Таран Григорий Алексеевич — Советский лётчик-испытатель СССР — Герой Советского Союза (18.10.1912 — 15.11.1948)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: ВКП(б) (1940).
Образование: Батайская школа пилотов гражданского воздушного флота (ГВФ).
Воинское звание: Майор (1946).
Род войск: Авиация, ГВФ.
Сражения/войны: Великая Отечественная война.
Командовал: 3-й авиационный транспортный полк.
Биография
Таран Григорий Алексеевич — Родился (05) 18 октября 1912 года, деревне Мамаевка, Грузочанская волость, Елисаветградский уезд, Херсонская губерния, Российская империя, (ныне Кировоградский район, Кировоградская область, УССР в составе СССР), в крестьянской семье. Украинец..
После победы Великой Октябрьской Революции
Окончил вечерние рабочие курсы в Кировограде, работал столяром на заводе «Красная Звезда».
В 1931 году — по путёвке комсомола Григорий направлен на учёбу в Первую Краснознамённую Батайскую школу пилотов и техников ГВФ имени П. И. Баранова. За год до окончания школы Григорий Таран стал наставником курсантов.
В 1933 году — окончил Батайскую школу пилотов гражданского воздушного флота (ГВФ). Работал в ней лётчиком-инструктором, учил летать на У-2.
В 1938 году — его как опытного лётчика направляют в Таджикистан для работы в условиях высокогорья. Это были годы освоения Памира. Он не только перевозил пассажиров, почту, различные грузы. Ему пришлось прокладывать новые воздушные пути в глубь Памира.
В 1938 году — переехал в Новосибирск, для переподготовки на самолёт Пс-84, изучения новых средств радионавигации в лётном центре Ааэрофлота. После окончания учёбы ему присвоен первый класс с правом полётов днём и ночью на гражданских самолётах всех типов; командование Центра оставляет его на инструкторской работе.
С 1940 году — Член партии ВКП(б).
В годы Великой Отечественной Войны
09 июня 1941 года — Был призван в Красную армию.
С 27 июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны в составе Московской Авиационной группы Особого назначения (МАГОН).
В 1941 году — при вывозе из осаждённого Ленинграда важного груза, самолёт Г. Таран попал под обстрел противника, сам пилот был ранен в ноги, но все же сумел дотянуть до своего аэродрома.
27 ноября 1941 года — Награждён орденом Боевого Красного Знамени.
28 мая 1942 года — Лейтенант Таран Григорий Алексеевич награждён орденом Красного Знамени за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество.
18 июля 1942 года — Капитан Таран Г. А. награждён орденом Ленина — За успешные боевые действия на Брянском фронте (доставка партизанам в глубокий тыл противника боеприпасов и вооружения).
В 1943 году — эскадрилья, которой командовал Г. Таран, совершила 126 вылетов к партизанам Крыма, доставив 120 тонн продовольствия и вывезя более 600 раненых партизан и детей.
04 мая 1944 года — Таран Григорий Алексеевич награждён орденом Красного Знамени.
К октябрю 1944 года — капитан Таран подготовил и ввёл в строй свыше 60 командиров тяжелых транспортных кораблей; совершил 225 успешных боевых вылетов в тыл противника, 61 боевой вылет с посадкой на партизанской площадке, 374 боевых вылета на линию фронта.
Г. Таран был командирован в Великобританию, где провёл испытания нового транспортного самолёта «Альбемарль» и перегнал его в СССР.
05 ноября 1944 года — Присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»— за успешное командование полком и проявленный героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками.
За время службы совершил 660 вылетов на фронт и в тыл противника к партизанам. За время службы прошёл путь от лётчика до командира 3-го авиационного транспортного полка 1-й авиационной транспортной дивизии. Он был инициатором полётов на предельно малых высотах, что снижало риск подвергнуться зенитному обстрелу. Такой приём, в частности, он использовал при доставке груза продовольствия и боеприпасов частям 1-й ударной и 11-й армий Северо-Западного фронта, которые были отрезаны противником.
30 апреля 1945 года — Таран Григорий Алексеевич награждён орденом Отечественной войны 1-стерени.
Послевоенный период жизни
В мае 1945 года — Таран доставил в Сан-Франциско группу советских дипломатов, которые принимали участие в создании ООН.
С 1946 года — майор запаса.
В 1946 году — Таран стал работать заместителем командира отдельной авиагруппы международных воздушных сообщений МГА СССР. Участвовал в испытаниях новых транспортных самолётов и освоении новых международных маршрутов.
С 01 июля 1946 года по 16 сентября 1946 года — Провёл государственные испытания Ил-12 с двигателями АШ-82 ФН вместе с А.И. Воскановым. Новая модификации имела крейсерскую скорость 344-350 км/ч при полете на высоте до 3000 м. Полет на одном двигателе можно было совершать со скоростью 273-289 км/ч, это почти на 100 км/ч выше, чем у самолета Ли-2. Испытания, которые проходили с полетной массой в 16300 кг, показали наличие возможности дальнейшего повышения данного показателя, а это дополнительная коммерческая нагрузка и дальность полета.
20 сентября 1947 года — Майор Таран Григорий Алексеевич награждён орденом Отечественной войны 1-стерени.
15 ноября 1948 года — трагически погиб на охоте. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, на могиле установлен бюст героя.
Награды СССР
Высшие степени отличия СССР:
Герой Советского Союза
Ордена СССР:
Орден Ленина -2(18.07.1942, 05.11.1944).
Орден Красного Знамени -3 (27.11.1941, 28.05.1942, 04.05.1944).
Орден Отечественной войны 1-стерени -2 (30.04.1945, 20.09.1947).
Медали СССР:
Медаль «Золотая Звезда» (05.11.1944).
Медаль «За боевые заслуги» (03.11.1944).
Медаль «За оборону Ленинграда».
Медаль «Партизану Отечественной войны».
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Звания:
Майор (1946).
Семья
Жена — Таран Анна Ивановна (1912—1998).
- Сын — Таран Геннадий Григорьевич (1937—2011). Сотрудник Отдела Физики Высоких Энергий ФИАН им.П.Н.Лебедева АН СССР, кандидата физ.-мат.наук.
- Сын — Таран Сергей Григорьевич. (1945—2008). Лётчик-испытатель.
Память
- Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен бюст героя.
- Имя героя носит лётное училище в городе Сасово Рязанской области.
Мифы, события, факты
1. «Семенков и Таран вдвоём часто бродили с ружьём и почти никогда не возвращались с пустыми руками. В этот день они, доехав, по обыкновению, до места охоты, поставили машину у обочины дороги и разошлись в разные стороны. Не успел Таран сделать и нескольких шагов, как испуганный хрустом сучьев заяц выскочил с лёжки. Таран прицелился, выстрелил из одного ствола и, конечно, не промахнулся. Стрелок он был меткий! Но заяц был не убит, а только ранен, он прыгнул вперёд и прижался к земле. Таран, войдя в охотничий азарт, решил во что бы то ни стало настигнуть свою добычу и с ходу ударил зверька прикладом. Тут-то и произошла катастрофа: второй ствол после выстрела оставался заряженным; от сотрясения при ударе курок соскочил, прогремел выстрел, и весь заряд попал Таран в живот»…
— Павел Михайлов.
Материалы
Орлов Г.В. «Таран Григорий Алексеевич — Советский лётчик-испытатель СССР — Герой Советского Союза (18.10.1912 — 15.11.1948)» — (биография 25.05.2022).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/Таран,_Григорий_Алексеевич
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |