через шахты вентиляции во 2-е и 3-е котельные отделения, в действии остался только главный котел № 1. Состояние корабля оказалось критическим: лидер принял более 1 00 т забортной воды, дифферент на нос все возрастал, крен доходил до 40°. Экипаж вел отчаянную борьбу за живучесть корабля. С разрешения командира конвоя, «Баку» и «Сокрушительный», не дойдя до назначенной точки начала его сопровождения, повернули в базу.
Ударами волн на эсминце «Сокрушительный» по 173 шп. оторвало кормовую оконечность, которая вскоре затонула. Возвращающийся в базу лидер, как ближайший к аварийному эсминцу из советских кораблей, первым получил приказание оказать ему помощь. Однако попытки «Баку» найти эсминец не увенчались успехом вследствие плохой видимости, а сам лидер также находился в тяжелом положении, топливо было на исходе. Командование флотом в этих условиях разрешило ему возвратиться в базу. В результате непрерывной, в течение нескольких суток, борьбы за сохранение живучести, экипаж лидера сумел отстоять корабль у стихии.
22 ноября 1942 года — «Баку» прибыл в базу для аварийного ремонта.
На помощь экипажу «Сокрушительного» вскоре прибыли другие корабли бригады эсминцев, которым удалось снять с аварийного корабля около 1 90 человек из его экипажа. На корабле во время прибытия буксиров остались 1 5 моряков, остальные погибли на затонувшей кормовой оконечности и при проведении операции снятия их с корабля в сложных штормовых условиях. Прибывшие затем в район аварии другие буксиры не нашли там ни поврежденного волнами эсминца, ни людей с него...
В январе 1943 года радиоразведка Северного флота установила, что из Тромсё на восток вышел конвой противника (два транспорта, эсминец, сторожевик и тральщик). В связи с отсутствием в этом районе советских подводных лодок и трудностями применения авиации в условиях полярной ночи, командование флотом приняло решение нанести удар по конвою группой надводных кораблей, в состав которой был включен «Баку».
20 января 1943 года — в 1 3 ч 36 мин экстренно подготовленные к походу корабли под флагом капитана 1 ранга П.В.Колчина вышли в море. «Баку» и эсминец «Разумный» шли строем кильватера на расстоянии 25 миль (по другим данным — 4 мили) от берега со средней скоростью 20 уз (по другим данным— 24 уз).
В 22 ч 40 мин наши корабли повернули к берегу и через 35 мин по пеленгу 270° (на траверзе норвежского города Вардё у мыса Маккаур) на дистанции 70 кб обнаружили конвой (минный заградитель «Skagerrak», тральщики МЗОЗ и М322, противолодочные корабли Ujl 104 и Ujl 105). Увеличив скорость до 28 уз, «Баку» и «Разумный» начали торпедную атаку. Немцы, обнаружив подходящие со стороны моря корабли, дали световой опознавательный сигнал. Командир лидера капитан 3 ранга Б.П.Беляев, исходя из сложившейся тактической обстановки, приказал сигнальщикам передать в ответ то же самое сочетание световых сигналов, в результате чего противник счел приближающиеся корабли своими.
В соответствии с донесениями о составе конвоя, сблизившись с наиболее крупным судном на дистанцию 26 кб, «Баку» выпустил по нему четыре торпеды и открыл артиллерийский огонь из орудий главного калибра, «Разумный» стрелял по головному транспорту. По советским данным, одна из выпущенных лидером торпед попала в транспорт, в результате чего он стал тонуть. Другой транспорт, поврежденный артиллерией, выбросился на прибрежные камни (согласно опубликованным за последнее время данным, потерь германский отряд не имел). Корабли охранения стали обстреливать наши корабли, одновременно по ним открыли огонь и береговые батареи противника. Попаданий снарядов противника в лидер и эсминец не было.
