СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиация СССР [2]
Авиация СССР, Министерство авиационной промышлености,
Госплан СССР [5]
Госплан СССР
Министерство авиационной промышленности СССР [0]
Министерство авиационной промышленности СССР — (Минавиапром СССР)
Министерство внутренних дел СССР [1]
Министерство внутренних дел Союза Советских Социалистических Республик
Министерство здравоохранения СССР [3]
Министерство здравоохранения СССР, Минздрав СССР
Министерство иностранных дел СССР [4]
МИД СССР — Министерство иностранных дел Союза Советских Социалистических Республик
Министерство лёгкой промышленности СССР [0]
Министерство лёгкой промышленности СССР
Министерство пищевой промышленности СССР [2]
Министерство пищевой промышленности СССР
Министерство транспортного строительства СССР [3]
МИНТРАНССТРОЙ СССР, Министерство транспортного строительства СССР
НАРКОМАТЫ СССР [4]
НАРКОМАТЫ СССР
Почта СССР [0]
Почта СССР
Совет Министров СССР [5]
Совет Министров СССР
НАРКОМТЯЖМАШ СССР [1]
Народный комиссариат тяжёлого машиностроения Союза Советских Социалистических Республик

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » МИНИСТЕРСТВА СССР » Министерство иностранных дел СССР

Министерство иностранных дел СССР — МИД СССР (Москва 15.03.1946 — 25.12.1991) (стр.-2 (Структура)

 Министерство иностранных дел СССР — МИД СССР (Москва 15.03.1946 — 25.12.1991) (стр.-2 (Структура)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР

Страницы:     [01]     [02]     [03]

 

Структура

Министерство иностранных дел СССР — Министерство иностранных дел СССР Осуществляет повседневное руководство проведением внешней политики Советского Союза, докладывая ЦК КПСС и Совету Министров СССР о вопросах внешней политики и получая от ЦК КПСС и Совета Министров СССР соответствующие указания.

В соответствии с ленинским положением о соединении в работе министерства партийного начала с советским этот принцип последовательно осуществляется в подборе кадров, структуре, в содержании и стиле работы министерства, что является важнейшей принципиальной особенностью этого ведомства.

 

 

Главная задача МИД СССР и основное содержание его деятельности -- защита прав и интересов СССР в области международных отношений.

Министерство осуществляет дипломатические и консульские сношения с иностранными государствами, с международными межправительственными организациями, руководит работой дипломатических и консульских представительств и представительств СССР при международных организациях.

МИД СССР проводит переговоры от имени СССР с иностранными государствами, участвует в международных совещаниях и конференциях, заключает международные договоры и соглашения и наблюдает за выполнением советских обязательств по этим договорам и соглашениям и за осуществлением вытекающих из них прав Советского государства.

Министерство следит за осуществлением законодательства СССР, относящегося к внешним сношениям, и оказывает содействие другим ведомствам в выполнении ими функций в области внешних сношений, возложенных на них законодательством и поручениями правительства.

МИД СССР повседневно представляет Советское правительство за рубежом, ведет подготовку и практически осуществляет официальные визиты советских партийно-правительственных и правительственных делегаций, руководителей КПСС и Советского правительства в зарубежные страны и визиты на высшем уровне, а также министров иностранных дел в Советский Союз, проводит различные протокольные мероприятия в СССР, ведет повседневную работу с дипломатическим корпусом, иностранными корреспондентами, дает официальные публикации по внешнеполитическим вопросам и т д.

Изучение международного положения, внешней и внутренней политики иностранных государств, международных организаций и движений, своевременная информация ЦК КПСС и Советского правительства о всех заслуживающих внимания международных событиях, внесение соответствующих предложений о необходимых шагах в интересах укрепления мира, сотрудничества между государствами и борьбы с агрессивными действиями империалистических сил являются важной повседневной функцией МИД СССР.

МИД СССР, как общесоюзное министерство, согласно Конституции, руководит в рамках его компетенции работой министерств союзных республик по вопросам общего порядка их взаимоотношений с иностранными государствами и оказывает им помощь и содействие в их работе.

Центральный аппарат Министерства иностранных дел СССР строится по общепринятой в большинстве стран структуре. Он состоит из следующих основных звеньев:

  1. министр,
  2. первый заместитель министра,
  3. заместители министра члены коллегии -- руководство министерства;
  4. послы по особым поручениям;
  5. советники при министре;
  6. генеральный секретариат;
  7. оперативные дипломатические отделы;
  8. оперативные недипломатические отделы;
  9. административно-хозяйственные отделы.

Структура аппарата МИД СССР в 1991 году предусматривала следую­щий перечень должностей:

  1. министр;
  2. первые заместители министра;
  3. заместители министра;
  4. помощник министра;
  5. начальники управлений;
  6. заведующие отделами;

и подразделений:

  1. общий секретариат министерства;
  2. группа послов по особым поручениям;
  3. группа советников при МИД СССР;
  4. управление социалистических стран Европы;
  5. 1-й европейский отдел
    1. Италия,
    2. Франция,
    3. Испания,
    4. Порту­галия,
    5. Сан-Марино,
    6. Монако,
    7. Андорра,
    8. Бенилюкс;
  6. 2-й европейский отдел 
    1. Англия,
    2. Ирландия,
    3. скандинавские страны;
  7. 3-й европейский отдел
    1. ФРГ,
    2. Австрия,
    3. Швейцария;
  8. отдел по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе;
  9. отдел
    1. Соединенных Штатов Америки
    2. Канады;
  10. управление стран Латинской Америки;
  11. управление стран
    1. ближнего востока
    2. Северной Африки;
  12. отдел стран Среднего Востока;
  13. управление социалистических стран Азии
  14. управление стран Южной Азии;
  15. управление стран
    1. Тихого океана
    2. Юго-Восточной Азии;
  16. управление стран Африки;
  17. главное управление кадров и учебных заведений;
  18. управление по проблемам ограничения вооружений и разо­ружения;
  19. управление оценок и планирования;
  20. научно-координационный центр;
  21. управление по работе с Советскими посольствами;
  22. управление международных организаций;
  23. управление международных экономических отношений;
  24. управление по международному гуманитарному сотрудниче­ству и правам человека;
  25. управление по культурным связям;
  26. комиссия по делам ЮНЕСКО;
  27. секретариат комиссии по делам ЮНЕСКО;
  28. управление информации;
  29. консульское управление;
  30. историко-дипломатическое управление;
  31. договорно-правовой отдел;
  32. управление по вопросам международного научно-техничес­кого сотрудничества;
  33. отдел по вопросам движения неприсоединения;
  34. протокольный отдел
  35. отдел по союзным республикам;
  36. юридический отдел;
  37. отдел переводов;
  38. управление делами.

Министр иностранных дел, его заместители, а также коллегия образуют руководство (руководящий аппарат) Министерства иностранных дел СССР. Министр иностранных дел СССР точно так же, как другие члены Правительства, утверждается Верховным Советом СССР при образовании Совета Министров СССР, а в период между сессиями назначается и освобождается от должности по представлению Председателя Совета Министров Президиумом Верховного Совета с последующим внесением Указа Президиума на утверждение Верховного Совета СССР.

Коллегия назначается Советом Министров СССР. В ее состав входят министр, заместители министра и несколько членов коллегии. Министр единолично отвечает за руководство министерством. Коллегия является совещательным органом при министре.

Важнейшим звеном центрального аппарата с точки зрения повседневного оперативного дипломатического руководства являются оперативные дипломатические отделы. По характеру деятельности отделов принято общеизвестное деление на территориальные и функциональные оперативные дипломатические отделы. Территориальные отделы ведают вопросами внешних сношений с определенной группой стран. Группы стран образуются, как правило, по региональному признаку. Таковы, например:

  • европейские отделы,
  • отделы США и Латинской Америки,
  • отделы стран Ближнего и Среднего Востока,
  • отделы Юго-Восточной и Южной Азии, Африки, дальневосточные и др.

Деление среди функциональных отделов центрального аппарата--также общепринятое в большинстве стран. К таким отделам относятся: консульское управление, протокольный отдел, договорно-правовой отдел, отдел печати, отделы международных организаций и международных экономических организаций, отдел культурных связей с зарубежными странами, управление по планированию внешнеполитических мероприятий, управление по общим международным вопросам.

О деятельности функциональных отделов можно судить по примеру таких отделов, как договорно-правовой отдел и протокольный отдел.

Договорно-правовой отдел — оформляет все договоры и соглашения:

  • работает над текстами договоров,
  • следит, чтобы в договорах и соглашениях не оказалось ничего такого, что ущемляло бы права СССР, и, с другой стороны,
  • чтобы заключаемые договоры и соглашения не противоречили основным положениям международного права.

Для этого требуется большая предварительная работа по юридической проверке и сверке договоров. Кроме того, поскольку договоры являются важными международными документами, большое значение в тексте договора приобретает каждая буква, каждая запятая, ибо не на месте поставленная запятая меняет иногда смысл договора.

В ведении договорно-правового отдела находятся также все вопросы, касающиеся:

  • территорий,
  • границ между государствами.

В результате большой и сложной работы, которая нередко длится годами, уточняются, демаркируются или редемаркируются те или иные границы с соседними государствами, составляются точные карты, устанавливаются пограничные столбы и производится в случае необходимости передача и прием отдельных территорий соответственно установленным границам. Все документы, касающиеся уточнения границ, все карты хранятся в договорно-правовом отделе МИД.

Договорно-правовой отдел участвует также в подготовке и рассмотрении:

  • нот,
  • заявлений и других дипломатических документов, затрагивающих международно-правовые вопросы.

Он консультирует оперативно-дипломатические отделы по правовым вопросам и участвует в подготовке и проведении международных совещаний, конференций, встреч. Место и роль договорно-правового от дела МИД непрерывно повышается, поскольку развитие' международных отношений требует все более основательного международно-правового обоснования.

Разработка международно-правовых норм отношений между государствами в новых условиях послевоенного периода, юридическое обоснование таких международных понятий, как агрессия, выработка международных конвенций, таких, например, как Конвенция о дипломатических сношениях, Конвенция о морском праве и многие другие, составляют важную область работы договорно-правовых отделов министерств и являются неотъемлемой частью их работы.

Протокольный отдел МИД СССР — является политическим инструментом дипломатии, поскольку через этот отдел послы и другие иностранные представители устанавливают свои первые контакты со страной пребывания и получают первое ознакомление с основами ее политики. Через протокольный отдел руководство МИД имеет возможность нюансировать отношения с каждой страной в простой и приемлемой дипломатической форме.

Первой заботой протокольного отдела является встреча и устройство новых послов и оказание им содействия в организации работы посольства. До вручения послом верительных грамот все его сношения с Министерством иностранных дел и другими официальными учреждениями осуществляются исключительно через протокольный отдел МИД СССР.

Прибывший посол наносит первый визит заведующему протокольным отделом МИД и узнает у него установленный порядок вручения верительных грамот. Затем он наносит визит министру иностранных дел или его первому заместителю, чтобы представиться и передать ему копию своих верительных грамот, а также текст речи, которую он намерен произнести при вручении верительных грамот.

В Советском Союзе, как и в большинстве стран мира, установлен порядок, по которому в определенно назначенный для вручения верительных грамот день за послом приезжает машина, выделенная о г имени главы государства, и заведующий протокольным отделом МИД сопровождает посла в резиденцию главы государства, где происходит церемония вручения верительных грамот. Послы являются в большинстве случаев либо в установленной для них форме с орденами, либо во фраке или в национальном костюме.

Их сопровождают основные дипломатические сотрудники посольства:

  • советники,
  • секретари,
  • военные атташе, обычно в темных костюмах, а военные-- в парадных формах.

У входа в резиденцию главы государства (в СССР — Москва, Кремль):

  1. Посла встречает комендант здания.
  2. Затем заведующий протокольным отделом сопровождает посла до зала, где происходит церемония.
  3. В аванзале заведующий протокольным отделом представляет присутствующих там сотрудников аппарата Президиума Верховного Совета СССР.
  4. В зале посла представляет Председателю Президиума Верховного Совета СССР (или его заместителю) заведующий протокольным отделом МИД.
  5. Затем посол произносит речь и вручает верительные грамоты главе государства.
  6. Председатель Президиума Верховного Совета произносит ответную речь и знакомится с присутствующими дипломатическими сотрудниками посольства, которых ему представляет посол.
  7. При всей этой церемонии обычно присутствуют секретарь Президиума Верховного Совета СССР и заместитель министра иностранных дел.
  8. По окончании церемонии Председатель Президиума Верховного Совета СССР приглашает посла для краткой беседы общего характера, на которой обычно присутствуют секретарь Президиума Верховного Совета и заместитель министра иностранных дел.
  9. Акт вручения верительных грамот считается актом вступления посла в исполнение своих обязанностей.
  10. Посол наносит визиты министру иностранных дел, его заместителям и заведующим основными отделами, а также другим министрам и официальным лицам в соответствии с установленными в СССР протокольными правилами.
  11. Он также наносит визиты всем послам стран, с которыми его страна имеет дипломатические отношения, начиная со старшины (дуайена) дипломатического корпуса.

Протокольный отдел МИД является постоянным звеном связи посольства с министром иностранных дел по всем организационным вопросам и посредником в сношениях посольства с государственными учреждениями и общественными организациями страны пребывания.

Протокольный отдел оказывает посольствам (миссиям) содействие в организации:

  • дипломатических приемов,
  • экскурсий в исторические места,
  • в музеи,
  • поездок в различные города страны,
  • в организации отдыха и развлечений для членов дипломатического корпуса.

С протокольным отделом они обычно советуются о тех или иных мероприятиях посольства, чтобы избежать нарушения существующих в стране протокольных правил и облегчить организацию этих мероприятий.

Протокольный отдел МИД выдает всем членам дипломатического корпуса специальные дипломатические карточки, которые служат основным документом, удостоверяющим личность дипломата и обеспечивающим его дипломатические привилегии. Весь дипломатический персонал посольства регистрируется в протокольном отделе, который периодически издает списки дипломатического корпуса с включением в них всего состава каждого посольства для сведения всех посольств.

Протокольный отдел МИД организует для дипломатического корпуса различные:

  • приемы,
  • просмотры кинофильмов,
  • посещение торжественных заседаний,
  • экскурсии для ознакомления с теми или иными достопримечательностями столицы или страны
  • через дуайена дипломатического корпуса информирует о важных постановлениях правительства, относящихся к дипломатическому корпусу.

Протокольный отдел следит вместе с тем за соблюдением привилегий членов дипломатического корпуса, которые являются общепризнанными, согласно международному праву, это:

  1. личная неприкосновенность (иммунитет),
  2. неприкосновенность помещений и имущества дипломатического представительства,
  3. изъятие членов дипломатического корпуса из-под уголовной, гражданской и административной юрисдикции страны пребывания,
  4. налоговые и таможенные льготы,
  5. право шифрованной переписки со своим правительством,
  6. право пользования не подлежащей контролю дипломатической почтой,
  7. право поднятия флага над резиденцией и на средствах транспорта и некоторые церемониальные привилегии в зависимости от ранга дипломата.

Протокольный отдел МИД организует также соответствующие церемонии в связи с прибытием в страну:

  • глав иностранных государств,
  • глав правительств,
  • министров иностранных дел,
  • специальных правительственных делегаций и др.

В каждой стране существуют свои протокольные правила и обычаи на этот счет. При встречах:

  • глав государств и правительств выстраивается почетный караул;
  • встречают, соответственно, глава государства и правительства, пригласившие гостя;
  • в честь прибывшего гостя устраивается обычно в начале визита обед от имени Президиума Верховного Совета или Правительства СССР, а в конце его пребывания иногда прием с приглашением дипломатического корпуса, правительственных и общественных деятелей.

Во время пребывания в СССР глав государств, правительств и партийно-правительственных делегаций других государств протокольный отдел МИД СССР организует всю программу пребывания и обеспечивает повседневное обслуживание прибывших гостей.

В структуре МИД СССР имеются также отделы, которые непосредственно не осуществляют внешних сношений, но тем не менее имеют прямое отношение к внешней политике СССР. Таково, например, историко-дипломатическое управление. В ведении этого управления находится архив внешней политики Советского Союза.

Центральная научная библиотека министерства связана также со всей оперативной деятельностью МИД СССР. Она ведет библиографию всей выходящей литературы по вопросам внешней политики в СССР и за рубежом, снабжает этой литературой учреждения СССР за границей, получает из-за границы новую литературу, дает справки по всем вопросам, связанным с литературой, обслуживает оперативные отделы.


Имеются отделы:

  • ведающие делопроизводством,
  • дипломатической и закрытой связью,

которые являются важными звеньями в оперативной деятельности министерства, посольств и миссий.

Имеется также ряд административно-хозяйственных отделов МИД СССР, которые обслуживают весь центральный и заграничный аппарат МИД СССР.

Управление по делам обслуживания дипкорпуса (УпДК) — Оно является как бы посредником между всеми иностранными дипломатами, которые живут в Советском Союзе, и различными советскими учреждениями по линии хозяйственного обслуживания дипломатов. В ведении этого учреждения находятся все особняки, в которых размещены посольства, оно предоставляет квартиры иностранным дипломатам, осуществляет ремонт помещений и наблюдает за исправным состоянием всех помещений, где проживают дипломаты; организует все поездки дипломатов по территории нашей страны, помогает в устройстве дипломатических приемов в посольствах или миссиях, договаривается по их поручениям с соответствующими учреждениями.

УпДК оказывает дипломатам содействие в решении их бытовых вопросов, избавляя их от обращения к местным органам и учреждениям.

 

[01]     <<<     [02]     >>>     [03]

 

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/ministerstva_sssr/0-40
Категория: Министерство иностранных дел СССР | Добавил: soviet-union-ussr (23.11.2020) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 2624 | Теги: (стр.-2 (Структура), Орлов Г.В., (москва 15.03.1946 — 25.12.1991), МИД СССР, Министерство иностранных дел СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей