Завод № 153 — Завод № 153 им. В. П. Чкалова» — Новосибирский авиационный завод (НАЗ) им. В. П. Чкалова» (21.12.1936)
Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)
Страница [01] [02]
Страна: СССР.
Республика: РСФСР
Город: Новосибирск.
Название: Завод № 153, Авиазавод №153 им. В. П. Чкалова», Новосибирский авиационный завод (НАЗ) имени В. П. Чкалова».
Адрес: ул. Ползунова, 15
Заложен: 31.07.1931.
Основание: 21.12.1936..
Тип: СС.
Отрасль: Производство авиационной техники.
Первый самолёт: 04.11.1937.
Площадь, м2: 244000 (1946).
Численность рабочих, чел.: 22940 (1972),
Часовой пояс:
Телефонный код: +7 383
Почтовые индексы: 630051
Повествование
31 июля 1931 года на окраине Новосибирска был заложен завод горного оборудования, в 1934 году строительство получило название «Сибмашстрой».
В 1936 году постановлением Совета Труда и Обороны заводу был определён новый профиль — самолётостроение.
В соответствии с пост. Совета Труда и Обороны № ОК-127с от 26.05.1936 года и пр. НКТП № 206сс от 20.06.1936 года строительство завода передано из Главгормаша в ГУАП НКТП.
Позднее получил наименование Завод № 153. В соответствии с постановлением СНК № 2139-425сс от 21.12.1936 года передан в ведение 1ГУ НКОП.
По приказу ГУАП № 139 от 22.06.1936 года «в целях скорейшего укомплектования завода ИТР»
сюда с завода № 21 переведены:
- Демидов Ф.П.,
- Ефремов,
- Каневский Б.М.,
- Кириллов,
- Красильников,
- Ларетов,
- Лысанова Т.С.,
- Никитенко,
- Паршин,
- Розанов,
- Рощин, А.П.,
- Тихонов М.М.
Введен в строй в 1936 году, к этому времени имелось 16.684 м2 производственных площадей и 138 единиц оборудования.
Приказ № 0032 от 08.02.1937 года заводу предписано к 01.07.1937 года закончить освоение площадей бывшего сталелитейного корпуса (17 тыс. м2) для производства И-16.
04 ноября 1937 года на заводе поднялся в воздух первый построенный самолёт И-16.
К концу 1937 года завод выпустил первые 27 самолетов И-16 (сдано из них – 6).
В 1937 году в Новосибирске изготовили 27 И-16 тип 5, из которых только 6-ть экземпляров были приняты военной приемкой. Следующий год для сибирских авиастроителей был не менее трудным, изготовление самолетов приходилось вести параллельно с дооборудованием самого завода. В результате, 105 сданных машин явились только половиной количества, которое требовала Москва.
По приказу № 46с от 08.02.1938 года «в целях развертывания на заводе работ по конструированию и постройке опытного самолета «ИС-М88» в план опытного строительства на 1938-1939 год было включено строительство 3 опытных самолетов, А.В. Сильванский назначен гл. конструктором завода; для ОКБ завода требовалось выделить 5 конструкторов, 2 макетчика и 10 молодых специалистов.
В 1938 году в Новосибирске была начата постройка опытного истребителя И-220 конструктора Сильванского. Как уже говорилось выше, эта машина являлась по сути перелицованным И-16 с двигателем М-88. В случае успеха машина могла быть принята к серийному производству на заводе №153. Успех, однако, не сопутствовал этому начинанию, И-220 оказался во всех отношениях неудачен и практически не летал.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1939 года Новосибирскому авиационному заводу № 153 было присвоено его имя.
В 1941 году авиазавод № 153 выпустил 404 УТИ-4 и 19 И-16, тип 24.
Со второго полугодия 1941 года в Новосибирске полностью перешли на выпуск истребителей ЛАГГ-3 (до конца изготовили 265 самолетов) и ЯК- 76 (до конца года изготовлено 21 самолет).
14.08.1941 года вышло постановление ГКО № 482 о производстве ЛаГГ-3 и Як-1.
На площадку завода № 153 в 1941 году эвакуировано ОКБ-51 гл. конструктора Н.Н. Поликарпова с завода № 51, а также основная часть подразделений ЛИИ (по приказу № 1072сс от 15.10.1941 года).
Осенью 1941 года на завод № 153 эвакуировано также ОКБ-301 Гудкова, но было здесь недолго. В декабре.1941 года оно переведено в Горький для внедрения в серию самолетов Гу-37 и Гу-82.
За 1941-1944 гг. было выпущено 6399 самолетов Як-7 в различных вариантах. Первоначально создававшийся как двухместный учебный самолет, с началом войны Як-7 был переделан в истребитель. Выяснилось, что Як-7 превосходит Як-1 как вооружением, так и живучестью. Одноместные боевые и двухместные учебные варианты Як-7 имели мало конструктивных отличий и их производство было унифицировано, что во время войны имело очень большое значение.
К концу 1941 года завод выпустил первую партию истребителей Як-7 — 21самолет,
В январе 1942 года ГКО СССР издал указ о прекращении выпуска ЛаГГов-3 в Новосибирске, оставив на конвейере только более технологичный Як-7.
07.02.1942 года вышло постановление ГКО № 1254сс о начале выпуска на заводе Як-3 с двойным управлением с 15.02.1942 года по 20 самолетов в месяц.
Постановление ГКО № 1376сс от 03.03.1942 года заводу утвержден суточный план на 03.1942 года
по выпуску самолетов Як-3:
- с 11 по 15 марта 1942 года – 10 машин,
- с 16 по 25 марта 1942 года – 15 машин,
- с 26 по 31 марта 1942 года – 25 машин.
ЛаГГ-3:
- с 01 по 05 марта 1942 года – 5 машин,
- с 10 по 15 марта 1942 года – 5 машин,
- с 16 по 20 марта 1942 года – 4 машины.
14.03.1942 года вышло постановление ГКО № 1442 о производстве самолетов Як-7. В соответствии с постановление ГКО № 1789 от 19.05.1942 года на заводе начато производство ЛаГГ-3 и Як-7 с мотором М-105ПФ.
Постановление ГКО № 2467сс от 02.11.1942 года заводу предписано с 05.11.1942 года выпускать Як-7 с улучшенными летными данными.
К концу 1942 года завод выпустил истребителей Як-7 — 2 211.
18.02.1943 года вышло постановление ГКО № 2914 о выпуске на заводе самолетов Як-9 с увеличенной дальностью.
26.10.1943 года вновь вышло постановление ГКО № 4428 о выпуске Як-9 на заводе; 12.03.1944 года – новое постановление ГКО № 5376 о производстве Як-9 с мотором ВК-107А на заводе.
29.12.1944 года вышли постановления ГКО: № 7224 – о выпуске на заводе истребителя сопровождения Як-9Д с мотором ВК-105ПФ; № 7226 – о развертывании выпуска на заводе Як-9 с ВК-107А.
На авиазаводе были созданы такие известные типы самолётов, как Як-3, Як-7, Як-9.
02 июля 1945 года — завод им. В. П. Чкалова награждён орденом Ленина «за образцовое и своевременное выполнение заданий правительства по производству самолетов-истребителей в годы войны».
В 1945 году на заводе действовало 27 поточных линий на производстве Як-9 и конвейер окончательной сборки. Завод выпускал 20 самолетов в сутки. Распоряжение ГКО № 8037 от 06.04.1945 года на завод направлено 1500 чел. освобожденных заключенных.
С марта 1946 года завод № 153 – в ведении 1ГУ МАП. В 1955-65г. завод № 153 имел наименование «п/я 202».
После окончания войны выпуск самолётов уменьшен, заводу поручено производство велосипедов ЗиЧ-1 и комбайнов «Сталинец». С предприятия в 1945 году уволилось 3600 рабочих. В соответствии с ПСМ № 633-261сс от 22.03.1946 года заводу поручено изготовить в 1946 году: Як-9 (металлических) – 1100 шт., Як-9У (деревянных) – 300 шт.
На заводе организован филиал ОКБ Сухого (начальник- В.И. Масалов).
В соответствии с распоряжением правительства № 11664-рс от 04.09.1953 года по пр. № 21сс от 09.09.1953 года
заводу изменён план выпуска самолетов на 1953 год:
- МиГ-17 – 950 вместо 1050,
- УТИМиГ-15 – 200 вместо 100.
Для юстировки радиоаппаратуры был построен цех «Ю».
В соответствии с ПСМ № 864-371сс от 11.05.1954 год по приказу № 312сс
план на 1954 год по выпуску:
- МиГ-17Ф уменьшен с 670 до 370 машин,
- МиГ-15УТИ увеличен с 400 до 700 шт.
В 1954 году с заводского аэродрома был поднят в небо первый сверхзвуковой одноместный истребитель МиГ-19, который по своим боевым и летно-техническим характеристикам значительно превосходил лучшие истребители мира. Около 10 лет самолеты конструкции Микояна, выпускаемые заводом, являлись основными истребителями ВВС Советской Армии и армий стран Варшавского договора. За годы выпуска новых реактивных истребителей завод превратился в крупнейшее самолетостроительное предприятие страны, оснащенное новейшей техникой. Производство самолетов было организовано по типу полного замкнутого цикла (кроме комплектации двигателями, вооружением и авионикой). В технологические процессы внедрено более 2000 наименований высокопроизводительной оснастки, а также литье под давлением, точное литье. Завод стал соответствовать самому современному уровню по технической оснащенности и технологии производства. Это все делало возможным увеличить выпуск самолетов до 100 единиц в год.
Значительной вехой в истории предприятия стало время сотрудничества с ОКБ П.О.Сухого, которое началось еще в конце 50-х годов и продолжается до сих пор. В 1956г. в производство был запущен истребитель-перехватчик Су-9. Этим событием было положено начало многолетнему серийному производству боевых, учебно-тренировочных самолетов, разработанных ОКБ им.Сухого.
Истребители-перехватчики Су-9, Су-11 (1962г.), Су-15 (1966г.), Су-15 УТ, построенные на заводе и успешно прошедшие госиспытания, стали основой авиационного вооружения войск ПВО СССР. По своим летно-тактическим характеристикам, возможностям боевого и учебного применения, по своим конструктивно-технологическим особенностям эти самолеты во многом определили основные этапы отечественного самолетостроения, они аккумулировали в себе все новейшие достижения авиационной и вычислительной техники, моторостроения, радиоэлектроники, электроавтоматики и других смежных областей науки и техники.
В 1971 году завод награждён орденом Трудового Красного Знамени с официальной формулировкой «…за выдающийся вклад в успешное выполнение 8-й пятилетки..», «за освоение новой техники».
Совершенно новым этапом в развитии завода и отечественного самолетостроения в целом стало создание многоцелевого штурмовика Су-24, его серийное производство было начато в 1971 году По своим летно-техническим характеристикам и боевым возможностям Су-24 превосходил все существующие в то время серийные образцы самолетов аналогичного класса.
С 1972 года начался выпуск фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-24 и в последующие годы его модификаций Су-24М, Су-24МР. В варианте Су-24МК самолёт экспортировался в ряд стран Ближнего Востока и Африки (Алжир, Сирия и другие).
НАЗ МАП в 1972-1987 год – в ведении 1ГУ МАП, имел наименование «п/я Г-4744» (1984-1987 год).
В 1981 году завод награждён орденом Октябрьской Революции.
В конце 1980-х годов на предприятии приступили к производству постановочной серии новейшего многофункционального самолёта четвёртого поколения — Су-27ИБ, которому затем было присвоено обозначение Су-32. Этот самолёт создавался в ОКБ Сухого под руководством генерального конструктора М. П. Симонова и главного конструктора Р. Г. Мартиросова.
В 1989 году на базе НАЗ им. В.П. Чкалова как головного предприятия создано НАПО им. В.П. Чкалова МАП.
С 1991 года завод приступило к реализации конверсионной программы производства современных гражданских самолётов.
Награды СССР
Ордена СССР:
орден Ленина (02.07.1945) «за образцовое и своевременное выполнение заданий правительства по производству самолетов-истребителей в годы войны».
орден Октябрьской Революции (1981)
орден Трудового Красного Знамени (1971) «…за выдающийся вклад в успешное выполнение 8-й пятилетки..», «за освоение новой техники».
Страница [01] [02]
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/promyshlennost_sssr/0-43 |