Глебов Алексей Константинович — Советский скульптор и живописец СССР (24.03.1908 — 02.10.1968)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страна: СССР
Член партии:
Образование: Витебский художественный техникум (1930).
Учёное звание:
Стиль: Портретная, сюжетно-композиционная и монументальная пластика.
Биография
Глебов Алексей Константинович — родился (11) 24 марта 1908 года, деревня Зверовичи, Краснинский уезд, Смоленская губерния, Российская империя (ныне в Смоленской области, РСФСР, СССР), в семье сельского священника.
После победы Великой Октябрьской Революции
Пришла революция. Затем начались трудные годы гражданской войны. На западный фронт через село шли войска Красной Армии. Обстановка была тревожная, беспокойная. Но революционный пафос тех дней вселял глубокую веру в будущее.
Мальчика интересовали не столько занятия в школе, сколько происходящие вокруг события. Все больше он увлекался рисованием и даже пробовал писать с натуры масляными красками. Успешно окончить школу ему помог старший брат, который, вернувшись из Красной Армии, устроился работать учителем в городке Рудня и взял Алексея к себе. В Рудне окрепло увлечение А. К. Глебова живописью. Там образовалась целая компания ребят, объединенных стремлением стать настоящими художниками. Они твердо решили по окончании школы поступить в Витебский художественный техникум. То, что для деревенских детей в дореволюционной России являлось почти неосуществимой мечтой, теперь, благодаря Советской власти, стало вполне возможным и доступным. Показательно, что двое из рудненских товарищей Глебова — К. М. Космачев и А. П. Мозалев — сейчас известные художники Белорусской ССР.
В 1926 году — поступая в техникум, А. К. Глебов о скульптуре и не помышлял, его влекла только живопись. Однако на живописном отделении ему довелось проучиться недолго. Во время первых зачетов он представил наряду с живописью несколько композиционных работ, исполненных в глине. Эскизы обратили на себя внимание преподавателей и, особенно, бывшего в то время директором М. Керзина, увидевшего у мальчика своеобразное мышление и незаурядные способности. Так неожиданно для себя Глебов перешел на скульптурное отделение. В то время техникум был одним из лучших средних художественных учебных заведений в стране, с хорошим преподавательским составом, в который входили М. Керзин, В. Волков, М. Энде, М. Лебедева, Ф. Фохт и другие. Направление школы было в целом реалистическим, несмотря на многие противоречия, проистекавшие от отсутствия постоянных программ, увлечений модными педагогическими «системами», не изжитыми до конца формалистическими влияниями. Борьба за реалистический метод, за идейность и народность была в молодом белорусском изобразительном искусстве в полном разгаре. Но не все художники еще ясно представляли себе пути и перспективы дальнейшего развития советского искусства.
В этой обстановке особенно благоприятным для формирования Глебова оказалось влияние М. А. Керзина. Ученик профессора Петербургской Академии художеств Г. Залемана, глубокий знаток и восторженный поклонник античности, непримиримый враг формализма и эстетства в искусстве, он воспитывал в учениках глубокую любовь к скульптуре, прививал самое серьезное и требовательное отношение к профессиональному мастерству. М. А. Керзин и преподаватель пластической анатомии художник Д. И. Комар, тоже воспитанник Петербургской Академии художеств, большое внимание уделяли обучению учащихся анатомии, что для скульптора чрезвычайно важно. С глубокой признательностью вспоминает А. К. Глебов и преподававшего рисунок художника М. Д. Энде. Обстоятельства сложились так, что за несколько месяцев до окончания техникума А. К. Глебову в 1930 году пришлось оставить учебу и начать самостоятельную жизнь. Он работал помощником художника-живописца на республиканской сельскохозяйственной выставке, затем бутафором в Витебском драматическом театре. Несмотря на то, что учеба в техникуме дала А. К. Глебову очень много, что именно там он получил первые основы профессионального мастерства, период учебы по существу был еще далеко не закончен, а творческая индивидуальность молодого скульптора отнюдь не определилась.
В 1930 году — окончил Витебский художественный техникум.
Тесная связь мастеров искусства с народом, повседневная забота Коммунистической партии и правительства республики о развитии искусства социалистического реализма, постоянная братская помощь со стороны художников с разных уголков нашей страны способствовали тому, что уже в 30-е годы в Белоруссии сложился сильный коллектив скульпторов:
- З. И. Азгур,
- А. О. Бембель,
- А. В. Грубе,
- А. И. Жоров,
- Г. К. Измайлов,
- М. А. Керзин,
- А. Н. Орлов,
- С. И. Селиханов.
К этой плеяде относится и А. К. Глебов.
В 1933 году — он настойчиво приглашает А. К. Глебова принять участие в скульптурном оформлении Дома Правительства в Минске. Получив в театре отпуск, скульптор едет туда.
Жизнь в республике неузнаваемо изменилась. Выросла промышленность, вокруг шла гигантская стройка. Интенсивно, с подъемом работали художники при самой непосредственной поддержке Центрального Комитета партии и белорусского правительства. Перед белорусскими скульпторами открывался непочатый край работы. Наиболее значительным из государственных заказов в те годы было создание статуй, бюстов и рельефов для Дома Правительства.
В этой работе приняли участие ленинградцы — М. Г. Манизер, один из самых опытных советских мастеров, возглавивший творческий коллектив, и молодой скульптор В. Н. Риттер, а также белорусские скульпторы М. А. Керзин, З. И. Азгур, А. О. Бембель, А. Н. Орлов, Г. К. Измайлов, А. И. Жоров. А. К. Глебов выполнил большой бюст М. В. Фрунзе, после чего по окончании отпуска возвратился в Москву.
В 1934 году — Керзину однако удается добиться окончательного переезда скульптора в Минск. Здесь Глебов сразу же с головой окунулся в творческую работу. Начал он с участия в исполнении одного из больших барельефов для зала заседаний Верховного Совета БССР «Октябрь в Белоруссии» (по эскизу М. Г. Манизера).
Работа в большом сплоченном творческом коллективе, постоянные советы и указания Манизера и Керзина по существу являлись продолжением школы. Хотя в практической работе и нелегко было наверстывать то, что должна давать академическая учеба, упорство и настойчивость молодого скульптора принесли свои плоды.
Необходимость самостоятельно решать сложные творческие вопросы, поставленные жизнью, способствовала развитию широкого профессионального кругозора. Станковая композиция, портретный бюст, монументальный рельеф — все эти виды скульптуры имеют свои законы, которые постигал А. К. Глебов как в своих собственных поисках, так и опираясь на опыт старших товарищей.
В коллективе начинают выявляться и его личные творческие интересы. Он находит свой жанр, постепенно определяется круг интересующих его тем.
В 1935 году —Глебов совместно с А. Н. Орловым исполняет барельефы для минского Окружного Дома офицеров. Привыкший относиться к себе с большой требовательностью, Глебов внимательно прорабатывал форму, серьезно штудировал натуру. В настоящее время из этих барельефов сохранилось два — «Лявониха» и «Изостудия».
Одновременно почти в течение года А. К. Глебов работал над большой конной статуей К. Е. Ворошилова. В биографии скульптора это произведение является своего рода экзаменом на творческую зрелость.
Работал над ним А. К. Глебов очень напряженно: основательно изучил литературный и фотографический материал, лепил многочисленные этюды. Образ Ворошилова не только портретно убедителен, но и поэтичен. Скульптору удалось сочетать простоту и естественность со значительностью и торжественностью звучания. Превосходно справился А. К. Глебов с лепкой коня: вытянув шею и раздувая ноздри, горячий скакун нервно гарцует под всадником, спокойно сдерживающим его сильной рукой.
В 1939 году — показательна и работа Глебова над двумя скульптурными группами, изображающими белорусские народные танцы «Лявониху» и «Крыжачок», выполненными им для белорусского павильона ВСХВ. Если во время создания эскиза памятника «Освобождению Белоруссии» перед скульптором встала задача воплотить образы простых белорусских людей, то теперь он продолжает свои поиски в этом направлении, углубляясь в национальные особенности типов лиц, одежды, пластики и ритмики танца, изучая художественную культуру белорусского народа. Все это сыграло большую роль в формировании своеобразного искусства скульптора, во многом определило его творческие интересы. Конечно, говорить о том, что мастерство Глебова тогда уже было вполне зрелым, нельзя. Как группа «Реввоенсовет Первой Конной Армии», так и «Лявониха» и «Крыжачок» при ясности композиции, внимательной и добротной проработке формы отличались некоторой дробностью и суховатостью исполнения. Скульптор еще не овладел в полной мере искусством отбирать из множества деталей главные, добиваться их предельной выразительности на основе внутренней логики соотношения объемов.
Первые творческие успехи, достигнутые Глебовым, относятся к периоду, знаменательному для всего белорусского изобразительного искусства. В это время коллектив художников республики деятельно готовился к первой декаде белорусской литературы и искусства в Москве, которая состоялась в 1940 году. Выставка была очень тепло принята художественной общественностью столицы и свидетельствовала о значительных достижениях многонационального советского искусства. На ней экспонировалась работа Глебова «Реввоенсовет Первой Конной Армии».
В годы Великой Отечественной Войны
В 1941 году — А. К. Глебов эвакуировался в Саратовскую область, где до августа работал в колхозе. Затем он пошел на фронт рядовым, где был солдатом-пулеметчиком, в бою под Москвой был ранен и попал в госпиталь.
Когда скульптор начал поправляться, начальник госпиталя, подполковник Гиллер, человек большой культуры, энергичный организатор, внимательно относившийся к искусству, сумел создать ему условия для творческой работы.
В госпитале устраивались выставки произведений бойцов и офицеров — художников, находившихся там на излечении. А. К. Глебов создал барельеф на тему «Вынос раненого», две фигуры: «Донор» и «Медсестра». К сожалению, сейчас неизвестно местонахождение этих работ, созданных под непосредственным впечатлением виденного, в которые скульптор вложил горячие чувства художника-патриота, много труда и искренней любви к советским людям, мужественно защищавшим свою землю.
В конце зимы 1943 года — госпиталь переехал под Вязьму. Энергичный начальник не только создал в землянках в березовом лесу благоустроенный полевой госпиталь, но и уделил большое внимание его художественному оформлению.
Много работ выполнил А. К. Глебов для украшения территории госпиталя и для оформления помещений клуба.
18 мая 1943 года — скульптора отозвали в Москву в штаб партизанского движения. Здесь он целиком ушел в творческую работу, готовясь к юбилейной художественной выставке, посвященной 23-летию Белорусской ССР.
В июле 1944 года — Советская Армия освободила столицу Белоруссии Минск, почти сразу же туда возвратились из Москвы художники.
В очень трудных условиях, в полуразрушенном городе, в неприспособленных мастерских они с необычайной энергией работают над новыми произведениями. Неустроенность, самые непредвиденные трудности почти не замечались в обстановке героического труда всего населения столицы, восстанавливавшего родной город. Чувство приближающейся победы над врагом, ежедневные радостные вести с фронта — все это окрыляло, усиливало сознание большой ответственности за свое искусство перед народом.
Послевоенный период жизни
1945-1947 годы — были новым периодом в творчестве Глебова Алексея Константиновича, характеризующимся повышенным интересом скульптора к портрету. До сих пор он в области собственно портрета почти не работал, но часто обращался к портретным статуям. Теперь Глебов упорно и настойчиво добивается психологической характеристики, стремится проникнуть во внутренний мир человека, найти острое выражение индивидуальности. Скульптор исполняет портреты-бюсты Маркса, Энгельса, Ленина, два бюста Сталина, продолжает работу над образом Янки Купалы.
В 1946 году он совместно с архитектором Г. В. Заборским создает проект памятника Янке Купале, а вслед за тем композицию «Янка Купала и Максим Горький». Это произведение занимает большое место в творчестве скульптора. Оно знаменует завершение сложных поисков решения как портретного образа, так и групповой сюжетно-тематической композиции. Скульптура повествует о тесной связи белорусской литературы с русской, о благотворном влиянии Горького на становление метода социалистического реализма в литературе братских советских республик. Замысел воплощается в совершенно конкретном сюжете. Писатели изображены во время задушевной беседы. В произведении отсутствуют иллюстративность и назойливая риторичность, оно основано на живой непосредственной характеристике писателей. Позы, жесты, мимика не только являются компонентами сюжетного решения, но и выявляют индивидуальные особенности каждого из изображаемых. Янка Купала сидит, слегка сутулясь, опираясь двумя руками на трость, внимательно и как будто застенчиво прислушиваясь к словам своего друга. Горький говорит о только что прочитанных стихах Купалы. Он взволнован и воодушевлен. Голова его высоко поднята, слова подкрепляются энергичным жестом. Очень удачно найден жест левой руки Горького, лежащей на книге, он выражает теплоту и задушевность взаимоотношений между писателями и придает естественность и непринужденность композиционному построению.
Пластическое решение композиции рассчитано на осмотр с трех сторон, причем скульптура решена так, что зритель с любой точки ясно воспринимает каждую фигуру и их взаимосвязь. Выразительности группы в целом содействует красивый ритмичный силуэт. Скульптура вылеплена четко, крепко. Крупные складки одежды подчинены внутреннему ритму композиции. Форма тщательно моделирована, внимательно проработаны детали.
Нельзя сказать, чтобы он был неудачей скульптора. Композиция простая и ясная, образы достаточно убедительны, живо передан характер танца (особенно центральная пара, как бы выходящая из глубины на зрителя). Но графическая жесткость очертаний каждой из танцующих фигур, стремление к иллюзорности объемов и пространства и излишне подробная проработка деталей лишает рельеф ритмической цельности, придает ему некоторую монотонность и вялость.
Глебов понял, что ему необходимо добиваться большей обобщенности и эмоциональной выразительности образа. Но ради этого скульптор не мог пожертвовать законченностью и основательной проработкой формы, так как знал, что то, что сейчас, казалось бы, связывает полет его воображения, при совершенствовании мастерства как раз и обеспечит непринужденность выражения замысла, выразительность художественных средств. Поэтому скульптор не спешит поскорее «отделаться» от присущей его работам того времени суховатости, а еще упорнее и напряженнее работает над натурными этюдами и эскизами композиции.
Центральное место среди работ А. К. Глебова 1948 года занимает новая статуя Доватора, где он изображен на вздыбленном коне.
В памятнике Доватору надо было передать эпоху Великой Отечественной войны. И это скульптору удалось сделать благодаря убедительному раскрытию образа. Строгая простота, собранность Доватора — весь его внешний облик отличен от знакомых по произведениям живописи и скульптуры образов лихих командиров красной кавалерии времен гражданской войны. Пластическое решение статуи отличается тонкостью и четкостью рисунка, изяществом линий и силуэта. Композиция рассчитана на круговое обозрение, причем, смена точек зрения обогащает восприятие образа.
В течение 1950-1951 годов А. К. Глебов разрабатывает эскизы и исполняет скульптурную группу «Мирный труд» для Белорусского павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки,
памятник выдающегося русского физика Петра Лебедева для нового здания Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова,
а также совместно с З. И. Азгуром, А. О. Бембелем и С. И. Селихановым участвует в создании монумента И. В. Сталина на Центральной площади в Минске.
Несмотря на то, что в этих произведениях трудно выделить какие-либо новые творческие завоевания, они сыграли свою роль в дальнейшем совершенствовании его мастерства. А. К. Глебов ни на минуту не прекращает работы над этюдами с натуры, стремясь глубже понять закономерности пластической формы, обогатить свои изобразительные средства. В очень интересном небольшом проекте памятника Суворову и в горельефе для обелиска-памятника воинам Советской Армии и партизанам, погибшим в боях за освобождение Белоруссии, значительность замысла сочетается с уверенностью исполнения. Последний является лучшим из монументальных произведений Глебова этих лет. На площади Победы в Минске по проекту В. Короля и Г. Заборского был установлен обелиск-памятник, органической частью которого являются горельефы по четырем сторонам цоколя, исполненные З. Азгуром, А. Бембелем, А. Глебовым и С. Селихановым, изображающие боевые подвиги Советской Армии и партизан, и народ, воздающий почести павшим героям. Глебов создал многофигурную композицию, раскрывающую эпопею народной партизанской войны. Как обычно, скульптор воплощает свой замысел в конкретном сюжете, изображая эпизод боевых действий белорусских партизан. Отряд выполняет боевое задание — разбирает железнодорожное полотно. Казалось бы, это лишь частный момент, но скульптор с помощью эпически-торжественного ритмического строя добивается обобщенного образного решения. Пять спокойно стоящих центральных фигур, составляющих единую группу с главным по смыслу образом командира партизан, обрамляются полукружиями боковых групп, насыщенных движением. Такая композиция отвечает требованию связи скульптуры с архитектурой, причем, направленность движения всех фигур слева направо соответствует положению горельефа в отношении главной магистрали, пересекающей площадь Победы, — проспекта им. Сталина. Большую роль играет характеристика отдельных образов. Это — спокойные, умудренные опытом пожилые воины из рабочих и крестьян, отважные горячие комсомольцы, коммунист-комиссар, поддерживающий смертельно раненного товарища. Здесь выступает советский народ, единый, несокрушимый народ, ведущий тяжелую борьбу с врагом самоотверженно и вместе с тем деловито, исполненный уверенности в своей победе.
