Рухимович Моисей Львович - Советский партийный и государственный деятель СССР (??.10.1889 — 29.07.1938)
Моисей Львович Рухимович - Родился в октябре 1889 (дата неизвестна) Родился в с. Кагальник, Области Войска Донского, ныне Ростовской области, в семье слесаря. — Советский партийный и государственный деятель.
В социал-демократическом движении с 1904 (Ростов), член Бунда - еврейской социал-демократической рабочей партии.
1906—09 в эмиграции.
С 1911 вёл работу на Украине.
В 1913 г. вступил в РСДРП.
В 1914 мобилизован в армию. После Февральской революции 1917 член Харьковского комитета РСДРП(б) и председатель военной секции Совета.
1917—1918 годы — председатель Харьковского военно-революционного комитета, начальник штаба Красной Гвардии.
февраль—апрель 1918 года — народный комиссар по военным делам Донецко-Криворожской советской республики.
1918—1919 годы — военный комиссар Центрального управления по формированию Красной Армии Украинской ССР.
август-октябрь 1919 года — военный комиссар 41-й стрелковой дивизии.
1919—1920 годы — член РВС 14-й армии.
1920—1923 годы — председатель Донецкого губисполкома и Бахмутского исполкома.
1923—1925 годы — управляющий трестом «Донуголь».
Член ЦИК СССР 1—7 созывов. Член ЦК ВКП(б) (1924—1937)
1925—1926 годы — председатель ВСНХ Украинской ССР.
1926—1930 годы — заместитель председателя ВСНХ СССР.
Член Оргбюро ЦК ВКП(б) (1927—1930).
11 июня 1930 — 02 октября 1931 года - Народный комиссар путей сообщения СССР
Глава правительства: Вячеслав Михайлович Молотов
Предшественник: Ян Эрнестович Рудзутак
Преемник: Андрей Андреевич Андреев
В качестве наркома путей сообщения занимался вопросами обеспечения доставок грузов стройкам пятилеток, подготовкой к осенне-зимним перевозкам грузов сельского хозяйства и промышленности. С целью увеличения оборота вагонов и поездов Рухимович проводит через ВЦСПС распоряжение о премировании лучших предприятий, бригад и ударников транспорта.
Одним из направлений его деятельности на посту наркома путей сообщения была реконструкция транспорта на базе внедрения новой техники. В 1930 −1931 годах в эксплуатацию были введены отечественные тепловозы, которые экономично расходовали топливо, тормоз Матросова, на Ковровском предприятии изготовлен первый экскаватор «Ковровец», совершил свой первый рейс из Ленинграда в Москву скорый поезд «Красная стрела», сдан в постоянную эксплуатацию Турксиб.
М.Л. Рухимович проявил себя реформатором системы управления железнодорожным транспортом. При нем была упразднена Главная дирекция НКПС и созданы отраслевые управления, предприняты меры по совершенствованию планирования и регулирования перевозок. Из Наркомата путей сообщения было выделено управление водным транспортом и образован Наркомат водного транспорта.
Однако Центральный комитет партии и СНК признали его деятельность «неудовлетворительной». В октябре 1931 г. он был освобожден от обязанностей наркома путей сообщения.
1931—1934 годы — управляющий трестом «Кузбассуголь».
1931 был переломным годом. С этого периода ускорилось формирование квалифицированных кадров. Вступили в строй новые шахты Осинниковского и Араличевского рудников – топливного цеха Кузнецкого металлургического комбината.
Именно на исходе этого переломного года трест Кузбассуголь возглавил Моисей Львович. И ни единого значительного изменения в угольной промышленности бассейна не произойти без его вмешательства или его влияния. Современники помнят его как руководителя жесткого, не терпящего возражений, но справедливого и понимающего, придающего значение взаимоотношениям с подчиненными и вообще, с окружающими людьми.
Сложность дальнейшего развития Кузбасса в первой пятилетке состояла в том, вспоминают старые хозяйственники, что строительство шахт велось хозяйственным способом, а эти возможности весьма ограничены. Не было в бассейне проектной организации, проектированием шахт занимался Томский филиал Гипромеза, созданного для проектирования Кузнецкого металлургического комбината. Затем там же, в Томске, был открыт филиал Харьковского Гипрошахта, который вскоре реорганизовали в проектную организацию «Сибугля». Новому управляющему пришлось немало повоевать и, в конце концов, он победил: перевел эту небольшую контору в Новосибирск, поближе к Кузбассуглю, и превратил ее в самостоятельную организацию – Кузбассгипрошахт. Это было уже специализированное проектное учреждение, способное решать настоящие задачи
Таким же образом он загрузил кузбасскими заказами созданную незадолго до него новосибирскую строительную организацию Шахтострой в системе Востокугля. И создал при рудниках систему Управлений нового шахтостроения – УНШ.
Одновременно Моисей Львович начал расставлять на местах толковых руководителей. Проверенных инженеров для развертывающихся строек не хватало, и он стал выдвигать молодежь. И наставлял их обращать внимание не только на производственные вопросы, но и на создание условий для людей.
Как-то будучи в Прокопьевске, М.Л.Рухимович, побывав по обыкновению всюду и ознакомившись с последними событиями, вдруг обратился к молодому заведующему горными работами П.И.Кокорину и предельно кратко изложил ему суть своего предложения. Оно состояло в том, чтобы молодой грамотный инженер перешел в Киселевск, главным инженером УНШ - там надо создавать новый рудник. До того в Киселевске имелись три небольшие шахты, а на месте будущего города было всего с полсотни бараков и домишек. Так что новому руководителю даже свое «койко-место» пришлось разместить прямо в рабочем кабинете.
Но работа пошла. УНШ начало строить шахту «Капитальную», на будущий рудник прибыли мобилизованные – новая рабочая сила. Началось строительство бараков в Афонине, - это месторождение исследовал еще сам П.И.Чихачев в 1840-е годы. Пошло строительство жилья и в центральной части будущего города – знаменитые двухэтажные деревянные дома, в которых потом выросло не одно поколение. Кокорин, немного поразмышляв, взял и добавил к ним здание рабочего клуба. Небольшой получился очаг культуры, но, такой, что в нем даже звуковую фильму можно было прогнать. Не говоря уже о танцах, которые молодежь устроила однажды, даже не дожидаясь открытия.
Естественно, нашлись те, кто об этом каркасно-засыпном излишестве тут же «стукнул» в трест - с благородной, разумеется, заботой о народных деньгах. Не забыв добавить красок о самоуправстве главного инженера.
Нецелевое использование средств при постоянной их нехватке – вопрос архисерьезный, и управляющий вскоре прибыл на место лично. Всякий, кто знал Рухимовича, Кокорину в тот момент не завидовал. Управляющий, с его жесткой хваткой, запросто мог снять с работы и даже отдать под суд.
Осмотр объекта много времени не занял: что там, собственно, смотреть? Попутно управляющий трестом встретился с людьми, послушал, что они думают по такому случаю, и заключил: - Правильно сделал. Придет время, мраморный дворец для шахтеров поставим!
И уехал, ко всеобщему удовлетворению.
А клуб, как говорят жители, простоял около сорока лет, и был снесен каким-то любителем всего нового. Хотя мог бы и дальше стоять, как памятник истории города, - она у него невелика, и разбрасываться памятниками не велит.
В Прокопьевске в 1932 вступила в строй шахта №7 (им. Калинина), ее ровесница шахта №9 стала шахтой им. Кагановича, затем шахтой им. Дзержинского. Не был забыт и управляющий трестом: введенная в строй в 1931шахта «Зиминка-Вертикальная» в 1933 была переименована в шахту имени товарища Рухимовича. После его расстрела, она с 1938 – «Зиминка-Капитальная», ныне «Зиминка». В 1933 начала выдавать уголь шахта «Красный Углекоп», закрытая в годы кризиса 1990-х.
01 января 1934 в Прокопьевске проходил слет актива эксплуатационников и шахтостроителей, на котором был управляющий Кузбассуглем М.Л. Рухимович. К этому дню шахтостроители готовились закончить монтаж технологического комплекса и дать первый уголь на шахте им. Сталина.
Вот стенограмма выступления. Заседание 05 февраля 1934 г., утреннее. Председателъствующий: - Слово имеет товарищ Рухимович.
«Рухимович (Кузбасс).
Товарищи, мы обсуждаем на съезде нашей партии план второй пятилетки, план великой социалистической стройки на такой «площадке», как СССР. Какое гигантское значение имеет этот вопрос для нашей партии, для рабочего класса, для братских партий, для международного пролетарского движения - на съезде партии доказывать не приходится.
В этом плане дана программа завершения технической реконструкции всего народного хозяйства, дан рост продукции больше чем вдвое против первой пятилетки План предусматривает размер капитальных работ в 2,6 раза больше по сравнению с первой пятилеткой. Этот план возлагает всех членов партии и прежде всего на тех партийцев, которые находятся на том или ином хозяйственном посту, исключительно большую ответственность. Ибо для того, чтобы осуществить этот грандиозный план, который, само собой разумеется, стал возможным только в результате всех предыдущих побед, достигнутых под знаменем Ленина, под руководством гениального вождя нашей партии товарища Сталина, требуется исключительное изучение дела и исключительная организация работ в каждом звене.
