Стрелецкий Николай Станиславович — Член-корреспондент АН ССCP — Советский учёный-механик (14.09.1885 — 15.02.1967)
Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист (08.11.1965)
Страна: СССР
Член партии: (19??).
Альма-матер: Петербургский институт инженеров путей сообщения (1911)
Учёное звание: Член-корреспондент АН ССCP (1931), профессор (1918)
Учёная степень: Доктор технических наук (19??),
Научная сфера: Строительная механика, мостостроение.
Специалист в области строительных конструкций и мостостроения.
Биография:
Стрелецкий Николай Станиславович родился 14 сентября 1885 года в крепости Осовец Белостокского воеводства (ныне ПНР). Его отец, видный военный инженер С. А. Стрелецкий, строил оборонительные сооружения в Вильнюсе, Риге, Хабаровске, Владивостоке. В 1904 году Николай окончил гимназию во Владивостоке и поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, который с отличием закончил в 1911 году. Для совершенствования знаний по мостостроению молодой инженер был направлен в двухгодичную командировку в Германию, где он слушал лекции в Шарлоттенбургской высшей технической школе, работал в проектном бюро, участвовал в возведении мостов.
В 1911 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения.
С 1915 г. преподавал (с 1918 г. — профессор) и вёл научную работу в Московском высшем техническом училище,
Вернувшись из-за границы, Н. С. Стрелецкий устраивается в Общество Московско-Казанской железной дороги, где под его руководством разрабатываются проекты мостов через Оку, тоннеля под Волгой в Нижнем Новгороде. Глубоко проанализировав и обобщив весь предшествующий опыт проектирования и строительства аналогичных сооружений, Николай Станиславович публикует этот материал, сразу же обративший на себя внимание специалистов.
В 1915 году Н. С. Стрелецкий становится преподавателем инженерно-строительного факультета МВТУ. Педагогическую работу он сочетал с большой научно-исследовательской и инженерной деятельностью.
В 1917 году возглавил кафедру мостов и параллельно преподавая в Московском институте инженеров путей сообщения.
В 1918 году Николай Станиславович получил Звание профессора.
В монографии «Разводные мосты» (1918) Н. С. Стрелецкий систематизировал и классифицировал эти сооружения по кинематическим схемам и впервые применил в расчётах рациональные графические методы, а также учёт сил инерции.
Пытливый ум и способности к глубокому анализу определили творческий путь Стрелецкого. Он один из инициаторов организации научно-исследовательской работы по мостостроению в Экспериментальном институте Путей сообщения НКПС, который был создан в 1918 г. Здесь Стрелецкому было поручено руководство VII и VIII секциями. VI секция программа предписывала «исследование мостовых сооружений на местах, подготовку кадров для этих исследований, усовершенствование методов и приборов, длительные наблюдения за состоянием мостов и опор»; VIII секция занималась разработкой рациональных методов расчета и теоретических исследований работы инженерных конструкций.
В 1919 г. Высший технический совет и Экспериментальный институт объединили в одну организацию — Технический комитет НКПС. В его состав вошел Отдел инженерных исследований, который возглавил Стрелецкий. Он четко понимает, что вскоре встанут задачи восстановления разрушенного во время мировой и гражданских войн мостового хозяйства, а также необходимость сооружения новых мостовых переходов. Решать эти задачи придется в условиях резко осложненной экономики страны и недостатка строительных материалов, особенно металла. Поэтому необходимо разработать нормативные документы, которые обеспечат проектирование мостовых конструкций с минимальной затратой материала и максимальным учетом их работы под нагрузкой.
Именно поэтому Стрелецкий начинает развивать экспериментально-теоретические исследования мостовых конструкций. Это позволило бы получить верное представление о работе как в целом конструкций, так и отдельных их элементов под действительными статическими и динамическими нагрузками. «Мост перестал для нас быть мертвым сооружением, — говорил Николай Станиславович, — а стал живым организмом — капризным, больным, переменным по времени. Мы как бы превратились из инженеров в медиков. Появилась «мостовая медицина». Для ее развития, как всякой медицины, необходим опыт, опыт и опыт, необходим массовый коллективный опыт — один человек здесь бессилен… Вначале мы были медиками XV века. Есть в Дрездене картина «Вскрытие тела в Болонском университете». Я ее очень люблю. Стоят темные фигуры и смотрят на то, чего не знают, все с любопытством и все разно, один с самомнением, другой внимательно и просто, — но все со своими гипотезами. И мы — такие же фигуры, и смотрим на то, чего не знаем. Но мы не имеем права повторять историю старшей сестры нашей науки — медицины. Столетия ее развития мы должны превратить в годы. Для этого мы имеем теорию. Для этого мы должны иметь единый экспериментальный метод».
Зима 1919 г., голод, холод, разруха. Специалисты сильно обеспокоены состоянием некоторых мостов через Москву-реку. Построенные еще во второй половине XIX столетия, они требовали «решительной перестройки». В июне 1920 г. был объявлен всероссийский конкурс на создание эскизных проектов Б. Каменного, Б. Краснохолмского и Крымского мостов. В закрытом конкурсе участвовали известные специалисты-мостовики и архитекторы, параллельно был объявлен открытый конкурс для всех желающих. В жюри были приглашены П.А. Велихов — председатель, В.Н. Кобылкин, Е.О. Патон, А.М. Васнецов. Каждый из участников мог представить проекты только по двум мостам.
Стрелецкий разработал проекты однопролетных висячих мостов: Б. Краснохолмского — пролетом 152,5 м и Крымского — пролетом 129,2 м. Проект Б. Краснохолмского моста вызвал одобрительный отклик жюри: «Предложенное решение — смелое и красивое и дает полный простор судоходству… Оно заключает в себе ряд интересных технических деталей и в расчетной, и в конструктивной частях и, несомненно, обнаруживает высокую эрудицию автора». После изучения всех проектов Крымского моста и тайного голосования жюри единогласно приняло решение: «Присудить премию проекту проф. Н.С. Стрелецкого, дающему смелое, красивое, открытое, внешне изящное и удовлетворяющее требованиям благоустройства и интересам судоходства решение». Были отмечены также исключительно тщательный расчет конструкций, обоснованное решение и интересные конструктивные новшества. Жюри единогласно рекомендовало проект Стрелецкого к осуществлению, однако в то время он не был реализован.
Премии также присудили: за проект Б. Каменного моста — И.В. Жолтовскому и инженеру П.В. Щусеву; за проект Б. Краснохолмского (после повторного баллотирования) — проф. Г.Г. Кривошеину. Но ни один из этих проектов не был рекомендован к осуществлению.
Подводя итоги конкурса, П.А. Велихов писал: «…Результаты конкурса заслуживают внимания не только во Всесоюзном, но и в Европейском масштабе, ибо мы решительно можем… утверждать, что горячо нами любимое мостовое дело в нашей стране стоит высоко и давно уже родило и имеет «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», которые с успехом могут выступить и на любом международном техническом состязании».
В 1919 г. в Отделе инженерных исследований была организована подвижная мостоиспытательная станция, которой руководил один из ближайших учеников Стрелецкого — С.А. Ильясевич. Эта станция начала экспериментальные исследования мостов, в ходе которых создавались и совершенствовались методика исследований, приборы для испытаний и обработки результатов наблюдений. В 1921 году под руководством Е.О. Патона в Киеве была организована вторая мостоиспытательная станция, а в 1923 году — в Ленинграде под руководством инженера (позже члена-корреспондента АН СССР) Н.М. Беляева.
Стрелецкий не только руководил экспериментальными исследованиями, проводившимися этими тремя станциями, но и сам принимал участие в исследованиях, часто выезжая с московской станцией на испытания мостов. Экспериментальные исследования мостов дали много нового. Например, была доказана неэффективность свободного опирания поперечных балок на пояса главных ферм — так называемая «свободная проезжая часть», в свое время предложенная и внедренная в практику мостостроения самим Н.А. Белелюбским. В 1921 году, несмотря на свои 76 лет и плохое самочувствие, Белелюбский присутствовал на испытании моста через р. Волгу, построенного по его проекту в 1872 г., и признал правоту своих учеников.
В этот период научной деятельности особенно ярко проявились творческие способности Н.С. Стрелецкого как ученого. Он смог создать коллектив единомышленников, благодаря чему экспериментально-теоретические исследования мостовых конструкций получили крупный размах. Исследования, продолжавшиеся под руководством Н.С. Стрелецкого в течение 12 лет, дали богатый опытный материал, который был подвергнут тщательному анализу и обобщению, научные работы на основе этих исследований отличались глубиной изучения работы мостовых конструкций в различных условиях. Стрелецким по существу была создана школа экспериментальных исследований конструкций, из которой, в частности, вышли: И.М. Рабинович, Ю.А. Нилендер, Н.Н. Максимов, С.А. Ильясевич, Г.А. Николаев, Е.Е. Гибшман, С.А. Бернштейн, К.К. Якобсон и др.
С 1925 по 1931 год Н. С. Стрелецкий пишет фундаментальный «Курс мостов» (в монографии рассматривается целесообразность применения на автомобильных дорогах и в горных местностях висячих и вантовых конструкций).
Кроме мостостроения, Н. С. Стрелецкого занимали металлические конструкции промышленного и гражданского строительства. Еще в 1927 году он стал одним из организаторов Государственного института сооружений, преобразованного через пять лет в ЦНИИПС, где сначала руководил лабораторией, а в 1935—1936 годыдиректорствовал.
В 1928 году на Международном конгрессе в Вене он выступил с генеральным докладом по теме динамики мостов под действием подвижных нагрузок, получившим очень высокую оценку.
Н. С. Стрелецкий создал получивший позднее широкую известность «треугольник развития металлостроительства», в который вошли Проектстальконструкция, отделение металлоконструкций ЦНИИПСа (позднее ЦНИИСК) и соответствующая кафедра МИСИ имени В. В. Куйбышева. Тридцать лет он неизменно осуществлял творческое взаимодействие этих трех организаций. Его детище — и региональные творческие центры развития металлоконструкций в Новосибирске, Ленинграде, Макеевке, Новокузнецке, Горьком, Воронеже и других городах страны.
С 1930 по 1935 год Николай Станиславович возглавлял кафедру мостов в Военно-инженерной академии.
Огромная научная работа, проведённая Н. С. Стрелецким до 1930 года, получила широкое признание.
В 1931 году его избирают членом-корреспондентом АН СССР. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, он — кавалер четырёх орденов Ленина и дважды Трудового Красного Знамени, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Память о себе Н. С. Стрелецкий оставил и в своих учениках, многие из которых под его руководством стали известными учёными, докторами наук, профессорами и возглавляют сегодня научно-исследовательские, учебные и проектные институты по всей стране.
С 1932 года Н. С. Стрелецкий возглавлял кафедру металлоконструкций МИСИ, где углублённо занимался вопросами их расчёта, в том числе с учётом развития пластических деформаций.
Идея же однопролетных мостов в Москве была воплощена в жизнь в 30-е годы. Проект однопролетного сварного моста «Дворца Советов» был разработан Стрелецким в 1932 г. и положил начало эпопее проектирования однопролетных москворецких мостов, которая закончилась сооружением четырех металлических арочных и одного висячего (Крымского) мостов.
С 1933 года — в Московском инженерно-строительном институте им. В. В. Куйбышева. Основные труды — по теории прочности сооружений и конструкций. Большое значение для практики проектирования и строительства имеют разработанные под его руководством теоретические основы расчёта строительных конструкций по предельным состояниям. Им также разработаны основы типизации транспортных и промышленных сооружений. По его проектам построен ряд крупных металлических железнодорожных мостов, в том числе мосты через реки: Ока, Волга, Днепр, канал им. Москвы.
В 1935 году в содружестве с профессором А. Н. Гениевым Н. С. Стрелецкий закончил капитальный труд «Основы металлических конструкций», преобразованный в учебник «Металлические конструкции» (1948; переиздан в 1952, 1961; переведён на семь языков). Большое внимание уделял учёный и разработке конструктивных форм, позволяющих применять передовую технологию сварки; возможностям перехода в тяжёлых конструкциях на низколегированные, а также термоупрочнённые и высокопрочные стали.
Наиболее крупным научным достижением Н. С. Стрелецкого стал созданный под его руководством метод расчёта строительных конструкций по предельным состояниям, в котором общий коэффициент запаса расчленён на три — однородности, перегрузки и условий работы. Были сформулированы также понятия предельных состояний и нормативных и расчётных нагрузок, проведены исследования упруго-пластических свойств как материала, так и конструкции, определён допуск частичного пластического деформирования материала, что позволило на 6—12 % снизить его весовые показатели.
Николай Станиславович возглавлял институт во время эвакуации в Новосибирск с октября 1941 г. по октябрь 1943 г. В трудных условиях войны он сумел организовать учебный процесс и обеспечил непрерывную работу вуза по подготовке нужных стране инженеров-строителей.
В 1944 года получил звание Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Свыше 15 своих научных трудов посвятил Н.С. Стрелецкий проблеме коэффициента запаса, допускаемым напряжениям и разрушению сооружения. Он заложил основы аналитического и четкого подхода к этим важнейшим проблемам инженерного дела.
Стрелецкий теоретически обосновал безопасность и целесообразность значительного повышения допускаемых напряжений в металлических конструкциях. Под его руководством в нашей стране был впервые в мире создан метод расчета мостов по предельным состояниям. Кроме того, он исследовал предельное состояние ферм, подвергающихся действию циклической нагрузки, и создал теорию определения коэффициента запаса на основе теории вероятности, намного опередив зарубежных коллег. Метод расчета по предельным состояниям получил широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом.
Этой проблеме посвящены работы Стрелецкого: «Принципиальные основы методики расчета по предельным состояниям» (1949), «Проблема прочности в свете принципов методики расчета сооружений по предельным состояниям» (1954) и др.
Также Стрелецкий непосредственно руководил проектированием и участвовал в разработке конструкций многих объектов: трубобетонного арочного железнодорожного моста через р. Исеть, Магнитогорского, Кузнецкого, Тагильского, Запорожского металлургических заводов, мостов и конструкций канала Москва-Волга, специального каркаса Дворца Советов, балочной конструкции для восстановления пролетных строений железнодорожных мостов, высотного здания МГУ, Дворца культуры и науки в Варшаве, участвовал в работе ведущей в нашей стране организации по проектированию металлических конструкций — института «Проектстальконструкция». Разнообразный характер этих объектов дает достаточно яркое представление о широте инженерных интересов Стрелецкого.
За более чем полувековой период постоянной плодотворной научной работы Н.С. Стрелецким было опубликовано более 250 научных трудов.
Умер Николай Станиславович в 1967 году и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Совершенствование методов расчёта (более строгая оценка работы конструкции, в том числе учёт оптимизации на стадии подбора сечений) дало возможность ЦНИИСКу имени Кучеренко совместно с другими организациями в 1982 году разработать СНиП II-23-81, обеспечивающий дополнительную экономию стали в строительных металлоконструкциях.
Награды СССР
Медаль Золотая Звезда Серп и Молот (22.02.1966).
Ордена СССР:
Орден Ленина (10.07.1946; 19.09.1953; 15.09.1961; 22.02.1966) -четыре;
Орден Трудового Красного Знамени (09.01.1943; 10.06.1945) -два
Медали СССР:
Премии СССР:
Звания СССР:
Герой Социалистического Труда (22.02.1966);
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1944).
Примечания:
- ↑ Перейти к: Стрелецкий Николай Станиславович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
Литература:
★ Стрелецкий Н. С. Конструкции пролётных строений мостов / Металлические конструкции. Специальный курс. — М.: Стройиздат, 1965. — 366 с.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%B8
%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B
E%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://polymus.ru/ru/persons/streletskiy-nikolay/
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |