Метель — Советский сторожевой корабль (СКР) типа «Ураган» ВМФ СССР
Автор биографии: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)
Страна: СССР
Класс и тип: СКР «Ураган»
Организация: ВМФ СССР
Почетное звание: Гвардейский (26 августа 1945)
Изготовитель: Ленинград
Закладка: 18 декабря 1931
Спуск на воду: 15 июня 1934
Ввод в строй: 18 сентября 1934
Выведен из состава ВМФ СССР:
Проект: 4 (II-серии)
Порт приписки: Владивосток
«Метель» — Советский сторожевой корабль (СКР) типа «Ураган» ВМФ СССР, Тихоокеанского флота военно-морских сил СССР.
Повествование
Заложен 18 декабря 1931 года на заводе имени А. А. Жданова № 190 (Ленинград), по проекту 4 (II-серии) типа «Ураган»
Весной 1932 года СКР «Метель» было решено направить на Дальний Восток. Все секции корабля были перевезены железной дорогой на Тихий океан.
Перезаложен и спущен на воду в 15 июня 1934 года.
18 сентября 1934 года на корабле поднят Военно-Морской Флаг.
Хасанские бои
В 1938 году боевое крещение получил во время событий у озера Хасан. Сторожевой корабль «Метель» под командованием старшего лейтенанта М. Г. Беспалова провел из Владивостока в залив Посьет три конвоя транспортов, эвакуировал раненых, оказывал помощь экипажам сбитых в боях самолётов.
Весь экипаж «Метели» наградили почетным знаком «Участник Хасанских боев».
Великая Отечественная война
В годы Великой Отечественной войны входил в составе 1 отдельного дивизиона сторожевых кораблей Владивостокского морского оборонительного района Тихоокеанского флота.
Сторожевой корабль «Метель» нес дозор на подходах к главной базе Тихоокеанского флота, конвоировал через минные заграждения транспортные суда.
В 1941—1942 годах СКР «Метель» прошел капитальный ремонт.
В июне-августе 1944 года участвовал в тралении района Главной базы.
07 декабря 1944 года командиром корабля был назначен капитан-лейтенант Л. Н. Балякин
Война с японией
Входил в состав 1-го дивизиона СКР.
Сторожевой корабль «Метель» 09 августа 1945 года находился в бухте Новик. Корабль нес дозор на подходах к Главной базе флота.
14 августа 1945 года вышел из бухты Новик. На следующий день в составе отряда высадил в Сейсине 13-ю бригаду морской пехоты.
15 августа 1945 года СКР «Метель» успешно прикрывал от обстрела береговых батарей противника постановкой дымзавес и огнем корабельной артиллерии корабли десанта при входе в порт и высадке десанта. Оказывая огневое содействие высаженному десанту, корабль с 4.35 до 18.30 шесть раз открывал огонь по берегу, подавил прожектор и 76-мм батарею противника, повредил железнодорожный мост и бронепоезд, разрушил здание вокзала и рассеял скопление пехоты противника. Израсходовал 75 снарядов калибра 102-мм. В течение дня дважды открывал огонь по вражеским самолетам, выпустив 200 снарядов калибра 37-мм.
Утром 16 августа 1945 года отбуксировал подорвавшийся на мине и потерявший ход ТР «Дальстрой». Вел огонь по заводу «Мицубиси» и скоплению японских войск в районе жиркомбината. Потопил японскую шхуну с войсками.
18 августа 1945 года к 16:00 с шестью ТКА принял 77-й батальон 13-й бригады морской пехоты — 300 человек, 6 45-мм орудий и 6 82-мм минометов. В 16:35 отряд вышел из Сейсина в п. Одецин. В условиях сильного тумана, определялся по береговой черте с помощью РЛС. СКР из-за малых глубин опасался подходить к причалу и высаживал десант на катера. После промера глубин кормой подошел к причалу и к 19:45 выгрузил орудия и минометы.
20-21 августа 1945 года в конвое ССВК-2 вместе с 3 ТР перешел из Сейсина во Владивосток.
За освобождения Кореи от японских захватчиков 67 матросов, старшин и офицеров были представлены к правительственным наградам, а командиру корабля капитан-лейтенанту Л. Н. Балякину присвоили звание Героя Советского Союза.
26 августа 1945 года приказом НКВМФ СССР СКР «Метель» удостоился гвардейского звания.
17.09.1945 СКР «Метель» вошел в состав Отряда учебных кораблей ТОФ.
Послевоенное время
Выведен из боевого состава 30.11.1954 года, переклассифицирован в несамоходный учебный корабль.
30.12.1954 года переименован в «Тугур».
Командиры
Даты пребывания |
Фото |
Фамилия И.О. |
Звание/должность |
Примечание |
15.06.1934 — 07.12.1944 |
|
Беспалов Михаил Гаврилович |
Старший лейтенант |
|
07.12.1944 — 30.11.1954 |
|
Балякин Л. Н. (биография) |
Капитан-лейтенант |
|
Общие сведения сторожевого корабля ВМФ СССР (Метель)
Проект |
Класс и тип судна |
Изготовитель |
Зав.№ |
Закладка |
Спуск на воду |
Ввод в строй |
Организация |
Примечание |
4 (II-серии) |
Сторожевой корабль типа «Ураган» |
«Завод имени А. А. Жданова» № 190 (Ленинград)
|
|
18.12.1931 |
15.06.1934 |
18.09.1934 |
ВМФ СССР |
Выведен из состава ВМФ СССР 30.11.1954 года
|
Описание конструкции
«Ураган», по своей архитектуре — двух-трубный, полубачный корабль с острыми обводами корпуса. Прочность и непотопляемость корабля гарантированы продольной и поперечной системой набора клёпанного корпуса, присутствием двойного дна под машинным и котельным отделениями, деление корабля поперечными водонепроницаемыми переборками на 14 основных отсеков. При заполнении водой двух смежных отсеков катер остается на плаву и не теряет своей устойчивости. Для максимального снижения веса корпуса и его связей толщина листов наружной обшивки корпуса была всего 4 мм, без запаса на коррозию. Защита от коррозии обеспечивалась оцинковкой всех деталей корпуса. В.Никитин первый в отрасли рискнул применить сварную конструкцию корпуса, к которой большинство судостроителей в те годы относились не очень хорошо, используя проверенную клёпку. Живучесть катера обеспечивалась последовательным расположением котлов и агрегатов главных механизмов в четырёх водонепроницаемых отсеках, по бортам прокладка главного паропровода и силового электрокабеля, дублированием ряда вспомогательных механизмов, внедрением ряда конструктивно-технических решений.
Энергетическая установка и ходовые качества
Энергетическая паротурбинная установка, мощностью 6400 л. с., в которой первый раз в советском кораблестроении использовали 2 турбозубчатых агрегата (ТЗА), в которых по две турбины (высокого и низкого давления) частотой вращения соответственно 8400 и 4200 об/мин.
В главную энергетическую установку (ГЭУ) вошли (впервые применённые) паровые водотрубные котлы «Треугольного» («Шатрового») типа, пароперегреватели (давление перегретого пара — 21 кгс/см²), пароструйные эжекторы.
Экипаж
Экипаж 114 человек.
Вооружение
Вооружение: 2 х 1 — 102-мм (на некоторых кораблях меняли на 2 х 1 — 100-мм),
2 х 1 — 45-мм (во время войны заменяли на 37-мм автоматы),
3 - 5 х 12,7-мм пулеметов 1 х 3 — 450-мм торпедный аппарат,
2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомета БМБ-1 (устанавливали во время войны),
20 мин КБ или 32 мины образца 1926 года.
Главный калибр
В состав вооружения входили две 102-мм пушки, вначале четыре 45-мм.
Вспомогательная/зенитная артиллерия
Одно 37-мм зенитных орудия (со временем 45-мм орудия поменяли на три 37-мм зенитных автомата), 3 крупнокалиберных 12,7-мм пулемёта.
Минно-торпедное вооружение
Один палубный 3-трубный торпедный аппарат калибра 450-мм, в поздних модификациях СКР устанавливались два кормовых бомбомёта типа БМБ-2.
На борту можно было разместить до 50 якорных мин и 30 глубинных бомб (предусматривалась возможность транспортировки мин заграждения, до 30 больших корабельных мин КБ или до 48 мин М-26).
Противолодочное и противоминное вооружение
Для траления мин были использованы два комплекта параван-тралов К-1.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
После войны на СКР типа «Ураган» дополнительно устанавливали гидролокационные и радиолокационные станции.
Модернизации и переоборудования
В Великую Отечественную войну на катера типа «Ураган» для повышения боевых качеств дополнительно устанавливались по одной 37-мм пушке и пеленгатору станция «Посейдон» для обнаружения подводных лодок.
Основные характеристики СКР «Метель» |
Водоизмещение, тыс.т. |
619 / 633 |
Длина, м. |
71.5 |
Ширина, м. |
7.4 |
Осадка, м. |
2.9 |
Бронирование мм. |
4 |
Двигатели |
2 турбозубчатых агрегата |
Мощность, л. с. |
6400 |
Частотой вращения турбины об/мин. |
8400 и 4200 |
Давление перегретого пара кгс/см² |
21 |
Запас топлива т. мазут |
|
Движитель |
|
Скорость хода в узлах |
23 / 14 |
Дальность плавания, миль |
930/1200 |
Экипаж ч. |
114 |
Пассажиры ч. |
|
Вооружение |
Артиллерия |
2 х 1 — 102-мм орудия;
2 х 1 — 45-мм орудия;
|
Зенитная артиллерия |
3 — 37-мм зенитных автомата
3 x 5 — 12.7-мм пулемета.
|
Минно-торпедное вооружение |
1 — трехтрубный 450-мм торпедный аппарат;
до 50-ти якорных мин. |
Противолодочное и противоминное вооружение |
Гидролокационные и радиолокационные станции.
1 шумопеленгатор «Посейдон»
2 — параван-тралов К-1;
2 — бомбосбрасывателя;
2 — бомбомета БМБ-1;
20 мин КБ или 32 образца 1926 года
|
Авиационная группа |
|
Материалы
Орлов Г.В. «Метель — сторожевой корабль (СКР) типа «Ураган» ВМФ СССР» — (повествование 02.04.2020).
Источник
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_(%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0
%BE%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C)
http://ussr-cccp.moy.su/publ/vmf_sssr/tikhookeanskij_flot/morskie_sily_dalnego_vostoka_pereimenovany_v_tikhookeanskij
_flot_11_janvarja_1935_goda/120-1-0-34
http://ussr-cccp.moy.su/publ/vojna/sovetsko_japonskaja_1945/sovetsko_japonskaja_vojna_sssr_japonija_03_09_1945_08_08_
1945/381-1-0-2810
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/korabli_sssr/0-25 |