Что значит технически окончить реконструкцию народного хозяйства? Возьмем, скажем, каменноугольную промышленность, возьмем такой новый район, как Кузбасс. Что значит технически реконструировать эту отрасль хозяйства и одновременно освоить ее технику? Это значит, товарищи, во-первых: во второй пятилетке неуклонно проводить и дальше концентрацию строительства шахт, т. е. иметь еще большую производственно-техническую мощность каждой шахты; это значит - в каждой шахте подземные работы вести более концентрированно; это значит - осуществить комплексную механизацию на наших рудниках; это значит - поставить и разрешить в условиях Кузбасса чрезвычайно сложную проблему закладки; это значит - научиться грамотно управлять кровлей, особенно мощных крутопадающих пластов; это значит - реконструировать всю нашу поверхность, которая на сегодняшний день еще очень плохо выглядит; это значит - перевести на так называемую искусственную вентиляцию наши сложные шахты - шахты-заводы; это значит - поставить дело диспетчерского управления внутри самой шахты в связи с огромным грузопотоком, который мы имеем под землей, используя сигнализацию, блокировку и т. д.; это значит - упорядочить электросеть и все воздухопроводы, которые имеются у нас в шахтах; это значит - разрешить вопросы, которые в капиталистических странах еще не разрешены в достаточной степени: применение электромолотка, применение бурения широкого диаметра и т. д. и т. д.; это значит, товарищи, что наряду с использованием достигнутого техникой капиталистических стран надо прибавить все то новое, все то большое, что делают сейчас миллионы энтузиастов, героев-ударников рабочих и инженерно-технического персонала.
Это возлагает на нас исключительно большую ответственность и требует особенных организационных мероприятий, требует особой организаторской способности от каждого хозяйственника, требует самого пристального внимания к каждому рабочему, который может выдвинуться на тот или иной пост, и выдвигать его вперед; это требует действительного изучения техники дела; это требует осуществления того лозунга, о котором товарищ Сталин говорил на совещании хозяйственников.
Товарищи, на данном XVII съезде партии товарищ Сталин поставил перед нами новую задачу, огромную задачу превратить Кузбасс во второй Донбасс. У нас в Кузбассе были попытки развития производительных сил страны давно, они были еще при жизни Владимира Ильича. Тогда мы были бедны, тогда мы были слабы, тогда мы пытались привлечь иностранную технику, привлечь иностранных рабочих, изучить их опыт. Сейчас уже товарищ Серго в своей речи сказал: донбассовцы и другие районы, поезжайте и посмотрите, что делается в Кузбассе. Я думаю, товарищ Серго несколько это дело преувеличил, хотя у нас действительно в Кузбассе есть кое-чему поучиться. В Кузбассе есть 4-5 крупных шахт, одетых по последнему слову техники; мы сделали кое-что в области организации труда, и в результате этого мы на протяжении этих лет имеем кое-какие сдвиги, в частности по производительности труда. Если у нас в 1930 г. производительность на выход рабочего была 1,08 в смену, в 1931 г. - 1,10, в 1932 г.- 1,15, то в 1933 г. мы имеем 1,32. Товарищи, это кое-какой сдвиг, но мы еще не догнали такой бассейн, как Рур, который имеет 1,68-1,70. Мы не догнали такой страны, которая, правда, в совершенно иных естественных условиях находится, иное залегание пластов имеет, как САСШ, где выход на рабочего - 4,5, - но мы в основном за это время обогнали уже Англию, Францию, Нижнюю Силезию и обогнали в полтора раза Донбасс.
Но это, товарищи, только начало. Для того чтобы в Кузбассе построить дело таким образом, чтобы действительно не только другие районы, но и горняки других стран могли приехать учиться, для этого нужно прежде всего разрешить крупнейшую и сложнейшую проблему закладочного хозяйства. Товарищи, достаточно сказать вам, что не все участники съезда знают, что такое Кузбасс. Запомнили только одну цифру: запасов там 450 млрд. т. Но надо сравнить запасы Кузбасса с другими странами, для того чтобы понять, какими ресурсами мы обладаем в Кузбассе. Достаточно сказать, что Германия после Версальского договора имеет всего запасов - 264 млрд. т, Англия - 189 млрд. т, Польша - 170 млрд. т, Франция - 34 млрд. т, Донбасс - 65 млрд. т, Кузбасс - 450 млрд. т (аплодисменты) лучших коксующихся углей.
Товарищи, нам надо этот гигантский источник энергии раскачать. И гений современности, наш товарищ Сталин, - когда мы уже подвели фундамент социалистической экономики нашей страны, создали крепкую мощную основу, - бьет в цель прямо, отдавая приказ: Кузбасс превратить во второй Донбасс. (Аплодисменты.)
Но, товарищи, чтобы понять, какая огромная работа предстоит нам в Кузбассе, я скажу про одно хотя бы наше закладочное хозяйство. Я хотел привести здесь пример на съезде партии - что нам предстоит по сравнению с нашей гордостью, с Днепростроем. Для того, чтобы построить Днепрострой, нужно было вынуть 6 400 тыс. кубометров земли и нужно было забетонировать, т. е. вложить, 1 900 тыс. кубометров. В 1937 г. при той программе, которая намечается Госпланом, о чем говорили здесь товарищи Молотов и Куйбышев, нам нужно в одном Прокопьевском районе добыть около 8,5 млн. т угля. А для этого нужно закладочных материалов получить 6 млн. кубометров и заложить их под землей, т. е. сделать в год то, что мы делали по Днепрострою в течение нескольких лет.
Вот почему, товарищи, разрешить проблему Кузбасса, эту большую и сложную проблему, нельзя без того, чтобы не механизировать его по-настоящему и тем самым дать широкое развитие этим производительным силам.
А мы сейчас имеем уже огромный рост производительных сил в Кузбассе. На наших глазах растут электростанции, растет химическая промышленность, воздвигаются заводы по электроперегонке, строятся металлургические заводы и заводы цветной металлургии. Для быстрого развития, товарищи, нужно иметь дешевое механизированное топливо хорошего качества. Поэтому, товарищи, я и говорю, что производительность, которой мы достигли в 1933 г., еще ничтожно мала. Мы имеем большие возможности получить у нас в Кузбассе не только дешевое топливо, но получить и дешевую энергию. Вы, конечно, знаете, что во всем мировом хозяйстве угольное топливо составляет 77%, нефть - 15% и остальное - другие виды топлива. Мы, конечно, в нашем социалистическом Союзе не остановимся перед тем, чтобы получать энергию непосредственно с солнечных лучей, но на сегодняшний день, товарищи, уголь еще играет решающую роль по сравнению с гидростанциями и другими видами энергии, как торф, сланец и т. д. Мы должны Кузбасс сделать таким Донбассом, который во вторую пятилетку будет вторым, а дальше будет той цитаделью, которая на Востоке превратится в техническую Мекку, куда должны все трудящиеся идти на поклон к тому великому, что сделал, что сотворил Советский Союз под руководством своего гениального вождя товарища Сталина. (Аплодисменты.)».
1934—1936 годы — заместитель наркома тяжёлой промышленности СССР.
08 декабря 1936 — 15 октября 1937 года - Народный комиссар оборонной промышленности СССР
Глава правительства: Вячеслав Михайлович Молотов
Предшественник: должность учреждена
Преемник: Михаил Моисеевич Каганович
15 октября 1937 года снят с должности, арестован на следующий день. Осуждён 28 июля 1938 года к смертной казни, расстрелян на следующий день. Реабилитирован 14 марта 1956 года.
Награды:
Орден Красного Знамени - В связи с 10-летием РККА и за личное участие в боевых операциях гражданской войны.- 10-летием РК заслуги руководстве и личном участии в х операциях в тяжёлые годы гражданской войны.
Орден Ленина – За успешное строительство по созданию угольного Кузбасса и за перевыполнение плана добычи в 1934 году шахтами Прокопьевского, Киселевского и Кемеровского рудоуправлений – основными поставщиками коксующихся углей для восточной металлургии. – строительство по создания Кузбасса и за перевыполнение плана добычи в 4 года.
Библиография печатных работ М. Л. Рухимовича:
Рухимович М. Л. Несокрушима мощь СССР // Правда. — 1937. — 23 февраля.
Рухимович М. Л. За социалистическую реконструкцию транспорта. Доклад на V пленуме ВЦСПС 25 января 1931 г. — М. : Московский рабочий, 1931. — С. 2-34.
Рухимович М. Л. Пятилетний план и подготовка кадров. Доклад на VІІІ съезде ВЛКСМ. — М.: Молодая гвардия, 1928. — С. 7-12.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%9C%D0%BE%
D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://o-ili-v.ru/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%
D0%B5%D0%B9_%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://2014.uk42.ru/index.php?id=968
http://minpromtorg.gov.ru/ministry/history/ministers/#!732&click_tab_vp_ind=1
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |