Р-2 (разведчик второй) — Самолёт общего назначения (1924)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва,
Тип: Общего назначения
Базовая модель: De Havilland DH.9
Разработчик: КБ завода № 1.
Производитель: ГАЗ № 1 (Москва),
Первый полёт: 1924.
Тип: Общего назначения.
Конструкция: Биплан.
Эксплуатанты: ВВС РККА.
Годы производства: 1925 — 193?
Единиц произведено: ~ ?.
Главный конструкторы: Поликарпов Н.Н.
Инженеры‑конструкторы:
Р-2 (разведчик второй) — Самолёт общего назначения. Советский самолёт (биплан).
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
Самолёт поначалу назывался DH.9 с СП, затем Р-1 СП (СП - от Сиддли «Пума»), а далее за ним закрепилось обозначение Р-2 (иногда писали Р-М). Внешне Р-2 напоминал английский DH.9 с тем же двигателем «Пума».
Повествование
01 августа 1924 года — Поступил на аэродром первый опытный Р-2.
15 октября 1924 года — Самолёт передали для продолжения испытаний на Научно-опытный аэродром (НОА), где она находилась до 09 декабря 1924 года. В отчёте по испытаниям указывалось «прекрасное совпадение проектных данных с летными», самолёт сочли полностью соответствующим своему назначению, и он был принят на снабжение лётных школ.
В феврале 1925 года — построили первые серийные Р-2.
В период с 1925 года по 1926 год — ГАЗ No.1 выпустил 130 Р-2, из которых 70 машин имели двойное управление. Есть данные о дополнительном заказе на 40 аппаратов.
Самолёт в основном использовался в лётных школах, при этом курс подготовки строился следующим образом. Поначалу учлёт (по-современному - курсант) обучался полётам на У-1 (Советской копии английского Авро 504К), далее пересаживался на Р-2, на котором по нормам выполнялось 28 полётов с инструктором и 40 - самостоятельно. Значительное количество полётов объяснялось их малой продолжительностью, так как летали исключительно «по кругу», и основными элементами обучения считались взлёт и посадка. Лишь после того, как учлёт выпускался самостоятельно на Р-2, его допускали к полётам на боевом Р-1, на котором предстояло выполнить 17 вывозных (с инструктором) и 33 самостоятельных полёта. Пройдя весь означенный цикл на самолётах трёх типов, соискатель мог рассчитывать на звание «красвоенлёта», т.е. красного военного лётчика.
Р-1 считался довольно сложным в пилотировании. Обучение полётам на этом весьма строгом самолёте велось в 1-й Качинской, 2-й Борисоглебской и 3-й Оренбургской летных школах.
В 1925 году — по предложению инженера B.C. Денисова ГАЗ No.1 выпустил два улучшенных и аэродинамически облагороженных Р-2. На одном из этих самолётов, отличавшихся эллиптическим лобовым радиатором и воздушным винтом, снабженным обтекателем (коком) на втулке.
24 апреля 1925 года — На особом совещании представители всех упомянутых выше организаций утвердили официальные задачи перелета: «Установление культурно-экономических связей с восточными окраинами, проверка воздушного пути на Восток, тренировка личного состава Гражданской авиации и проверка достижений авиапромышленности». Была у перелёта и неафишируемая цель - проверка переброски по воздуху на Дальний Восток авиасоединений. Особо отмечалось, что о перелёте в Китай прессе можно сообщать лишь по прибытии в Ургу (Улан-Батор), до того момента говорить лишь о маршруте на Дальний Восток.
10 июня 1925 года — С аэродрома стартовало 6 самолётов:
- 2 самолёта Р-1, с/н 733, R-RMPB; с/н 2738, R-RMPA, пилотируемых М.М. Громовым и М.А. Волковойновым,
- 1 самолёт Р-2 с /н 2601, R-RMPE,
- 1 самолёт АК-1, пилотом самолёта был назначен Апполинарий Томашевский, механиком – Николай Камышев,
- 2 самолёта Юнкерса» Ju 13, в состав перелёта включили корреспондентов газет и журналов, кинооператоров студии «Пролеткино». В числе последних находился Шнейдеров, тот самый, который много лет спустя начинал вести известную телепередачу «Клуб кинопутешествий».
- Они совершили перелёт Москва-Пекин-Токио. Первые серийные Советские моторы М-5 Обуховского завода в Ленинграде, скопированные с американских авиадвигателей Liberty L-12, отработали свой ресурс без «сучка и задоринки». По политическим соображением, в прессе того времени был освещён только перелёт Москва — Пекин.
С 21 по 23 сентября 1925 года — Р-2 проходил наземные испытания. На серийных самолётах Р-2 на левом борту ставили неподвижный пулемет «Виккерс», а в кабине летнаба — турель ТОЗ с одним «Льюисом». Под «Пуму» специально сконструировали синхронизатор ПУЛ-7. В ноябре его официально приняли на вооружение; к этому времени он уже находился в серийном производстве. Выпустили 62 ПУЛ-7; это означает, что почти половина Р-1 СП была сдана с неполным вооружением или вообще без такового.
В годы Великой Отечественной Войны
?
Послевоенный период
?
Конструкция
- Биплан,
- Конструкция деревянная,
- Шасси не убираемые.
Лётно-технические характеристики Р-
Лётные характеристики |
Р-1 |
Р-2 |
Максимальная скорость, км/ч |
202 |
195 |
Посадочная скорость, км/ч |
90 |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
176 |
165 |
Практическая дальность, км |
700 |
660 |
Практический потолок, м |
4800 |
4500 |
Скороподъёмность 2000 м, мин |
10,2 |
|
Время виража, с |
30 |
|
Нагрузка на крыло, кг/м² |
49,2 |
|
Тяговооружённость, Вт/кг |
134 |
|
Длина разбега, м |
250 |
|
Технические характеристики |
Длина, м |
9,24 |
9,50 |
Высота, м |
3,30 |
3,30 |
Размах крыльев, м |
14,024 |
14,02 |
Площадь крыла, м² |
45,0 |
40,0 |
Масса пустого, кг |
1441 |
1230 |
Максимальная взлётная масса, кг |
2191 |
1730 |
Мотор/Двигатель/Силовая установка |
1 × жидкостного охлаждения М-5 |
1 × жидкостного охлаждения М-5 |
Мощность двигателей, л. с./кВт |
400/294 |
400/ |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
Вооружение |
Наступательное: 1 × 7,62 мм |
пулемёт ПВ-1 |
- |
Оборонительное: 2 × 7,62 мм |
пулемёт ДА-2 или «Льюис» |
- |
Боевая нагрузка, кг |
400 |
|
Бомбодержатели ДЕР-6 и ДЕР-7 |
|
|
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/voennye/r_samoljoty_sssr/54-1-0-4545 |