Разработчик: ОКБ Микояна,Гуревича
Страна: СССР
Главный конструктор: ?
Первый полет: ?
Начало эксплуатации: 1964 год
Тип: Истребитель-перехватчик
Производитель: СССР
Годы производства: ?
Описание:
МиГ-21ФЛ (изделие 77) - экспортный вариант МиГ-21ПФ с увеличенным килем, упрощенным вариантом РЛС, двигателем Р-11Ф-300 или модификация, созданная специально по заказу Индии (как пишут некоторые источники) которые затем строилась там по лицензии с 1966 г. Самолеты МиГ-21ФЛ в Индии строились на заводе фирмы Хиндустан Эйрк-рафт ЛТД в Насике, а лицензионное производство двигателей конструкции Туманско-го было налажено в Корапуте. Первые МиГ-21ФЛ поступили на вооружение 28-й эскадрильи ВВС Индии. К декабрю 1971 г. на новую технику было перевооружено восемь эскадрилий индийских ВВС.
В конце 1970-ых, Индия начала приобретать самолеты MиГ-21M, MФ, следовательно значительную часть своих устаревших МиГ-21ФЛ поместили на базы хранения.
Однако в середине 1980-ых, эти ФЛ-ы были изъяты с баз хранения, доработаны в Индии до стандарта OFTU, Operational Flying Training Unit (оперативная летно-тренировочная часть) и стали продолжать службу.
Отличительной особенностью доработанных Миг-21ФЛ стало наличие четырех балочных держателей под крылом и антенна ответчика IFF-400 в носовой части.
В советских ВВС МиГ-21ФЛ упоминаются в 234 ГИАП в частности в статье Геннадия Кузнецова "Секретно пилотажный авиаполк" напечатанной в журнале Авиапарк 3- г.
Однако статья не дает ответа на вопрос: как и почему в 234 "показательно пилотажном" полку оказались самолеты МиГ-21ФЛ сделанные для Индии?
Ответ на этот вопрос мы нашли в статье Сергея Исаева "МиГ-21ФЛ в Кубинке", предоставим ему слово:
Известно, что МиГ-21ФЛ (изделие "77") это модификация "позднего" МиГ-21ПФ, сделанная специально для Индии. Первые ФЛ отечественной постройки были отправлены в Индию в 1964 году. В 1966-1973 годах индийцы сами строили эти самолеты по советской лицензии (всего в Индии выпущено более 200 самолетов МиГ-21ФЛ).
В этой связи меня всегда интересовал вопрос: как и почему в 234-м "пилотажном" истребительном полку, дислоцированном в Подмосковье, оказались самолеты, сделанные для Индии?!
В 1965 году разразился очередной конфликт между Индией и Пакистаном. Советское правительство предложило воюющим сторонам свои посреднические услуги для мирного решения конфликта. В январе 1966 года в Ташкенте прошли переговоры премьер-министра Пакистана Мохаммед Айюб Хана и премьер-министра Индии Лал Бахадур Шастри, посредником на которых выступал председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин.
После переговоров Индия и Пакистан подписали Ташкентскую декларацию, в соответствии с которой стороны согласились на прекращение конфликта. СССР выступал гарантом выполнения сторонами Ташкентской декларации.
В 1966 году для отправки в Индию была готова очередная партия МиГ-21ФЛ. СССР, как посреднику на мирных переговорах и гаранту соблюдения достигнутых договоренностей, было явно не с руки поставлять вооружение одной из сторон конфликта. Поэтому было принято решение (наверняка по согласованию с Индией) не отправлять эту партию в Индию.
В начале 1967 года не состоявшиеся "индийские" МиГ-21ФЛ были отправлены в Кубинку в 234-й гвардейский авиаполк. 2-я авиационная эскадрилья получила 14 таких самолетов. И уже 9 июля 1967 года семь МиГ-21ФЛ в строю "ракета", ведомые командиром 234 гиап полковником Медведевым Виктором Ивановичем, приняли участие в грандиозном воздушном параде в Домодедово.
Летом 1975 года самолеты МиГ-21ФЛ из Кубинки были переданы в Харьковское ВВАУ 810 УАП Чугуев 1-я и 2-я авиационная эскадрилья. Двигатели большей частью уже были Р-13-300. (После выработки ресурса двигателями Р-11Ф2-300 и Р-11Ф2С-300 вместо них разрешалось устанавливать двигатели Р-13-300 - на самолетах типа 76, 94 и 94Р по бюллетеням 21-1109ДМ-АБ и 95/107Э;)
МиГ-21ФЛ эксплуатировали в 810 УАП до 1981 года. Внешне от МиГ-21ПФ ФЛ отличался широким килем, (как на поздний ПФС) но закрылки были выдвижного типа без системы СПС.
ЛТХ:
МиГ-21ФЛ | |
Крыло | |
Размах крыла, м | 7.15 |
Длина, м | 14.10 |
Высота, м | 4.71 |
Площадь крыла, м2 | 23.00 |
Масса, кг | |
Пустого самолета | 5150 |
Нормальная взлетная | 7750 |
Максимальная взлетная | 9080 |
Топлива | 2280 |
Двигатель | |
Тип двигателя | 1 ТРДФ Р-11Ф2-300 |
Тяга нефорсированная, кгс. | 1 х 6120 |
Максимальная скорость , км/ч | |
на высоте | 2175 |
у земли | 1300 |
Практическая дальность, км. | |
Без ПТБ | 1600 |
С ПТБ | 1900 |
Практический потолок, м | 19000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 8 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | две УР К-13 или Р-ЗС |
Источник:
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig21fl.html
http://forums.airforce.ru/matchast/3682-mig-21fl-tip-77-maloizvestnaya-modifikaciya/