В 1954 году — из дерева была вырезана новая статуя Скорины, экспонировавшаяся в 1955 году на ВДНХ в Москве.
С 1955 по 1968 — преподавал в Белорусском театрально-художественном институте.
1956-1957 годы — связаны с новым большим подъемом творческой деятельности Советских художников. Первый Всесоюзный съезд Советских художников и подготовка к Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Советской власти, были важнейшими событиями. Исторические решения XX съезда КПСС поднимают ответственность работников искусства перед народом, повышают требования к идейному содержанию искусства и уровню художественного мастерства. Глубина и оригинальность творческой мысли, более тесная связь с жизнью советских людей, пропагандистская страстность звучания художественного образа — к этому стремятся художники в работе над новыми произведениями, которые должны соответствовать огромному пафосу, политическому и трудовому подъему народа перед знаменательной датой. А. К. Глебов задумал большую многофигурную станковую композицию «Встреча В. И. Ленина на Финляндском вокзале в апреле 1917 года».
В 1957 и 1958 годах А. К. Глебов воплощает несколько больших замыслов. Он работает совместно с молодым архитектором и скульптором Р. Печкиным над эскизом памятника Янке Купале, тем самым продолжая поиски, начатые еще в годы Великой Отечественной войны В последнем варианте Глебов особенно большое значение придает смысловой и пластической связи фигуры с постаментом, стремясь к большей идейной насыщенности и цельности выражения замысла. Одновременно он работает над памятником М. И. Калинину для Минска.
В 1967 году — Глебов создал модель памятника Скорине для Полоцка. Отлить из бронзы скульптуру он не успел, это сделали за него его ученики — скульпторы Игорь Глебов и Андрей Заспицкий.
Глебов Алексей Константинович — умер 02 октября 1968 года в Минске, Белорусской ССР, СССР.
В 1976 году — Алексею Глебову посмертно была присуждена Государственная премия БССР за памятник Франциску Скорине в Полоцке.
Награды СССР
Ордена СССР:
Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени -2
Медали СССР:
Медаль «за оборону Москвы»
Медаль «20 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»
Медаль «25 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»
Медаль «За победу над Германией в ВОВ 1941—1945 гг.»
Звания:
Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1944)
Народный художник Белорусской ССР (1955)
Премии:
Государственная премия БССР — за памятник Франциску Скорине в Полоцке. (посмертно).
Творчество
Творчество народного художника БССР А. К. Глебова пока известно массовому зрителю вне Белоруссии сравнительно мало. А вместе с тем произведения этого самобытного художника чрезвычайно интересны.
- Группа «Гражданская война в Белоруссии» (глина, 1937—1940, не сохранилась)
- Конная статуя Л. М. Доватора (гипс, 1945, Областной краеведческий музей, Витебск)
- Была создана небольшая по размерам модель первопечатника с глобусом в руках.(1946)
- Портрет В. И. Владомирского (бронза, 1949)
- Группа «Максим Горький и Янка Купала», (1949)
- «Георгий Скорина» (дерево, 1954),
- Группа «Встреча В. И. Ленина на Финляндском вокзале в апреле 1917 года» (гипс, 1957—1958) — все в Художественном музее БССР, Минск
- Рельеф «Партизаны Белоруссии» (бронза, 1954) для памятника воинам Советской Армии и партизанам в Минске.
Материалы
Орлов Г.В. «Глебов Алексей Константинович — Советский скульптор и живописец СССР (24.03.1908 — 02.10.1968)» — (биография 18.05.2020).
Источник
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%8
1%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%
B2%D0%B8%D1%87
https://ru.wikiredia.com/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81
%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2
%D0%B8%D1%87
https://glebovka.by/%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%8D%D1%82%D1%80%D1%8B/%D0%90%D0%BB%D0%B
5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%
BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0
%B3%D0%B0%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0
%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%
9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0-1960.html
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |