К-3—РОКК-1 — Самолёт санитарного назначения (??.12.1927)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Харьков,
Тип: Санитарный
Базовая модель: К-2
Разработчик: ОКБ Калинина.
Производитель: Авиазавод им. Совнаркома УССР.
Первый полёт: Декабрь 1927 года.
Конструкция: Центроплан.
Эксплуатанты: ВВС РККА.
Годы производства: 1928 — 193?
Единиц произведено: ~ ?.
Главный конструкторы: Калинин К.А.
Инженеры‑конструкторы: Грацианский А.Н.
К-3—РОКК-1 (санитарный) — Санитарный самолёт. Первый в отечественной авиации специализированный санитарный самолёт.
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
Самолёт строился по заказу Российского Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Непосредственную разработку проекта вёл А.Н. Грацианский, который держал постоянный контакт со специалистами-медиками. Требования к будущему самолету предъявляли самые жесткие: обеспечение срочной медицинской помощи больным и тяжелораненым непосредственно на месте их нахождения с дальнейшей транспортировкой в ближайшие лечебные пункты.
Уже на стадии эскизного проектирования К.А. Калинину стало ясно, что эксплуатационные возможности, заложенные в конструкцию серийного самолёта, вполне удовлетворяют медиков. А вот с компоновкой санитарного отсека кабины пришлось повозиться.
Молодые инженеры перебирали вариант за вариантом, но приемлемого решения всё не было.
И вот однажды утром, А. Н. Грацианский переступив порог КБ, поспешил к Константину Алексеевичу (так сильно было желание показать ещё один вариант). Дверь в салон я предлагаю удлинить в горизонтальном направлении и расположить в хвостовой части фюзеляжа. А носилки крепить к специальным подвескам системы доктора А.Ф. Лингарта (старшего врача военно-санитарной службы РККА).
К.А. Калинин глянул, минуту-другую поразмыслил и вынес «приговор»: (Что ж, это, кажется, именно то...).
В июне 1927 года — представители Красного Креста и Военно-санитарного управления рассмотрели и утвердили законченный проект самолёта К-3.
Самолёт К-3 получил традиционное высокорасположенное эллиптическое крыло и отработанный фюзеляж форменной стальной конструкции. Причём Калинин решает опять вернуться к деревянному крылу (лёгкому, прочному и очень удобному при ремонте).
Размеры и внешние очертания санитарной машины сохранились те же, что и у предыдущей модели, хотя сама конструкция стала легче на 80 кг. Это позволило увеличить полезную нагрузку самолёта и заметно улучшить его скороподъемность.
Просторная и светлая кабина, кроме пилота и бортмеханика, вмещала носилки, устанавливаемые в два яруса, и одного врача. Носилки с больным подавались в санитарный отсек через длинный прямоугольный люк в левом борту фюзеляжа, а затем крепились.
Врач располагался в ногах больного на удобном складном кресле. За его спиной имелся шкафчик с медикаментами и баллон с воздухом. В углу поставили бачки с холодной и горячей водой и сливную раковину.
Стенки кабины обшивались теплым звукопоглощающим войлоком с подогревом от двигателя. Сама кабина проветривалась двумя вентиляторами, а в проходе разместили плафоны электроосвещения. Пол и все устройства санитарного отсека позволяли регулярно проводить тщательную очистку и дезинфекцию.
Полезная нагрузка при четырехчасовом запасе топлива составляла 340 кг.
Повествование
В начале декабря 1927 года — установили на лыжи Самолёт К-3 и своим ходом прибыли в Москву. На Центральном аэродроме самолёт совершил несколько полётов с представителями санитарных служб, продемонстрировав легкий взлёт и посадку, отличные устойчивость и управляемость в полёте. Особое восхищение вызывал санитарный отсек. (Самолет К-3,- писал журнал «Авиация и химия», - является большой победой Советской авиационной техники).
Высокие качества машины подтвердили государственные испытания в НИИ ВВС. К-3 с полной нагрузкой развил среднюю скорость полёта свыше 150 км/ч и, что было очень важно, показал расчётные взлётно-посадочные характеристики.
04 марта 1928 года — Самолёт К-3 в составе эскадрильи «Наш ответ Чемберлену» был торжественно передан представителям Воздушного Флота на Центральном аэродроме в Москве. Самолёту присвоили наименование «РОКК-1», определив место службы в транспортно-экспедиционном пункте управления санитарной службы.
С 1928 года по 1930 год —на самолёте К-3—РОКК-1, доставили в больницы из труднодоступных районов - 30 человек. Тогда это расценивалось как большое достижение.
В годы Великой Отечественной Войны
?
Послевоенный период
?
Конструкция К-3—РОКК-1
Одномоторный самолёт с высокорасположенным эллиптическим в плане крылом с подкосами. Конструкция планера традиционная для того времени - каркас из деревянных и металлических деталей, поверх которого крепилась металлическая и полотняная обшивка.
Фюзеляж
Конструктивно аналогичен фюзеляжу К-1 - металлический каркас, укреплённый металлическими тросами. Моторный отсек и обе кабины имели металлическую обшивку, а хвостовая балка покрывалась полотном. Носовая часть фюзеляжа - моторама закрытая металлическим кожухом, за ней двухместная кабина экипажа. В центральной части фюзеляжа пассажирский салон. В хвостовой части находились тросы проводки управления и другие устройства.
Крыло
Эллиптическое в плане. Силовой набор полностью деревянный. Центроплан крепился к выгнутой верхней части фюзеляжа. В корневой части крыла крепились два топливных бака. На крыле крепились элероны отклоняемые при помощи тросовой проводки.
Хвостовое оперение
Стабилизатор эллиптический в плане с рулями высоты. Киль - из двух частей: неподвижная часть выполнена в виде трапеции со скругленной передней кромкой, на ней крепился Г-образный руль направления. Оперение изготавливалось из дерева и полотна. Управление рулями тросовое. Часть тросов проходила снаружи фюзеляжа.
Силовая установка - бензиновый двигатель водяного охлаждения BMW-IV мощностью 240 л.с. Винт деревянный двухлопастной постоянного шага. Охлаждение двигателя производилось при помощи масляного радиатора, установленного на мотораме и двух водных радиаторов. Газы отводились по выхлопной трубе вверх.
Шасси - не убираемое.
При помощи подкосов под днищем фюзеляжа закреплялась ось для монтажа колес. В хвосте самолета монтировался подпружиненный костыль. В зимнее время колеса и костыль заменялись лыжами.
Экипаж
Два человека. Пилот и бортмеханик располагались в остекленной кабине позади моторного отсека. Лобовое стекло конструктивно являлось частью центроплана и ограничивало передний обзор. Боковой обзор осуществлялся через многоугольные боковые окна. Под кабиной лётчиков находился багажный отсек с доступом через бортовой люк.
Грузопассажирская кабина
Вся центральная часть фюзеляжа была оборудована для перевозки больных, врачей и медикаментов. Кабина была обшита звуко - и теплоизолирующим материалом и оснащена системой обогрева с отбором тепла от двигателя. Были установлены вентиляторы и электрическое освещение. Доступ в кабину обеспечивался дверью справа и специальным люком слева. В задней части кабины установлено кресло врача. У левого борта монтировались крепления для носилок. Самолёт мог принять на борт двух лежачих больных или четырёх сидячих.
Лётно-технические характеристики К-
Лётные характеристики |
К-1 |
К-2 |
К-3—РОКК-1 |
Максимальная скорость, км/ч |
161 |
170 |
170 |
Посадочная скорость, км/ч |
- |
- |
- |
Крейсерская скорость, км/ч |
130 |
140 |
140 |
Практическая дальность, км |
600 |
650 |
730 |
Практический потолок, м |
5040 |
3500 |
3880 |
Скороподъёмность 2000 м, мин |
- |
- |
- |
Время виража, с |
- |
- |
- |
Нагрузка на крыло, кг/м² |
- |
- |
- |
Тяговооружённость, Вт/кг |
- |
- |
- |
Длина разбега, м |
- |
- |
- |
Технические характеристики |
Длина, м |
10.72 |
11.17 |
11,25 |
Высота, м |
2.80 |
2.80 |
2,80 |
Размах крыла, м |
16.76 |
16.70 |
16,76 |
Площадь крыла, м² |
40.00 |
40.00 |
40.00 |
Масса пустого, кг |
1452 |
1600 |
1560 |
Максимальная взлётная масса, кг |
1972 |
2236 |
2300 |
Мотор/Двигатель/Силовая установка |
1 ПД Salmson RB-9 |
1 ПД BMW-IV |
1 × ПД BMW-IV |
Мощность двигателей, л. с./кВт |
170/ |
240/ |
240/ |
Экипаж, чел. |
1-2 |
1 |
1 |
Пассажиры |
3-4 |
4 |
Врач и двое лежачих больных или же на четверо сидячих |
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/k_samoljoty_sssr/20-1-0-59 |