Через 7 мин видимость резко ухудшилась и береговые батареи прекратили огонь. «Баку» и «Разумный» легли на курс отхода и перенесли артиллерийский огонь на корабли охранения. Не снижая скорости, оба корабля, прикрываясь поставленной эсминцем по приказу с лидера дымовой завесой, вышли из района боя и направились в базу Новая Ваенга. После этого похода «Баку» встал на межпоходовый ремонт, затем в 1943 году начались его напряженные боевые будни — участие в конвойных операциях Северного флота, интенсивность которых видна даже из простого перечня событий.
02-03 февраля 1943 года — «Баку» и «Разумный» вышли из губы Ваенга и в районе Иоканьги встретили и конвоировали четыре транспорта союзников, следующих из Белого моря в Кольский залив.
27—28 марта 1943 года — «Баку», «Грозный» и «Громкий» под флагом командующего флотом вице-адмирала А.Г.Головко участвовали в набеговой операции на коммуникации противника. В период с 1 8 ч 45 мин по 20 ч 25 мин «Баку» получил три разведсводки, сообщавшие о движении от мыса Маккаур в Варанер-фьорд неприятельского конвоя. Однако, несмотря на развитую нашими кораблями 24-уз скорость, перехватить конвой они не успели. Прибыв в 23 ч 23 мин в район Конгс-фьорда, отряд начал поиск, но, не обнаружив противника, в 0 ч 23 мин 28 марта 1943 года повернул на обратный курс и в 9 ч 30 мин ошвартовался в Ваенге.
31 марта 1943 года — лидер «Баку» (под флагом капитана 1 ранга П.И.Колчина) с эсминцами «Грозный» и «Громкий» повторили набег на коммуникации противника у северного побережья Норвегии. Не обнаружив транспортов и конвоев, корабли повернули на обратный курс и утром возвратились в Ваенгу.
15— 18 мая 1943 года — лидер «Баку», эсминец «Грозный», минный заградитель «Мурман», два тральщика и два малых охотника типа МО-4 конвоировали из Кольского залива в Архангельск конвой КБ-7 —три союзных транспорта.
18—20 июня 1943 года — лидер участвовал в операции по прикрытию конвоя БА-4 — отряда ледоколов, следующих из Белого в Баренцево море; после чего он возвратился в Иоканьгу, а 22 июня пришел в Архангельск.
29 июня 1943 года — ледокол «Л.Каганович» и ледокольный пароход «Montcalm» (конвой БА-7) под эскортом лидера «Баку» (флаг капитана 1 ранга П.И.Колчина), СКР-28, СКА-30 и английского тральщика «Britomart» вышли из Молотовска в Арктику. От горла Белого моря до Карских Ворот переход БА-7 проходил в густом тумане.
01 июля 1943 года — на подходах к Карским Воротам лидер и эсминцы, завершив конвоирование, отделились от ледоколов и направились в Иоканьгу.
13 июля 1943 года — конвой КБ-16 в составе танкера «Beacon-Hill», в охранении лидера «Баку», эсминцев «Грозный», «Разумный», «Урицкий» и двух малых охотников типа МО-4, вышел из Кольского залива в Архангельск. Утром следующего дня в районе Поноя «Грозный»трижды средствами гидроакустики имел контакт с подводной лодкой противника и сбросил на нее большими сериями 15 больших и 1 8 малых глубинных бомб. На водной поверхности появилось большое (длиной 500 м) соляровое пятно. Дальнейший переход КБ-1 6 прошел без встреч с неприятелем, и в ночь на 1 5 июля он прибыл в Архангельск.
22 июля 1943 года — из Архангельска в Полярное вышел конвой БК-1 3 в составе трех союзных транспортов с грузом лесоматериалов для Главной базы Северного флота; в охранении шли «Баку», «Грозный», «Разумный» и два английских тральщика.
24 июля 1943 года — в 80 кб к северо-востоку от острова Кильдин конвой подвергся налетам семи Ju-87, пяти Bf-109 и 15 FW-190. Несмотря на интенсивный зенитный огонь, открытый кораблями охранения конвоя и двумя батареями 6-го отдельного зенитного артдивизиона с острова Кильдин, трем FW-190 удалось прорваться к судам и сбросить авиабомбы, две из которых попали в трюм шедшего концевым английского транспорта «Landaf» и вызвали на нем сильный пожар. Поврежденный транспорт был доставлен в бухту Могильная, остальные суда в сопровождении кораблей охранения благополучно прибыли в пункт назначения.
31 июля 1943 года — из Кольского залива в Архангельск вышел конвой КБ-1 7 в составе трех транспортов и танкера под эскортом лидера «Баку» и эсминцев «Грозный», «Гремящий» и «Разумный». Корабли охранения во главе с «Баку» к вечеру 02 августа 1943 года благополучно привели караван в Архангельск.
15 августа 1943 года — лидер и другие корабли охраняли конвой БК-14 из Архангельска в Кольский залив; 17 августа конвой прибыл в Кольский залив.
24—26 августа 1943 года — «Баку» встречал и сопровождал союзный конвой JW-59.
21 сентября 1943 года — конвой КБ-23 под эскортом «Баку» и других кораблей Северного флота вышел из Кольского залива в Архангельск.
03 октября 1943 года — лидер охранял конвой КБ-1 8, шедший из Молотовска в Кольский залив.
11 октября 1943 года — «Баку» участвовал в охране конвоя КБ-25, шедшего из Кольского залива в Архангельск.
19 октября 1943 года — конвой БК-1 9 вышел из Молотовска в Кольский залив в охранении лидера и других кораблей.
24 октября 1943 года — конвой КБ-26 следовал в сопровождении лидера «Баку» из Кольского залива в Архангельск.
14 ноября 1943 года — «Баку» (флаг командира бригады эскадренных миноносцев капитана 1 ранга П.И.Колчина) в составе отряда кораблей охранения участвовал, в условиях жесточайшего шторма, в охране конвоя АБ-55 — операции по выводу ледоколов из Арктики в Белое море. В районе пролива Карские Ворота средствами гидроакустики эсминца «Разумный» была обнаружена подводная лодка. Эсминец атаковал ее глубинными бомбами, в атаке участвовал и эсминец «Валериан Куйбышев»; результатов атаки не наблюдалось. Затем «Валериан Куйбышев» обнаружил вторую подводную лодку и атаковал ее глубинными бомбами; а на поверхности появилось соляровое пятно. В результате этих атак одна лодка предположительно погибла.
После ремонта в 1944 году напряженная боевая служба «Баку» продолжалась:
04 июня 1944 года — отряд кораблей, возглавляемый командующим Северным флотом адмиралом А.Г.Головко (флаг на крейсере «Мурманск»), под эскортом лидера «Баку» и эсминцев «Гремящий», «Громкий», «Грозный» и «Разумный» перешел из Кольского залива в Молотовск.
21 июня 1944 года — лидер «Баку» и два тральщика вывели из Архангельска конвой БК-16 в составе двух союзных транспортов. В Иоканьге к эскорту присоединились эсминец «Урицкий» и сторожевой корабль СКР-13;
29 июня 1944 года — конвой КБ-16 под охраной лидера «Баку» и эсминца «Урицкий» перешел из Кольского залива в Архангельск;
05 июля 1944 года — «Баку», три эсминца и пять тральщиков сопровождали конвой БД-1 (ледокол «И.Сталин», транспорты «Диксон» и «Архангельск» из Молотовска в Арктику. При подходе конвоя к Карским воротам лидер отделился от него и вернулся в Иоканьгу;
26 июля 1944 года — конвой КБ-22 в охранении группы кораблей, возглавляемой лидером «Баку», вышел из Кольского залива в Мезень;
16 августа 1944 года — из Архангельска в Кольский залив вышел конвой БК-28 в составе двух транспортов и танкера под охраной лидера «Баку», эсминца «Разъяренный» и большого охотника БО-114; на переходе лидер расстрелял плавающую мину;
24—26 августа 1944 года — «Баку», четыре эсминца, два сторожевых корабля, три тральщика, четыре больших и три малых охотника встречал и сопровождал конвой JW-59, следующий из Англии в Белое море;
28 августа 1944 года — конвой БК-30 под эскортом лидера и других кораблей вышел из Молотовска в Кольский залив;
23 сентября 1944 года — «Баку» с отрядом кораблей встретил конвой JW-60, следовавший из Англии и сопровождал его в Архангельск;
26 сентября 1944 года — лидер, восемь эсминцев и 1 0 больших охотников обеспечивали охранение конвоя RA-60, следовавшего с Северо-Двинского рейда в Англию;
18 октября 1944 года — «Баку» и «Урицкий» сопровождал конвой БК-33 из Архангельска в Кольский залив.
Во время проведения Петсамо-Киркенесской наступательной операции Карельского фронта.
В ночь на 26 октября 1944 года — в район Вардё (Тана-фьорд) вышли лидер «Баку» и три эсминца под флагом командующего эскадрой Северного флота контр-адмирала В.А.Фокина, однако, из-за погодных условий противник обнаружен не был. На обратном пути корабли обстреляли порт Вардё. Артиллерийская стрельба выполнялась по данным радиолокации, централизованно В порту Вардё возникли пожары и произошли сильные взрывы.
28 октября 1944 года — «Баку», три эсминца и семь охотников сопровождали конвой JW-61, следовавший из Англии в Белое море;
30 октября 1944 года — «Мурманск», «Баку», семь эсминцев и семь охотников обеспечивал охрану конвоя RA-61, следовавшего в Англию;
03 ноября 1944 года — «Баку», «Гремящий» и шесть охотников сопровождали конвой КБ-32 на переходе из Кольского залива в Архангельск;
15—18 ноября 1944 года — конвой АБ-1 5 в охранении лидера и восьми эсминцев совершил переход из Арктики в Белое море;
24 ноября 1944 года — «Баку» с отрядом кораблей охранял конвой БК-38 из Архангельска в Кольский залив;
06—08 декабря 1944 года — в составе отряда кораблей (лидер «Баку», эсминцы «Гремящий» «Разумный», «Дерзкий», «Живучий», «Урицкий», «Доблестный», «Деятельный» и четыре больших охотника) встречали и сопровождали конвой JW-62, следовавший из Англии в Белое море. При возвращении домой 8 декабря отрядом были обнаружены подводные лодки противника. В результате поиска и грамотных действий командира эсминца «Живучий» была потоплена подводная лодка U387. «Баку» участвовал в противолодочной поисковой операции.
16 декабря 1944 года — командиром лидера был назначен капитан 2 ранга П.Н.Гончар как один из наиболее опытных офицеров. В декабре экипажу корабля дали возможность отдохнуть на берегу: моряки с удовольствием покатались на лыжах, коньках.
01—02 января 1945 года — «Баку» охранял транспорт «Тбилиси», поврежденный немецкой подводной лодкой у мыса Олений;
03—05 января 1945 года — лидер совершил переход из Кольского залива в Иоканьгу для принятия на сопровождение конвоя БК-41;
07—09 января 1945 года — лидер участвовал в проводке беломорской группы конвоя JW-63;
16—18 января 1945 года — «Баку» вместе с восемью эсминцами сопровождал конвой КБ-1 в составе шести транспортов и двух танкеров из Кольского залива в Молотовск.
С изменением с начала 1945 года ситуации на сухопутном фронте уменьшилось количество операций на Северном театре военных действий. С фактическим сокращением боевых походов лидера П.М.Гончар был переведен на другой корабль, экипажу «Баку» дали возможность отдохнуть на берегу.
Наступила пора подумать о ремонте 29 апреля 1945 года — лидер был поставлен в капитальный ремонт на судоремонтном заводе в поселке Роста, но выполнить его в полном объеме завод не смог, поэтому пришлось ограничиться средним. Так закончилась для корабля война.
За период участия в боевых действиях лидер «Баку» прошел свыше 42 тысяч миль и провел без потерь 29 отечественных и союзных конвоев. Четыре раза он выходил в воды противника для поиска и уничтожения кораблей и судов, дважды обстреливал военно-морскую базу Вардё. Лидер неоднократно участвовал в артиллерийской поддержке сухопутных войск и поисках подводных лодок, участвовал в торпедной атаке на транспорты противника.
Во время Великой Отечественной войны «Баку» сопровождал союзные транспорты и конвои, участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, входил в состав кораблей охранения, обеспечивавших проводку конвоев.
06 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Баку» был награждён орденом Красного Знамени.
Послевоенное время
В период с 29 октября 1948 года по 30 июля 1954 года — лидер «Баку» находился на капитальном ремонте на заводе производственного объединения «Север» в Северодвинске, во время которого 12 января 1949 года был переклассифицирован в эсминец.
С 17 февраля 1956 года — «Баку» был переоборудован в опытовое судно.
18 апреля 1958 года — разоружён и переоборудован в судно-цель (ЦЛ-31).
С 31 мая 1958 года — «Баку» становится несамоходной плавбазой (ПБ-32).
С 02 июня 1959 года — плавказармой (ПКЗ-171).
30 июля 1963 года — «Баку» был исключён из списков флота, а затем разобран на металл.
Награды СССР
Орден Красного Знамени (06.03.1945).
Командиры
Даты пребывания |
Фото |
Фамилия И.О. |
Звание |
Примечание |
1940—1944 |
|
Беляев Б. П. |
Капитан 3-го ранга |
|
1944—1946 |
|
Гончар П. М. |
Капитан 3-го ранга |
|
1946—1946 |
|
Соколов С. К. |
|
|
1946—1947 |
|
Степанов |
|
|
1947—1948 |
|
Платонов В. В. |
|
|
1948—1950 |
|
Чернобай Г. Х. |
|
|
1950—1954 |
|
Качубей П. М. |
Капитан 2-го ранга |
|
??? |
|
??? |
??? |
|
1962—1964 |
|
Семераз С. П. |
Капитан 2-го ранга |
(командир ПКЗ-171) |
Общие сведения Советского лидера эскадренных миноносцев «Баку»
Проект |
Класс и тип судна |
Изготовитель |
Зав.№ |
Закладка |
Спуск на воду |
Ввод в строй |
Организация |
Примечание |
Проект 38 типа ЭМ «Минск» |
Лидер эскадренных миноносцев |
ССЗ №198 (Николаев)
_______________
ССЗ №199 (Комсомольск-на-Амуре)
|
267 |
15.01.1935 |
25.07.1939 |
27.12.1939 |
ВМФ СССР |
Выведен из состава ВМФ СССР 30.07.1963 |
Основные характеристики |
Водоизмещение, т. |
стандартное 1 952
полное 2 708 |
Длина, м. |
127,5 |
Ширина, м. |
11,7 |
Осадка, м. |
4,18 |
Бронирование |
нет |
Двигатели |
3 турбозубчатых агрегата |
Мощность, л. с. |
66 900 |
Движитель |
3 винта |
Скорость хода в узлах |
20 экономическая
40 (полная разчетная)
43,5 максимальная достигнутая |
Дальность плавания, миль |
5 030 на 20 узлах |
Экипаж |
311 человек |
Вооружение |
Артиллерия |
5х1 130-мм АУ Б-13-2с |
Зенитная артиллерия |
2х1 76-мм/55 ЗАУ 34-К
6х1 37-мм ЗАУ 70-К
6х12,7 мм пулемёта ДК, впоследствии 8-10х37-мм ЗАУ и 4х12,7 пулемета |
Минно-торпедное вооружение |
2х4 533-мм ТА (16 торпед 53-Ф или 53-36 или 53-38
до 68 мин КБ
до 76-84 (на разных корабля) мин заграждения обр. 1926 года
до 124 мин образца 1908—1939 годов.
до 36 глубинных бомб М-1 |
Авиационная группа |
нет |
Кино
После войны принимал участие в съёмках фильма «Повесть о „Неистовом“».
Значки

Материалы
Орлов Г.В. «Баку - Советский лидер эскадренных миноносцев ВМФ СССР» — (повествование 18.03.2020).
Источник
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83_(%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B
5%D1%80_%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%
8B%D1%85_%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D0%B5%D
0%B2)
https://moskva.bezformata.com/listnews/lider-eskadrennih-minonostcev-baku/22435666/
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/korabli_sssr/0-25 |